Тройственный союз
(или множественные личности) — это крайнее проявление внутренних противоречий, когда в одном теле, часто не зная друг о друге, по-настоящему живут несколько человек разного возраста, пола и характера. Такое явление встречается крайне редко, несмотря на то что этот эффектный сюжет регулярно появляется в кино и литературе. Так, в сериале «Обмани меня» одна из субличностей свидетельницы помогала другой расследовать преступление, а в основанной на реальных событиях книге Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» боролись между собой 24 полноценные субличности с разными IQ, талантами, религиями и сексуальными предпочтениями.
В норме же, судя по различным психологическим концепциям, у всех есть свой внутренний коллектив, однако в том, кто его участники, мнения расходятся.
Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей — три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности — Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом.
Ребенок — это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила. Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность. Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя.
Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель — и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком.
В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией — поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом. При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями. Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится.
В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей».
«Я»
Начиная помогать людям налаживать отношения со своими частями, я использовал метод гештальт-терапии со стульями, когда клиент сидит на одном, а разговаривает с другим, стоящим напротив. Я говорил им, что на пустом стуле — их проблемная часть. Поскольку другим частям тоже было что сказать, в кабинете появилось много стульев. Я наблюдал, как клиенты перемещаются по кабинету, изображая разные части, и отметил много закономерностей. Один клиент высказал мысль, что пересаживаться с места на место бессмысленно; можно разговаривать с разными частями, не сходя со своего стула. У него это прекрасно получилось, а потом я попробовал то же на других клиентах с аналогичным успехом.
Я поставил себе цель научить клиентов договариваться с частями. Многие закономерности внутренней системы перекликались с моим опытом семейной терапии. Например, ребенок с булимией разговаривал со своей критической частью, потом вдруг срывался и начинал на нее орать. В семейной терапии такое могло быть, если девочка говорила с вечно критикующей ее матерью, а потом злилась и кричала на нее. В этом случае стоило посмотреть, не вступил ли на сторону девочки кто-то из присутствующих: скажем, ее отец дал понять, что тоже не согласен с матерью.
Плохих частей не бывает
Если вы не задались этим вопросом, прочтя название книги, спрошу напрямую: что делать с частями, виновными в жестокости? С теми, которые убивали и насиловали? Или планировали убийство? Неужели это хорошие части, просто играют такую роль?
Во время IFC-терапии я все чаще замечал, что бремя, движущее частями, коренится в детских травмах. В конце 1980-х — начале 1990-х я занялся пациентами, у которых из-за перенесенной травмы развились пограничное расстройство личности, хроническая депрессия и расстройство пищевого поведения. Меня заинтересовали перспективы лечения преступников, потому что так можно предотвратить появление жертв в будущем.
Семь лет я посвятил работе в Академии Онарга — реабилитационной клинике для лиц, совершивших преступление сексуального характера. У меня была возможность помочь им прислушаться к своим частям, заставлявшим их растлевать детей. И раз за разом я слышал почти одно и то же: когда в детстве преступник подвергся сексуальному насилию, одна из частей-Защитников забрала энергию агрессии и насилия у обидчика и использовала для обороны от него. Но с тех пор ее бремя вызывало потребность доминировать и наказывать слабых. Часть-Защитник застряла в травмирующем опыте.
Следовательно, стимул к растлению ребенка исходил из способности причинить боль и подчинить себе слабого и невинного. Так же часть-насильник поступала с уязвимыми, по-детски доверчивыми частями в своей же системе. В наследственной передаче бремени части-Защитники ребенка берут на себя бремя насилия, учиненного над его родителями, в момент, когда те совершают насилие над ним.
Как связаны архетип и брендинг
В каждом из нас заложены 12 базовых архетипов, но преобладают один или два.
Ведущий архетип влияет на развитие качеств личности
Где и как человек живет, чем занимается — неважно. В любом случае, он в большей степени коллективист или индивидуалист, пассивный или энергичный, интроверт или экстраверт, склонный к труду физическому или умственному
Изменяющиеся условия жизни проявляют в нас то одни, то другие архетипы. Поэтому мы ведём себя по-разному в различных обстоятельствах и меняемся с возрастом.
Осторожному и спокойному, стремящемуся к стабильности отцу (ведущий архетип «правитель») сложно уживаться под одной крышей с сыном, явным «бунтарём». Сын склонен разрушать, игнорировать и пренебрегать — «Гори оно всё синим пламенем!» Но если пожилой отец заболеет и сляжет, вряд ли сын останется равнодушным: под влиянием обстоятельств архетип «заботливый» проявится сильнее
Какое отношение их семейные дела имеют к рекламе и брендам?
Прямое. Мы выбираем бренды, на которые откликаются наши архетипы. Отец выбирает машину Ауди, потому что она надёжная, мощная, представительная. Сын с детства мечтал мчаться на мотоцикле «Кавасаки», потому что это скорость, риск, пренебрежение правилами. Они — типичные представители целевых аудиторий для этих брендов.
В чём польза для маркетолога
Думающий читатель может возразить: как всё человечество «причесать» под 12 персонажей? Один и тот же человек во вторник Творец, в среду Заботливый, в четверг Бунтарь, в пятницу Шут пополам с Любовником.
Отвечаем: авторы изучили 12 архетипов с учётом возрастных изменений, гендерных различий, этнической принадлежности и других параметров. Каждый архетип они разложили по схеме:
- Главное желание
- Цель
- Страх
- Стратегия
- Награда
Схема и типология архетипов помогает маркетологу не тратить деньги на дорогостоящие исследования и не полагаться только на интуицию.
- Проводим пилотное исследование
- Выясняем, какой архетип соответствует целевой аудитории
- Находим в книге «Герой и бунтарь» описание архетипа
- Выстраиваем рекламную кампанию исходя из страхов и желаний архетипа ЦА
Многие маркетологи пользуются интуицией при создании бренда и додумывают выводы к исследованиям. Я тоже так делала, но мне всегда было не по себе: от моей интуиции и профессиональной чуйки зависела вся рекламная кампания.
Книга дала научный фундамент, на который мы в «Ан2» опираемся при разработке бренда и рекламных кампаний. Книга задаёт границы креативу и рассказывает, как развивается бренд.
В следующей статье читайте, как это работает на практике. Я приведу примеры из нашей реальной жизни. А пока жду ваших комментариев по теме.
Как возникают субличности
У всех альтернативных личностей одна главная задача – защитить, так называемого, внутреннего ребёнка. Так эти личности и возникают. Они помогают внутреннему ребёнку развиваться и защищают от враждебности окружающей среды.
Итак, вот механизм возникновения субличностей:
- Человек получает психологическую травму, появляются субличности для того, чтобы защитить человека от стыда, вины, боли и страха. Называют эти личности изгнанниками.
- Для того, чтобы проконтролировать изгнанника, активизируется менеджер. Всеми силами он стремится защитить от негатива. Часто он делает это путём отстранённости от людей, эмоциональной холодности и недоверчивости.
Но когда и менеджеры перестают справляться, человек снова попадает в неприятности, тогда и появляются пожарные (ещё одна группа альтернативных личностей), призванные потушить все эти чувства. Но они выбирают наиболее агрессивные способы. Так, чтобы заглушить в боль, в человеческой жизни и появляются ярость, алкоголь, беспорядочные сексуальные контакты и т.п.
Развитие других субличностей зависит от фантазии и особенностей личности человека. У каждого человека индивидуальный набор альтернативных Я, их количество и специфика могут меняться от случая к случаю.
Книги серии
260 стр. 5 иллюстраций
16+
5
5
(
2
голоса
)
Тесса Уэст Токсичные коллеги. Как работать с невыносимыми людьми
300 стр. 16 иллюстраций
16+
Оцените книгу
Максим Батырев 45 татуировок родителя. Мои правила воспитания
340 стр. 1 иллюстрация
18+
Оцените книгу
Ян-Уве Рогге Пубертат. Как пережить переходный возраст ребенку и родителям
310 стр. 4 иллюстрации
16+
Оцените книгу
Саманта Бордман Больше силы в каждом дне
Источники жизненной силы для самого важного
100 стр. 23 иллюстрации
12+
Оцените книгу
Дженни Баттистин Счастье внутри тебя. Как успокоиться, сосредоточиться и поднять настроение за 10 минут в день
260 стр. 1 иллюстрация
16+
Оцените книгу
Терри Коул Здоровые границы. Как научиться отстаивать свои интересы и перестать отказываться от себя ради других
210 стр. 1 иллюстрация
16+
Оцените книгу
Карла Наумбург Как перестать срываться на детей. Воспитание без стресса, истерик и чувства вины
210 стр. 12 иллюстраций
16+
Оцените книгу
Шэрон Мартин Сила личных границ. Практики, которые помогут выстроить здоровые отношения с собой и окружающими
450 стр. 10 иллюстраций
18+
ТОП Книга
4.8
5
(
57
голосов
)
Эмили Нагоски Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса
150 стр. 39 иллюстраций
16+
Оцените книгу
Кэтрин Полан Ожеш Время для себя. 52 практики, чтобы снять стресс, замедлиться и восстановить баланс
130 стр. 13 иллюстраций
16+
5
5
(
1
голос
)
Эми Марлоу-Макой Нет эмоциональному насилию. Как распознать газлайтинг, противостоять ему и справиться с последствиями. Практики
460 стр. 3 иллюстрации
16+
Оцените книгу
Сью Джонсон Сила привязанности. Эмоционально-фокусированная терапия для создания гармоничных отношений
300 стр. 1 иллюстрация
16+
Оцените книгу
Эйнат Натан Смысл моей жизни. Каким родителем я хочу быть и каких детей хочу воспитать
380 стр. 1 иллюстрация
18+
Оцените книгу
Лора Фридман Уильямс Свободная. Знакомство, свидания, секс и новая жизнь после развода
240 стр. 2 иллюстрации
16+
Оцените книгу
Бенжамин Харди Гибкая личность. Как избавиться от ограничивающих убеждений и изменить свое будущее
380 стр. 24 иллюстрации
16+
Оцените книгу
Микаэла Томас Любовь живет вечно. Как преодолевать сложности и сохранять близость в длительных отношениях
170 стр. 1 иллюстрация
16+
Оцените книгу
Эми Джонсон Токсичные мысли. Как перестать зацикливаться на негативе и успокоить ум
280 стр. 5 иллюстраций
16+
Оцените книгу
Брэнди Салазар, Лэнс Салазар, Хэл Элрод Магия утра для пар. Как освежить чувства и вернуть любовь
170 стр. 3 иллюстрации
16+
Оцените книгу
Эмми Бруннер Начни выбирать себя. Как исцелиться от психологических травм и обрести истинное «я»
160 стр. 1 иллюстрация
16+
Оцените книгу
Эми Джонсон Ты – не твои привычки. Способ избавления от ненужных привычек без усилий
Аудиокниги серии
5 ч. 38 мин. 22 сек.
16+
5
5
(
3
голоса
)
Чарльз Уитфилд Внутренний ребенок. Как исцелить детские травмы и обрести гармонию с собой
4 ч. 54 мин. 15 сек.
16+
5
5
(
1
голос
)
Андерс Хансен Почему мне плохо, когда все вроде хорошо. Реальные причины негативных чувств и как с ними быть
8 ч. 39 мин. 21 сек.
16+
4
5
(
1
голос
)
Беатрис Честнат, Уранио Паэс Эннеаграмма. Руководство по внутренней трансформации и познанию себя
6 ч. 45 мин. 18 сек.
16+
2.4
5
(
5
голосов
)
Карла Наумбург Как перестать срываться на детей. Воспитание без стресса, истерик и чувства вины
7 ч. 35 мин. 27 сек.
16+
Оцените книгу
Деб Дана Тело на твоей стороне. Как сделать нервную систему своим союзником в достижении спокойствия
6 ч. 52 мин. 37 сек.
16+
Оцените книгу
Расс Хэррис Когда жизнь сбивает с ног. Преодолеваем боль и справляемся с кризисами с помощью терапии принятия и ответственности
6 ч. 45 мин. 06 сек.
16+
Оцените книгу
Стефани Качиоппо Там, где рождается любовь. Нейронаука о том, как мы выбираем и не выбираем друг друга
4 ч. 24 мин. 56 сек.
16+
Оцените книгу
Дженнифер Грегг, Лиза Койн, Мэттью Бун Избегание. 25 микропрактик, которые помогут действовать, несмотря на страх
6 ч. 52 мин. 07 сек.
16+
4
5
(
1
голос
)
Джули Смит Почему никто не сказал мне об этом раньше? Проверенные психологические инструменты на все случаи жизни
4 ч. 30 мин. 56 сек.
16+
3.5
5
(
2
голоса
)
Кэтрин Полан Ожеш Время для себя. 52 практики, чтобы снять стресс, замедлиться и восстановить баланс
11 ч. 56 мин. 55 сек.
16+
5
5
(
1
голос
)
Брианна Уист От важных инсайтов к реальным переменам
4 ч. 19 мин. 36 сек.
16+
Оцените книгу
Свами Пурначайтанья Источник силы. Как найти ресурсы внутри себя и обрести спокойствие в меняющемся мире
7 ч. 59 мин. 12 сек.
16+
Оцените книгу
Сара Оквелл-Смит Вдох-выдох – и снова родитель. Найти в себе опору и воспитывать без чувства вины
2 ч. 25 мин. 59 сек.
16+
Оцените книгу
Клэр Уилер Стресс. 10 способов, которые помогут обрести покой
8 ч. 04 мин. 41 сек.
16+
Оцените книгу
Нина Браун Они не изменятся. Как взрослым детям преодолеть травмы и освободиться от токсичного влияния родителей
9 ч. 32 мин. 23 сек.
16+
3
5
(
3
голоса
)
Эйнат Натан Смысл моей жизни. Каким родителем я хочу быть и каких детей хочу воспитать
5 ч. 50 мин. 12 сек.
16+
3
5
(
2
голоса
)
Эми Джонсон Токсичные мысли. Как перестать зацикливаться на негативе и успокоить ум
9 ч. 32 мин. 54 сек.
16+
5
5
(
1
голос
)
Данг Нгием Цветы в темноте. Практики, которые помогут исцелиться от травмы и найти опору в себе
3 ч. 55 мин. 15 сек.
16+
Оцените книгу
Сэм Акбар Эмоции: понять, принять и управлять. Как сохранить устойчивость, когда сложно
7 ч. 12 мин. 02 сек.
16+
Оцените книгу
Бенжамин Харди Гибкая личность. Как избавиться от ограничивающих убеждений и изменить свое будущее
Как договориться с внутренним критиком
Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К. Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать.
Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно. Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты. На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю.
Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»). В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами
Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом. Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится. Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально.
Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их. Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок — за такое время Критик не успевает «проснуться». Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью.
Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутренней богини» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства. При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность
А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей — понятные способы самопомощи через работающие метафоры.
Иконки: 1) Juan Pablo Bravo, 2) Björn Andersson, 3) Michael Stüker.
Субличность
– это термин в психологии, который обозначает внутренние образы элементов поведения, которые воспринимаются сознанием каждой личности, как части отдельные от самой личности. Понятие субличности в мир науки ввел итальянский психиатр, психолог Роберто Ассаджиоли в рамках нового психотерапевтического метода — психосинтеза. Субличности индивида привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям. Например, роли родителей, дочки, сына, начальника, неприятной коллеги, школьной учительницы, лечащего доктора и др. Как говорил Ошо, великий философ: внутри нас проживает целая толпа. И все эти люди внутри временами прикидываются нами.
Проявление субличностей человека существует опосредованно, когда он ведет свой внутренний диалог. Личные качества человека, его способности, привычки, навыки, которые он показывает, проживая свою жизнь, есть также проявлением частей его целого «Я».
Части не равны бремени
Важно разделять части и лежащее на них бремя. Причина большинства мировых проблем — ошибки парадигм, объясняющих функционирование разума: часть путают с ее бременем
Принято считать, что человек, часто находящийся в измененном состоянии сознания, — наркоман с непреодолимой тягой к следующей дозе. Тягу пытаются побороть лекарствами и программами реабилитации, противопоставляя их зависимой части и силе воли больного. Если же предположить, что испытывающая тягу к вредным веществам часть на самом деле выполняет функцию Защитника и несет бремя ответственности за спасение человека от эмоциональных страданий, а то и от суицида, начинаешь совершенно иначе к ней относиться. Стоит помочь человеку поближе познакомиться с этой его частью, поблагодарить ее за старания и попросить разрешения исцелить или изменить то, что она защищает.
Человеку нужно обратиться к своей зависимой части и снять с нее бремя страха и ответственности. Облегчение бремени — еще один духовный аспект IFC: с его исчезновением части входят в изначальное, полезное для системы состояние. Как будто снимается проклятие со Спящей красавицы, людоеда или зависимого человека. Освобожденная от бремени часть ощущает облегчение и желание отдохнуть или развлечься, после чего находит себе новую роль. Бывшая зависимой часть может захотеть более активного общения с людьми. От чрезмерной бдительности она переходит к построению границ. Критик становится внутренним чирлидером. Список можно продолжать. Я сравнил бы части с людьми, обретающими жизненную цель.
Бремя
Я сделал еще одно важное открытие: крайние убеждения и эмоции в «телах» частей движут их чувствами и действиями. Поначалу кажется странным и нелепым наделять части личности телами, независимыми от тела человека, в котором они находятся
Но я только излагаю здесь все, что узнал за многие годы исследования внутренних территорий, без оглядки на онтологическую реальность данных. Если вы расспросите свои части об их телах, полагаю, они ответят то же
Поначалу кажется странным и нелепым наделять части личности телами, независимыми от тела человека, в котором они находятся. Но я только излагаю здесь все, что узнал за многие годы исследования внутренних территорий, без оглядки на онтологическую реальность данных. Если вы расспросите свои части об их телах, полагаю, они ответят то же.
Долго я не знал, какой вывод сделать из этого открытия. Так части описывают себя: у них есть тела, где содержатся эмоции и убеждения, каким-то образом внедренные и не принадлежащие им. Иногда части указывают, в какой травматичный момент в них вселились убеждения и где сидят чужеродные объекты, внутри или снаружи тела: «Это деготь на моих руках», «В кишках огненный шар», «Тяжелая ноша оттягивает плечи» и т. д.
Виды субличностей
Это те качества, роли, статусы и программы, с которыми сам человек идентифицирует себя: «Я – очень грамотный человек», «Я – счастливая жена и мать».
Фото Clark Van Der Beken on Unsplash
Теневые
Сценарии, не осознаваемые человеком, но постоянно ведущие его по жизни: «Иногда я злюсь без всякого повода», «Что-то бес попутал».
Кроме того, можно выделить вспомогательные и основные (с одной доминирующей) субличности. Те, что называют основными, относятся к явным и проявляются чаще других. А вспомогательные включаются лишь периодически, и чаще всего не осознаются человеком. Реже всего выходят наружу субличности, называемые случайными. У них есть шанс закрепиться и стать основными или вспомогательными.
Чем опасны субличности человека
Возможно, ты уже успела заволноваться, не понимая, где грань между нормой и расстройством личности. Да, опасность психического расстройства есть, но это уже самый крайний вариант осложнения.
Существует и ещё одна опасность. Человек при этом не теряет связь с реальностью, но других Я становится так много, что они начинают мешать, сбивать с истинного пути, уводить основное Я от самого себя. Человек начинает жить по чужому сценарию и теряет возможность реализоваться полноценно.
Что такое субличности?
Поэтому и важно сохранять осознанность, контролировать весь процесс, понимать, зачем нужнка каждая личность, контролировать их, и знать, когда они могут пригодиться
Работа с субличностями
Если субличность начинает мешать, современная психология предлагает несколько упражнений для контроля над альтернативными Я.
- Если случилась ситуация, которая задела, то: займи позицию наблюдателя, выяви те Я, которые активны сейчас и запиши их, а затем каждой задайте вопрос «что ты хочешь?». Так ты сможешь потушить конфликт своих субличностей.
- Понаблюдай за собой и пойми, легко ли ты определяешь конкретное Я в разных ситуациях. И если они меняются местами, то что при этом чувствуешь ты? Какие изменения? Постарайся определить, какие смены происходят легко, а какие не оченью Работая над собой таким образом, можно научиться управлять своими субличностями и отслеживать все реакции.
- Проведи работу по выявлению именно тех частей, которые чаще всего показываешь или наоборот скрываешь. И подумай, насколько такое поведение является правильным для тебя.
Существует множество техник для работы с субличностями. Это лишь некоторые из них. Но если попробовать их применить, можно достичь внутренней гармонии.
Фото автора cottonbro: Pexels
Очень важно проводить работу над выявлением субличностей и их принятием, а не отталкиванием. А если возникнет необходимость, то и работать над трансформацией
Существуют три уровня в структуре психики:
- Наблюдения
- Субличности
- Эго (баланс между первым и вторым).
Не менее важно выводить свои субличности на осознанный уровень, разговаривать с ними. В худшем случае, они могут начать доминировать над основной личностью, управлять ею
А это грозит проблемами во всех сферах жизни, внутренними конфликтами, и конфликтами с обществом. Поэтому, держи себя и все альтернативные Я под контролем.