7 психологических травм детства, которые мешают и во взрослом возрасте

Детские психологические травмы: как проработать психотравму

«Все сделаю, чтобы мой сынок не знал, что такое потери»

Мы не планировали детей так скоро, но когда я забеременела, обрадовались. Слава Богу, в моей палате не было отказников. Я не представляю, как можно такую маленькую крошечку, ребенка, который смотрит на тебя так по-доброму, бросить. Дети никогда не должны платить за ошибки родителей. После рождения первые дни к груди прижимала сыночка и плакала.

В детстве я мечтала, чтобы у меня были туфельки, сумочка и мягкая игрушка-зайчик. И когда мне было 7 лет, воспитательница выбросила моего зайчика, сказала, что он уже старый и мне купят нового. Я рыдала, и пока никто не видел, вытащила моего любимого друга из помойки, пришила ему ухо. Все сделаю, чтобы мой сынок не знал, что такое потери

Я дам ему то, чего не было у меня: любовь, взаимопонимание, внимание, чтобы он не чувствовал себя одиноким, ущемленным, чтобы он знал, что его дома ждут, что ему есть кому поплакаться в жилетку, рассказать о важном. Я его очень люблю, целую днем и ночью

– Теперь вся наша жизнь для сына, я тоже на все ради него готов. Хотел бы в будущем взять приемного ребенка. Пока нам не позволяют средства. Но, дай Бог, все сложится. В 20 лет я впервые пришел в храм, пообщался с матушкой и батюшкой. После этой встречи я перестал быть озлобленным, почувствовал, что не один в этом мире. С тех пор я постоянно посещаю Церковь, хожу на службы, Бог меня слышит.  

Анна Маленко, Владивосток

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Условности родительской любви: какие последствия?

Родительская любовь должна быть безусловной. Это природная программа, обеспечивающая младенцу выживание. Если папа или мама ставят на свою любовь определенное условие, ребенок подсознательно воспринимает его как нечто необходимое для жизни. Это накладывает отпечаток на проявления человека во взрослом возрасте.

Например, родители очень хотели мальчика и даже не рассматривали другие варианты. Если рождается девочка, она ощущает этот энергетический посыл. На уровне подсознания возникает восприятие: «меня будут любить, только если я стану мальчиком».

В результате дочь растет пацанкой, у нее возникают мальчишеские интересы. Будучи взрослой, она подавляет в себе женские признаки, поскольку на уровне подсознания это связано с необходимостью выживания. Как следствие негативной программы, появляются болезни женской половой сферы.

Аналогичная ситуация возникает, если родители хотели девочку, а родился мальчик. Парень становится излишне женственным, мягким, среди его друзей много девушек, и он легко находится с ними общие темы. В семье такие мужчины очень покладистые и часто демонстрируют женскую реакцию на события. Тем самым они перестраивают свою половую идентичность.

Корень проблемы и ее решение скрывается во внутриутробном периоде. Человека можно погрузить в гипноз, чтобы он заново пережил эти чувства и внутренне разрешил себе быть иным, не соответствующим ожиданиям родителей.

Как работают психологи со взрослыми, пережившими психологическую травму в детстве

Психологические травмы детства

Часто взрослые люди обращаются за помощью к психологу, жалуясь на разные неприятные симптомы. В процессе психотерапевтической работы оказывается, что причина недомоганий – травма, полученная в детские годы. В таких случаях специалист помогает проработать психологическую травму и предлагает пациенту способы решения проблемы для устранения негативных ощущений и возвращения к полноценной жизни. Вот некоторые из них:

«Метод пустого стула» – техника, при которой пациент представляет себе, что перед ним на пустом стуле сидит важный для него человек, с которым связано травмирующее событие. Пациенту предлагается высказать «пустому стулу» свои ощущения, проработав таким образом свою травму

После чего он сам садится на этот стул и от имени важного человека отвечает на свои вопросы. Таким образом возможно вновь пережить сложную ситуацию, но под наблюдением и с поддержкой психотерапевта.

«Схема-терапия» основана на теории, что человеку присущи убеждения (схемы), в которые он верит автоматически, не разобравшись, что к чему

При помощи диалога, игрового метода или ведения дневниковых записей пациент может изменить самовосприятие, преодолеть ненужные страхи и научиться не избегать ситуаций, которые кажутся сложными или непреодолимыми, а как бы «встречать опасность лицом к лицу» и легко справляться с ней.

«Десенсибилизация и обработка движением глаз» – это особая методика, которая применяется при посттравматическом стрессовом расстройстве и помогает избавиться от привычной реакции пациента на эмоциональную травму. Во время сеанса психолог предлагает клиенту вообразить травмирующие события заново и сосредоточиться на внутренних ощущениях, а сам в это время водит рукой (или указкой) перед глазами клиента. Такие движения заставляют оба полушария головного мозга включиться в работу, что способствует тому, что человек не воспринимает случившееся так остро, как раньше.

Дорогие взрослые! В огромной степени от вас зависит счастье и успешное будущее ваших детей, помните об этом и почаще обнимайте своих малышей просто так, без всякого повода. Если ребенок грустит – отложите свои дела и не поленитесь спросить у него, в чем причина плохого настроения, чем вы можете ему помочь. С теплого разговора и искреннего участия и начинается как доверие, так и выздоровление.

Изменение жизненного сценария

Какие качества присущи нежеланному ребенку?

Когда ребенок развивается внутриутробно, женщина физически становится для него всем миром. Мама — это первый человек, с которым малыш выстраивает отношения. В перинатальный период формируется карта-слепок, на базе которой ребенок в дальнейшем взаимодействует с окружающим миром. Период программирования начинается за 9 месяцев до зачатия и продолжается первый год жизни малыша.

Если мама хотела сделать аборт, ребенок энергетически это чувствует и записывает как программу, что мир хочет его убить. Достигая зрелого возраста, такой человек живет с убеждением, что окружающие люди и среда для него опасны.

Человеку с внутренней программой «не высовывайся, а то убьют» трудно поставить свое фото на аватарку в соцсетях, заявлять о себе, проявлять инициативу, быть на руководящих позициях. Иногда такие люди становятся асоциальными или стремятся не отличаться от других. Им сложно строить бизнес, так как это связано с риском.

Нежеланные дети очень хотят заработать денег, чтобы купить квартиру, страховку, отложить средства на счет, поскольку видят в этом гарантию безопасности. Они подсознательно притягивают в свою жизнь ситуации, когда их предают и подставляют, чтобы еще раз доказать: мир враждебен, поэтому всегда необходимо подстраховываться.

Решение проблемы — возвращаться во внутриутробный период с помощью современных технологий психотерапии и работать на уровне подсознания. И важную роль в этом играет практика прощения родителей, так как взаимоотношения с ними — первооснова для проработки любого вопроса.

Почему для ребенка так важна любовь родителей?

Для новорожденного любовь родителей синонимична выживанию. Малыш появляется на свет беспомощным и полностью зависим от взрослых. Подсознательно младенец понимает: если мама не отзовется на его плач, он умрет. В животном мире связка взрослая особь – детеныш не столь крепка. Малыши уже через несколько недель, а порой и дней способны самостоятельно передвигаться, добывать пищу и избегать опасности. Они гораздо быстрее адаптируются к внешней среде, чего нельзя сказать о человеке.

Чтобы ребенок вышел в социальный мир, получил определенные физические и психические навыки, научился самостоятельно себя обслуживать и обеспечивать, требуется минимум 18 лет. Некоторые люди остаются зависимы от родителей морально или материально даже в зрелом возрасте.

В связи с тем, что воспитание ребенка требует много времени и усилий, связка мама-папа-младенец очень важна. И единственная причина, по которой взрослый заботится о малыше, — это любовь. Когда женщина рожает, у нее в организме меняется гормональный фон. Под его воздействием она ощущает нежность, умиление при взгляде на младенца. Это механизм, заложенный самой природой, чтобы родители не бросали своих детей.

Жизнь в парадигме «тиран-жертва»

— Как влияет опыт битья, физического насилия на эмоциональную и нравственную сферу ребенка?

— Дети, которых били, утрачивают веру в любовь. Может, это странно звучит, но таковы далеко идущие последствия, и они более глобальные, чем синяки и телесные побои. Люди, которых били, теряют способность доверять. Потому что любящий беззащитен перед тем, кого любит. И если тот, кого ты любишь, часто причиняет тебе боль – значит, чтобы избежать боли, надо не доверять, нельзя любить.

При этом много битые дети склонны ко лжи. И это понятно: чтобы избежать битья. Ведь при стрессе наступает паника, и в стрессовых условиях применяются самые простые, эффективные средства защиты, и мораль в данном случае — уже излишек. Очень часто задержка развития совести у детей из неблагополучных семей связана с целым комплексом причин, но в том числе, и с опытом битья. Битье способствует развитию лживости, пренебрежения к моральным нормам, озлоблению.

— Что происходит с физическим и ментальным развитием ребенка, испытывающего насилие, побои?

— У детей, растущих в напряжении, в частых ситуациях насилия, зачастую затормаживается развитие. Проявляется это по-разному, в зависимости от формы насилия. Небрежение, скажем, тоже считается насилием. Но если при этом присутствует привязанность, и нет физического и эмоционального насилия, то ребенок может отставать в физическом развитии, например, потому что его недокармливали, может отставать в социальном развитии, в интеллектуальном развитии – если им не занимались. Но его эмоциональное развитие остается достаточно сохранным, в нем «сердце живо», и такие дети восстанавливаются довольно быстро.

Если было грубое физическое насилие, тут могут быть разные ситуации. В случае с разовым эпизодом, например, со стороны какого-то постороннего, ребенок испытывает шок, стресс, но есть защитная база – семья, и с помощью определенной терапии он может довольно быстро восстановиться.

Если же дети растут в обстановке постоянных побоев, физического насилия, они находятся в эмоциональной зависимости от насильника и усваивают эту модель поведения. С высокой степенью вероятности, попав в нормальные условия, они сами станут насильниками. С таким человеком уже нужна специальная терапия, педагогическая работа. То есть медицинские последствия насилия снимаются быстрее и легче, чем психологические.

— Может ли физическое насилие над ребенком сказываться на его учебе, на интеллекте?

— Грубое физическое насилие затормаживает интеллектуальное развитие. Стресс вообще блокирует развитие. И ребенок, живущий в ситуации хронического стресса, плохо развивается. Аффект тормозит интеллект. Но если это были редкие эпизоды, интеллект может и не пострадать.

— Ребенок, которого бьют, склонен к жестокости или же, наоборот, к зависимому поведению?

— Зависит от ситуации. Но вспышки неожиданной ярости, неадекватный ответ на какое-то действие, которое «битый» ребенок может ошибочно трактовать как агрессию, могут присутствовать. Если ребенок сломлен, он, наоборот, теряет способность защищаться.  Опять же, это выбор ребенком для себя позиции тирана или жертвы. Если характер сильный, человек постепенно войдет в роль насильника и будет отыгрывать свои травмы, выплескивать накопившиеся эмоции, нанося травмы другим. Забитый ребенок будет еще и еще попадать в ситуации, в которых он будет жертвой.

В любом случае, работа с детьми, которые долгое время пребывали в ситуации насилия, очень долгосрочная, к которой периодически приходится возвращаться.

Жизненные сценарии

Проблему роли детства в жизни человека подробно изучал Эрик Берн – известный психолог. Он является автором многих книг, которые помогли тысячам людей справиться со своими психологическими проблемами. Именно ему принадлежит идея того, что каждый человек в своей жизни выполняет определенные роли. Причем этих ролей очень много и изменяются они постоянно, в зависимости от того, с кем человек взаимодействует в данный момент.

Также он ввел понятие о жизненных сценариях, которые определяют ключевые повороты в поступках и поведении человека. Эрик Берн считал, что жизненный сценарий – это некий план, по которому мы строим свою жизнь. По его мнению, мы берем пример со своей семьи. Именно это приводит к тому, что мы ошибаемся и делаем неправильный выбор. Однако человеку под силу стать настолько осознанными и разобраться со всеми внутренними проблемами, чтобы не выбирать жизненный сценарий своих родителей.

Сильные люди с крепкой волей инстинктивно отказываются от того, чтобы идти по пути своих родителей и создают собственные правила в жизни. Следует отметить, что, по мнению психологов, жизненные сценарии формируются уже к 7 годам. Затем человек забывает их и, в принципе, никогда не вспоминает. Это информация хранится в бессознательной части мозга.

Психологические приемы

Общение с психотерапевтом помогает совладать с психотравмами из детства

О том, что пора обратиться к психотерапевту могут свидетельствовать такие проявления:

  • не складывается продвижение по работе;
  • трудности в общении с людьми;
  • проблемы в личной жизни;
  • сильный страх с кем-то сближаться, возникают проблемы с раскрытием своей души, проявлением искренних эмоций;
  • постоянно присутствуют опасения того, что человек, который находится рядом, разочарует, предаст;
  • происходит замыкание на опыте прошлого, постоянное возвращение к былым событиям, обдумывание воспоминаний;
  • возникновение соматических расстройств, трудности с дыханием, проблемы с пищеварением, аллергические высыпания;
  • развитие зависимостей.

Лечение обязательно должно включать сеансы психотерапии.

  1. Пустой стул. Специалист перед пациентом ставит стул, на котором никто не сидит, но мысленно нужно представить, что на нем оказался значимый человек, к примеру, кто-то из родителей. Задача пациента рассказать невидимому собеседнику о чувствах и мыслях, сказать, что хотел, но так и не смог в детстве. Психотерапевт может предложить самому сесть на место воображаемого человека. Такой метод помогает наладить свою связь с прошлым, с теми воспоминаниями, которые были давно подавлены, скрыты. Когда контакт со своими чувствами будет налажен, пациент осознает, как прошлое воздействует на его настоящее и поймет, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
  2. Схематический подход. Такой способ терапии подходит людям, у которых возникают проблемы в социуме и тем, кто неспособен совладать со своими детскими травмами. Данный тип терапии помогает по-другому взглянуть на себя, учит, как прекратить прятаться от неприятных ситуаций. Применяется техника перевоспитания, чтоб «уязвимый ребенок», который находится внутри, научился удовлетворять свои потребности при помощи здоровых методов. Применяются ролевые игры, диалоги и ведение дневника.
  3. Десенсибилизация и переработка движением глаз. Основа техники – это обработка информации мозгом. Такой метод позволяет ослабить негативные волнения, в основе которых были травматические события, всплывающие теперь из прошлого в виде навязчивых мыслей, тревоги и панических атак. Во время сеанса пациент наблюдает глазами за объектом, который движется, например, маятником или пальцем психотерапевта. Человек сосредотачивается на своих обидах, затаившихся внутри, ощущениях и мыслях, связанных с какой-то травмой из прошлого. При этом задействовано и левое, и правое полушарие мозга. Это способствует избавлению от обычной реакции на ситуацию. Концентрация и быстрые перемещения глазных яблок на внешние раздражители способствует прорабатыванию воспоминаний, они перестают быть столь трагичными для индивида.

Причины детских психотравм

Причиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:

  1. Заболевания. Это может быть как серьезная болезнь с долгим лечением, так и постоянные простудные заболевания, которые ограничивают ребенка в радости детства. Он чувствует себя беспомощным, слабым, переживает, что его неприятное состояние – это навсегда. Повзрослев и преодолев заболевание, человек часто становится чрезмерно внимательным к своему здоровью, постоянно выискивает у себя какие-то симптомы, проходит обследования и начинает переживать из-за того, что обычный насморк может вылиться во что-то более серьезное.
  2. Насильственные действия со стороны взрослых. Часто родители, пытаясь «вырастить настоящего человека» и желая ребенку «самого лучшего», постоянно давят на него, применяя методы психологического и физического насилия: крик, игнорирование, физические наказания. Отдельной строкой можно выделить сексуальное насилие, с последствиями которого под силу справиться только специалистам с психотерапевтическим образованием. В результате насильственных действий у ребенка формируется страх, неуверенность в себе, низкая самооценка или агрессивность и ненависть ко всему миру.
  3. Предательство со стороны взрослых. Развод родителей, несправедливость по отношению к малышу и друг к другу – наиболее часто встречающиеся причины из этой группы. У человека формируется чувство вины, сложности во взаимоотношениях с социумом.
  4. Отсутствие или серьезный недостаток внимания родителей к ребенку. Если в раннем детстве он не получает любви, ласки, принятия, заботы и тактильных контактов, то во взрослом состоянии у него возникнут трудности с проявлением таких действий к другим людям, что осложнит его взаимодействие с людьми, особенно – с противоположным полом и собственными детьми.
  5. Смерть родственника. Такое событие переворачивает жизнь ребенка, в результате чего он замыкается, перестает общаться, меняет свое мировоззрение. Здесь последствия могут очень разными. Будет лучше, если справляться с ними ребенок будет под наблюдением психотерапевта.
  6. Зависимость родителей. Ребенок, предоставленный сам себе и постоянно ощущающий свою ответственность за взрослых, редко вырастает психологически здоровым человеком.

Возможные причины

Постоянные скандалы, развод родителей — возможный источник детской психотравмы

К факторам, которые могли повлиять на развитие такой травмы, относят:

  • тяжелое заболевание одного из членов семьи, гибель родственника;
  • гиперопека родителей;
  • их развод;
  • постоянные конфликты в семье;
  • материальные проблемы;
  • если ребенку нанесли травму, физическую, моральную или сексуальную;
  • отчуждение родителей, предательство одного из них, особенно, если он был в авторитете;
  • перенесенное ребенком тяжелое заболевание, приносящее сильную боль;
  • наличие аморальных родителей;
  • антисоциальная среда взросления;
  • конфликты в школе.

Всему виной может быть неправильное воспитание, в частности применение определенных стереотипов, отрицательных установок, создающих почву для психотравм, мешающих во взрослой жизни.

  1. «Лучше б ты не рождался». Мать и отец могут многократно об этом говорить, аргументируя тем, что с появлением на свет малыша в их жизни появилось много больших сложностей, проблем, ограничений. Малыш делает вывод, для того, чтобы его родители перестали страдать, ему необходимо умереть.
  2. «Тебе нужно быть похожим на соседского ребенка». Родители постоянно сравнивают своего отпрыска с другим малышом, который более умный, красивый, успешный. При этом они принижают своего ребенка, указывают на его несостоятельность. В такой ситуации малыш начинает себя стесняться, пытается слиться с толпой.
  3. «Ты всегда будешь маленьким». Родители боятся, что их ребенок повзрослеет и покинет семейное гнездышко, поэтому делают все, чтобы препятствовать развитию своего отпрыска, тормозят его на уровне дошкольника. А это приводит к тому, что во взрослой жизни он не может самостоятельно действовать и мыслить.
  4. «Не веди себя, как ребенок, ты уже взрослый». Родители жаждут, чтоб их малыш, как можно быстрее стал взрослым, умным, ответственным и самостоятельным. Постоянно его упрекают тем, что он ведет себя, как малыш. В связи с этим ребенок лишается детства, слишком рано взрослеет, забывает о своих потребностях и желаниях.
  5. «Хватит мечтать, займись делом». Ситуация, когда родителей лишают ребенка возможности фантазировать, строить планы. Это приводит к совершению многих ошибок.
  6. «Перестань ныть». Фактически – это призыв к тому, чтоб перестать что-либо чувствовать. В такой ситуации малыш загоняет свои волнения, чувства в подсознание, из-за чего потом развиваются серьезные проблемы с психикой.
  7. «Никому не доверяй». Родитель убеждает ребенка в том, что вокруг мошенники, обманщики. А это приводит к тому, что с малых лет человек привыкает, срастается с мыслью о том, что его окружают враги, мир опасный и враждебный.

Причины

Рассмотрим причины детских травм

Стоит отметить, что, в принципе, любое значительное событие, не важно, положительную или негативную окраску оно имеет, может очень сильно повлиять на человека, а точнее, на его психику. Особенно это касается психологически незрелых людей

Считается, что самая большая проблема, которая может быть, – это семейные конфликты. Именно из-за того, что ребенок наблюдает за ними, тем или иным образом участвует в них, он получает целый букет проблем. Роль детства в жизни человека чрезвычайно велика, потому что именно в это время он принимает на веру какие-то базовые истины. Во взрослом возрасте он может их даже не вспомнить, но будет руководствоваться ими.

Итак, возможные причины острых психологических травм:

Постоянные ссоры родителей. Развод

Чрезмерная опека и внимание со стороны кого-то из родителей или родственников. Напряженность в отношениях между родителями, а также довольно холодное проявление чувств

Нехватка денег, которая ведет к материальным и бытовым проблемам. Неспособность родителей решать конфликты. Привлечение ребенка к ссорам.

Нередко бывает, что во взрослых спорах ребенок берет на себя роль судьи. Но ему приходится принимать сторону одного из родителей, что дается ему невероятно трудно. Это, наверное, самое большое испытание, которое может разбить сердце малышу.

Жизнь «в долг»

Иногда факт, что ребенок не был желанным, может маскироваться под вполне рациональные рассуждения: «ты знаешь, сколько я потратила на тебя сил?». Конечно, родительство требует огромных эмоциональных и физических затрат! Но желание в этом упрекнуть может иметь самую разнообразную мотивацию, вплоть до бессознательного отказа позволить ребенку жить.

Так работает защита «реверсия», при которой окружающим дарится то, чего, на самом деле, хотелось бы для себя — любовь, забота, внимание, поддержка, которых в детстве было слишком мало. Это тоже форма идентификации — только с хорошим воображаемым родителем

Реверсия может действовать очень долго, стать значимой частью жизни, отразиться и в личных отношениях, и в профессии, но чуда не происходит: будучи добрым и полезным (незаменимым) для других, всё равно не получается присвоить что-то самое ценное себе (быть самому себе «хорошим родителем»). 

Важно понимать, что каждый из нас по праву занимает свое место в жизни — по праву рождения на свет. Как только мы покидаем материнскую утробу, мы тут же обретаем это место в мире — не за счет кого-то, не в долг, а потому что таков закон реальности, закон природы

Жизнь — не кредит и не ипотека, это безвозмездный дар. Рождение дает стартовый социальный капитал, и даже если родители и близкие не смогли прибавить к нему любви (и увеличить его таким образом в разы), собственное Я может стать достаточно хорошей опорой. Но чтобы понять и поверить в это, нужно оказаться в безопасной и живой среде, отразиться глазах другого и, наконец, ясно увидеть себя. Такие чудеса творит любовь, а кроме нее, именно это может предложить психотерапия.

*текст написан для платформы «Ясно».

__________

Другие публикации этого автора:

  • Почему Фрейд не устарел. Об актуальности психоанализа.
  • Вместо родителей. О роли бабушек и дедушек в жизни ребенка.
  • Какие бывают пары? О том, как строится любовь и отношения в паре.

***  

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Опасны ли детские психотравмы?

Психологические травмы детства

Травма любого вида оказывает негативное действие на процесс социализации детей. Ребенку сложно заводить друзей, общаться с новыми людьми, адаптироваться к незнакомым условиям. Психика психотравмированного малыша склонна к формированию навязчивых идей, страхов и социальных фобий.

У взрослых людей последствия психологической травмы в детском возрасте проявляются в высоком риске развития депрессии, в постоянном чувстве вины, в раздражительности и агрессии. Долгое пребывание в таком состоянии отрицательно сказывается на самочувствии и здоровье человека, он не может жить полноценной жизнью, испытывает трудности в личной жизни и в общении.

Психологи уверяют, что у многих взрослых людей, переживших травматическое событие, развивается обсессивно-компульсивное расстройство, которое характеризуется возникновением нелогичных навязчивых мыслей и выполнением странных защитных действий.

Как справиться с синдромом недолюбленного ребенка

Для начала важно понять: невозможно исцелить это состояние с помощью других людей. «Никакие травмы невозможно закрыть с помощью других людей и общения с ними, их можно только проработать самостоятельно или с психотерапевтом», — предупреждает Вероника Сысоева

Для проработки травм важно уделить им достаточно много внимания. «Важно вернуться в каждую детскую травму, разобрать ее и получить родительскую любовь в прошлом, именно в той ситуации, особенно на уровне подсознания, — говорит Вероника Сысоева

— Конечно, у нас нет машины времени, но все подобные процессы происходят в сознании: для нашего мозга понятия времени не существует. Осознавая определенные моменты прошлого в настоящем, подсознание «записывает», будто все это произошло в то время. И когда травма закрыта, мы становимся свободными от нее, что в корне меняет наше мировоззрение, мы начинаем иначе выстраивать отношения и свою жизнь в целом, получая гораздо более впечатляющие качественные результаты».

Оптимально прорабатывать синдром недолюбленного ребенка вместе с психологом. Если это пока невозможно, попробуйте сделать это самостоятельно.

Начните отслеживать свои эмоции. Причем, желательно это делать именно в ситуациях, которые воспринимаются как негативные. Можно вести дневник эмоций и записывать, что вы чувствовали в конкретный момент — когда ссоритесь с любимым, конфликтуете с незнакомцами в метро или с начальником.

Через полторы-две недели сможете заметить, что негативные эмоции возникают у вас в схожих ситуациях, да и ощущаются они примерно одинаково.

Проанализируйте свое детство. Вспомните самые сложные ситуации — когда в детстве вы чувствовали себя несчастной?

Постарайтесь мысленно вернуться в ту ситуацию и успокоить этого маленького расстроенного ребенка. Используйте любые слова поддержки, которые хотели бы услышать тогда

Проживите эмоции, «отгорюйте» то, что было важно получить, но, почему-то, не удалось этого сделать

Позаботьтесь о себе. Такие «путешествия в прошлое» даются нашей психике нелегко, поэтому обязательно дайте себе время на отдых после глубокой внутренней работы. Возможно, некоторое время после практики вы будете испытывать грусть и усталость, но вскоре это пройдет.

Стадии переживания психотравмы

Можно выделить 5 этапов переживания психологической травмы детьми:

  1. Отрицание. Ребенок в шоке, он не готов принимать то, что с ним происходит в данный момент, поэтому его психика пытается защититься. Например, малыш отказывается верить, что мама не хочет его замечать из-за какого-то проступка.
  2. Гнев. Кроха видит, что то, что произошло – вполне реально. Он не согласен, сердится и злится, может даже крушить и ломать все вокруг. Если ситуация не меняется и мама по-прежнему его игнорирует, то после эмоционального выплеска происходит переход на следующую стадию.
  3. Торг. Малыш пытается договориться: «Мама, я буду хорошим», «Мама, пожалуйста, поговори со мной, а я все исправлю». Если мама остается непреклонной, ребенок начинает по-настоящему горевать.
  4. Горе. Малыш плачет и рыдает, осознавая, что былых отношений уже не вернуть.
  5. Принятие. Малыш учится жить с тем, что отношения с мамой изменились и уже не будут прежними.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Будь на релаксе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: