Теория привязанности: как ранние отношения с родителями влияют на нашу жизнь

Все ли способны на отношения? о типах привязанности

На старт: как устроена привязанность

Система установления привязанности — одна из уловок эволюции. Благодаря ей слабые существа в случае опасности стремятся «под крыло» к более сильным. Так они увеличивают свои шансы на выживание. Это лежит в основе теории привязанности.

Эта система ярче проявляется у детей. Но Джон Боулби, создатель теории, утверждал: тип привязанности влияет на поведение в любых близких отношениях «от колыбели до могилы». То, как выстраивались отношения в семье, формирует ожидания, поведение и представления о будущих партнерах. Затем Синди Хазан и Филлип Шейвер выдвинули теорию, что любовь — тот же процесс формирования привязанности. Сейчас это применяется еще и к другим видам близких отношений между людьми. 

Система «включается», когда человек испытывает страх или стресс. С эволюционной точки зрения близость с другими увеличивает шансы на выживание, с психологической — уменьшает тревогу. Система «выключается», когда человек чувствует себя достаточно безопасно. Если этого не происходит, система продолжает работать — полностью или частично. 

Это заставляет либо бесконечно «догонять» объект привязанности (гиперактивация системы), либо вечно «избегать» (деактивация системы). «Убегающие» стараются не сближаться с людьми, отрицают потребность в привязанности, избегают взаимозависимости в отношениях. А «догоняющие», наоборот, активно пытаются добиться близости, поддержки и любви, но при этом всегда не уверены, что у них получится.

Можно ли изменить тип привязанности

Тип привязанности формируется в раннем детстве, и зачастую переносится во взрослую жизнь. Но, он поддается коррекции. Многие задаются вопросом, как избавиться от тревожного типа привязанности. Потому как он не дает возможности наслаждаться отношениями и держит в постоянном стрессе. Исправить ситуацию возможно при помощи психотерапии. Посещать психотерапевта можно как самостоятельно, так и совместно с партнером. В некоторых случаях можно самостоятельно скорректировать свою модель поведения.

Типы привязанности нельзя делить на плохие и хорошие. Люди с тревожным типом умеют прислушиваться к партнеру, а с избегающим дают партнеру свободу для реализации. Но, если ваш тип привязанности мешает вам построить здоровые и счастливые отношения, то стоит обратиться к специалисту за помощью.

Рекомендуемые книги

На сегодняшний день, существует огромное количество книг, статей, эссе, которые вы можете читать и делать определенные выводы для себя. Несколько самых популярных книг по теории привязанности можно найти ниже:

  1. Приложение: «Новая наука о привязанности к взрослым и как она может помочь вам найти и сохранить любовь» Амира Левина и Рэйчел Хеллер.
  2. Привязанность в психотерапии Дэвида Дж. Уоллина.
  3. «Справочник по приложениям: теория, исследования и клинические применения» (3-е издание) Джуд Кэссиди и Филиппа Р. Шейвера.
  4. Теории привязанности: Введение в Боулби, Эйнсворт, Гербер, Бразелтон, Кеннелл и Клаус, автор Кэрол Гархарт Муни.
  5. Неуверенность в любви: как тревожная привязанность может заставить вас чувствовать себя ревнивой, нуждающейся и обеспокоенной, и что вы можете с этим поделать, Лесли Беккер-Фелпс.

Эта часть была посвящена теории привязанности, теории, разработанной Джоном Боулби в 1950-х годах и расширенной Мэри Эйнсворт и бесчисленным количеством других исследователей в последующие годы. Теория помогает объяснить, как наши детские отношения с нашими опекунами могут оказать глубокое влияние на наши отношения с другими взрослыми людьми.

Что вы думаете о теории привязанности? Как вы думаете, есть ли стили привязанности, не охватываемые четырьмя категориями? Есть ли какая-либо другая критика теории привязанности, которую вы считаете обоснованной и заслуживающей обсуждения? Мы хотели бы услышать ваши мысли в разделе комментариев.

4 основных типа психологической привязанности у детей

Разберем подробнее существующие типы привязанности в детстве:

1. Надежный тип привязанности

Такой тип привязанности, как надежный, можно наблюдать у детей, которые считают себя достойными всеобщей любви и уважения и ощущают поддержку со стороны взрослых. Эти дети позитивно воспринимают свое окружение, проявляют интерес к другим людям, характеризуются высокой степенью эмоциональной устойчивости. Ребенок плачет, если мать выходит из комнаты, но его слезы высыхают очень быстро. Он изучает новое окружение и начинает общаться, проявлять интерес к игрушкам и предложенным занятиям. Возвращение мамы вызывает у него радость.

Типы надежной привязанности считаются оптимальными для создания хороших отношений с детьми. Он помогает ребенку проще адаптироваться к окружающему миру. Для его формирования от любящих родителей требуется умение разумно удовлетворять потребности малыша и стимулировать его самостоятельность.

2. Тревожно-избегающий тип привязанности

У детей, подверженных постоянным стрессам, типы привязанности иные — тревожные. Малыши не ждут помощи от взрослых, плохо контролируют свои действия и чувства, в общении нередко проявляют грубость и агрессию, шантажируют окружающих. Такой тип тревожной привязанности называют избегающим, так как эти дети воспринимают привязанность как повод для стресса и стараются ее избегать. Они не реагируют на уход мамы, продолжают заниматься своими делами, не проявляют эмоций после ее возвращения.

Обычно такая ситуация складывается в семьях, где матери эмоционально холодны и не в состоянии продемонстрировать ребенку живые реакции на его действия. Из-за отсутствия отклика дети также эмоционально зажимаются и стараются избегать внешних проявлений своих чувств. К ним рано приходит ощущение взрослости и самостоятельности, и все свои эмоции и переживания они до конца жизни удерживают при себе.

3. Тревожно-устойчивый, или амбивалентный, тип привязанности

Амбивалентный тип привязанности, характеризующийся как тревожный, свойственен детям, которые не уверены в своем окружении и не верят в себя. Они стараются держаться поближе к взрослым и рассчитывают на их помощь. Малыши очень капризны, эмоционально неустойчивы — их поведение кажется другим детям неадекватным, поэтому они стараются дистанцироваться от них. Эти малыши могут долго и безутешно плакать в отсутствие матери. Никакие игры или предложения пообщаться в это время они не воспринимают. После возвращения матери дети радуются, но при этом дают понять, что обиделись и очень сердиты.

Такой тип эмоциональной привязанности формируется в тех случаях, когда поведение взрослых непредсказуемо. Ребенок наблюдает резкие перепады их настроения, разные реакции на одни и те же события. Особую роль играет нестабильное участие матери в жизни малыша, что лишает его ощущения поддержки с ее стороны и вызывает чувство недоверия к людям.

4. Дезориентированный, или дезорганизованный, тип привязанности

Данные типы привязанности встречаются у детей, не справившихся со стрессом в результате разлуки. Малыши чувствуют себя преданными, покинутыми и никому не нужными. Это приводит к тому, что они создают вокруг себя прочную оборонительную стену и дистанцируются от окружающего мира. Мир — это источник угрозы, которую они готовы отражать самостоятельно. Реакции этих малышей на отсутствие или возвращение взрослого при таком типе привязанности непредсказуема. Они могут впадать в агрессию, кричать и биться в истерике, а могут отрешиться и не реагировать на происходящее вокруг.

Любой из них формируется у детей под воздействием определенных факторов. Нередко случается так, что недостаток материнской заботы успешно компенсируют постоянно присутствующие в жизни ребенка бабушки или няни. Они, не зная о том, какие бывают типы привязанности и как можно с ними работать, тем не менее способны снизить уровень тревожности и вывести малыша на оптимальный уровень общения. К сожалению, такие приемы могут быть действенными только в отношении детей. Типы привязанности у взрослых изменить крайне сложно.

Очень важно помочь справиться с внутренними переживаниями ребенку, оставшемуся без попечения родителей

Предотвратить негативные последствия этого травмирующего события можно, окружив его заботой и вниманием, разделив с ним горе утраты и сопровождающие его эмоции

Важно создать такую атмосферу спокойствия и безопасности

Только понимающая и принимающая его проблемы семья может изменить тип привязанности приемного ребенка. Примеры становления надежного типа привязанности к новым родителям встречаются довольно часто.

Как определить свой тип

Определить свой тип привязанности можно с помощью специальных тестов или обратиться за помощью к нашим психологам.

Однако, есть несколько признаков, которые могут помочь понять, какой тип привязанности у вас может быть:

  1. Реакция на расставание. Если человек легко переживает расставание, быстро находит новых партнеров, это может указывать на избегающий тип. Если же расставание вызывает сильные эмоции, восстановление занимает много времени, это может указывать на тревожный тип.
  2. Реакция на близость. В том случае, если вам дорога независимость, автономность, нет желания к глубоким эмоциональным связям, то это указывает на избегающий тип привязанности. Если же у вас есть стремление к близости и необходимость в постоянном подтверждении любви и внимания — это тревожный тип.
  3. Реакция на конфликты. Когда человек предпочитает избегать конфликтов, не любит обсуждать свои чувства, то это может указывать на избегающий тип. Но, если есть желание открыто обсуждать свои чувства, проблемы — это надежный тип.
  4. Реакция на измену. Кто-то может простить предательство и продолжить отношения — чаще это указывает на избегающий тип привязанности. Если же измена вызывает сильные эмоции, простить ее не получается, то можно судить о тревожном типе привязанности.

Определение типа привязанности — это сложный процесс, требующий времени и самонаблюдения. Однако, понимание себя и своих эмоциональных потребностей может дать возможность создать более счастливые отношения

Независимо от того, какой тип привязанности человек обнаружит в себе, важно помнить, что это не окончательный «приговор». Всегда можно поработать над собой, развивать свои эмоциональные навыки, чтобы создать более благоприятную среду для здоровых и сбалансированных отношений.

Тип № 3: избегающе-отвергающий

Как определить, какие ваши отношения по типам привязанностиТретий и четвертый типы привязанности обычно приобретаются не в детском, а в зрелом возрасте, в результате пережитого опыта. Во взрослом возрасте люди с избегающим типом играют «сильных и независимых» личностей, хотя внутри они ранимые и обиженные дети. Им проще сделать вид, что они не хотели отношений, чем добиваться связи и быть отвергнутыми. Избегающе-отвергающая привязанность свойственна людям независимым, для которых неприемлема высокая степень близости и открытость в чувствах. Такие персонажи пребывают в вечной обороне, подавляя и скрывая свои эмоции.

Смешанный тип привязанности

Люди со смешанным типом привязанности имеют средние характеристики по большинству исследуемых личностных особенностей. Безусловно, они представляют большой интерес для дальнейшего изучения их личностных особенностей. Исходя из данных нашего исследования, мы можем сделать вывод что люди, имеющие смешанный тип привязанности – достаточно целостные личности, имеющие стремление к самоактуализации. Однако, у данной группы людей наблюдается пониженный уровень тревожности, что может говорить о неспособности прогнозировать форс-мажорные ситуации, склонности к некоторой «толстокожести». Также, люди со смешанным типом привязанности имеют невысокий уровень эмоционального интеллекта, управления эмоциями. В общении они не готовы к самораскрытию и самопредъявлению, не уверены во взаимном интересе со стороны собеседника. Также обладают некоторой ригидностью, неготовностью к изменениям сформировавшихся ценностей. Обобщая вышеперечисленные характеристики, мы можем сказать о тенденции к некоторой «расторможенности», лени, незрелости, нежелании менять стереотипы и привносить что-то новое в свою жизнь. Изучив основные характеристики поколения Y, представленные в теории поколении Евгении Шамис, мы можем предположить, что люди, имеющий смешанный тип привязанности, являются яркими представителями данного поколения. Они представляют особый интерес для дальнейших исследований, так как в нашей выборке их представлено наибольшее количество (30%).

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сказать, что наши гипотезы подтвердились. Типы привязанности действительно взаимосвязаны с личностными особенностями взрослых людей. Люди с надежными типом привязанности имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, самоактуализации и умеренную выраженность личностных акцентуаций, по сравнению с людьми, обладающими ненадежными типами привязанности.

В заключение необходимо указать также на тот факт, что надежными типом привязанности обладают лишь 27% испытуемых, в то время, как остальные 73% имеют ненадежные типы привязанности.

Почему поколение «Миллениум», часто называют «потерянным»? Почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми? Предприняв небольшой экскурс в историю нашей страны 70-80-х годов, становится очевидным, что  наше государство было мощнейшей непобедимой империей, с высокоморальными ценностями и опорами для общества. В начале 90-х тотальное разрушение всех глобальных систем государства – политической, социальной, экономической, культурной, ценностной – стало причиной переворотов в сознании граждан, личностных кризисов, и внутриличностных конфликтов. Иными словами, люди лишились незыблемых опор, они не знали, как жить дальше, опасались за свое будущее. Те уклады, которые служили ориентиром, стали не актуальными. Теперь нужно было жить совершенно по-другому, но как именно, никто не знал. Была ли эта ситуация благотворной для воспитания подрастающего поколения? Могли ли родители, отчаянно сражавшиеся со всеми бедами того времени, давать свое тепло и надежную привязанность? Скорее всего, нет. И мы предполагаем, что именно в этом заключается ответ на вопросы, почему поколение «Миллениум» часто называют «потерянным», и почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми.

Исследование типов привязанности представляет сейчас большой интерес в большей степени для детской психологии и психология развития. Достаточно редко освещаются проблемы взаимосвязи опыта детско-родительских отношений, к тому же мало диагностических инструментов для исследования данной темы. Выводы данной работы представляют для психологов возможности разработки программ по работе со взрослыми людьми с ненадежными типами привязанности, а также применение данных знаний в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вторым важным аспектом внедрения данных знаний в практику является просветительская деятельность для будущих родителей.

Привязанность и этология: связь с естественной историей поведения

Боулби изначально разработал свою теорию привязанности в контексте этологии — науки о поведении животных. Он полагал, что привязанность имеет биологические корни и выполняет ключевую роль в выживании вида.

Центральное место в его теории занимает понятие импринтинга, когда молодое животное запечатлевает образ матери и начинает следовать за ней.

Импринтинг — это встроенный механизм мгновенного обучения, суть которого заключается в том, что детеныш после рождения запоминает образ своей матери и начинает активно реагировать на его присутствие, отсекая реакции на других животных. Если, например, утенок впервые увидит не утку-мать, а человека, он будет следовать за человеком, и позднее не сможет установить отношения с другими утками, так как они для него будут неинтересны.

В классической этологии импринтинг считается однократным актом, однако Боулби предполагал, что это понятие можно перенести и на людей, с той лишь разницей, что процесс импринтинга у людей занимает больше времени и является основой формирования привязанности.

Важность формирования импринтинга, согласно Боулби, обусловлена эволюционным развитием и внешними средовыми факторами

Он говорил о том, что в первобытных обществах маленьким детям было жизненно необходимо производить определённые сигналы, которые могли бы привлечь внимание взрослых и вызвать их заботу, иначе ребёнок рисковал умереть от голода или стать жертвой хищника

Таким образом, Боулби говорил не только об импринтинге, но и о врождённых поведенческих моделях ребёнка, которые активировали бы заботу со стороны родителей.

Часто задаваемые вопросы

Как определить свой тип привязанности?

Самый простой способ определить свой тип привязанности — обратить внимание на то, как вы относитесь к близким отношениям. Если вы легко устанавливаете близкие отношения и чувствуете себя комфортно в них, то, скорее всего, ваш тип привязанности — безопасный

Если же вы избегаете близости и трудно устанавливаете доверительные отношения, ваш тип привязанности скорее всего является избегающим или тревожно-избегающим. Амбивалентный тип привязанности характеризуется постоянной тревогой и неуверенностью.

Какие паттерны поведения характерны для избегающего типа привязанности?

Люди с избегающим типом привязанности обычно избегают близости и трудно доверяют другим людям. Они предпочитают быть независимыми и сохранять свою независимость. Избегающие люди могут затрудняться в установлении и поддержании близких отношений.

Что такое тревожный тип привязанности?

Тревожный тип привязанности характеризуется постоянной тревогой и неуверенностью. Люди с этим типом привязанности часто боятся близости и имеют трудности в установлении доверительных отношений с другими людьми.

Как влияет тип привязанности на отношения?

Тип привязанности может существенно влиять на отношения. Люди с безопасным типом привязанности, склонны к более здоровым и устойчивым отношениям, в то время как люди с избегающим или тревожно-избегающим типом привязанности могут иметь трудности в установлении и поддержании близких отношений.

Как изменить свой тип привязанности?

Изменить тип привязанности может быть сложным процессом, который включает в себя осознание своих паттернов поведения, работу с психологом и осознанное построение здоровых отношений. Помните, что изменение типа привязанности требует времени, терпения и усилий.

Как привязанности влияют на строимые отношения?

Тип привязанности может существенно влиять на строимые отношения. Люди с безопасным типом привязанности обычно строят здоровые, устойчивые и доверительные отношения. Люди с избегающим или тревожно-избегающим типом привязанности могут иметь трудности в установлении и поддержании близких отношений.

Какие типы привязанности существуют у взрослых?

У взрослых существуют четыре основных типа привязанности: безопасный, избегающий, амбивалентный и тревожно-избегающий. Каждый тип характеризуется определенными паттернами поведения и отношений.

Как тип привязанности формируется и развивается?

Тип привязанности формируется и развивается в детстве на основе взаимодействия между ребенком и значимым взрослым, обычно с родителями или опекунами. Взаимодействие с родителями и ранние жизненные опыты играют важную роль в формировании типа привязанности.

Что такое избегающая привязанность?

Избегающая привязанность — это тип привязанности, при котором человек избегает интимности и трудно устанавливает близкие отношения с другими людьми.

Люди с типом привязанности «Остров»

Они, как правило, независимы и уверенны, умеют о себе позаботиться. Также к числу их сильных качеств относятся продуктивность и креативность, неприхотливость

Для них очень важно личное пространство и определенная свобода

Часто «острова» считают, что быть в одиночестве — это их личный выбор. Но, как правило, это является следствием того, что их детская потребность в контакте и привязанности систематически наталкивалась на невосприимчивость близких взрослых. «Острова» часто вырастают в семьях, где взрослые отличались эмоциональной холодностью, были погружены в свои заботы и не уделяли достаточного внимания ребенку, не поддерживали с ним контакт.  «Люди-«острова» часто принимают за независимость и самодостаточность свои адаптационные механизмы, благодаря которым сумели пережить пренебрежение, — добавляет Стэн Таткин. — В контексте парных отношений привычка одного или обоих партнеров подолгу находиться в одиночестве может вызвать затруднения, особенно если она неосознаваемая. Вместо того чтобы искать близости в пространстве пары, привыкший к  одиночеству партнер избегает ее».

Несмотря на то, что «острова» бегут от глубокой связи и близости, именно в этом они и нуждаются. «Без помощи избранника «острова» вряд ли смогут разобраться в себе, распознать собственное глубоко укоренившееся экзистенциальное одиночество и в конце концов преодолеть тревожность в близких отношениях. Ведь им известно только то, что они испытали на собственном опыте: отвержение, холодность и пр. — говорит Стэн Таткин. —  Чтобы покинуть свой остров и попасть в более оживленный мир, им нужно встретить понимание. Им требуются партнеры, которые хотят выяснить, что ими движет».

В конфликтных ситуациях «острова» считают, что лучший способ решить проблему — обсудить ее. Однако часто в условиях стресса «остров» может стать немногословным, неотзывчивым и негибким или совсем уйти в себя, замолчать и замереть

Во время конфликта он направляет все внимание в будущее, старательно избегая настоящего и прошлого

Болевыми точками «острова» является ощущение вторжения в личные границы, чувство «загнанности» в ловушку, утрата контроля и излишняя близость.

Безопасная привязанность

Чтобы сформировалась безопасная привязанность, опека и сонастроенность необязательно должны быть идеальными. Ухаживая за малышами, все мамы совершают множество ошибок. Но, держа ребенка на руках, укачивая его и извиняясь, чутко настроенные матери исправляют естественно возникающие огрехи. Действуя ласково и вовлеченно, мамы восстанавливают связь с младенцами после долгого отсутствия или эмоционального всплеска. Природа не требует совершенства, и детям оно тоже не нужно. 

Безопасная привязанность исходит из взаимозависимой двусторонней связи между мамой и малышом. Благодаря ей у ребенка возникает и крепнет уверенность в том, что отношения снимают боль. 

Безопасная привязанность облегчает взросление. Самодостаточность — это следствие здоровой зависимости и удовлетворенных потребностей, наиболее важных в ранний, крайне хрупкий, период развития. Безопасную привязанность можно представить в виде защищенного места, надежного эмоционального укрытия, по сути дома.

Дети с безопасной привязанностью обычно любопытнее и реже проявляют агрессию, чем их сверстники с небезопасной привязанностью. У них развита эмпатия. Они умеют справляться с трудностями и способны поддерживать близкие отношения с друзьями, возлюбленными и собственными детьми на протяжении всей жизни.

Дезорганизованная привязанность

О дезорганизованной привязанности говорят в том случае, если нарушена сама способность к проявлению привязанности любого из типов. Даже человек с избегающим типом привязанности имеет «объекты привязанности», шанс на полноценную близость с которыми активно им избегается (дети, жены, мужья, друзья, родители, родственники). В случае дезорганизованной привязанности речь идет о еще более глобальном сбое в работе психики. Это не просто «психическая защита и адаптация» как при нарциссизме, это изменение масштаба «у человека в норме бывает слух, но конкретно у данного человека есть врожденная или приобретенная глухота». За годы работы вне стен клиники, сотрудничая с людьми, у которых нет радикальных органических изменений в работе мозга, я могу отметить, что данный тип привязанности мне не встречался. Мне встречались те, которые хорошо попадают под данные мной описания безопасной, тревожной, избегающей и боязливой привязанности. Но я видела элементы дезорганизованной привязанности у маленьких детей. Когда они, например, будучи в заведомо небезопасном для себя пространстве, незнакомом месте, начинают полагаться на чужих для них людей, которых они впервые видят, больше, чем на собственных родителей. Или когда со знакомыми (включая родителей) и незнакомыми людьми ребенок старше трёх лет показывает одинаковый рисунок поведения «привязанности». Такие эффекты абсолютно не похожи на механизмы тревожной и избегающей привязанности, или их действительно лучше всего описывают слова дезорганизация и распад поведения привязанности.

Но иногда термин дезорганизованной привязанности используют в его более мягком значении. И тогда получится, что этим типом привязанности нарекут людей, которые ведут себя более непредсказуемо в аспектах привязанности, чем обычный «тревожный» и «избегающий» тип. Или в том случае, когда поведение этих двух классических типов ненадежной привязанности имеет более непредсказуемый деструктивный характер. Но в мягком его значении для меня лично теряется смысл использования термина. Тем более, что авторы основатели всегда отмечали, что в самых грубых случаях, мы действительно можем обнаружить именно распад поведения привязанности.

Если нарушения более явные и заметные, более радикально влияющие на качество построения отношений, то, на мой вкус, диагностически более информативно говорить о пограничном расстройстве личности, или о других описанных расстройствах личности, или о эндогенных психозах (шизофрения и тяжёлые клинические депрессии), и о других психических расстройствах, чем притягивать категорию дезорганизованной привязанности в «мягком» значении термина только лишь, чтобы показать, что имеет место «какая-то серьезная клиника» и соответственно появляется бОльшая непредсказуемость и непоследовательность поведения привязанности.

Это я к тому, что как и всегда в психологии, если есть какой-то термин, это не значит, что все авторы использовали его в одинаковом значении.

Как поменять тип привязанности

Изменить тип привязанности возможно, но для этого нужно проработать все детские травмы. Для достижения поставленной целей по изменению типа необходимо придерживаться следующего курса:

Важно повышать самооценку, уметь высказывать свое мнение, принимать себя целиком.

Поиск партнера должен быть сконцентрирован на дополнении друг друга. Это здорово, когда один человек дополняет положительные качества другого и скрывает недостатки.

Необходимо уважать личные границы — свои и партнера, нужно научиться говорить «нет», если это вредит.. Далее, определяются реальные потребности, расставляются приоритеты

Не менее важным является умение просить о помощи, а не пытаться сделать все самостоятельно, даже во вред себе.

Далее, определяются реальные потребности, расставляются приоритеты. Не менее важным является умение просить о помощи, а не пытаться сделать все самостоятельно, даже во вред себе.

Если вы хотите изменить себя, свою жизнь, но не знаете с чего начать, обратитесь к нашим врачам за дистанционной консультацией. Наши психологи помогут проработать страхи, справиться с комплексами, проработают детские травмы, даже самые глубокие.

Стаж 19 лет

Более 3515 консультаций

Монахова Альбина Петровна

Клинический психолог, медицинский психолог

Определение и специфика

Эта часть в первом издании данной книги была озаглавлена «Терапия привязанности». В новом издании этот заголовок был заменен. Далее будет разъяснено, почему было выбрано именно такое название: «Основанная на привязанности психотерапия (attachment-based psychotherapy). Оно исходит из теории привязанности Джона Боулби; в психотерапии, основанной на привязанности, результаты фундаментальных научных исследований применяются для психотерапевтической работы с родителями, детьми, подростками и взрослыми, на них строятся и превентивные интервенции.

Психотерапия, основанная на привязанности, решительно отмежевывается от формы интервенции, которую часто называют (причем весьма неудачно) «терапией привязанности». Понятие «терапия привязанности» на момент выхода первого издания этой книги еще не получило широкого распространения, и потому его выбор еще не мог вызывать неправильных ассоциаций; однако в новом издании необходимо четко и однозначно разъяснить и разделить оба эти понятия: психотерапия, основанная на привязанности, итерапия привязанности, – хотя в Интернете их, к сожалению, часто путают.

Хотя так называемая «терапия привязанности» (attachment therapy) также основывается на теории привязанности, но нынешние описания практики ее применения полностью идут вразрез с теорией привязанности и даже диаметрально противоположны ей. Раньше для «терапии привязанности» использовалось широко распространенное понятие «поддерживающая терапия» (holding therapy). Для нее было типично следующее: детей всех возрастных категорий, прежде всего травматизированных приемных и усыновленных детей (а иногда и взрослых), которые по самым разным причинам сопротивлялись телесному контакту и эмоциональной привязанности, взрослые удерживали и, даже несмотря на отчаянное сопротивление, крики, неистовства, борьбу, а иногда и телесные повреждения, силой побуждали к телесному контакту до тех пор, пока те в изнеможении не сдавались и не подчинялись их требованиям.

Такой подход в корне противоречит теории привязанности, особенно требованиям чуткости и внимания к сигналам ребенка для построения свободной от страхов надежной привязанности к ухаживающим за ним людям. Насилие над ребенком никогда – даже во имя некоей высшей цели – не может служить средством формирования привязанности ребенка к тем, кто удовлетворяет его насущные потребности. Внешне ребенок может прекратить сопротивление телесному контакту и подчиниться взрослому ввиду его физического и социального превосходства, потому что у него нет никакой другой возможности. Но внутренне он останется переполненным тревогой, страхом и сопротивлением, что как раз и может стать причиной нарушения привязанности.

Поэтому такой подход несовместим с теорией привязанности. В США сообщалось о многочисленных случаях смерти детей из-за таких насильственных интервенций, которые должны были способствовать развитию привязанности. В 2006 году рабочая группа Американского профессионального общества борьбы против жестокого обращения с детьми (American Professional Society on the Abuse of Children – APSAC), входящего в Американскую психологическую ассоциацию (American Psychological Association – APA), подробно разбиралась с «терапией привязанности», ее процедурой и агитационными стратегиями; эта рабочая группа подвергла все это резкой критике и отвергла как методику, несовместимую с теорией привязанности, и как форму жестокого обращения с детьми (Chaffin et al., 2006). Я разделяю эту точку зрения и считаю, что срочно необходимо провести широкомасштабное обсуждение «терапии привязанности», которая в последние годы появилась и в немецкоязычных странах.

За что критиковали теорию привязанностей

Сейчас теория привязанностей популярна. Психолог Сью Джонсон основывает свой подход к эмоционально-фокусированной психотерапии именно на этой теории.

Однако есть и критики теории привязанности. В конце ХХ века писали о негативном влиянии теории на представление о «хорошей матери». Феминистские исследовательницы считали, что подобный подход, во-первых, во многом оставляет всю ответственность за психологическое развитие ребёнка на матери. Во-вторых, негативно сказывается на самооценке женщин, чьи дети родились недоношенными и первые месяцы жизни провели в больницах, или женщин, которые были вынуждены рано выйти на работу.                                                             

В середине 60-х годов даже появилось исследование, которое показало, что основной объект привязанности может не только быть множественным, но и не совпадать с основным лицом, ухаживающим за ребёнком. Так, дети, которые все время проводили с матерями, могли больше привязываться к отцам, сёстрам, братьям, дедушкам или бабушкам. 

Также теорию критикуют за идею о том, тип привязанности приобретается раз и на всю жизнь. В таком случае получается, что ранний опыт важнее всего остального, что происходит с человеком в следующие годы жизни.

Одним из наиболее распространённых критических замечаний в адрес теории привязанности является то, что в незападных обществах идея о тесной связи ребёнка и одного опекуна в принципе отсутствует. Например, в Папуа — Новой Гвинее или Уганде обязанности по воспитанию детей равномерно распределены среди широкой группы людей. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Будь на релаксе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: