Макияж, сексуализация и пищевые привычки
Есть строгие правила дресс-кода, которых нужно придерживаться стюардессе. Например, относительно маникюра — только нюд. Поэтому в отпуске мы уходим в отрыв и делаем себе безумный дизайн и яркие покрытия.
В моей авиакомпании обязательной частью дресс-кода является красная помада, которая, естественно, смазывается во время рейсов. Ты даже не можешь спокойно поесть, потому что нужно постоянно думать о своем внешнем виде.
Кстати, о еде. На обед нет ни одной свободной секунды — тебя постоянно дергают. И пассажиры, и коллеги. Ты не можешь сесть и отдохнуть, поэтому у меня выработалась привычка есть стоя.
Если вдруг ты отклонился от дресс-кода, на тебя напишут докладную. У нас есть правила относительно сережек, макияжа и одежды. Кстати, в той компании, где я работаю сейчас, форма не должна быть сексуальной. Это забавно, когда тебе говорят: «У тебя юбка слишком узкая». Я не привыкла к такому, потому что в других авиакомпаниях это не было проблемой.
Какая бы обувь у нас ни была, в ней все равно неудобно, потому что ты 10–12 часов стоишь на ногах. У меня на пальцах остались мозоли, которые с годами не проходят. Когда у меня был перерыв от работы длительностью полтора года, они все равно не заросли.
“Экипаж каждый раз новый”
При устройстве на работу бортпроводники проходят обучение. Самое основное — изучение конструкции самолета, авиационная безопасность, система общения с персоналом:
— Это также очень важно, — отмечает Даша, — потому что каждый полет разная команда, разные пилоты, бортпроводники и встретиться с одним и тем же экипажем вновь практически нереально, получается каждый рабочий день с новыми людьми. Кроме этого, у нас есть система домашнего дистанционного обучения
Мы постоянно проходим тренинги, несколько часов в месяц ты должен посвятить самоподготовке. В том числе, есть видеокурс касаемо внешности, где подробно рассказывают, как правильно краситься — какие тени на какие участки века наносить, какую помаду использовать, какие прически носить.
Еще один обязательный момент обучения — просмотр фильмов-авиакатастроф. Этому посвящен целый курс:
Рост, вес, красота
Требования к бортпроводникам по росту диктуются практическими соображениями: нужно помогать пассажирам размещать ручную кладь на багажных полках, а делать это при росте менее 165 сантиметров невозможно.
Как мы уже писали, расхожий миф о том, что в бортпроводники берут только людей модельной внешности, — это именно миф. Разумеется, внешность тоже оценивается при приёме на работу, но никаких стандартов красоты у авиакомпаний не существует, более того, намного больше значат другие критерии. Например, состояние здоровья, опрятный внешний вид, владение английским и прочими иностранными языками.
А вот к росту требования предъявляются вполне конкретные: рост должен быть не ниже 165 см и не выше 185 см. И это связано не с возможным участием в фотосессиях, а с тем, что бортпроводник, с одной стороны, не должен испытывать затруднений, укладывая багаж на полку, а с другой — не должен задевать головой проёмы и чтобы без труда мог помещаться на небольшом служебном кресле. Столь же практические соображения диктуют требования к физической форме: человеку с избыточным весом будет непросто проводить большое количество времени на ногах и даже просто перемещаться в стеснённых условиях воздушного судна. В требованиях авиакомпаний, как правило, не указываются ограничения по весу, чтобы избежать обвинений в дискриминации, но иногда можно встретить ограничения по размеру одежды. Например, для девушек — 42–46.
Есть ограничение по возрасту. Людям старше 30 лет начать карьеру бортпроводника уже не получится. Также отказывают в приёме на работу людям с татуировками и шрамами на открытых частях тела (это связано как с восприятием авиакомпании, так и с предупреждением возможной негативной реакции со стороны пассажиров).
Среди обязательных требований — отсутствие выраженных дефектов речи, обязательно российское гражданство (для российских авиакомпаний), отсутствие судимости. Крупные авиакомпании уже при первичном собеседовании проверяют у кандидатов наличие действующего загранпаспорта. После предварительного отбора-собеседования перед прохождением обучающих курсов кандидаты проходят тщательный медицинский осмотр в специально лицензированном для этого медицинском учреждении (поликлиника по месту жительства, скорее всего, не подойдёт) — куда более тщательный, чем при получении водительского удостоверения, — бортпроводники должны иметь железное здоровье и психику.
Где выучиться профессии бортпроводник?
Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Перейти в каталог
Учебный центр «Нефтеавтоматика» — УКК
Очно-заочная
Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта
262 часа
10 000 ₽
Узнать больше
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дистанционная
Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта, программа переподготовки
260 часов
7 000 ₽
Узнать больше
АНО ДПО «Образовательный центр «Премьер»
Дистанционная
Диспетчер автомобильного транспорта
264 часа
18 000 ₽
9 000 ₽
Узнать больше
ООО Институт Новых Технологий
Дистанционная
Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта
520 часов
6 000 ₽
Узнать больше
Устроиться бортпроводником может только человек с соответствующим образованием. Получить его возможно несколькими способами.
Самым быстрым вариантом является Школа бортпроводников. Подобные учебные заведения чаще базируются на базе авиационного вуза. Поступить туда возможно сразу после окончания общеобразовательной школы. По факту это будет среднее специальное образование.
Кроме того, крупные авиаперевозчики занимаются подготовкой специалистов данной категории самостоятельно. Но в этом случае будущий работодатель всегда отдает предпочтение кандидату, который имеет высшее образование и знает на высшем уровне английский
Поэтому особое внимание при отборе будущих стюардов и стюардесс отдается выпускникам с дипломами психологов или лингвистов.
Необходимо также отметить, что внимание и особую заинтересованность получит и кандидат, который имеет медицинское образование. Например, диплом медсестры.. Подобный интерес объясняется тем, что во время обучения на специальных курсах будущие стюарды и стюардессы изучают основы психологии, оказания первой помощи, также изучают иностранный язык
Таким образом, человек, уже имеющий более глубокие познания в одном из этих направлений, будет крайне ценным сотрудником.
Подобный интерес объясняется тем, что во время обучения на специальных курсах будущие стюарды и стюардессы изучают основы психологии, оказания первой помощи, также изучают иностранный язык. Таким образом, человек, уже имеющий более глубокие познания в одном из этих направлений, будет крайне ценным сотрудником.
- устройство самолета;
- аварийно-спасательные мероприятия;
- водная подготовка;
- авиационный сервис.
Отдельно стоит выделить и тот факт, что во время обучения, которое длится примерно полгода, будущие стюардессы и стюарды получают стипендии, которые могут достигать 20 000 рублей.
Кто-то пытался провезти в ручной клади голову козла
Аннет Лонг из США работает бортпроводницей уже 13 лет. Аннет рассказала о том, где отдыхают проводницы и какие маршруты ей нравятся больше всего.
Про питание на борту
Просто представьте себе наши лица стервятников, если вдруг можно съесть блюда для первого класса, м-м-м. Обычно нам достается то, что осталось нетронутым после того, как все пассажиры накормлены.
Любимое направление
Когда я поделилась в «Фейсбуке (Организация, деятельность которой признана экстремистской на территории Российской Федерации)» постом о том, что лечу в Пекин, одна из моих коллег написала: «Круто, что летишь ты, а не я». Ей нравится работать на внутренних рейсах, и многим другим тоже. И наоборот, есть люди, которые больше любят международные рейсы. Мне нравится летать в Пекин и Токио из Вашингтона и обратно. К тому же в Пекине нам дают 52 часа на отдых, так что я могу походить по магазинам и как следует отдохнуть.
Влияние полетов на организм
К тому времени, когда прилетаешь домой, ты очень вымотан. Ты действительно настолько устаешь, что нет сил даже сидеть в соцсетях. Бывает такое, что после долгого полета тебе не хочется ни отвечать на звонки, ни открывать дверь. Тебе хочется отменить все планы и просто валяться в постели.
Отдых в самолете
Например, на рейсе в Пекин, продолжающемся 14 часов, у нас есть 4-часовой перерыв. Мы разносим напитки, потом еду, потом десерт и после можем немного отдохнуть. Половина команды направляется в отсеки для отдыха, пока другая половина работает. Эти отсеки очень маленькие и тесные, там даже сесть невозможно. Если честно, они похожи на гроб. Но в принципе там можно прилечь, послушать музыку и немного отдохнуть. Одна из наших новеньких недавно уснула так, что не услышала три звонка будильника, так что все возможно. А я, к примеру, могу проспать только пару часов и после чувствую себя так себе.
Про экстренные ситуации
Если кому-нибудь во время полета становится плохо, то мы связываемся с медицинской компанией, и доктора объясняют нам, что делать. Они задают вопросы, мы отвечаем на них и совместно решаем, что делать. На всякий пожарный на борту есть автоматический внешний дефибриллятор. Слава богу, я никогда не была в ситуации, когда кто-то умер, и даже не знаю ни одного человека, на чьем рейсе кто-нибудь бы умер. Но, думаю, мы бы накрыли тело чем-нибудь, чтобы оно не привлекало столько внимания. Это все очень грустно.
Про то, как «вылететь» из самолета
Если на предполетном досмотре этого почему-то не заметили и вы попали на борт пьяным, а мы увидели это до отлета — вам придется удалиться из самолета. Нам не нужно, чтобы на высоте 10 километров над землей вы вдруг встали с места и начали буянить. Впрочем, чтобы вас выгнали из самолета еще до взлета, вам достаточно начать вести себя агрессивно — вы тут же отправитесь восвояси в сопровождении представителей службы безопасности. Если вы получили телесные повреждения, в принципе самолет может быть перенаправлен, но такое решение принимаю не я.
Про тайные сигналы
Есть несколько ситуаций, в которых нам положено использовать не сигналы, а определенные слова, значение которых понимают только члены экипажа, и я не могу поделиться ими с вами.
Самый странный случай
Мои полеты в основном проходили довольно спокойно, ничего особенного. Хотя была парочка инцидентов. Однажды я увидела, как пассажир упал и разбил лицо. Он даже не успел схватиться за что-нибудь руками. Хотя это не очень-то странно. Еще мне рассказывали об одном случае, когда с полок для ручной клади капала кровь. Выяснилось, что кто-то пытался провезти в сумке голову козла. Это было, конечно, до введения современных норм предполетного досмотра.
Самое ужасное для стюардессы
Когда кто-то решает подстричь ногти на ногах. Это так ужасно! И это происходит не так уж редко, поверьте. Еще частенько пассажиры снимают обувь и закидывают невыносимо дурно пахнущие ноги куда-нибудь повыше. Многие приходят на заднюю площадку самолета и начинают там разминаться, выполнять физические упражнения. И мы вынуждены наблюдать за этим. Некоторые начинают требовать бесплатные алкогольные напитки буквально сразу же после взлета, а кто-то без всякого стеснения смотрит порно.
“Теперь скажи сколько у тебя рост и “до свидания”
Даша родилась в городе Благовещенск, в 6 лет переехала в Читу, где окончила школу и институт. Сейчас она уже несколько лет живет в Москве, где работает бортпроводником в крупной авиакомпании:
— Мне просто хотелось расширить горизонты, уехать из Читы, а эта профессия мне всегда казалась интересной, тем более, мой дядя — командир воздушного судна. Я смотрела на него и понимала, что тоже хочу летать. Подала заявление в авиакомпанию, меня пригласили на собеседование и я полетела.
Как рассказывает Даша, собеседование состоит из нескольких этапов. Первый — беседа с кандидатом. При этом, если в дипломе у человека есть иностранные языки, то разговор ведется сразу на иностранном:
Алкоголь в самолете
Эльф на борту
«Однажды взрослый мужчина, одетый как эльф, вошёл в салон самолёта и показал нам свой посадочный талон. Он был высокого роста, и на вид ему было лет 60. Он был пьян, но при этом спокоен и никому не доставлял неудобств.
Мы не просили его покинуть самолёт, так как он вёл себя прилично и ничего плохого не делал. Другие пассажиры наблюдали за нашей реакцией, а я едва могла сдерживать смех каждый раз, как мой взгляд падал на этого мужчину. Он просто сидел на последнем ряду, одетый в костюм эльфа.»
Плохие манеры
«Во время рейса из Флориды в Лондон одна пассажирка случайно пролила на себя кофе. Вместо того, чтобы попросить одеяло или переодеться, она решила постирать свои брюки и нижнее белье в раковине, в туалете. Идея была бы отличной, если бы она не развела в туалете жуткий беспорядок. Нам пришлось закрыть этот туалет до конца полёта.»
Чувствуй себя как дома
«В бизнес-классе летел мужчина, который, проснувшись посреди ночи, пошёл в сторону туалета в нижнем белье. Он не был пьян и не страдал лунатизмом, он просто так захотел.
Один из бортпроводников попросил его надеть штаны. Он закатил глаза и сказал: «Да, да», -будто не делал ничего необычного. Нехотя он вернулся на свое место и надел штаны.»
Какими личностными качествами должна обладать стюардесса?
Как можно догадаться, работа стюардессы напрямую связана с общением с самыми разными людьми, поэтому «небесные ангелы», прежде всего, должны быть вежливыми, коммуникабельными и уравновешенными. Кроме того, перечень личностных качеств, которыми должна обладать стюардесса, включает в себя:
- сдержанность;
- толерантность;
- дипломатичность;
- ответственность;
- внимательность;
- терпение;
- стрессоустойчивость;
- быстрая реакция;
- сообразительность;
- объемное зрение;
- дисциплинированность;
- пунктуальность;
- самоконтроль;
- хорошо развитая память;
- технический склад ума.
Также стюардесса должна владеть как минимум одним иностранным языком, знать основы социальной психологии, иметь навыки обращения с аварийно-спасательным оборудованием и сервисного обслуживания экипажа и пассажиров.
Где можно получить профессию стюардессы?
Чтобы получить профессию стюардессы совсем необязательно поступать в профильное высшее учебное заведение. Достаточно пройти собеседование в авиакомпании, медицинскую комиссию и подготовительные курсы, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую части. Однако нужно понимать, что работа стюардессы требует огромных знаний: начиная от оказания медицинской помощи, до психологических основ ведения переговоров с террористами. Поэтому претендентке на должность стюардессы нужно, как минимум, иметь способность к самообразованию. А еще лучше, если бортпроводница будет совмещать свою работу с заочным обучением в одном из лучших авиационных ВУЗов России, к которым можно отнести:
- Московский авиационный институт;
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
- Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации;
- Московский государственный технический университет гражданской авиации;
- Московский государственный машиностроительный университет.
Недостатки профессии стюардессы
Несмотря на то, что с первого взгляда работа стюардессы кажется пределом мечтаний, состоящим из одних преимуществ, имеются в ней и недостатки. И основным недостатком профессии стюардессы можно назвать жесткие возрастные ограничения. Очень редко «небесным ангелом» становится женщина старше 30 лет. Мало того, даже опытные стюардессы, обладающие превосходным послужным списком, после 30 лет вынуждены выходить на «пенсию», поскольку руководство практически всех авиакомпаний уверено, что только молодые девушки могут оказывать нужное воздействие на пассажиров.
Теперь поговорим о путешествиях по всему миру. Да, стюардессы имеют возможность посещать самые разные уголки нашей планеты. Но посещать, это не означает осматривать достопримечательности и знакомиться с культурой других народов. Как правило, рейсы авиакомпании в одну и другую сторону выполняются с интервалом в 2-3 часа, поэтому стюардессы элементарно не успевают не то что осмотреть достопримечательности, но и просто прогуляться по окрестностям отеля, в котором они отдыхают между вылетами.
Нельзя не сказать и о достаточно непростых условиях труда:
- во-первых, в каждом полете могут встретиться неприятные пассажиры, которые хамят, скандалят и относятся к стюардессам, как к обслуживающему персоналу. Но как бы неприятен не был пассажир, бортпроводницы должны всегда улыбаться, и спокойно реагировать на агрессию;
- во-вторых, отправляясь в очередной рейс, члены экипажа самолета, в том числе и стюардессы, переживают не только за безопасность пассажиров, но и за собственную жизнь. Ведь самолет относится к транспорту повышенной опасности, технические неполадки которого могут привести к необратимым последствиям;
- в-третьих, частые смены часовых поясов, перепады давления, шум, вибрации и излучения оказывают негативное влияние на здоровье бортпроводниц, из-за чего возникают такие проблемы, как варикозное расширение вен, гинекологические заболевания, невроз, синдром хронической усталости, бессонница и заболевания опорно-двигательного аппарата.
Личная жизнь и образ доступной девушки
Мне не нравится, когда ко мне относятся как к легкодоступной девушке, объекту мимолетного увлечения. Когда ты знакомишься с парнями и говоришь, что ты стюардесса, в ответ часто можно услышать снисходительный тон и пренебрежительные формулировки.
К тебе не относятся всерьез. На протяжении долгого времени подобное отношение было для меня проблемой — с противоположным полом невозможно было разговаривать.
Конечно, в арабской стране, где я работаю сейчас, есть такие девчонки, и получается, что у мужчин складывается о стюардессах абсолютно разное впечатление. На нас ставят клеймо, что мы спим со всеми подряд, ходим с пилотами «в обнимочку» и так далее. Этот стереотип до сих пор существует, и он невозможно бесит.
Бывший бортпроводник
Потерялся
«Я помню, как один парень встал со своего места, даже не встал, а вскочил, побежал в хвостовую часть самолета и начал судорожно выяснять у пассажиров, где он находится.
Он был явно пьян, и я попыталась объяснить ему как можно спокойнее, что мы в самолёте и только что вылетели из Далласа.
Тут он заявил, что абсолютно уверен в том, что попал не на тот рейс. Я ответила ему, что он без проблем прошел регистрацию, и его посадочный талон проверили несколько раз, так что ошибки быть не может.
Но он был непоколебим и, более того, не помнил, как прошел регистрацию и вообще попал на самолет. Позже выяснилось, что перед полетом он смешал алкоголь с каким-то легким наркотиком.»
Наркотики — зло
«Однажды, во время полета, я заметил, как пара вместе зашла в туалет. В какой-то момент девушка вернулась на свое место. Она была взволнована и плакала.
Я спросила её, всё ли с ней в порядке, но она лишь ответила, что её парень все ещё в туалете. Она говорила что-то бессвязное, и ее речь не имела никакого смысла. Мы вернули её молодого человека в кресло, но немного позже они в очередной раз пошли вместе в туалет.
Мне стало интересно, что же всё-таки происходит. Я подошла к двери туалета, и оказалось, что они занимались любовью.
Борт должен был уже заходить на посадку, а по инструкции в это время все должны быть на своих местах. Когда они открыли дверь, мы с моими коллегами поинтересовались, употребляли ли они что-нибудь. Оказывается, они оба были под экстези.»
“Налетать нужно 10 лет”
Как рассказывает наша героиня, до ухода на пенсию бортпроводнику нужно налетать 10 лет без учета декретных отпусков, т.е. 10 лет беспрерывного труда, норма налета — 80 часов в месяц, но можно по заявлению продлить до 90. К слову о декрете, Даша — молодая мама и поэтому мы не могли не спросить как у стюардесс с этим обстоят дела:
— Сама я, уже будучи бортпроводником, боялась летать беременной, но на самом деле я понимаю, что в этом нет ничего страшного, если нет противопоказаний от врача. Я ушла в декрет сразу, как узнала, как и все бортпроводники, по факту, когда подтвердила медслужба работодателя. Семь месяцев как и все я работала на земле, если есть работа в аэропорту, в офисе, получала средний оклад.
Еда на борту самолета
Хочу барбекю!
«Я повидала в полетах многое, но больше всего меня удивила пассажирка первого класса, которая попросила меня приготовить ей барбекю. Проблема в том, что мы не готовим еду в самолёте. Мы можем её подогреть, но ни поваров, ни оборудования у нас нет.
Я попыталась вежливо объяснить ей, что мне очень жаль, но у нас нет такой возможности. Она расстроилась и спросила моё имя, чтобы пожаловаться моему начальству.»
Полная антисанитария
«Однажды, в моем рейсе летел пассажир, посчитавший, что снять обувь – это отличная идея. Это вполне естественное желание, так намного удобнее, но его ноги пахли просто ужасно. Настолько ужасно, что была бы возможность выйти из самолета – я бы ею воспользовался.
На запах жаловались даже пассажиры, сидевшие за три ряда до него. На этом его неуважение к окружающим не закончилось — он решил постричь ногти на ногах.
Я не выдержала и попросила его закончить начатое в туалете, так как мы разносили еду и напитки, а то, что он делал – было верхом антисанитарии. Он встал и направился в сторону туалета. Босиком.»
Преимущества профессии стюардессы
Не сложно догадаться, что основное преимущество профессии стюардессы заключается в особой атмосфере романтики, которая окружает не только место работы бортпроводницы, но и всю ее профессиональную деятельность. Яркие эмоции, незабываемые впечатления, новые встречи и жизнь среди облаков – все это является неотъемлемой частью работы стюардессы.
Немаловажен также и тот факт, что «небесные ангелы» имеют возможность не только путешествовать по всему миру (и, заметьте, получать за это вполне высокую заработную плату), но и покупать себе и своим родственникам модные и качественные вещи по европейским ценам. Согласитесь, что для молодых девушек это преимущество данной профессии может стать решающим.
Стоит сказать и о том, что профессиональные обязанности стюардесс накладывают определенный отпечаток на отношение бортпроводниц к себе. Представительницы этой профессии настолько привыкают всегда поддерживать безупречный внешний вид и сохранять невозмутимость даже в самых сложных ситуациях, что и в повседневной жизни непроизвольно придерживаются этих привычек. А это очень сильно помогает им как в личной жизни, так и в построении карьеры в будущем, когда профессия бортпроводницы станет для них недоступной.
Стюардесса и стюард или все-таки бортпроводник?
Достаточно часто при знакомстве с авиационными профессиями люди задаются вполне закономерным вопросом: «Чем отличается бортпроводник от стюардессы? Может быть, эти специалисты работают на разных рейсах или в разных условиях?»
На самом деле все просто. И бортпроводники, и стюардессы со стюардами – это один и тот же член экипажа с абсолютно идентичным функционалом и условиями работы. А появление подобной неразберихи можно объяснить историей возникновения и становления самой профессии.
Изначально следить за комфортом пассажиров и общим их состоянием во время перелета должен был бортпроводник, обязанности которого чаще всего исполнял второй пилот. Но достаточно быстро было выяснено, что такой концепт себя не оправдывает. Поэтому в состав команды был введен еще один член экипажа. Вот тут как раз и появилось новое название у профессии – стюард. Дело все в том, что авиакомпании приняли решение, что, помимо работы с пассажирами, стюарды и стюардессы будут еще и частью рекламных кампаний авиаперевозчика.
Именно по этой причине бортпроводники обоих полов должны были обладать привлекательной, а иногда даже модельной внешностью. Правда, стоит отметить, что раньше требование по отношению к весу имело скорее практический, а не коммерческий характер. А все из-за того, что на первых пассажирских самолетах необходимо было четко отслеживать каждый килограмм, даже малейший перевес мог негативно повлиять на работу летательного аппарата.
Она орала, а потом все пассажиры попросили ее простить
Мы летели из Крыма, на взлете женщина начала истошно орать. Все пассажиры были в шоке, стюардессы в том числе. Мы начали спрашивать, что случилось. Оказалось, что она летела первый раз и что до рейса специально выпила коньяка, чтобы не бояться. Не помогло.
Мы стали ее пересаживать, чтобы она не наводила панику и не мешала остальным пассажирам, не начинали сервис еды, потому что долго решали эту проблему. Параллельно сработала сигнализация, потому что мужчина решил покурить в туалете. Когда мы его нашли, он ответил: «Ну, ребят, захотел — покурил. Бывает…»
Его поймали, забрали у него паспорт. Женщина в этот момент все еще продолжала орать. На посадке пассажиры попросили эту женщину помиловать, а мужика не сдавать полиции. Они всех простили. Вот так бывает.
Фото:
Кто такая стюардесса?
Стюардесса (бортпроводница) – специалист рядового состава воздушных судов и член кабинного экипажа, обслуживающий пассажиров и отвечающий за их безопасность. Поскольку стюардессы (и стюарды) являются своего рода «лицом» авиакомпании в ним предъявляются повышенные требования с точки зрения внешних и физических данных: для девушек – 42-48 размер одежды, рост 160-175 см; для юношей – 46-54 размер одежды, рост 170-185; привлекательная внешность, приятный голос, возраст до 30 лет.
Название профессии произошло от английского steward (управляющий), из чего можно сделать вывод, что стюардессы выступают в качестве управляющего салоном самолета. В какой-то мере так и есть, поскольку на время полета именно бортпроводницы являются «хозяйками» салона, принимающих гостей – пассажиров. Официальной датой появления профессии стюардессы считается 1930 год, когда авиакомпания «Боинг» впервые наняла девушек-бортпроводниц (до этого бортпроводниками работали только мужчины). Отметим, что первые стюардессы не только обслуживали пассажиров, но и взвешивали багаж и пассажиров, убирали в салоне после окончания полета, помогали заправлять самолет и закатывать его на стоянку.
Современным бортпроводницам, к счастью, ничего подобного делать не нужно. Перечень их обязанностей ограничивается исключительно обслуживанием экипажа самолета и пассажиров. Стюардессы встречают и размещают пассажиров на борту, разъясняют правила поведения на воздушном судне и осуществляют контроль за их выполнением, рассказывают о том, как нужно себя вести в случае непредвиденных ситуациях и при необходимости оказывают первую медицинскую помощь, разносят обеды и прохладительные напитки, проверяют комплектность аварийно-спасательных средств, контролируют санитарное состояние самолета.