7 типов преподавателей английского, которые никогда не разлюбят свою работу

7 типов преподавателей, которые встречались каждому студенту

У любого студента, как бы давно он ни покинул стены альма-матер, есть в запасе байки о незабываемых профессорах, их шуточках и забавных привычках, которые неизменно скрашивали студенческие будни, и о «веселой жизни» во время сессий. Наверняка и в твоем универе (институте, колледже, академии, ПТУ) были такие типажи.

Теги:

Психология общения

Типы личности

учителя и ученики

Getty Images

1. Старожил

Он здесь так давно, что пустил корни. Неизвестно еще, что было раньше: он или эти стены. Может быть, он и родителей твоих учил. Он пишет только на той части доски, до которой может дотянуться сидя. Студенты старенького профессора обожают, потому что на его лекциях можно спокойно подремать. Он давно уже не напрягает связки и подогнал под это теорию из серии «Если хочешь, чтобы к тебе прислушивались, – говори тихо».

Подход к нему:он наверняка успел понаписать учебников и пособий.

2. Профессор, на которого западают студентки

Он – симпатичный и креативный, остроумный и говорливый. Никогда не бубнит по конспекту и «держит» публику, как настоящая рок-звезда. День, когда ты особенно красиво одета и тщательно накрашена, волшебным образом совпадает с днем, на который выпадают его лекции.

Подход: на влюбленных в него девчонок в коротких юбках, с алыми губами и декольте он уже насмотрелся. Срази его знанием предмета.

3. Гитлер

Перед ним (или перед ней – немало преподов-фашистов носит юбки) трепещут даже отличники. Он умело валит всех, и о нем ходят легенды. «Слыхали? Прошлый поток в полном составе 16 раз историю Древнего Востока пересдавал!» Главная загадка для всех его жертв – с какой тайной садомазохистской целью человек, так люто ненавидящий студентов, занялся преподавательской работой?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подход: Против лома нет приема.

4. Друг студентов

Этот препод наверняка читает курс психологии, социологии, педагогики и чего-то еще в том же духе. Он всю перемену болтает и курит с вами тайком под лестницей. Делится историями о своей семье и личной жизни, травит анекдоты, на паре может отвлечься, чтобы рассказать, что прочитал сегодня в Интернете, но ловко привяжет это к теме лекции.

Многие студенты дружат с ним на «Фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)» и много лет после выпуска забегают на кафедру, чтобы поболтать. Это человек, который сильно скрашивает годы учебы. Возможно, именно благодаря ему ты и любишь свой вуз.

Особенно везет тому курсу, который он курирует: «своих» он и на экскурсии возит, и в театр водит, и устраивает междусобойчики и КВНы. В результате его подопечные – самые дружные.

Подход: он сам его к тебе найдет.

5. Болтун

«Мы вообще учиться сегодня будем? Мы как экзамены-то собираемся сдавать?» — бунтуют особенно сознательные студенты. Потому что этот парень готов трепаться о чем угодно, только не о предмете. Периодически он честно сворачивает на тему лекции, но мысли стремительно уносят его в сторону, быстрой мысью по древу. Вы знаете все о том, что он думает о текущей политике партии и правительства и в каких городах побывал, хотя читает он не политологию и не географию.

В конспектах по его предмету у самых прилежных ботанов – только даты и темы, ибо нечего было записывать, а у остальных – поля для морского боя и чертики.

Порой его треп простирается на перемену, но его мало волнует, что вы опаздываете на следующую пару, а в коридоре недоуменно топчется свежая партия ушей.

Подход: расслабься и получай удовольствие, а по предмету – сама почитаешь.

6.

Никогда не знаешь, чего от него ждать. Когда думаешь, что вызубрила его предмет на отлично — он срезает тебя каверзными дополнительными вопросами. А когда вытаскиваешь незнакомый билет – вытягивает, как может, и ты прекрасно все сдаешь. Тебе может казаться, что он относится к тебе хорошо или плохо – это не влияет на результат.

Может быть, все от погоды зависит или он под столом монетку кидает?

Подход: пятачок под пятку, вопли «Халява, приди!» в форточку, инструкции всем родным и знакомым, чтобы ругали тебя весь день, три плевка через левое плечо – и никаких черных кошек на твоем пути!

7. Лентяй-заговорщик

Халява Халявович Халявов собственной персоной. Любимый препод тех, кто пришел не за знаниями, а за оценкой. Может опоздать на час, может отпустить пораньше. Может во время лекции сказать: «Давайте займемся каждый своими делами – но тс-с-с, только тихо». Строит отношения со студентами по принципу: «Давайте не выдадим друг друга и тихо разойдемся».

Подход: иди на цыпочках, когда крадешься мимо деканата.

Преподаватель — молодняк

«Зеленый»

Еще вчерашние студенты уже сегодня пришли на работу или на практику. И с ними тоже будет непросто, и вот почему:

  • Креатив так и прет у них со всех дыр. Еще бы: они столько лет изучали этот предмет и не имели возможности применить все свои «гениальные» идеи на практике! Ну, держитесь – теперь они будут применять их на вас.
  • Милые, добрые, чаще всего – женского пола. Всегда стараются всем угодить, боятся кого-то обидеть.
  • Такого преподавателя легко раскрутить на автомат или быструю сдачу экзамена, построив ему глазки или пригласив на чашечку кофе в местную столовку. Пошла – компромат. Не пошла – у нее будет весь оставшийся год чувство вины, что она разбила ваше чувствительное сердце.

3.1.Типология преподавателей по Талену.

  • Модель I — «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно провоцирующий своих студентов на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
  • Модель II — «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
  • Модель III — «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
  • Модель IV — «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль распространен более, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
  • Модель V — «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности.  Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
  • Модель VI — «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное — конечный результат, блестящий успех, победа.
  • Модель VII — «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

Тиран

Вам не хватало дисциплины с учителем-другом? Тиран исправит всё на раз-два. И если уж не линейкой по рукам и не подзатыльником, то устрашающими криками, выставлением за дверь и походами к директору. На уроке у тирана всегда стоит гробовая тишина, класс наполнен до отказа, а при словах «к доске пойдёт» все бледнеют, трясутся и сползают под столы. Надо сказать, даже некоторые родители на собраниях сползают под стол, когда в класс заходит учитель-тиран. А если тиран по совместительству директор, глаз дёргается у всех в школе. Хорошо ли учиться у тирана? Да, если у вас уверенный в себе ребёнок с устойчивой нервной системой, с лёгкостью осваивающий программу. Возможно, если ваше чадо привыкло добиваться поставленных целей, даже если ради этого нужно помучиться. И однозначно нет, если вы — родитель сомневающегося, беспокойного, застенчивого, близко принимающего всё к сердцу и пугливого школьника. Словосочетание «индивидуальный подход» тирану неведомо.

Загадка природы

Помните песню: «ни толку, ни проку, не в лад, невпопад»? Это про преподавателя-Загадку. Кстати, там еще про «волшебно» было. Такой преподаватель любит свою работу, даже когда трудно, когда получается так себе, или когда бывшая однокурсница переманивает к себе в компанию на специалиста по импорту. Подозреваем, он верит, что, обучая людей английскому, делает мир лучше. А сложности есть в любой профессии, — и (как сказала бы эксперт по профессиональному развитию и автор книг-бестселлеров Елена Резанова) «это норм».

***

Выше лишь типажи, но «в чистом виде» в реальной жизни они встречаются редко. Ниже простой чек-лист на самодиагностику. Хотите проверить себя? Поставьте галочки напротив тех утверждений, которые точно про вас.

✓ Вы любите решать головоломки и читать / смотреть детективы.

✓ Вам интереснее разобраться в причинах поступков людей, чем осудить их.

✓ Для вас стакан (почти всегда) наполовину полон.

✓ Вы умеете посмеяться на собой, а уж над шутками других — подавно.

✓ Рабочие файлы и папки у вас на компьютере организованы в удобную систему.

✓ Вы устраиваете себе выходные дни в середине недели — просто чтобы прочувствовать, как это здорово: отдыхать, когда другие работают. 

Пять и более галочек? Поздравляем, вы в профессии надолго! Если галочек меньше, это вовсе не значит, что пора переучиваться на программиста. Возможно, вы просто типаж №7. 

Список литературы.

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца xx в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. — 2-е изд., исправленное и дополненное. — М.: Т.Ц Сфера,2004.-512 с.
  2. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций / В.Г.Крысько.- 3-е изд. М.: Омега- Л., 2005.- 336 с.-(Библиотека высшей школы).
  4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и дополн. — М.: Юрайт, 2000.- 523 с.
  5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). — М.: «Эгвес», 2004. — 120 с.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
  7. Педагогика в медицине: Учебное пособие для студентов высшее мед.учеб.заведений / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, Н.Б. Смирнова, Е.А. Волошина, К.В Зорин; под.ред. Н.В. Кудрявой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320с.
  8. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. -544 с. Ответственный редактор М.В. Буланова-Топоркова.
  9. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 1: общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.
  10. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.

Преподаватель — борец за справедливость

Борец за справедливость

Это довольно часто встречающийся класс, какие категории учителей бывают. Кроме того, именно из этого типа преподавателя чаще всего мутируют все остальные.

  • Они искренне верят, что их предмет – самый важный в жизни студента, поэтому с выражением читают каждую лекцию, даже если делают это в 100500-ый раз.
  • Несмотря на то, что во время занятия могут отпустить парочку шуток и приколов, часто бывают довольно суровыми. Тем не менее, террор с их стороны недолго длится.
  • Знают свой предмет вдоль и поперек.
  • Голос повышают нечасто – обычно одного их убийственного взгляда студенту достаточно впасть в уныние, особенно если студент – первокурсник.
  • Во время экзамена оценивают не только знания предмета, но и находчивость и креативность.
  • Оставьте любые попытки списать у них на экзамене – уже много лет назад они изучили все возможные способы, и даже придумали несколько своих.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

3.4.Типология преподавателей по Столяренко.

Модель диктаторская («Монблан») – преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты – лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению;

Модель неконтактная («Китайская стена») – близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым;

Модель дифференцированного внимания («Локатор») – основана на избирательных отношениях с обучаемыми

Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров в общении; он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируются в настроении коллектива, концентрирует на них свое внимание;

Модель гипорефлексная («Тетерев») – заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей

В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята;

Модель гиперрефлексная («Гамлет») – противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как они воспринимаются окружающими;

Модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы;

Модель авторитарная («Я сам») – учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он – главное и единственное действующее лицо;

Модель активного взаимодействия («Союз») – преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них».

  • Преподаватели — «вечные студенты» — Понимают студентов, видят в них личность, охотно общаются на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом;
  • Преподаватели — «бывшие моряки» — Пытаются установить военную дисциплину. Требуют полного и безусловного принятия их мысли. Ценят «рабство», а не интеллект и умение логически мыслить. Пытаются задавить «я» студента путем административных мер;
  • Преподаватели-формалисты — На работе «отбывают» свои часы. К студентов безразличны: делайте, что хотите, чтобы мне не мешали;
  • «Трудяги», «гурманы», «друзья» — Преподаватели, которые пользуются авторитетом у студентов в связи с отдельными привлекательными личностными чертами;
  • «Преподаватель-стандарт» — Знает свой предмет, живёт своей работой. Тяжёлый в общении. Амбициозный. Упрямый, не интересен ни себе, ни студентам.

Заключение

Нытик

Обычно учителя-нытики принадлежат к слабому полу, но и тут бывают исключения. Они ноют везде и всегда. Плохие отметки, невыученные уроки, шалости учеников, отставание от графика обучения — всё это вызывает у них возгласы вроде «О-о-о, опять меня из-за вас директор вызовет на ковёр!», «Ну что я скажу вашим родителям???», «Почему именно мне достался ваш ужасный класс?» Нытиков не любит никто: ни учащиеся, ни коллеги, ни родители, которые приходят на собрание в надежде услышать что-то о своём ребёнке, а в итоге получают получасовую исповедь о том, как тяжело жить без мужа, как мало можно купить на копеечную зарплату и сколько валерьянки приходится выпивать ежедневно, чтобы не сойти с ума. Нытиков мало кто выдерживает, поэтому даже отличники зачастую пропускают мимо ушей всё, что говорит такой учитель. И это не может не сказываться на успеваемости.

Наставник

Один из самых прекрасных типажей — учитель-наставник. Он мудр, спокоен, эрудирован, любит размышлять — пример для многих учеников. С авторитетом наставника сложно поспорить, причём завоёвывает доверие он без криков, упрёков и двоек. Его главная задача — подсказать верный путь, подтолкнуть к самостоятельному решению, научить думать. Часто он не даёт ответов на вопросы, предлагая учащимся высказать свою точку зрения. Любит задачи на логику и сообразительность, не гнушается экспериментов. С наставником легко найти общий язык, если ваше чадо хочет учиться и интересуется предметом. Если же нет, наставник не будет его заставлять, что может отразиться на отметках в журнале и дневнике.  

Теги по теме:
школапсихологиятипы учителей

Искатель приключений

Пока бунтарь теоретизирует и философствует, учитель-искатель приключений переходит к практике. Подобные личности чаще всего преподают естественные науки. Они не вступают в открытую конфронтацию с директором и не швыряют учебники в печь, а просто с улыбкой на лице собирают рюкзак и вместе со всем классом отправляются на экскурсии, в походы или просто на прогулку. Искатель приключений уверен: невозможно выучить что-то, не прочувствовав. А значит, читать стихи Пушкина лучше всего в музее-квартире на Мойке, а изучать особенности строения грибницы — под ёлкой в лесу. С таким педагогом ученикам точно будет весело и интересно, но вот строгости от него ждать не приходится. Поэтому некоторые ученики предпочитают прогуливать уроки искателя приключений и совершенно не знают предмет.

Юморист по жизни

Смех не просто лучшее лекарство Юмориста, это его способ осмысливать и проживать жизнь. Такой преподаватель будет наслаждаться (пусть втайне) каждым комичным микро-моментом в профессии. Как удачно, что смешного в обучении английскому (да и любому иностранному языку) хватает!

Усталость пройдет, а забавные истории о том, «как это было» — останутся. Любая неудача, которая разочарует, расстроит, лишит мотивации кого-то другого, — повод посмеяться для Юмориста. Новые интересы? Ну где еще он найдет столько ляпов, нестыковок, противоречий и других источников вдохновения, — как не на занятиях, когда живые люди учатся новому?..

2. Типология личности студента

  • У первого типа студентов интересы выходят за пределы знаний, очерченные учебным планом и программами дисциплин. Они проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
  • Второй тип отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность студентов выходит за пределы учебных программ, но скорее не вширь, а вглубь. Вся система активности ограничена рамками «около профессиональных интересов».
  • У студентов третьего типа познавательная активность направлена на усвоение знаний и навыков в рамках учебной программы. Эти студенты демонстрируют минимальный уровень активности и творчества.

Студенты этой группы сами активно ищут аргументылитературой и искусством интересуется малонужно его закончить

Терпеливый западлист

  • Западлист – потому что дотошный и подлый.
  • Терпеливый – потому что хватает терпения отправлять 90% студентов на пересдачу по 7-8 раз. У других бы уже терпение лопнуло видеть одни и те же лица столько раз. А этот – нет, этот терпит, пусть даже его летний отпуск уже заканчивается. Он терпеливо будет и дальше продолжать издеваться над бедными учащимися.
  • Экзамен принимает с момента открытия университета до момента его закрытия. Не видит ничего страшного поставить экзамен (или того лучше – пересдачу) на 20.00 часов вечера 31 декабря.

С ним, к сожалению, ничего поделать нельзя. Он перестанет вас мучить только тогда, когда ему станет скучно это делать. Так что расслабьтесь и получайте удовольствие.

Конечно, ото всех бед вы не можете быть спасены. Но если вам понадобится существенная подстраховка и помощь – студенческий сервис в вашем распоряжении!

Школьникам и их родителям приходится иметь дело с самыми разными учителями. Какие типы преподавателей есть в любой школе и чего от них ждать?

Бабушка

Вероятно, такие типажи скоро исчезнут из школ, но пока они существуют. Несмотря на новые и новые вливания молодых специалистов в школьные коллективы, пенсионеры старой закалки крепко держатся за свои кресла, обещая работать вплоть до своего последнего дня. Их главная цель — учить неразумную молодёжь по методикам и учебникам 50-летней давности, прививать советские ценности и любовь к коммунизму, а также не забывать подтягивать штаны и утирать носы. Стоит ли говорить, что ученики бабушек ни в грош не ставят, всячески издеваются и доводят до полуобморочного состояния? А слушают их на уроках только самые отъявленные отличницы и ботаники.

Типы (виды) преподавателей

Однако какими бы разными не были люди, их всегда можно и нужно классифицировать для того, чтобы знать — как с кем нужно правильно взаимодействовать. Ведь от осознания того, какой находится перед вами человек, зависят те подходы, которые вы станете применять для успешного взаимодействия с ним. Главное понять, что движет людьми и тогда у вас не будет проблем с вашим преподавателем.

Советуем почитать: Секрет подхода к любому преподавателю

Ведь что студенту в итоге нужно: отличная оценка на экзамене. Так? Так. Чего лукавить. Однако никогда не стоит заниматься «упрашиванием» той или иной нужной вам оценки. Это не красит студента. Его красит только безупречно выполненная работа с учётом требований преподавателя

Вот почему так важно знать тип (вид) преподавателя: отсюда, и вытекает ваша стратегия действий по эффективным коммуникациям с ним

Советуем почитать: Как легко сдать сессию?

Ведь как обычно бывает: учитель даёт тему той или иной курсовой работы, говорит общие вещи и всё – пишите, как хотите. И студенты начинают писать курсовики, даже не предполагая, что в итоге им придётся ещё не один раз их переписывать для того, чтобы получить желаемую оценку. А всё из-за чего? Правильно – из-за отсутствия первичной информации о «скрытых» требованиях, о которых преподаватели часто просто умалчивают. Что это за «скрытые» требования?

К их числу может относиться, например, какой-либо определённый автор, кусок текста из учебника которого должен быть обязательно включён в вашу курсовую работу, т.к. преподаватель очень сильно уважает данного специалиста.

Надеемся, что вы идею поняли. Что дальше? Дальше, если следовать логике, то нужно понять, а откуда взять информацию об этих самых «скрытых» требованиях? Тут всё просто: спросите о них у преподавателя. Только не нужно топорно требовать, чтобы преподаватель выложил вам их на блюдечке с голубой каёмочкой. Нет. Мы современные люди и поэтому вам следует применить психологический приём косвенного воздействия, т.е. постараться разговорить преподавателя до такой степени, чтобы он сам, не замечая того, что вы им, по сути, манипулируете, выдал вам все свои «скрытые» требования. А для всего этого, как вы прекрасно понимаете, необходимо точно знать тип (вид) преподавателя.

Поэтому далее нами будет рассмотрены 3 основных типа (вида) преподавателей. Данная классификация весьма условна, однако она позволяет чётко определиться с самыми заметными различиями в поведении преподавателей.

Друг

Этот учитель стремится быть другом для своих подопечных. Устраивает неформальные посиделки, идёт навстречу, если не сделаны уроки, подолгу объясняет то, что кто-то не понял. Всегда выслушает, поддержит, даст дружеский совет. У всех учеников есть его номер, и «друг» призывает звонить ему в любое время дня и ночи, если что-то случится. Такие учителя никогда не выгоняют из класса, не ругают за прогулы, выгораживают школьников перед завучем и директором. Ученики счастливы, если у них такой учитель. Есть только одно НО: успеваемость и дисциплина с такими преподавателями хромают основательно. И если ваше чадо не в состоянии самостоятельно взять себя в руки и выучить уроки, учитель-друг ему тут не поможет.

Бесстрашный исследователь

Этого преподавателя драйвит любопытство. Шерлок плюс Хаус — смешать, но не взбалтывать. Любая загадка — вызов интеллекту и огромному массиву знаний, разложенному по полочкам «чертогов разума». К счастью, в преподавании и вызовов, и загадок хватает.

Как объяснить разницу между Perfect и Continuous? Как впихнуть в голову студента, в которой едва поместился английский алфавит, — сотню новых слов, обозначающих еду? Почему одна тема далась легко, словно по волшебству, а другую студент вторую неделю штурмует, и ни миллиметра прогресса? Пока есть вопросы без ответов — Исследователь будет «гореть» профессией. 

Бунтарь

Учитель-бунтарь не просто в курсе новых методик. Его цель — порушить всё, что было, и построить на этом месте новое. Он спорит с учениками, учебниками и администрацией. Он интересуется политикой и не упустит возможности поразмышлять о будущем страны на любом уроке, будь то химия, физика или труд. Некоторые бунтари пропагандируют отказ от школ и предлагают вести обучение в новом формате. Всех несогласных и неуспевающих бунтарь прилюдно опускает язвительными замечаниями, так что особо ранимым ученикам вступать с ним в споры не рекомендуется. Учиться у бунтаря интересно, но не слишком приятно. Благо, долго терпеть его не придётся: рано или поздно любой учитель-бунтарь либо высказывает в лицо администрации свои претензии, либо решает уйти из школы, которая ограничивает свободу личности.

3.3.Типология преподавателей по Юревичу

  1. Самый неудобный для студентов тип, по мнению Юревича, – это самоутверждающийся преподаватель. Этот тип наименее предсказуем. К нему принадлежат по большей части еще молодые преподаватели с неустойчивой самооценкой, которые очень чувствительны к тому, сколько студентов приходит на их лекции или семинары, как они сидят, насколько внимательно слушают, и к прочим незначительным вещам. Некоторые из них откровенно самоутверждаются за счёт студентов, заставляя себя уважать с помощью двоек и дисциплинарных мер. Существуют и вечно самоутверждающиеся преподаватели, пребывающие в таком состоянии всю жизнь и не преодолевающие его с возрастом. Обычные самоутверждающиеся преподаватели, правда, может самоутверждаться и с помощью выгодных для студентов приёмов, например, демонстрируя им свою доброту посредством выставления завышенных оценок. Но значительно чаще он укрепляет свою самооценку нежелательным для них образом.
  2. Второй по степени нежелательности для студентов тип преподавателей — преподаватель-педант. К этому типу принадлежат наиболее ограниченные и догматичные личности. Они требуют от студента точного знания материала, даже в тех случаях, когда материал таков, что исключает точные знания. А любые попытки студентов компенсировать пробелы в своих знаниях на экзамене за счёт воображения и изобретательности вызывают у преподавателя-педанта лишь раздражение, поскольку неизбежно наводят на мысль об уровне его собственного воображения. Упорство таких преподавателей непреодолимо, и студентам с ними лучше вообще не встречаться, по крайней мере, на экзаменах, особенно если знания невелики.
  3. Следующий, выделенный по тому же принципу, тип — это безразличный преподаватель. Чаще всего за его безразличием стоит обилие субъективно более важных для него дел: регулярные поездки за рубеж, издание своих книг, получение грантов. Но могут стоять и какие-либо личные, чаще всего семейные, проблемы. Его очень просто вычислить: он часто отменяет лекции, опаздывает на них, забывает имена и фамилии студентов, имеет отсутствующее выражение лица и т. д. Для такого преподавателя безразлично, что ставить студенту — двойку или пятерку, но, понимая, что двойка может вызвать дополнительные проблемы, он предпочитает ставить более нейтральные оценки.
  4. К безразличному преподавателю весьма близок преподаватель-разгильдяй. Он обычно небрит, часто дышит перегаром, всегда опаздывает на лекции, не вполне твердо знает, что именно он должен читать и т. п. Его держат на работе вследствие нашего описанного выше национального гуманизма, а также потому, что он либо считается талантливым, хотя и неорганизованным человеком, либо — когда-то подавал большие надежды. По природе своей он добр, физически не способен поставить плохую оценку, но надо бдительно следить за тем, чтобы он поставил ее в нужную графу.
  5. Следующий тип — «преподавателъ-панибрат» — всячески ищет способы сближения со студентами. Чаще всего он использует для этого совместные выпивки (и поощряет соответствующее поведение студентов), но практикует и другие формы близких контактов с ними. Одеваться он может не совсем так, как студенты, в некоторых случаях может даже надеть галстук, но их сленг явно предпочитает научным терминам. Двойки и тройки не ставит вообще, ибо это несовместимо с репутацией Своего Парня, к которой он стремится. Но, вынужденный лавировать между студентами и деканатом, где одни лишь отличные оценки вызывают подозрения, за абсолютно идеальный ответ может поставить четверку — просто для того, чтобы разбавить однообразную массу пятерок.
  6. Наибольшей симпатией студентов, как правило, пользуется преподаватель-романтик. Как безразличный преподаватель и преподаватель- «панибрат», в плане отношения к учебному процессу это — либерал, но, в отличие от преподавателя-разгильдяя, — не анархист. Он соблюдает некоторые основополагающие дисциплинарные правила, но главное для него — не дисциплина и оценки, а творчество и мышление студентов. Соответственно, в них он больше всего ценит именно способность мыслить, и, если приобрести в его глазах репутацию Мыслящего Студента, можно вообще ничего не учить. Читать лекции и проводить семинары он предпочитает в режиме диалога, регулярно задавая студентам вопросы, заставляющие думать, и провоцируя их ломать мозги над неразрешимыми вопросами своей науки. Студенты его не только любят — за либеральный нрав, но и уважают — за хороший фанатизм и одухотворенное отношение к своей профессии, а некоторые даже заражаются и заряжаются его романтизмом
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Будь на релаксе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: