Список литературы и интернет-ресурсы
//URL: https://inzhpro.ru/referat/etalon-krasotyi/
1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2 – М.: Русс.яз., 1989. 877 с.
2. Ожегов, С.И., Шведова Ю.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. –М.: Азбуковник, 1999. 944с.
3.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. 509с.
4. Ресурс
5.
6. http://twoshadows.ru/myproject/ideal
7. http://twoshadows.ru/myproject/ideal
8. РИА Новости
9.http://ostil.ru/ideal-zhenskoy-krasoty-barocco
10.
11.https://www.cosmo.ru/beauty/body/kak-menyalis-idealy-zhenskoy-krasoty/#part2
12. http://estemine.com/epokha/etalony/etalony-krasoty-istoriya/
Двадцатый век
Идеал красоты в эпоху Рококо и Классицизма
Во времена эпохи Рококо привлекательным считались полные дамы. Округлость форм, наличие упитанных щек и второго подбородка, пухлых губ и небольшого рта стало обязательным, чтобы назвать даму красавицей. Кожа должна была быть белой, на щеках – играть легкий румянец.
В этот период времени менее привлекательным становится чрезмерная полнота форм. Даме полагалось быть лишь слегка упитанной, однако с выраженной талией.
В эпоху Рококо была создана общепринятая формула красоты, в которой основное место отводилось цифре 3. Тремя черными должны были быть глаза, брови и ресницы, узкими – рот, ступня и плечо, тонкими – волосы, губы и пальцы, красными – ногти, уста и щеки, маленькими – нос, ступни и бюст и т.д.
При этом прически приобретали все больший объем. По этой причине стали использоваться парики, позволяющие достичь нужного результата без лишних усилий. Необычные линии силуэта просматривались и в крое предметов гардероба. Именно тогда женины стали носить высокие головные уборы, вещи с открытым декольте и кринолинами, кружевными деталями и шлейфами.
Пришедший на смену классицизм продемонстрировал цикличность моды. Каноничными становятся античные параметры. Облик должен быть гармоничными, а черты лица – симметричными и правильными.
Факты о дамах эпохи
- Чтобы создать оригинальную прическу, применяли различные обручи, ленты, каркасы из проволоки. Дамы высшего общества предпочитали мыться пореже, чтобы надолго сохранить укладку.
- Изабелле Кастильской, ставшей королевой Испании, пришлось не мыться в течение 25 лет. Водные процедуры ей довелось совершить лишь дважды в своей жизни: после рождения и на свадьбе. Людовик 14 предпочитал совершать омовение исключительно весной.
- Замаскировать небольшие дефекты на коже женщинам помогли мушки.
- В те времена всем канонам красоты соответствовала Мадам де Помпадур. Никто не сомневался в ее привлекательности, при этом рост дамы составлял всего 1,5 метра вместе с высоким париком. Стройность в сочетании с приятными формами также соответствовали установленным в те времена стандартам красоты.
- Супруга Наполеона Третьего имела белокурые локоны. Жившие в те времена во Франции дамы стремились повторить оттенок ее прядей. В ход пошла перекись водорода, использовавшаяся для обесцвечивания шевелюры.
- Корсет способен нанести серьезный вред дворов дамы. Передавливание груди влекло за собой сбои в функционировании внутренних органов: легких, кишечника, печени, желудка. Непрерывное давление на грудь приводило к утрате женщиной способности кормить ребенка грудным молоком.
История идеалов женской красоты
Светлая кожа и белокурые волосы ценились кстати, еще в Древнем Риме. В моде у женщин были кудри, и римские парикмахеры неустанно изобретали все новые способы завивки волос.
В средние века идеалом красоты
были светловолосые женщины (яркое тому подтверждение — картины Сандро Боттичелли). Считалось, что золотые локоны облагораживают лицо. Поэтому красавицы часами просиживали на крышах домов в то время, когда солнце было в зените, чтобы волосы выгорели и приобрели желанный оттенок (предварительно их обрабатывали специальным составом).
А вот тело средневековые женщины скрывали под широкими одеждами, ведь в ту эпоху земная красота считалась греховной. Главной ценностью провозглашалась красота духовная, которой не нужны были ни парикмахерские ножницы, ни пудры или помады.
Эпоха Возрождения
принесла с собой смену идеала. В моду вошли «пышные» формы — широкие бедра, округлое лицо, полные плечи. Кожа идеальной красавицы эпохи Ренессанса
должна была быть не бледной (поскольку бледность свидетельствовала о болезни), а чуть розоватой, волосы — цвета меда. Именно таких женщин изображали на своих полотнах Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие художники того времени. Воспевание телесной полноты — символа жизненной силы — достигло апогея в картинах Тициана (Высокое Возрождение) и Рубенса (Барокко).
Примерно так же выглядела в XV — XVII вв.
и русская красавица — пышущая здоровьем, с румянцем на щеках и густыми черными бровями.
В XVIII столетии, в эпоху Рококо,
в моду вошли пышные и высокие прически с использованием всевозможных каркасов, париков и других сложных конструкций. Создавать такие шедевры парикмахерского искусства было дорого и хлопотно, а потому дамы старались спать практически неподвижно и как можно реже мыться, чтобы сохранить прическу.
Владимир Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 г. Стиль: Рококо.
Чем стремительнее развивалось общество и чем более высокоразвитым оно становилось, тем чаще менялись подходы к определению красоты. То, что раньше ценилось на протяжении веков, начало изменяться в течение нескольких десятилетий. Так, в первой половине XIX века
красивым считался тонкий женский стан, подчеркнутый легким платьем с завышенной талией. Но уже в 80-е годы все естественное начали считать грубым и «низким». Идеалом красоты стали «осиные» талии и бледность кожи.
XX век
внес в представление об идеальном женском образе свои коррективы и предложил в качестве эталона худощавую, спортивную фигуру с широкими плечами, небольшой грудью, узкими бедрами и длинными ногами.
Да что там говорить о народах и эпохах, если представления о красоте изменяются даже в течение жизни человека!
Ричард Стог Джонсон (Richard S. Johnson) — современный американский художник
Ричард Стог Джонсон — современный американский художник
Связанные вопросы и ответы:
1. Какими методами ухаживали за кожей в древности
В древности для ухода за кожей использовались маски из натуральных ингредиентов, массаж, ванны с добавлением трав и масел. Также проводили процедуры по очищению кожи с использованием глины или меда.
2. Какую роль играла косметология в древних цивилизациях
Косметология в древних цивилизациях имела большое значение: она использовалась для поддержания красоты и здоровья кожи, а также для проведения ритуальных церемоний. Красота считалась важным атрибутом в высших кругах общества, поэтому уход за собой был неотъемлемой частью повседневной жизни.
3. Какие процедуры косметологии использовались в Средние века
В Средние века косметология оказалась под влиянием религиозных убеждений, в связи с чем многие процедуры были запрещены или считались нецелесообразными. Однако некоторые люди продолжали ухаживать за кожей, используя натуральные средства и маски.
4. Какие достижения были в области косметологии в 19 веке
В 19 веке косметология начала развиваться как наука, появились первые косметические бренды и косметологические процедуры. Открытие новых ингредиентов и технологий позволило создавать более эффективные средства для ухода за кожей. В это время стали популярными массажи и аппаратные процедуры.
5. Как влияла Первая мировая война на развитие косметологии
Первая мировая война способствовала развитию косметологии, так как военное время стало испытанием для кожи и волос женщин. Были созданы новые продукты, способные защитить кожу от вредного воздействия войны. В этот период косметология стала более доступной и широко используемой.
6. Какие новые технологии применяются в современной косметологии
В современной косметологии применяются различные новые технологии, такие как лазерные процедуры, инъекции с ботоксом, аппаратная косметология и др. Также широко используются высокотехнологичные косметические средства, содержащие активные компоненты для решения конкретных проблем кожи.
7. Какое значение имеет косметология в современном мире
В современном мире косметология имеет огромное значение, ведь она помогает людям ухаживать за собой, поддерживать красоту и здоровье кожи
Красивая и ухоженная внешность считается важной частью самооценки и самопрезентации в обществе. Благодаря современным технологиям и продуктам косметология стала доступной для всех и позволяет каждому человеку выглядеть наилучшим образом
Средневековье
После падения Римской империи женская красота постепенно стала угасать, а религия превратила уход за собой, косметику и украшения в греховные помыслы. Главной чертой средневековых дам был аскетизм, волосы убирали под головные уборы, платья были тяжелыми и закрытыми. Главным каноном красоты считалась хрупкость и миниатюрность, огромные глаза и образ невинности.
@thepinsta.com
Образом идеальной женщины была Дева Мария, которая изображалась полной скорби и очень худой. В XIII веке благосостояние людей стало улучшаться, и в моду вошли пухлые Мадонны с младенцами и прекрасные дамы. В обществе стал популяризироваться образ белокожей и хрупко девушки, которая вдохновляла рыцарей на подвиги. Во времена готики были особо красивы беременные дамы, поэтому все подкладывали под платье имитацию живота, даже невесты.
Гигиена, как и косметика, была не на первом месте, поэтому духи были созданы для того, чтобы отбить неприятные запахи тела. Черты лица были мелкими, ценились большие глаза и высокий лоб. Также эталоном красоты считалась худая фигура с полным отсутствием груди – девушки утягивали бюст и всячески скрывали. Лишь спустя два века стали популярны корсеты, которые поднимали грудь и выделяли ее, а дамы начали подчеркивать свою красоту и украшать себя.
Эпоха Ренессанса
История косметологии в России. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Косметология — область медицины . Цель косметологии — регулировать обменные процессы в коже и максимально отсрочить внешние проявления старения.
Это наука, где сочетаются аппаратные методики, знания врачей и препараты высоких технологий.Косметология зародилась еще в древности как умение ухаживать за внешностью, сохранять и подчеркивать красоту при помощи различных способов и средств. Сегодня косметология объединяет научные достижения дерматологии, биологии, микробиологии, химии, диетологии и других медицинских и естественно-научных дисциплин в целях поддержания здорового состояния кожи, волос и ногтей, а также коррекции косметических недостатков.
Косметологией также называют направление в прикладной эстетике, специалисты которого с помощью целого арсенала современной аппаратуры, инновационных методов, медицинских препаратов и косметических средств занимаются формированием гармоничного образа человека в соответствии с современным пониманием красоты.
Косметологию часто называют наукой, искусством или самостоятельной областью медицины. Все эти определения являются правильными, и все же ни одно из них не исчерпывает значения понятия «современная косметология», в которой принято выделять два направления – эстетическое и врачебное (медицинское). Эстетическая косметология помогает осуществлять полноценный уход за кожей, скрывать недостатки внешности, подчеркивать красоту человека, но объектом ее внимания являются люди с практически здоровой кожей. Практиковать эстетическую косметологию могут врачи-косметологи либо эстетисты, не имеющие высшего медицинского образования. Эстетисты не могут заниматься врачебными манипуляциями, которые нарушают целостность кожного покрова (контурная пластика, мезотерапия, инъекции ботулотоксина, средние и глубокие пилинги, лазерная шлифовка и т.д.), лечить дерматологические болезни, выписывать лекарственные препараты. Все эти направления в косметологии требуют серьезной медицинской подготовки, и ими занимается врачебная косметология. Долгое время велись споры о праве на существование отдельной специальности – врач-косметолог, общепринятой была профессия дерматокосметолога, которую представляли врачи- дерматовенерологи, получившие специальную подготовку по косметологии.
Эталон красоты в разные эпохи
Идеалы красоты Древней Греции
Аристотель называл женские формы того времени «деформируемыми мужскими». Действительно, Древняя Греция была очень ориентированной на всё мужское.
Древние греки были более сосредоточены на идеальном мужском телосложении, нежели женском, это означает, что в этот период времени именно представители сильного пола должны были достигать высоких стандартов физического совершенства.
По этой причине женщины стыдились своих форм, так как они были непохожи на мужские. К женскому телу относились, как к «неудачной копии мужчины».
Нагота была неотъемлемой частью древнегреческого общества. Несмотря на эту тенденцию, скульптуры и картины обнаженных женщин были часто покрыты
Первой важной женской обнаженной скульптурой в классической Греции стала Афродита Книдская, которая показала, что красота в Древней Греции означает следующее:
— Аппетитные формы
— Склонность к полноте
— Светлая кожа
Интересные косметологические факты: тогда
- Слово «косметология» происходит от греческого слова, означающего «украшать».
- Древние египетские женщины первыми стали использовать макияж, чтобы добавить яркость своим лицам.
- Парики существовали со времён древнего Египта, когда мужчины и женщины носили их регулярно.
- В римской поэзии есть упоминание о первых видах горячей завивки, которыми девушки пользовались для создания красивых локонов.
- Римляне также придумали первый парфюм. Называли аромат «Телиум». Это были любимые твёрдые духи для тела Юлия Цезаря. Готовили их из оливкового масла и цедры апельсинов.
- На протяжении всей истории люди использовали различные снадобья, чтобы улучшить свою внешность, в том числе кровь для щёк и губ, меловой порошок, крокодиловый навоз и даже свинец.
- Косметология менялась на протяжении веков, при этом одни эпохи были более экстравагантны, чем другие. Некоторые эпохи были более склонны к естественности, например в Средние века, когда женщины ходили с длинными настоящими волосами и без макияжа, косметология не была популярна.
- В христианскую эпоху относились к изменениям внешности крайне негативно. Даже действовал закон, по которому брак можно было признать фальшивым, если девушка до свадьбы украшала себя с помощью косметики. За это невесту даже могли обвинить в колдовстве.
- Эликсир молодости. По легенде, впервые продлить молодость попытались ещё в IV веке до н. э. Красавица гетера Фрина из Афин создала крем против морщин, добавив в него ослиное молоко. Затем жена Нерона — Поппея — использовала этот рецепт и принимала ванны с этим молоком. Говорят, даже путешествуя, она брала с собой стадо ослиц. Интересно, что этот компонент в некоторых кремах используют и сейчас.
- Императрицы в древнем Китае два раза в день натирали кожу лица натуральными шелковыми лоскутками. И только сейчас стало понятно что не зря! Во время трения шёлка о кожу появляется статическое электричество, стимулирующее регенерацию клеток. По сути, это древний прототип современной дарсонвализации.
Египет — колыбель древней косметики
Польские историки и археологи, исследуя храм царицы Хатшепсут, правящей в Древнем Египте в XVI веке до нашей эры, нашли нечто большее — не просто отдельные предметы, предназначенные для ухода за телом и лицом, а настоящее «царство косметики». В отдельном помещении сохранилось множество интереснейших вещей — специальные манекены-подставки для париков, следы красящих смесей, состоящих из растительных и минеральных компонентов (предположительно — краска для волос), а также остатки составов другого рода — кремов, притираний, бальзамов, эмульсий для питания кожи и придания ей привлекательного вида.
Ученые установили, что в Египте первые косметические средства появились очень давно — примерно за две тысячи лет до начала нашей эры. Всем известно имя царицы Клеопатры, женщины, по сей день считающейся эталоном красоты. Именно ей принадлежит идея создания первой в мире книги о косметике, В сборнике, найденном археологами, обнаружились уникальные рецепты декоративных средств — туши для ресниц и бровей, пудры, румян, помады, красящих составов для волос. Разумеется, все они были исключительно натуральными и не содержали вредных для кожи, едких компонентов. Составы, изобретенные Клеопатрой, в слегка скорректированном виде используют и в наши дни — они не приносят вреда и подходят даже людям с повышенной чувствительностью кожи или какими-либо заболеваниями, при которых использование обычной декоративной и лечебной косметики нежелательно.
Если принять во внимание упомянутые выше факты, не удивительно, что Египет нередко именуют колыбелью древней косметики. Египтянки даже в те далекие времена отлично знали, как красить волосы в разнообразные оттенки, как правильно наносить макияж и какие красители при этом лучше всего использовать. Они знали «язык ароматов», подбирали подходящие благовония
Самые «продвинутые» древние модницы даже делали себе маникюр и педикюр. А искусство эпиляции, несомненно, было распространено именно среди них — волосы с тела удалялись при помощи специальных притираний и бальзамов, приготовленных на основе лекарственных трав и других природных компонентов
Они знали «язык ароматов», подбирали подходящие благовония. Самые «продвинутые» древние модницы даже делали себе маникюр и педикюр. А искусство эпиляции, несомненно, было распространено именно среди них — волосы с тела удалялись при помощи специальных притираний и бальзамов, приготовленных на основе лекарственных трав и других природных компонентов.
Первыми египетскими косметологами являлись, как ни странно, жрецы. Им были известны многочисленные рецепты различных красок для волос и тела, а также секреты искусного нанесения декоративного макияжа и целебных кремов и масок. В усыпальницах красавиц тех времен археологи обнаружили огромное количество емкостей различной формы. После анализа остатков их содержимого стало ясно — это румяна, белила, кремы, пудры и подобные им составы.
Даже сейчас некоторые модницы просят визажистов сделать им «египетские глаза» — при таком макияже вдоль верхнего века проводится широкая темная или даже черная линия в направлении к виску. «Классическим» считается темно-зеленый цвет подводки. Этому есть вполне разумное объяснение: в Древнем Египте декоративная косметика зеленого цвета изготавливалась из растертого в тончайший порошок природного малахита. Черную краску начали производить немного позднее. В качестве сырья применялись сожженная до черноты и затем растертая в пыль слоновая кость или же обыкновенный древесный уголь (последний, скорее всего, был популярен среди небогатых дам).
Для декоративного покрытия ногтей после гигиенического маникюра египтянки выбирали «лак» зеленого цвета. Все средства но уходу за кожей они приготовляли самостоятельно, передавая друг другу наиболее понравившиеся рецепты. Обязательным было использование бритв, специальных пинцетов и особых едких составов для удаления «лишней растительности» с кожи. Поверхность тела женщины непременно должна была быть гладкой, приятной на ощупь. С этой целью кожу часто смазывали кремами, душистыми маслами и благовониями, а также бальзамами, настоянными на целебных травах.
Обладательницы роскошной гривы охотно делились с подругами cекретами своей красоты: для усиления роста волос и предотвращения их выпадения они регулярно втирали в кожу головы перетопленный львиный жир. Существовали и менее экзотические средства подобного действия, доступные широкому кругу населения: жир коров и быков, оливковое и кедровое масло.
Дамы среднего возраста, чтобы выглядеть моложе и избавиться от ранней седины, смазывали волосы специальным красящим составом из вороньих яиц и жира черного быка.
Красота и мода: XX век и наше время
XX век – время самовыражения и борьбы за гендерное равноправие. В этот период женщины отказываются от корсетов в пользу более удобной одежды и почти каждые 10 лет возводят на модный пьедестал новый идеал красоты.
Начало века: изящество и магия Востока
До начала Первой мировой войны большую популярность получили иллюстрации американца Чарльза Гибсона. Девушки хотели быть похожи на его героинь – изящных, с тонкой шеей, пышной, слегка растрёпанной причёской и томным взглядом. В связи с распространением немого кино дамы стали подражать актрисам и наносить яркий макияж. А вместе с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева и его эффектными постановками в Европу пришла мода на восточную одежду – шаровары, сандалии, детали кимоно. Корсет ушел в историю. Ажиотажным спросом начали пользоваться туники в древнегреческом стиле, которые не сковывали движения.
«Ревущие двадцатые»
В 1920-х годах модным становится андрогенный тип внешности – яркая, дерзкая девушка с короткой стрижкой «боб» и в одежде, скрывающей фигуру. Эмансипированных молодых девушек называли «флэпперами». В противовес сложившимся веками традициям они работали, свободно флиртовали и не торопились выйти замуж
«Флэпперы» носили платья с прямым силуэтом и отказывались акцентировать внимание на женственности
В это время получили широкое распространение модные женские журналы, дамы приобретали напольные весы и начинали борьбу с лишними килограммами. Именно тогда впервые начали фиксировать случаи расстройства пищевого поведения. Во многом это было связано с активным развитием медицины и проведением соответствующих исследований.
От «песочных часов» к анорексии
После Второй мировой войны меняется отношение к телу, худоба перестаёт быть привлекательной. В 1930-х годах популярной становится фигура «песочные часы». Девушки делают себе праздничные причёски, а в их косметичке появляется ярко-красная помада. Но в 1960-е на вершине моды оказывается стройная молодая девушка. Женщины всего мира хотят быть похожими на худощавую супермодель Твигги.
В 1980-х эталоном красоты становится энергичная, подтянутая девушка с броским макияжем, в моде – занятия аэробикой. В 90-х на обложках журнала всё чаще мелькает модель Кейт Мосс, – типичная представительница эпохи. Из-за желания соответствовать модным идеалам широко распространяются пищевые расстройства, анорексия.
Источник ru.wallpaper.mob.org // Модель Кейт Мосс
2000-е и наше время
В нулевых в моду вновь входит фигура «песочные часы». Становятся популярными пластические операции и загар. Но уже сегодня из-за миграции населения, смешения культурных традиций, глобализации всё чаще звучит мысль, что стандартов красоты не существуют. Каждый уникален и по-своему красив. На современных подиумах можно увидеть моделей с разным типом внешности, имеющих какие-либо особенности.
Сегодня большинство женщин не следуют моде слепо и безропотно, как это было в прошлом. Индустрия красоты создаёт продукт для каждого, учитывая индивидуальные особенности внешности.
Античность
Чтобы составить представление об идеалах красоты в период Античности, достаточно посмотреть на картину французского художника Жан-Леона Жерома «Фрина перед ареопагом». На ней изображен суд над известной греческой моделью Фриной, которая вдохновляла своим телом многих скульпторов.
«Фрина перед ареопагом». Жан Леон Жером, 1861 г.
Изображение: HAMBURGER KUNSTHALLE
С нее скульптор Пракситель ваял Афродиту, и это стало причиной обвинения в богохульстве. Девушке грозила смертная казнь. По легенде, «адвокат» Фрины оратор Гиперид решился на крайний шаг — он сорвал с нее одежду, показав судьям прекрасное тело. В итоге судьи решили, что в таком совершенном «сосуде» не может быть дурной души, и оправдали Фрину.
Фигура Фрины на картине французского художника более массивна и округла, чем фигуры девушек на страницах современных журналов. А вот грудь в сравнении с пышным низом смотрится крайне маленькой, но именно такое сочетание было эталоном красоты в античный период.
Статуя Афродиты Книдской (Пракситель): рост — 164, грудь — 86, талия — 69, бедра — 93
Фото: Vladimir Korostyshevskiy / Shutterstock / FOTODOM
Именно в Древней Греции впервые в истории попытались математически рассчитать каноны красоты. Расчет произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. (сочинение «Канон»). По его мнению, идеальное тело должны быть таким: голова — 1/7 роста, кисть — 1/10, ступня — 1/6, центр тела приходится на уровень пупка.
1.5. Идеал красоты в средние века
яркая внешность в Европе была непопулярной и даже опасной. Красивой считалась очень невыразительная фигура – маленькая грудь, практически полное отсутствие талии. За стройность и худобу девушку могли объявить ведьмой. К тому же ярко-рыжие волосы, родинки и вообще более-менее привлекательная внешность могли сыграть с девушкой злую шутку. Средние века создали свой неповторимый женский типаж. Он характеризовался мертвенной бледностью и цыплячьей худобой, вызванной многочасовыми стояниями на молитве, пешими паломничествами, постами и прочими умерщвлениями плоти. Женщины одевались в просторные одежды, волосы скрывали за накидками. Признаком красоты считался выступающий живот как символ беременности.
В средние века жизнь общества в Европе во многом зависела от церкви, даже стандарты красоты диктовались церковью. Земная красота была признана грехом, косметика была запрещена. Привлекательными считались очень бледная кожа. Женщины в погоне за красотой прибегали к различным средствам, которые не всегда были безопасными. Например, чтобы кожа стала более бледной, ее натирали соком лимона или белилами или делали кровопускания.
Доисторический период
Плодовитость прежде всего
Многочисленные статуэтки из кости и камня эпохи палеолита (300000-12000 до н.э.) представляют собой первые известные изображения женщины. Короткое туловище, лицо без очертаний, гипертрофированные груди, живот, бёдра, крохотные руки и ноги. Всё это свидетельствует о культе плодовитости женщины: красота и выживание тесно связаны между собой в представлениях о первом женском идеале.
Загадочная дама в капюшоне: тонкие черты лица
Первое известное изображение человеческого лица – статуэтка из бивня мамонта высотой около 3 см «Дама в капюшоне», найденная во время раскопок при Брассемпуи, датированная 25 000 до н.э. Впервые чётко различимы черты женского лица — дугообразные брови, маленький нос и подбородок. Тонкий женский профиль больше напоминает средневековых красавиц. Голова и шея очерчены волнистыми линиями, долгое время интерпретированными как капюшон. Хотя, вполне возможно, что это изображение заплетенных волос.
Секрет красоты: В доисторическом периоде у женщин были кудрявые волосы, которые они часто заплетали для облегчения ухода за ними.