8 марта: как появился день борьбы за женские права

Современная эпоха

После решения многих вопросов, изложенных в «Декларации чувств» Стэнтон, влияние движения за права женщин неоспоримо: избирательные права, доступ к образованию и рабочим местам и равенство, культурные сдвиги, репродуктивные права, опекунство, права собственности и многие другие вопросы были решены либо полностью, либо в значительной степени.

В действительности, многие противники движения, такие как активисты за права мужчин (MRA), утверждают, что «маятник качнулся слишком далеко в противоположную сторону». Для подтверждения этого утверждения они часто приводят такие статистические данные, как преимущество женщин в спорах об опеке над детьми, более длительные сроки тюремного заключения мужчин за равные преступления, более высокий уровень самоубийств среди мужчин, а также повсеместное игнорирование таких проблем, как изнасилования мужчин и жертвы насилия.

Движению за права женщин и феминизму в целом понадобилось некоторое время, чтобы адаптироваться к таким контраргументам. Многие продолжают позиционировать Движение как противоположность МРА. С другой стороны, все больше активистов начинают рассматривать феминизм более целостно, как идеалогию. По их словам, он включает в себя и МРА, и ЖДМ, рассматривая проблемы двух полов.как взаимосвязанные и неразрывно связанные между собой.

Аналогичный сдвиг или разделение можно заметить в отношении Движения к вопросам ЛГБТК и правам трансов в частности. Быстрое принятие транс-мужчин и транс-женщин в 21 веке привело к некоторым разногласиям внутри движения.

Некоторые придерживаются так называемой транс-исключительной радикальной феминистской (TERF) стороны вопроса, утверждая, что транс-женщины не должны быть включены в борьбу за права женщин. Другие принимают широкую академическую точку зрения, что пол и гендер различны и что права транс-женщин являются частью прав женщин.

Еще одним пунктом разделения стала порнография. Некоторые активисты, особенно старшего поколения, считают ее унизительной и опасной для женщин, в то время как новые волны Движения рассматривают порнографию как вопрос свободы слова. По мнению последних, и порнография, и секс-работа в целом должны быть не только легальны, но и реструктурированы таким образом, чтобы женщины имели больше контроля над тем, что и как онихотят работать в этих областях.

В конечном итоге, несмотря на то, что в современную эпоху Движения за права женщин существуют такие разногласия по конкретным вопросам, они не нанесли ущерба текущим целям Движения. Так, даже несмотря на случайные неудачи, движение продолжает продвигаться вперед в решении многих вопросов, таких как:

  • Репродуктивные права женщин, особенно в свете недавних нападок на них в начале 2020-х годов
  • Права суррогатного материнства
  • Сохраняющийся гендерный разрыв в оплате труда и дискриминация на рабочем месте
  • Сексуальное домогательство
  • Роль женщин в религиозном служении и религиозном руководстве
  • Поступление женщин в военные академии и активные боевые действия
  • Пособия по социальному обеспечению
  • Материнство и работа, и как совместить эти два понятия

Феминизм в России

В России феминизм появился в 1850-х годах на фоне политического кризиса и демократизации общества. Наша страна пошла по собственному пути и заговорила, в первую очередь, о праве на образование и квалифицированный труд для женщин. Феминизм поддерживал публицист Дмитрий Писарев, утверждая, что «мужчина гнетёт женщину и клевещет на неё… постоянно обвиняет её в умственной неразвитости, в отсутствии тех или других высоких добродетелей, в наклонностях к тем или иным преступным слабостям…».

В 1880-90-х годах речь зашла об избирательном праве для женщин. Россия стала одной из первых стран, наделивших женщин избирательными правами.

Стоит отметить также, что, несмотря на отсутствие специального термина, борьбой за права женщин занимался еще царь Петр I. Он взял на себя смелость отменить рядные записи (юридический документ о приданом), а также назначил смертную казнь за убийство супруги, запретил продажу и ссылку жен. Под запретом оказался и насильственный брак. А, вот, лицам разных вероисповеданий наоборот разрешили жениться. Петр I также позаботился о правах незаконнорожденных детей и построил для них приюты.

За что борются феминистки в России

За безопасность

Феминистки борются за создание закона о домашнем насилии. Например, сейчас в России не существует охранного ордера — документа, который бы не позволял агрессору приближаться к жертве по решению суда. Также в стране декриминализированы побои в семье. Это значит, что за побои агрессор должен лишь заплатить штраф и только при рецидиве, может быть, на него заведут уголовное дело.

В отдельных регионах России сохраняются насильственные обычаи. Например, «женское обрезание», кража невест, убийства чести. Все это нарушает безопасность и неприкосновенность женщин.

В последнее время обсуждаются проблемы репродуктивного насилия — от запрета абортов до навязывания материнства. Феминистки выступают за свободу выбора женщины.

За финансовое благополучие

У женщин в карьере всё ещё существует «стеклянный потолок». Это значит, что женщины часто не могут пробиться на высокие управленческие должности в коммерческих компаниях или в органах власти, тогда как мужчинам пройти по этому пути легче.

Помимо основной работы в обязанности женщины входит заниматься неоплачиваемым домашним трудом, воспитанием детей. Мужчины же занимаются этим значительно меньше. Феминистки борются за равное распределение семейных обязанностей.

Матери-одиночки живут довольно бедно в том числе потому, что в России остро стоит проблема неуплаты алиментов со стороны отца. Это тоже заботит феминисток.

Вторая волна

Вто­рая вол­на Ф. – зап. ин­тел­лек­ту­аль­ное и об­ществ.-по­ли­тич. жен­ское дви­же­ние кон. 1960-х – 1980-х гг., гл. на­прав­ле­ни­ем ко­то­ро­го ста­ла борь­ба с дис­кри­ми­на­ци­ей по при­зна­ку по­ла и ут­вер­жде­ние жен­ской ав­то­но­мии, в т. ч. в об­лас­ти ча­ст­ной жиз­ни (ло­зунг «Лич­ное есть по­ли­ти­че­ское», вы­дви­ну­тый ав­то­ра­ми сб. «Хро­ни­ка вто­ро­го го­да: ос­во­бо­ж­де­ние жен­щин», 1970). Силь­ное влия­ние на идео­ло­гию Ф. этой вол­ны ока­за­ла ра­бо­та С. де Бо­ву­ар «Вто­рой пол» (1949) с её те­зи­сом «жен­щи­ной не ро­ж­да­ют­ся, ею ста­но­вят­ся», по­ста­вив­шим под со­мне­ние био­ло­гич. пре­до­пре­де­лён­ность жен­ской судь­бы: те­лес­ность, сек­су­аль­ность, ре­про­дук­тив­ные спо­соб­но­сти, эко­но­мич. по­ло­же­ние рас­смат­ри­ва­лись при­чи­на­ми пред­став­ле­ния жен­щи­ны как объ­ек­та, ско­ван­но­го гра­ни­ца­ми сво­ей при­ро­ды (те­ла) и си­туа­ции. Важ­ной те­мой это­го пе­рио­да ста­ло ра­зо­бла­че­ние ми­фа о «сча­ст­ли­вой до­мо­хо­зяй­ке» как ес­теств. пред­на­зна­че­нии жен­щи­ны, про­дви­гав­ше­го­ся в сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции. В про­грамм­ной кни­ге Б. Фри­дан (США) «За­гад­ка жен­ст­вен­но­сти» (рус. пер. 1994) опи­сы­ва­лось, как замк­ну­тые в сво­ём «уют­ном конц­ла­ге­ре» жен­щи­ны сред­не­го клас­са стра­да­ли от не­воз­мож­но­сти нор­маль­ной са­мо­реа­ли­за­ции, став­шей ис­точ­ни­ком мно­го­числ. нев­ро­зов. В Ф. вто­рой вол­ны вы­де­ля­ют ли­бе­раль­ное, со­циа­ли­стич. (мар­кси­ст­ское), ра­ди­каль­ное и пси­хо­ана­ли­тич. на­прав­ле­ния, ко­то­рые по-раз­но­му объ­яс­ня­ли про­ис­хо­ж­де­ние ген­дер­но­го не­ра­вен­ст­ва, но раз­де­ля­ли об­щее пред­став­ле­ние о том, что совр. об­ще­ст­во яв­ля­ет­ся об­ще­ст­вом пат­ри­ар­ха­та. В от­ли­чие от Ф. пер­вой вол­ны, де­лав­ше­го ак­цент на сход­ст­ве муж­чин и жен­щин и на этом ос­но­ва­нии тре­бо­вав­ше­го для них рав­ных прав, Ф. вто­рой вол­ны раз­ви­вал­ся как Ф. раз­ли­чий, на­стаи­вая на при­зна­нии осо­бой ро­ли жен­щин в об­ще­ст­ве. Ак­тив­ное про­дви­же­ние идео­ло­гии Ф. в 1970–80-е гг. при­ве­ло в ря­де стран к при­ня­тию ан­ти­дис­кри­ми­на­ци­он­ных по­пра­вок в за­ко­но­да­тель­ст­во, по­яв­ле­нию ген­дер­ных ис­сле­до­ва­ний как ака­де­мич. дис­ци­п­ли­ны (см. Ген­дер­ная ан­тро­по­ло­гия, Ген­дер­ная со­цио­ло­гия, Ген­дер­ная пси­хо­ло­гия), раз­ра­бот­ке про­грамм, на­прав­лен­ных на под­держ­ку жен­щин, во мно­гих ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ци­ях, вклю­чая ООН. Од­на­ко по­ли­тич. про­грам­ма вто­рой вол­ны под­вер­глась кри­ти­ке со сто­ро­ны фе­ми­ни­сток, не при­над­ле­жавших к бе­лой ра­се и сред­не­му клас­су и ут­вер­ждав­ших, что их про­бле­мы фак­ти­че­ски не бы­ли вос­при­ня­ты и ос­мыс­ле­ны в фе­ми­ни­ст­ском дви­же­нии.

Как деторождение определило отношение к женщинам

В древности предполагали, что женщина и мужчина устроены одинаково, если не считать очевидных отличий. Именно эти отличия определили отношение к женщине: вынашивать и рожать считалось главной целью ее жизни. Однако уже древние люди пытались контролировать этот процесс. В Древней Греции для контрацепции использовали кедровое и оливковое масла. В Индии — помет слонов. В Китае — ртуть. А в египетском Папирусе Кахуна содержится перечень ингредиентов контрацептива: кислое молоко, крокодилий навоз, акация и мед. Надо сказать, в таком безумном сочетании даже был смысл: смола акации в смеси с медом выделяет ангидрид молочной кислоты, который используют в современных спермицидах.

Что такое радикальный феминизм

Его представительницы намного категоричнее и жёстче в своих убеждениях. Радикальный феминизм стремится к созданию матриархата. Они убеждены, что мужчины — это угнетатели женщин. По их мнению, мужчинам по умолчанию принадлежат власть, экономические привилегии, а социальные институты держат женщин в подчинённом положении.

Главная задача радикалов — отказ от маскулинных стереотипов и традиционных гендерных ролей. Например, радфеминистки уверены, что на девушек начинают давить с самого детства. Родители и учителя якобы внушают им, что они слабые, хрупкие, нежные. Девочек одевают в розовые платья и с раннего детства рассказывают о том, как в будущем она станет матерью.

Также радикалы уверены, что любой мужчина заинтересован в угнетении женщин вне зависимости от его поведения, убеждений и ценностей. Нередки случаи, когда убеждённые радикальные феминистки целенаправленно отказываются от отношений по идеологическим причинам.

В ходе развития радикального феминизма его представительницы решили, что ценности их идеологии должны встать выше комфорта мужчин, а женщины должны занять их место в социальной иерархии.

Незамужние феминистки призывают вычеркнуть из словаря слово «жена». По их мнению, жена не может быть счастливой в браке по умолчанию.

Афра Бен (1640–1689)

О детстве и юности Афры известно немного. По одной из версий, она родилась в Англии, и её отец был цирюльником, который путешествовал по миру вместе с семьёй. В 1964 году Афра вернулась на родину и вышла замуж за торговца Бена, который вскоре скончался. Больше Афра никогда не состояла в браке.

В 1665 году она стала политическим шпионкой в Антверпене от имени короля Чарльза II. Ей приказали установить близкие отношения с Уильямом Скотом — сыном Томаса Скота, убийцы Чарльза I. Но он рассекретил Афру Бен и сдал голландцам. Она не получила вознаграждения за свою службу, и потому ей пришлось зарабатывать самой. Так Афра устроилась писцом Королевской роты.

Вскоре Афра начала писать пьесы и стала первой женщиной-драматургом. Её первую работу «Насильственный брак» поставили в 1670 году. Через полгода она написала ещё одну успешную пьесу «Влюбчивый принц». Обе трагикомедии высмеивали брак по расчёту. Хотя две предыдущие пьесы были поставлены на сцене, критики саботировали её третье произведение из-за того, что Бен — женщина. Афра своё право писать и критиковала общество, в котором женщина не могла получить образования, чтобы показать свои способности.

После саботажа Афра не писала ничего ещё три года. Некоторые исследователи считают, что она снова стала шпионкой. После перерыва она написала четыре пьесы и три комических романа.

Во время правления Чарльза II высшая прослойка общества отходила от пуританской этики. Король много общался с драматургами, которые высмеивали брак и любовь на всю жизнь. Афра Бен тоже входила в этот круг. Её пьесы были довольно откровенны. Она выступала за сексуальную свободу и мужчин, и женщин, без стеснения писала о сексе. В нашумевшем стихотворении «Разочарование» она описала бессилие, которое испытывает женщина, когда её мужчина — импотент. Современные критики Лиза Цейтц и Питер Томс утверждали, что поэма остроумно поставила под сомнение традиционные гендерные роли.

Сегодня Афру больше знают как авторку романов «Любовные письма между дворянином и его сестрой», «Справедливая кокетка», «Агнес де Кастро, или Сила великодушной любви» и «Оруноко». Последний роман часто исследователи и критики. В книге затрагиваются темы рабства, расизма, сексуальности и гендера. Главный герой, негритянский принц Оруноко, едет в Новый Свет, чтобы отыскать возлюбленную Имоинду, которую продали в рабство. Ради любви он сам становится невольником и поднимает восстание рабов.

С XVIII по XX века Арфу Бен аморальной, второсортной писательницей. Она не высказывалась в открытую о равных правах мужчин и женщин, но вела свободный для женщины своего времени образ жизни, одна из первых писала о женской сексуальности откровенно и публично. В 1970-е феминистские критики пересмотрели произведения Бен. Исследовательница Элисон Конвей считает, что Афра сформировала современное представление о женской сексуальности. Вирджиния Вульф в книге «Своя комната» писала, что Афра Бен показала, как женщина может заработать собственными талантами.

Первая революция в контрацепции

К XIX веку контрацепция уже была широко распространена — использовались презервативы, правда, тогда они в основном снижали риск подхватить заболевания, передающиеся половым путем. Революция пришла откуда не ждали: в 1844 году американский изобретатель Чарльз Гудьир запатентовал процесс вулканизации резины, благодаря которому из обычного сырого каучука получался эластичный и прочный материал.

В 1880-х годах немецкий врач Вильгельм Менсинг описал резиновое приспособление для женской контрацепции — влагалищную диафрагму. Это был первый контрацептив, применение которого почти полностью могла контролировать женщина, а не мужчина. Диафрагма Менсинга представляла собой колпачок, купол которого прикрывал шейку матки и создавал барьер для сперматозоидов.

Правда, продукт не стал популярным. Для установки диафрагмы нужно было обращаться к врачу. Это дорого обходилось, к тому же культуры посещения гинекологов тогда не было. Проще говоря, женщины стеснялись.

Начало движения за права женщин

Элизабет Кэди Стэнтон (1815-1902). PD

Датой начала движения за права женщин принято считать неделю с 13 по 20 июля 1848 года. Именно в течение этой недели в Сенека Фоллс, штат Нью-Йорк, Элизабет Кэди Стэнтон организовала и провела первый съезд за права женщин. Она и ее соотечественники назвали его «Съезд для обсуждения социального, гражданского и религиозного положения и прав женщин. »

Хотя отдельные борцы за права женщин, феминистки и суфражистки говорили и писали книги о правах женщин до 1848 года, именно тогда Движение официально началось. Стэнтон отметила это событие, написав свою знаменитую статью Декларация чувств по образцу США Декларация независимости Эти два литературных произведения довольно похожи друг на друга с некоторыми явными различиями. Например, Декларация Стэнтона гласит:

«Мы считаем эти истины самоочевидными, что все люди и женщины созданы равными; что они наделены своим Создателем определенными неотъемлемыми правами; что среди них — жизнь, свобода и стремление к счастью».

Далее в Декларации чувств перечисляются области и сферы жизни, где к женщинам относились неравноправно, такие как работа, избирательный процесс, брак и домашнее хозяйство, образование, религиозные права и т.д. Стэнтон обобщила все эти претензии в списке резолюций, записанных в Декларации:

  1. В глазах закона замужние женщины рассматривались как простое имущество.
  2. Женщины были лишены избирательных прав и не имели права голоса.
  3. Женщины были вынуждены жить по законам, в создании которых они не имели права голоса.
  4. Будучи «собственностью» своих мужей, замужние женщины не могли иметь никакой собственной собственности.
  5. Законные права мужа простирались так далеко над его женой, которую он мог даже бить, оскорблять и лишать свободы по своему желанию.
  6. Мужчины имели полный фаворитизм в вопросах опеки над детьми после развода.
  7. Незамужним женщинам разрешалось владеть собственностью, но они не имели права голоса в формировании и размерах налогов на собственность и законов, которые они должны были платить и соблюдать.
  8. Женщины были ограничены в большинстве профессий и получали крайне низкую заработную плату в тех немногих профессиях, к которым они имели доступ.
  9. Две основные профессиональные области, в которые женщины не допускались, включали юриспруденцию и медицину.
  10. Колледжи и университеты были закрыты для женщин, что лишало их права на высшее образование.
  11. Роль женщин в церкви также была строго ограничена.
  12. Женщины оказались в полной зависимости от мужчин, что разрушительно сказалось на их самоуважении и уверенности в себе, а также на их общественном восприятии.

Как ни странно, хотя все эти жалобы были приняты на съезде в Сенека-Фолс, только одна из них не была единогласной — резолюция об избирательном праве женщин. Вся эта концепция была настолько чуждой для женщин того времени, что даже многие из самых ярых феминисток того времени не считали ее возможной.

Тем не менее, женщины на съезде в Сенека-Фолс были полны решимости создать что-то значительное и долговременное, и они знали весь масштаб проблем, с которыми столкнулись. Это видно из другой известной цитаты из Декларации, которая гласит:

«История человечества — это история постоянных оскорблений и узурпаций со стороны мужчины по отношению к женщине, прямой целью которых было установление абсолютной тирании над ней».

Как отмечают «женские» праздники в мире

8 марта является государственным выходным в 27 странах: в России и большинстве стран СНГ, а еще в Непале и Северной Корее. В некоторых странах в этот день не работают только женщины или женщин отпускают с работы пораньше, к примеру, такая практика присутствует в Китае.

В бытовом понимании праздник 8 марта утратил изначальный посыл: с борьбы за женские права акцент сместился на поздравление женщин, проявление к ним уважения и любви. 8 марта женщинам дарят цветы или подарки, поздравляют на работе и дома.

Однако, даже в отсутствии государственного выходного, женский день отмечают в некоторых странах Европы, особенно он популярен у тех, кто разделяет левые взгляды, так как раньше праздник нес в себе революционный символизм. К примеру, в Италии принято дарить женщинам мимозу, а еще для женщин в этот день бесплатно посещение музеев и есть возможность пройти бесплатное медицинское обследование во многих больницах.

Поздравление с 8-м марта на итальянском на фоне желтых цветов

(Фото: wetheitalians.com)

Существует и ряд других праздников, призванных обратить внимание на проблемы женщин или осветить их успехи в той или иной области

День матери

Во многих европейских странах и в США популярен День матери — праздник всех матерей, проводимый в начале мая. В этот день поздравляют матерей и беременных женщин, дарят им цветы, подарки и открытки. День матери был придуман в США, в 1907 году, его основоположницей стала Анна Джарвис. Анна провела поминальную службу в честь своей матери, которая занималась организацией женских групп, продвигала идеи дружбы и солидарности женщин. В память о своей матери, Джарвис выступила с инициативой учреждения праздника матерей, она написала письма в государственные учреждения с предложением один день в году посвятить чествованию матерей. Праздник стал популярен во многих штатах, а в 1914 году президент Вудро Вильсон сделал его национальным выходным. Любопытно, что Анна Джарвис до конца своей жизни боролась с коммерциализацией дня матери и даже пыталась упразднить его.

День девочек

11 октября празднуется Международный день девочек, это молодой праздник, в 2022 году ему исполнилось десять лет. День девочек был учрежден ООН для привлечения внимания к трудностям, с которыми сталкиваются дети женского пола по всему миру: отсутствие образования и безопасности, насилие, калечащие операции и ранние браки — это только часть опасностей, которым подвергаются девочки. В День девочек ООН призывает ратовать за расширение прав девочек и помощь в реализации их потенциала.

Также неофициально День девочек существует в других странах, к примеру 3 марта в Японии празднуется Хинамацури — Праздник девочек, его еще называют Днем цветения персика и Праздником кукол. В этот день в доме выставляют особых кукол, принимают гостей и дарят подарки девочкам.

Девочки с куклами хина нинге в день Хинамацури

(Фото: masteraikido.ru)

День женщин и девочек в науке

В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, согласно которой 11 февраля провозглашается Международным днем женщин и девочек в науке. Этот праздник был учрежден для содействия женщинам-ученым в их праве на равный доступ к научной работе. В этот день обсуждается вопрос гендерного равенства в науке, а также освещаются успехи женщин в области технологий, математики и инженерии.

Девочки с плакатами проекта The Global Goals

(Фото: unicef.org)

Другие праздники

Существует ряд других важных дней, учрежденных для освещения гендерных вопросов. 6 февраля ООН обьявлен Международный день нетерпимого отношения к калечащим операциям на женских половых органах; 25 ноября — Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, а 19 июня — Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта.

Помимо официально учрежденных праздников, в разных странах есть свои дни для поздравления женщин. К примеру, в Японии 19 июля празднуется день женщины-министра, 31 мая в США — день блондинок, а в первое воскресенье марта во Франции поздравляют бабушек и пожилых женщин.

Арканжела Таработти (1604–1652)

Будущая писательница родилась в семье венецианского торговца. Всего в семье было 11 детей. У Арканжелы было слабое здоровье, поэтому её отец посчитал, что девочка не сможет выйти замуж. Он отправил Арканжелу в монастырь Святой Анны в Кастелло, когда ей было 12 лет. Свободолюбивой Арканжеле такая жизнь не нравилась. В автобиографии она писала, что, оставаясь монахиней, жила во лжи.

Священнослужительницы жили отдельно от людей и не могли общаться ни с кем за пределами монастыря. Таработти самостоятельно научилась писать и читала книги, которые были запрещены для монахинь. Кроме того, есть сведения, что к ней тайно приходили писатели и поэты. Она переписывалась с учёными и политиками, несмотря на запрет. Как ей удавалось это сделать — неизвестно. Её письма опубликовали в сборнике «Письма знакомые и официальные».

Кроме писем, у Арканжелы были профеминистские книги и статьи, в которых она критиковала патриархальный уклад жизни: «Чистилище женщины, несчастной в браке», «В защиту женщин, или О том, что женщины тоже люди». Она возмущалась, что отношение в семье к девушкам было очень жестоким, а в обществе их воспринимали как товар. Арканжела считала, что женщины заслуживают прав и должны за них бороться.

В своей самой знаменитой работе «Тирания отцов» Арканжела критиковала уклад, при котором отцы решали за дочерей их судьбы и насильственно отправляли в монастырь. Она считала, что это неправильно не только по отношению к девушкам, но и по отношению к христианству. Монахини, которых насильно отправили  служить богу, не могли искренне посвятить себя вере. В 1661 году «Тирания отцов» вошла в список запрещённых книг Римской-католической церкви. Запрет отменили только в 1966 году.

Книги о феминизме

Ставшее классикой произведение американской писательницы и журналистки Наоми Вульф. В нём она рассказывает, откуда берутся стереотипы о женской красоте и почему они ограничивают свободу женщин не меньше, чем патриархальное «домашнее рабство».

«Невидимые женщины. Почему мы живём в мире, удобном только для мужчин. Неравноправие, основанное на данных»

Автор книги Кэролайн Криадо Перес считает, что разработчики различных продуктов и технологий опираются на данные, собранные о человеке, где «человек» — это мужчина, а женщины с их тонкостями и особенностями остаются в тени. Перес представляет некоторые факты дефицита гендерных данных в самых разных областях — от политики и медицинских исследований до технологий, трудовых отношений, планирования городского пространства и медиа.

«Почему у женщин при социализме секс лучше. Аргументы в пользу экономической независимости»

Профессор Пенсильванского университета объясняет, что капитализм в странах первого и второго мира не стал выходом для большинства женщин. Годси утверждает, что в условиях свободного рынка у женщин больше возможностей достичь карьерных высот и экономической независимости, внутреннего равновесия и личного счастья, но также Кристен рассказывает и о том, как женщин продолжают дискриминировать и обделять: физическими радостями, интеллектуальной самореализацией, используя в интересах процветания тех, кто уже находится на вершине экономической пирамиды.

Эммелин Панкхёрст (1858 — 1928)

Эммелин Панкхёрст / Getty Images

Уроженка Манчестера, жена адвоката и мать пятерых детей, на рубеже 19 и 20 веков Панкхёрст возглавила движение суфражисток. К активизму ее подтолкнула простая история: когда она пыталась вступить в левую Независимую лейбористскую партию, ей отказали, сославшись на ее пол. В 1889 году Эммелин Панкхёрст вместе с группой единомышленников основала Лигу за избирательные права женщин, которая выступала за предоставление всеобщего избирательного права и установление гендерного равноправия. Но мирными акциями протеста никаких успехов они так и не добились — ни один из их законопроектов не был принят парламентом.

В 1903 году Панкхёрст учредила собственный Женский социально-политический союз (WSPU). WSPU была первой действительно заметной политической организацией, требовавшей для женщин равные права с мужчинами. Они добивались выполнения своих требований довольно агрессивно: били витрины, устраивали поджоги, оскорбляли полицейских. Панкхёрст и ее трое дочерей (Кристабель, Сильвия и Адела), которые активно помогали маме с ее деятельностью, не раз оказывались за решеткой, но и там не сдавались и объявляли голодовки.

Арест Эммелин Панкхёрст 21 мая 1914 / Getty Images

Эммелин Панкхёрст обвиняли в излишней воинственности, но с началом Первой мировой войны она прекратила антигосударственную деятельность и поддержала британское правительство в борьбе с Германией. Она призвала женщин работать на производстве, а мужчин — воевать. А сразу после войны британский парламент принял закон, давший право голоса всем женщинам старше 30 лет.

Почему информированность важна для здоровья

Да, за последние сто лет многие проблемы, которые касаются конкретно женского здоровья, удалось решить. Но некоторые из них сохраняются до сих пор.

Женщины чаще болеют и обращаются к врачам — в ВОЗ такую статистику связывают как раз с потребностями репродуктивного здоровья. Но жизнь становится быстрее, и для обращения за медицинской помощью не всегда есть время или ресурсы.

Иногда не воспринятые всерьез симптомы могут в итоге привести к трагедии. Например, американское исследование показало, что за 10 лет резко упала осведомленность женщин о сердечно-сосудистых заболеваниях. При этом именно они являются основной причиной женской смертности. В таких случаях информация может спасти жизнь, поэтому так важны программы по привлечению внимания к вопросам женского здоровья. И упрощение доступа к эффективной диагностике.

В 1993 году The Economist назвал комбинированные оральные контрацептивы одним из семи чудес современного мира, ведь с момента ее изобретения «мужчины и женщины по-настоящему стали партнерами». Женщины получили возможность жить так, как они хотят. По статистике Planned Parenthood, в США в первой половине 1960-х около 20% детей, рожденных в браке, были нежеланными. Ко второй половине 2000-х эта цифра снизилась до 8,9%. Одновременно в разы выросло число женщин с завершенным высшим образованием и докторскими степенями.

За прошедшие десятилетия контрацепция сильно изменилась. Количество гормонов в оральных контрацептивах снизилось в разы, что сделало их более безопасными для употребления. Появились методы контрацепции, которые могут без страха использовать кормящие матери.

Оральная контрацепция теперь не только защищает от нежелательной беременности. С ее помощью можно контролировать менструальный цикл, снимать симптомы ПМС и болевой синдром во время менструаций, а также лечить акне.

Оральные контрацептивы также комбинируют с различными полезными добавками. Например, с фолатами — витамином В9, который необходим для эффективной работы печени, снижения уровня холестерина, нормальной работы нервной системы. И для полноценного развития плода при беременности. Такие препараты не только приносят дополнительную пользу здоровью, но и упрощают жизнь тем, кто постоянно забывает принимать таблетки.

В период с 2000 по 2017 год материнская смертность в мире снизилась на 38%. 81% всех родов проходят в сопровождении квалифицированного медицинского персонала. Более 60% населения имеют доступ к подходящим им современным методам планирования семьи. В прогресс последних 60 лет иногда сложно поверить. Но для многих женщин в мире результаты этого прогресса остаются недоступной роскошью. Поэтому борьба продолжается.

COR-UN-WHC-RU-0003-1

Мэри Эстел (1666–1731)

Мэри Эстел в Ньюкасле в семье высшего среднего класса. Отец Мэри управлял местной угольной компанией. Мэри обучал её дядя Ральф Эстел, бывший священник и философ. Отец Мэри умер, когда ей было 12, её мать вложила оставшиеся деньги в образование сына и переехала с Мари к сестре.

После смерти матери и тёти Мэри переехала в Лондон в 1688 году. Там она познакомилась с писательницами леди Мэри Чадлай, Элизабет Томас, Джудит Дрейк, Элизабет Элстоб и леди Мэри Уортли Монтегю. Они помогли Эстел развить писательские способности и опубликовать первые произведения. Финансово её поддерживал архиепископ Кентерберийский Уильям Сэнкрофт, который часто занимался благотворительностью. Он же познакомил Мэри с её будущим издателем.

Мэри Эстел опубликовала первую книгу «Серьёзное предложение для леди» в 1694 году и её продолжение в 1697. В них она предлагала создать образовательный институт для женщин, чтобы они могли получить настоящую профессию. Писательница считала, что необразованность женщин делает их неполноценными, потому что их начинает заботить только собственная красота. Но если бы они могли учиться, то проявили б свои таланты и способности наравне с мужчинами.

В 1700 году Мэри Эстел опубликовала эссе «Некоторые рассуждения о браке». Писательница утверждала, что мужчины женятся ради денег, власти или из желания обладать красивой женой. Эстел писала, что такой брак не приносит пользу женщинам и образование может исправить ситуацию. В третьем издании 1706 года Эстел призывала английских женщин стремиться к браку, который основан на настоящей дружбе, а не на нужде или гордости.

После 1709 года Эстел не публиковала новых книг. Но есть сведения, что до самой смерти она писала и редактировала предыдущие публикации. В 1709 году она основала благотворительную школу для девочек в Челси.

Сочинения Мэри Эстел на Мэри Чадли, Элизабет Томас, Мэри Уортли Монтегю и Сару Чапоне — женщин, которые боролись за женские права в XVIII веке. Её работы оставались актуальными для суфражисток, а позже и для феминистских теоретиков. Некоторые исследователи считают Мэри Эстел первой феминисткой.

Рассказываем о движении

Ни паспортов, ни юридических свобод

Женщина на Руси всегда считалась собственностью семьи или рода. Хотя во времена Петра Первого им, скажем, дана была милость отказываться от нежелательного брака. Понятное дело, что проявить волю и настоять на своём могли лишь особо смелые духом. Остальным оставалось подчиняться. Тем более, что сватовская присказка «у вас товар, у нас купец», звучащая шуткой в наши дни, тогда была объективной реальностью. Незамужние девушки вписывались в паспорта отцов. Замужние женщины – в паспорта мужей, без разрешения которых нельзя было ни уехать куда-то, ни совершить юридических сделок. Согласно царским законам, жена даже наняться на работу не могла без одобрения супруга.

Собственные паспорта россиянкам стали выписывать только с 1914 года. Многие мужчины были призваны на фронт, а женщины оставались руководить семьёй и хозяйством. Сейчас у нас могут получить паспорт все женщины, достигшие 18-летнего возраста.

Что касается самостоятельных путешествий, заключения сделок или подписи документов, то совершеннолетние россиянки, безусловно, обладают спектром юридических и правовых свобод. Даже если женщина состоит в браке и совершает сделку, касающуюся общего имущества, по умолчанию допускается презумпция согласия её супруга. Нотариальное согласие мужа жена должна будет получить только в том случае, если речь идёт об имуществе особой ценности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Будь на релаксе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: