Какие черты и виды характера существуют
Существует много классификаций черт характера. Например, сторонники отечественной психологической школы выделяют:
- Волевые черты: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, неуверенность и организованность.
- Эмоциональные черты: порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие и отзывчивость.
- Интеллектуальные черты: глубокомыслие, сообразительность, легкомысленность, находчивость и любознательность.
Немецкий социолог, философ и психолог Эрих Фромм , что характер складывается из суммы влияния на человека генетики и жизненного опыта. По мнению Фромма, с помощью характера человек взаимодействует с миром двумя способами: продуктивно и непродуктивно.
Непродуктивные типы характера
- Рецептивный (восприимчивый) тип. Такому человеку постоянно нужна поддержка; он пассивен, сильно зависит от других и нуждается в любви, не желая дарить это чувство в ответ. Восприимчивые люди не уверены в себе, нерешительны и не умеют брать на себя ответственность за свои выборы и поступки. А ещё они склонны к идеализации окружающих, доверчивости и оптимизму.
- Эксплуатирующий тип. Обладатели такого характера ставят свои потребности выше чужих. Такие персоны готовы обманывать, манипулировать, нарушать личные границы: в окружающих эксплуататоры видят инструменты для достижения собственных целей. Ещё представители этого типа обладают ярко выраженной импульсивностью, упорством и уверенностью в себе.
- Накапливающий тип. Такие люди пытаются обеспечить себе чувство безопасности через накопительство материального (денег, имущества) и нематериального (любви, власти). «Накопители» нездорово привязываются к вещам, а в отношениях они ревнивые собственники. Но не лишённые и хороших качеств: дальновидности, упрямства, лояльности и самообладания.
- Рыночный тип. Люди с таким характером стремятся к власти, легко меняют убеждения и переобуваются, во всём ищут выгоду, даже заводят семьи и строят дружбу по расчёту. При этом щедрости и любознательности у них не занимать.
Продуктивный тип характера
Здесь подразделения нет — это своего рода идеальное комбо положительных черт. Человек с продуктивным типом характера:
- старается воспринимать себя объективно и не возвышаться над другими;
- работает над своими негативными чертами;
- хочет строить здоровые и крепкие связи с близкими;
- не врёт ни себе, ни окружающим;
- проявляет адекватную самооценку;
- понимает, что несёт ответственность за свою жизнь, работу и отношения.
По Фромму каждый из перечисленных наборов черт это не готовый портрет конкретного человека. Фромм, скорее, описал детальки, из которых складываются реальные характеры. То есть в любом можно найти проявления продуктивного типа и разных подвидов непродуктивных черт. Но одна из ориентаций всегда доминирует над другими.
Связь характера и темперамента
На формирование характера оказывает непосредственное влияние темперамент. Именно он является базой для развития психических особенностей. Однако психиатры отмечали, что люди, имеющие схожий темперамент, зачастую могут кардинально отличаться по чертам характера.
Рубинштейн полагал, что темперамент – всего лишь часть характера, он зависит от физиологических особенностей. Выготский предполагал, что темперамент – основа характера, считая, что в его проявлении задействованы наследственность, эмоции и телесная конституция человека.
Однако следует отметить, что характер тоже склонен оказывать влияние на темперамент. Если человек чаще всего грустит, то его нервная система становится более слабой или же наоборот.
Темперамент принято подразделять на четыре типа: меланхолик, сангвиник, холерик и меланхолик.
Холерик
Индивид этого темперамента характеризуется малой чувствительностью. Но при этом в нем преобладает реактивность. Такой человек отличается порывистой мимикой и жестами
Он отличается настойчивостью, тяжело переключает внимание с одной вещи на другую, холерики зачастую являются экстравертами
Сангвиник
Характерные черты этого типа: живая мимика, быстрое переключение внимания, чувствительность и активность. Сангвиник отличается повышенной работоспособностью и энергичностью. Такой человек долго не устает, отлично контролирует себя. Этот тип также относится к экстравертам.
Флегматик
Этот тип отличается низкой эмоциональностью и низкой чувствительностью. Он остается спокойным даже в стрессовых ситуациях. У флегматиков слегка заторможенная речь и невыразительная мимика, они практически не используют жесты, выглядят хладнокровными и медлительными. Тяжело меняют привычки, им сложно перестраиваться на что-то новое. Зачастую флегматики являются интровертами.
Меланхолик
Этим людям характерна повышенная чувствительность. Отличительным качеством меланхоликов является то, что они могут расплакаться по самым незначительным поводам, они долго помнят обиды и тяжело переживают их. У таких людей невыразительная мимика, еле слышный голос, малое количество энергии. У меланхоликов низкая самооценка, они робкие и ненастойчивые. По своей природе являются интровертами.
Какими бывают черты характера
Классифицировать черты характера принято, рассматривая их в системе отношений: к себе, окружающим, предметам и деятельности.
Отношение к себе
- Чувство собственного достоинства. Оно определяется в оценке своих прав и обязанностей.
- Требовательность. Эта черта может принимать две крайности. С одной стороны, излишне требовательный индивид проявляет такие же запросы и к окружающим, считая, что раз он сумел, то должны и остальные. Это проявляется нетерпимостью к недостаткам других. С другой стороны, требовательность может превосходить все разумные пределы, человек постоянно считает себя неидеальным, что приводит к трудоголизму, нервным срывам, анорексии и т.д.
- Скромность. Эта черта отличается от стеснительности. Так как скромность основывается на ценностях, привитых в детстве. Тогда как стеснительность часто ведет к развитию комплексов.
- Эгоизм. Эгоисты используют людей в своих целях, пренебрегая их интересами и нуждами.
- Самокритичность. Если человек умеет объективно воспринимать себя и критиковать свои поступки, то это путь к здоровой личности. Если баланс нарушен, то формируется либо самоедство, либо эгоцентризм.
Отношение к окружающим
- Общительность-замкнутость. Характеризуется тем, насколько человеку легко общаться с другими и заводить новые знакомства.
- Вежливость-грубость. Вежливость относится к положительным чертам личности, если не имеет под собой какую-то выгоду. Частая грубость характеризуется внутренними переживаниями человека и недовольством собой.
- Лживость-правдивость. Этот параметр говорит о том, как часто человек врет, способен ли он на предательство и любит ли приукрасить действительность.
- Самостоятельность. Данный параметр показывает, на что опирается человек при принятии решений: делает самостоятельный выбор или ждет, пока за него решит кто-то другой.
Отношение к деятельности
- Лень-трудолюбие. Данная особенность может быть чертой характера или определять отношение человека к определенной работе.
- Инициатива-пассивность. Эти качества особенно важны для продвижения по карьерной лестнице.
- Ответственность-безответственность. Ответственный работник является ценным кадром для работодателя, он выполняет поручения, не подводит своего руководителя и коллег.
- Добросовестность. Индивиды с этой чертой характера не только выполняют поручения, но и делают их максимально хорошо. Их часто называют перфекционистами.
Отношение к материальным вещам
- Неряшливость-аккуратность. Эта черта не только проявляется в уходе за домом или рабочим местом, но и в отношении своего внешнего вида.
- Щедрость-жадность. Не всегда жадность проявляется в том, что человек стремится сэкономить на других, зачастую он проявляет скаредность и по отношению к себе.
- Небрежность-бережливость. Эта черта может проявляться не только по отношению к вещам, но и к людям.
Факторы формирования характера
Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.
Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.
В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:
- Взрослых людей между собой;
- Взрослых с детьми;
- Детей между собой.
В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.
Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся. В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека. Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.
Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:
- Мнение людей об индивидууме;
- Поступки окружающих;
- Идеология общества;
- Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки;
- Кино;
- Средства массовой информации, включая сеть интернет.
И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.
Леонгард. Классификация
Эмотивный тип — общение только с теми людьми, кто тебя понимает
Ученым были выделены различные типы, описывающие характер.
- Гипертимный. Повышенная контактность, словоохотливость, ярко выраженная мимика. Принадлежит энергичным оптимистам. Присутствуют минусы, а именно несерьезность в отношениях, обязанностях, легкомыслие.
- Дистимный. Характерна низкая контактность, человек немногословен, пессимист. Обладатель подобного нрава привык подчиняться. К минусам — медлительность. К плюсам — добросовестность, серьезное чувство справедливости.
- Возбудимый. Характерна низкая контактность, присутствует занудливость.
- Циклоидный. Характерны перепады настроения. Человек, то сверхобщительный, то замкнутый.
- Застревающий. Общительность умеренная, занудливость. Люди обидчивые, конфликтные, сильно чувствительны к несправедливости. Такие особы желают достичь высоких результатов, причем в любой сфере.
- Педантичный. Излишнее рвение на службе, постоянное занудство, серьезность, добросовестность.
- Эмотивный. Желание общаться только с теми людьми, кто его хорошо понимает. Излишне чувствительные особы, обидчивые, плаксивые, находятся в подавленном настроении. К плюсам относятся сострадательность, а также исполнительность.
- Тревожный. Низкая контактность, нерешительность. Такие люди очень редко идут на конфликт. Они дружелюбны, исполнительны и самокритичны.
- Демонстративный. Такие особые стремятся быть на первом месте, жаждут власти, очень контактные, легко адаптируются при общении с новыми людьми. Однако, лицемерные, зачастую эгоисты. К плюсам относятся неординарное мышление, артистизм.
- Экзальтированный. Повышенное желание разговаривать, влюбчивость. Также могут быть достаточно конфликтными. Они внимательны к близким людям, обладают искренними чувствами. К минусам относят паникерство, отчаянность.
- Интровертированный. Заниженная контактность, характерна оторванность от реального мира, замкнутость. Такие люди склонны к одиночеству, самоанализу, принципиальные.
- Экстравертированный. Открытые к новой информации, всегда выслушают, помогут. Они весьма исполнительные и болтливы. К минусам — необдуманность поступков, легкомыслие, склонность к сплетням.
Как формируются черты характера
Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер, разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта — враждебность, общительность — скрытность, отзывчивость — эгоистичность.
В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.
Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.
Но темперамент может изменяться, особенно когда ребенок растет и происходит его становление как личности. Наверное, ваши родители или родственники, с которыми вы давно не виделись, в вашем уже сознательном возрасте говорили: «А в детстве ты был спокойным ребенком» или, наоборот: «Родителям пришлось непросто с тобой, ведь тебя было не унять!». Они так рассуждали, потому что видели изменения, которые произошли в вашем нраве.
Факторы формирования характера
Как уже было сказано, еще до нашего рождения гены формируют наш характер. А наибольший вклад в становление нрава в ранние годы вносят семья и социум. Дальнейшее формирование обеспечивает сам человек в зависимости от того, как он работает над собой и своим внутренним миром.
В школьные годы человек формирует черты, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Замечали ли вы, что от того, насколько общительными вы были в школе со своими сверстниками, зависело ваше дальнейшее общение с людьми по жизни: насколько вы легко можете заводить новые знакомства, общаться с незнакомыми людьми. В школе начинается сравнение с одноклассниками, поэтому у ребенка развивается самоотношение: он соотносит свои успехи с успехами других детей в классе, на факультативах. Это может способствовать формированию как положительных качеств (при успехах в учебе/деятельности), так и отрицательных (при неуспеваемости или неудачах).
Особенности формирования характера
Черты характера ребенка закладываются еще в утробе матери. С поступлением гормонов матери формируется эмоциональный и психический фон младенца. После рождения при грудном вскармливании с молоком также продолжают поступать гормоны от матери ребенку
Поэтому, как во время беременности, так и после рождения малыша важно эмоциональное состояние матери
Наиболее ярко черты нрава проявляются у человека во время стрессовых ситуаций. Потому если человек задан целью изменить некоторые черты характера, ему следует избегать критических ситуаций, чтобы трансформация прошла более успешно.
Вам наверняка знакомо чувство, когда вы срываетесь после долгого сдерживания негативных эмоций и замечаете, как сложно потом взять волю в кулак и начать заново.
Виды черт характера у человека
Чем характер отличается от личности и индивидуальности
Личность, характер и индивидуальность — понятия, которые часто путают. Они тесно связаны между собой и являются составляющими друг друга.
Личность = темперамент + задатки и способности + чувства + характер + воля + мотивация.
«Характер — это про людей как носителей свойств; про набор устойчивых и существенных свойств человека, которые складываются в процессе развития и проявляются в его мыслях, чувствах и поведении. А личность — про человека как участника социума. То есть личность — более широкое понятие, которое включает в себя характер. Индивидуальность — ещё более общая характеристика конкретного человека, в том числе как обладателя определённого характера».
Иван Малафеевский
Вспомним Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря». Он импульсивен, эмоционален и не слишком добросовестен — это черты характера Джека. Как личность капитан Воробей ставит свои интересы выше других и не приемлет власти закона и норм общепризнанной морали.
А ещё Джек броско одевается, любит эпатаж во внешнем виде и поведении, ему хочется выделяться, и он не боится выглядеть чудаком среди других. Всё это, вместе с характером и проявлениями личности, гармонично сливается в яркую индивидуальность.
Что влияет на формирование человека
Саморазвитие личности — это длительный процесс. Он происходит большую часть жизни. Некоторые особенности личности имеются от рождения, часть передается посредством генетики. С каждым годом у человека появляются новые черты и качества. Они формируются через влияние социальной среды и где он развивается и растет. В формировании человеческого характера играет роль устройство государства и социума, в котором он находится.
У каждого процесс формирования личности индивидуален, но существуют общепринятые нормы
Никто не может назвать, в каком именно в возрасте начинается формирование человека. Одни психологи считают, что такой процесс начинается с рождения ребенка, другие предполагают, что характер формируется с двухлетнего возраста. Малыш становится особенно восприимчивым к окружающей среде в возрасте с 2 до 10 лет
Для него важно, какого мнения о нем взрослые, какую модель для поведения они предлагают. Важную роль в формировании человека имеют физиологические механизмы
Темперамент влияет на личность.
Вовлеченность ребенка в групповые занятия и игры участвует в формировании его характера в дошкольном возрасте. Ребенок должен иметь опыт взаимодействия с другими детьми, тогда развиваются такие черты как аккуратность, уверенность в себе и коммуникабельность
Обратите внимание, не всегда совместные занятия с другими детьми и взрослыми могут принести пользу ребенку. В некоторых случаях разрушаются задатки определенных черт характера в детском и юношеском возрасте.
В период обучения в школе, который приходится на возраст от 7 до 16 лет, происходит формирование эмоциональной составляющей будущей личности
Развиваются определенные черты характера, формируется самооценка у подростка. Он обращает внимание на то, каким образом к нему относятся преподаватели и сверстники, что говорят в средствах массовой информации. Ближе к достижению совершеннолетия личность обладает определенным набором внутренних качеств. Они с большой долей вероятности останутся не измененными всю жизнь. Корректировать черты характера может только сам человек, в этом ему помогает саморазвитие личности. Человек может развить в себя как положительные, так и отрицательные стороны. В первом случае личность поможет своему развитию в плане семьи и карьеры. Во втором случае он нанесет вред психическому и физическому здоровью. К примеру, в качестве негативного опыта станут употребление алкоголя, наркотических веществ, агрессия по отношению к семье и окружающему миру.
В возрасте 25-30 лет в характере больше нет таких черт как максимализм и капризность. Появляется рациональное звено, индивидуальность отвечает за свои действия, человек рассудителен в делах.
В 30-летнем возрасте в большинстве случаев происходит изменение характера. На человека могут повлиять только пережитый стресс и психическое заболевание. В 50 лет человек начинает жить здесь и сейчас, он больше не мечтает и не фантазирует о возможности развития в своей жизни. С возрастом человек больше погружается в воспоминания.
Основное влияние на личность оказывает его семья и социальная среда. При взрослении индивид становится более зависим от самой себя, своего внутреннего мира.
Можно ли изменить характер
Хорошая новость в том, что характер, в отличие от врождённого темперамента, действительно можно изменить. Главным образом через самовоспитание.
Во-первых, необходимо разобраться со своими установками (убеждениями)
Это важно, потому что установки формируются под действием окружающей среды, постепенно врастают в наше поведение и становятся частью характера
Например, родители внушили ребёнку косвенно или прямо, что надо быть лучше всех. Дитя вырастает и ведёт себя согласно установке: презирает чужие слабости, ругает себя за неудачи и жертвует личными связями ради статусности и признания. Поведение становится привычным, и убеждение перестаёт осознаваться: человек забывает, что ему внушили спорную мысль, которая со временем развилась в черты характера. Например, в высокомерность, чрезмерную амбициозность и придирчивость. Все они мешают жить, но осознать и принять это — непросто.
Трудность также в том, что попытки изменить свои убеждения, привычные реакции и поведение обычно вызывают дискомфорт: регулярные шаблоны действий строятся на установках, которые коренятся глубоко в нейронных связях. Мозгу приходится активно работать, чтобы мысль «Я никогда не признаюсь в своих чувствах, ведь я такая скромная, незаметная и трусливая» сменилась на «Я могу попробовать заговорить с человеком, который мне нравится, и от этого уже почувствую себя увереннее». Но только так, раз за разом преодолевая собственные предубеждения о себе, можно постепенно изменить характер.
Это и есть второй шаг — регулярно действовать, вырабатывая желанную черту.
Представим, работника банка Руслана. Он упорно трудится, не любит сплетен, всегда выглядит опрятно и приятно пахнет, рыбу в общей микроволновке не греет и перед начальством не пресмыкается. Но почему-то коллеги не особо хотят дружить с Русланом. Оказывается, за парнем водится привычка срываться на пустом месте, а потом так же внезапно успокаиваться и вести себя как ни в чём ни бывало.
Возможно, будучи ребёнком, Руслан видел, как в семье сначала ссорились, спорили до хрипа, бросались тарелками, а потом так же интенсивно и ярко мирились: плакали, обнимались и пели песни о семье и дружбе под гитару. Мальчик принял это за норму, вырос вспыльчивым и невероятно отходчивым.
Чтобы усмирить свою гневливость, Руслану нужно признать, что проблема есть, она мешает жить и выстраивать отношения с окружающими. То есть парню необходимо взять на себя ответственность за своё поведение. А потом обратиться к книгам по теме, сходить к психологу, научиться отслеживать моменты закипания и в будущем применять техники заземления на старте очередной бури.
«Иногда сложно самостоятельно изменить характер: некоторые наши черты не так просты. Они состоят из огромного количества установок, чувств и поведения. Да и человек, обладающий определёнными чертами, обычно слеп к ним. Но в терапии существует множество подходов, каждый из которых по-разному смотрит на характер и предлагает свои способы его изменения. Поэтому работа с психологом — тоже действенный способ трансформировать себя».
Иван Малафеевский
Социальные факторы
Личностное саморазвитие зависит от социума
Важно то, в какой среде находится человек. Индивид развивается в зависимости от страны, в которой он родился, школы, где учился, семьи, в которой вырос
Важную роль играет общественный строй и система производственных отношений. На человека влияют социальные процессы, материальные условия жизни.
У личности есть дальнее и ближнее окружение, которое оказывает на него непосредственное влияние. На первых этапах жизни человек не может влиять на свое благосостояние, по достижению совершеннолетия он в силах менять материальную сторону жизни. При создании благоприятных условий личность может достигнуть наиболее высокого уровня развития.
Самореализация женщины в мужском мире также оказывает влияние на формирование личности. К примеру, после неудачного опыта общение с противоположным полом в подростковом возрасте, уже в сознательные периоды жизни у женщин могут возникнуть определенные комплексы. Человек должен справиться с устоявшимися представлениями о взаимоотношении с другими людьми и устройстве общества в целом своими силами или силами специалистов.
Характер в разные периоды жизни
Факторы формирования характера присутствуют в раннем и дошкольном возрасте. В этот момент ребенок активно изучает то, каким образом ведут себя взрослые люди, и старается подражать их модели. Формирование характера происходит не столько благодаря особенностям детей от рождения, сколько прямому обучению с эмоциональным подкреплением
Важно доносить информацию в игровой форме, при этом хвалить, одобрять и поддерживать человека. На развитие характера влияет социальная среда
К ней относится семья, образовательное учреждение, контакты взрослого и ребенка, взаимодействия ребенка с другими одногодками.
Самые первые черты закладываются именно в возрасте до школы
Важно проявлять доверие, доброту и открытость в общении с детьми
Здесь происходит формирование следующих черт характера:
- доброты и эгоистичности.
- трудолюбия и лени.
- аккуратности и неряшливости.
- отзывчивости и безразличия.
- общительности и замкнутости.
Далее следует этап младшего школьного возраста. Продолжается формирование черт характера. Некоторые из них, что были ранее приобретены, могут поддаваться корректировке.
Важно то, как подросток оценивает собственные поступки, а также то, каким образом к ним относятся взрослые. Так формируется самооценка будущего индивидуума
Закрепление уже сформированных черт или их разрушение будет зависеть от процесса и условий обучения ребенка.
При достижении подросткового возраста появляется моральное и нравственное развитие ребенка. Такой фактор влияет на развитие и формирование характера. В этот же период развиваются волевые черты человека. В юношеском периоде закладываются моральные и нравственные основы будущей личности.
На характер оказывают влияние следующие факторы:
- Отношение человека к себе и другим людям.
- Уверенность в своих силах и уровень самооценки.
- Информация из СМИ и Интернета.
Процесс саморазвития личностных качеств идет на протяжении всей жизни человека. После совершеннолетия начинается индивидуальное саморазвитие
Важно осознавать свои приобретенные черты характера и их корректировать
Вывод
Итак, мы выяснили, что характер является прижизненным образованием и занимает центральное место в структуре личности. Истоки его находятся в детстве, а по сему, ответственность за его формирование и становление лежит на родителях и близких, а впоследствие на воспитателях и учителях (как бы банально это не звучало). Темперамент и окружающая среда так же не остаются в стороне. Нельзя считать, что характер фатально предопределён. Нет, человек сам является конструктором своего характера уже во взрослой жизни. Он способен изменить в себе черты, которые создают ему массу проблем или выработать новые, но при этом нужно очень постараться и подойти осознанно, т.е. заняться самовоспитанием.