Что такое когнитивные искажения?
Когнитивные искажения – это образ мышления, который может заставить нас воспринимать реальность неточно или негативно.
Эти искажения могут возникать из различных источников, включая воспитание, культурные и общественные стереотипы, наш личный прошлый опыт. Например, если в прошлом у нас был негативный опыт общения с определенной группой людей, мы можем с большей вероятностью воспринимать членов этой группы в негативном свете, даже если наш опыт не совсем точно отражает группу в целом.
Если у нас есть определенные предубеждения или предрассудки, мы можем быть более склонны к когнитивным искажениям, соответствующим этим убеждениям. Культура и общество могут формировать наши мысли и убеждения, что бессознательно приводит нас к когнитивным искажениям.
Мы используем когнитивные искажения для осмысления окружающего мира и преодоления сложных эмоций или ситуаций. Они могут обеспечить чувство контроля или понимания в ситуациях, которые кажутся неопределенными или подавляющими.
Когнитивные искажения – это типовые алгоритмы обработки информации, которые позволяют нам обрабатывать ее быстрее. Это может пригождаться нашему сознанию, если нам нужно принять решение очень быстро, если у нас слишком много или слишком мало информации. Именно поэтому мы не можем совсем избавиться от когнитивных искажений.
Зато мы можем научиться распознавать ситуации, когда они вредят нашему восприятию реальности. Мы можем оспаривать суждения, полученные в результате искажения и получать другие выводы, более приближенные к реальности.
Для поддержания хорошего психического здоровья нам важно распознавать, когда мы используем когнитивные искажения, и работать над тем, чтобы оспорить и переформулировать наши мысли
Преодоление навешивания ярлыков
Одна из стратегий борьбы с этим искажением заключается в выявлении и пресечении негативных высказываний о себе
Вы должны обращать внимание на то, какие ярлыки вы используете для описания себя и других. Подвергайте сомнению то, что эти ярлыки действительно точны и справедливы
Другая стратегия – переосмысление мыслей и убеждений. Вместо того чтобы использовать ярлыки, постарайтесь описывать ситуации и людей более нейтрально и объективно. Это поможет снизить эмоциональный заряд, связанный с навешиванием ярлыков, и позволит взглянуть на ситуацию более взвешенно.
Вот несколько вопросов, которые вы можете задать себе, чтобы помочь преодолеть это искажение:
- Каковы доказательства за и против этого негативного ярлыка, который я присвоил себе или другим?
- Как этот ярлык мотивирует или придает мне силы?
- Может ли этот ярлык наоборот демотивировать меня или лишать меня сил?
- Могу ли я описать человека или ситуацию, не используя этот ярлык?
- Как этот ярлык влияет на мои мысли, чувства и поведение?
- Использую ли я какие-то другие когнитивные искажения я использую для поддержания этого ярлыка?
- Использую ли я мышление по принципу “все или ничего”, обесцениваю ли положительные события, использую ли негативный фильтр или делаю поспешные выводы?
- Справедливо ли присваивать этот ярлык человеку или мне, основываясь на одном действии или характеристике?
- Есть ли способ проверить или опровергнуть этот ярлык?
- Есть ли во мне или в другом человеке на которого я навесил этот ярлык, какие-то качества, которые противоречат этому ярлыку?
- Если этот ярлык отчасти достоверно описывает меня, могу ли я изменить свое поведение или способности, чтобы он стал ко мне совсем неприменим?
Задавая себе эти вопросы и оценивая достоверность и влияние наших ярлыков, мы можем начать бороться с этим когнитивным искажением и преодолевать его.
Если вам сложно преодолеть свою привычку навешивания ярлыков – обратитесь за помощью к специалисту в области когнитивно-поведенческой терапии. Эта область психотерапии как раз работает с распознанием и переработкой когнитивных искажений, чтобы сделать восприятие реальности более незамутненным. Работа с профессионалом может помочь вам разобраться в глубинных причинах привычки навешивать ярлыки и разработать более эффективные механизмы преодоления.
Related Quotes
I would prefer a society where we don’t have to explain ourselves. But I get that many people just need those labels to understand it. And if I make my situation or beliefs more understandable by putting labels on it, I’m happy to do it.
All identity labels are umbrella terms to some degree, but this term ‘bisexual’ is not only serviceable, but it is sufficient. And yes, it brings together a bunch of people who are maybe shades different from one another. And maybe that’s the beauty of labels: that they force you to be with other people and see the difference.
The word ‘feminist’ is a word that discriminates, and I’m not into that. I don’t think there has to be a separation in life in anything. Labels are for other people to understand us, so for me, I know how I feel and I don’t need to call myself a ‘feminist’ or ‘not a feminist’ because I know what my truth is.
There are people who are genetically made to start record labels, and I’m not one of those people. People just have it in their blood and are good at it. Corey Rusk from Touch and Go and Ian MacKaye. These are people who have made their own labels.
Labels are for filing. Labels are for clothing. Labels are not for people.
I don’t care about the critics. I took a lot of nonsense. I got stuck with silly labels like ‘White Hope.’ What about other guys like Tex Cobb — they never had those labels?
I had seen other comic friends of mine go to indie labels. Like David Cross and Pat Oswald went to Subpop, and Subpop didn’t make total sense for me, but the metal version of that did. So I made a small list with Metal Blade, Prosthetic and couple of other labels, and Relapse was one of them.
I just do what I do because it feels right. Other people attach labels to that.
I get kind of, um, bored by all the sexuality and gender labels because I feel like that’s where the problem comes in, when people feel that they need to have these particular identities. If you didn’t have these labels, and you just acted on how you genuinely felt at any point, then you wouldn’t have anything to contend with.
Everybody uses labels: they give you a handle on things — an over-simplified handle, sure, but without labels, without ads, without words, the world would be an indistinguishable mass, a blur. You can hope, maybe, that people ascribe so many labels to you that none wins out
We put labels on people and fight wars over them. If we truly want harmony, we have to get past the labels.
People don’t know how to reach record labels, and a lot of time labels don’t listen to stuff that’s sent in randomly.
I have a fear of labels. If someone labels me, I have to respond — do I acknowledge it, reject it, deny it, live up to it, and defy it? Labels can affect your ability to be yourself. If you’re not careful, like I wasn’t when I was young, that can take a toll on you. You find yourself conforming to everyone else’s ideas of who you are.
People like to think of you as a certain person, or a certain type of person, and they do love to give you a label. We like luggage labels, and we like people labels.
The most important thing to remember about food labels is that you should avoid foods that have labels.
I like the labels because I think they tell my story in a very concise way: gay, Latino. I think the responsibility that comes with accepting labels is that now I get a chance to break stereotypes. It gives me the opportunity to tell the unique stories of what those labels mean.
Эффект Пигмалиона и ожидания
Есть несколько областей психологии, которые исследуют важную роль, которую ярлыки играют в нашем отношении друг к другу. Известно, например, что существенная часть нашего повседневного поведения зависит от ожиданий что они имеют дело не только с конкретными ситуациями (мастер-класс, спектакль и т. д.), но и с людьми, вовлеченными в эти ситуации.
Так, например, он стал описывать нечто, называемое эффектом Пигмалиона: нечто столь же абстрактное и нематериальное, как ожидания относительно себя и других людей, имеет материальное воплощение в нашем поведении, даже выходя за пределы наших возможностей. что мы думали
Вот почему Стоит потратить некоторое время на размышления о том, используются ли ярлыки для описания самих себя. они помогают нам лучше понять нас или, наоборот, неоправданно ограничивают нас.
Приклеивание ярлыков
Навешивание ярлыков – обычное социальное свойство человека, связанное с защитными механизмами нашей психики. С детства мы, сами того не подозревая, приклеиваем ярлыки людям: даем обидные клички товарищам во дворе, разделяем одноклассников на ботанов, хулиганов и просто белых ворон. У ярлыков на самом деле есть своя функция – они помогают нам экономить время, позволяя быстрее формировать суждения и выводы о людях, и даже в некотором роде снимают с нас ответственность за формирование отношения. Недаром Уильям Сомерсет Моэм сказал: «Люди больше всего на свете любят наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать».
Но мы сейчас говорим не о психосоциальном свойстве, а о сознательной манипуляции. Ведь агрессор прекрасно понимает, что ярлык привязывается и может сопровождать человека всю дальнейшую жизнь, влияя на его социальную функцию. Ведь начинает работать элемент внушения, о котором мы говорили ранее. Навешенный ярлык заранее программирует других людей на предвзятое и предубежденное отношение к жертве манипуляции. При этом ярлыки могут быть приклеены не только к человеку, но и к любому действию, процессу, явлению:
• «Только дураки будут голосовать за этого кандидата! Он же ворюга!»
• «Ваши тщетные надежды, к сожалению, не оправдаются…»
• «Все жду, когда вы прекратите строить пустые иллюзии…
• «Чего вы хотите добиться своим нытьем?»
• «Я с предателями не общаюсь!»
• «То, что сделали вы, даже враг из самых дурных побуждений сделать не может!»
• «Ваш откровенно слабый проект не стоит таких денег!»
Мы обязательно вернемся к «Приклеиванию ярлыков», когда будем разбирать социальные манипуляции, в частности технологии пропаганды, где этот прием используется активно.
В 1939 г. в Айовском университете, что в США, был проведен эксперимент по исследованию влияния ярлыков и оценочных суждений на детей, в частности в области речевого развития. Позже этот эксперимент стал носить имя «чудовищный» (Monster Study).
Ученый Уэнделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор выбрали 22 абсолютно здоровых ребенка из приюта в Дэвенпорте. Они разделили их на две группы: контрольную и экспериментальную. Одну группу экспериментаторы всячески поощряли за правильность и чистоту речи. В другой речь детей язвительно высмеивалась, жестко критиковались любые ошибки, недостатки и оговорки. «Вы жалкие заики!» – говорила детям Мэри Тюдор.
В результате эксперимента у многих детей, которые оказались во второй группе и никогда не испытывали проблем с речью, началось развиваться заикание, которое сохранилось на протяжении всей жизни. Их речь стала неуверенной, они стали застенчивыми, менее охотно говорили и вступали в контакт. После эксперимента Мэри Тюдор несколько раз возвращалась в приют с попытками восстановить речь детей, но все было тщетно.
Людям свойственно быть последовательными, и очень часто они, сами того не понимая, начинают оправдывать навешенные ярлыки и негативные ожидания. Если человека постоянно называть свиньей, он и станет «свиньей»…
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ Но мы сейчас не про внушение, не про социально-психологический феномен, а про сознательную и опасную манипуляцию. Итак, что же делать, если манипулятор приклеивает к нам ярлык? Для нейтрализации ярлыков я предлагаю два метода: рациональный и эмоциональный.
Вариант 1. Иногда для вскрытия данной манипуляции достаточно произнести любую фразу, смысл которой: «Не надо навешивать ярлыки».
– И это нам говорит человек, который предал интересы компании?
– Давайте не будем кидаться такими громкими и безапелляционными словами. Ярлыки навешивать не нужно. Если у вас есть претензия, будьте добры, конструктивно и аргументированно объясните свою позицию.
Вариант 2. В рамках противодействия можно идти и эмоциональным путем. Чтобы обесценить ярлык, нивелировать весь негатив клейма, можно довести его до абсурда:
– Я даже не знаю, как трактовать ваши поступки. Вы ведете себя просто как враг компании!
– Боже, вы меня раскусили! Более того, вы сейчас удивитесь, я еще и враг родины! И вообще я секретный агент. Меня спонсирует тайное правительство. А поклоняюсь я Сатане! Я бы на вашем месте был аккуратнее со мной…
А в завершение хочу рассказать о любимой загадке Авраама Линкольна. Он любил спрашивать: «Сколько лап у собаки, если хвост мы назовем лапой?» Обычно слушатели ему отвечали, что пять. Логично же. Тогда Линкольн отвечал: «Нет! Их по-прежнему четыре. Названный лапой хвост – еще не лапа». Как точно и метко.
Зачем мы вешаем ярлыки на людей?
Люди склонны
быстро вешать на другого человека какой-либо ярлык: скряга, бабник, обманщик, еврей, москаль, ботан и т.д. Это делается для того, чтобы сразу определить свое отношение к человеку в будущем. Мы любим классифицировать людей. Так мы понимаем «свой» он или «чужой». Ярлык — это оценка поведения человека.
Зачем мы классифицируем людей?
— для того, чтобы экономить время. Лично я в своей жизни постоянно знакомлюсь с новыми людьми и у меня нет ни времени ни желания в деталях узнавать их биографию, предысторию формирования их характера и т.д. Если, конечно, это не мой клиент или не человек, с которым я хочу подружиться.
Иногда коллеги-психологи мне говорят, что за демонстрируемым поведением человека стоит более глубокая личная история, которую ты вообще не знаешь, как ты можешь клеить на него ярлыки? — да, вот так и могу! Если он ведет себя, как мудило, это значит, что он и есть мудило. И мне безразлично, что там было в его биографии. Если он с этим не смог справиться и в общении со мной проявляет себя, как мудак, то он такой и есть.
Я не собираюсь создавать для мудака тепличные условия, в которых пробьется тонкий голосок его ангельской сущности. Я не собираюсь быть для него донором. И вам я, как психолог, рекомендую научиться честно и смело вешать на другого человека ярлык, в том случае, если его поведение и поступки соответствуют значению этого ярлыка. А чтобы знать его значение, потрудитесь изучить этимологию слова, его значение.
жадный человек
Я рекомендую вам
в равной степени говорить человеку и о тех его положительных, сильных сторонах, которые в нем есть. Нельзя же все время минусовать человека. Если вы только критикуете, это значит, что когда-то вас самого только критиковали, не давая похвалы. Поэтому следите за тем, чтобы подчеркнуть в человеке и его сильные качества.
Сознание определяет бытие
Когда-то давно, в подростковом возрасте, я прошла тест, опубликованный в какой-то брошюре — тогда у нас еще не было Интернета. Подсчитав ответы, я прочитала, что я — типичный экстраверт. И какое-то время жила с этим «знанием».
Я считала себя экстравертом, и к тому же получила несколько искаженное представление о том, что означает этот термин. При этом искренне ожидала от себя готовности много общаться, тусоваться, любви к публичным мероприятиям.
Убежденность, что я — экстраверт, мешала мне услышать сигналы, которые подавали моя психика и нервная система. Я не замечала дискомфорта, который возникал в шумных и людных местах. Ходила за компанию на концерты, где музыка превращалась для меня в оглушительный шум.
Проводила с чужими, подчас токсичными, людьми больше времени, чем это было продиктовано, скажем, учебной необходимостью. Игнорировала усталость от общения. На то, чтобы научиться саморегуляции, понадобилось время.
И в какой-то момент, обучаясь в гештальт-институте, я внезапно осознала, что я, скорее, интроверт, черпающий ресурсы во внутреннем мире, нежели экстраверт. И мое умение общаться с людьми тут не при чем.
Запомните три правила навешивания ярлыков:
- Нельзя вешать ярлык на эмоциях. Вероятней всего ваша оценка человека будет неадекватной.
- Приписывайте ярлык, если соответствующее поведение проявилось больше, чем 2 раза и вы можете привести пример.
- Не навязывайте свое мнение о человеке другим людям. Возможно, для вас он — мудак, а для кого-то лучший друг.
Вешайте ярлык — говорите свою правду — учитесь высшему пилотажу!
Вешайте ярлык, но не исключайте, что вы ошибаетесь
. Поэтому в трех правилах я рекомендую вешать ярлык только при регулярном повторении человеком какого-либо поведения. Если же вы погорячились и на эмоциях навесили на человека ярлык, будьте готовы к тому, что когда вы остынете, вам придется пересмотреть свою оценку.
Говорите людям свою правду.
Даже если она непривлекательна. Возможно, вы будете единственным, кто откроет человеку глаза на его поведение. А соответственно и на него самого. И когда, по прошествии времени, он признает в себе эту правду, то он будет благодарен именно вам, а не тем, кто подбирал для него слова.
Высший пилотаж
— это когда вы научитесь общаться без ярлыков (для этого требуется развитие эмпатии) и озвучивать свою оценку человеку в том случае, когда он вас об этом попросит. Но до того времени вам нужно пройти этап клепания ярлыков направо и налево. Ведь мудрость никому и никогда не дается без боя.
Этот — «жмот», тот — «красавчик», третий — «неряха», четвертый — «выскочка», оппонент — и вовсе «дурак»… Большинство из нас сами не осознают, как мысленно и повсеместно навешивают окружающим ярлыка.
И страдают от этого прежде всего сами. Так говорят нам психологи, описавшие так называемый «синдром навешивания ярлыков».
Почему люди навешивают ярлыки
Огонь — горячий, оса — кусается, сахар — «белая смерть»… Короткий и схематичный ассоциативный ряд, возникающий в сознании при взгляде на тот или иной объект, позволяет нам принимать быстрые и в 80% случаев верные решения: отдергивать руку от огня, отмахиваться от осы, половинить ложку сахара для чая.
Жить в мире-схеме гораздо проще и понятнее. Но реальным миром правят нюансы. По закону «80-20» (известный принцип социолога Парето), к примеру, именно 20% информации определяют 80% успеха всего предприятия. А навешенный на объект «ярлык» не дает нужным процентам пробиться к вашему сознанию. В итоге вы энергично отмахиваетесь от осы, которая «кусается», и слишком резким движением случайно забрасываете ее к себе за воротник… Ой!
Как сказывается «привязанность к ярлыкам» на жизни
Причина в том, что ярлык мы вешаем на «объект» мгновенно, практически при первой же встречи, руководствуясь лишь первым впечатлением и тем, как отозвался об «объекте» кто-то из уже знакомых нам людей, а затем просто ленимся его пересматривать.
«Она же блондинка, она мне не конкурент», — бывает, думаете вы и тем самым предоставляете фору светловолосой барышне, у которой на деле имеется хорошо и акулья бизнес-хватка. Потеря: «блондинка» легко съедает такого умного(-ю) вас.
«Он ловелас, поматросит и бросит», — часто думают женщины и не воспринимают всерьез отношения с мужчинами, которые именно к ним повернулись со всей душой и раскрытым сердцем… Потеря: в итоге именно такие женщины, а не «ловелас» разрывают отношения, из которых вполне могла бы вырасти крепкая и дружная семья, чтобы за тем наедине с собой тихо плакать о неудавшейся личной жизни и «всех мужиках — сво…»
Отклей «жадину»
У синдрома навешивания ярлыков есть и другой неприятный побочный эффект
Это не я ленивый и безыдейный работник — это начальник у меня «злой самодур».
Это не я порчу жизнь взрослому сыну, из-за материнской ревности встречая в штыки каждую из его невест, — это «девушки сегодня пошли недостойные…»
Поэтому психологи настаивают: поймали себя на том, что идете на поводу у ярлыка (к примеру, пожали плечами в отношении коллеги — мол, ну он(-а) же «жмот»; или попытались оправдать собственное
Контрольные вопросы
Совершенное владение материалом
1. Что представляют собой жестко фиксированные модели поведения животных? Чем они похожи на некоторые типы реагирования людей? Чем они отличаются? 2. Что делает автоматическое реагирование таким привлекательным? Таким опасным? 3. Что представляют собой орудия автоматического влияния?
Рис. 1.5. Карточка с просьбой о благотворительном пожертвовании
Критическое мышление
1. Предположим, что вы адвокат, представляющий женщину, которая сломала ногу в универмаге и предъявила магазину Иск на 10 тысяч долларов в качестве возмещения за понесенные убытки. Используя знание принципа контрастного восприятия, что бы вы могли сделать, чтобы заставить присяжных посчитать 10 тысяч долларов разумной и даже слишком скромной суммой? 2. Карточка с просьбой о благотворительности на рис. 1.5 выглядит достаточно обычно за исключением странной последовательности сумм пожертвований, о которых просят. Объясните, почему, согласно принципу контрастного восприятия, расположение наименьшей суммы взноса между двумя более крупными суммами является эффективной тактикой побуждения людей вносить крупные взносы. 3. Каким образом предостережение об опасности реагирования по типу
щелк, зажужжалоотражается в следующих цитатах? «Все следует упрощать, насколько это возможно, но не более» (
Альберт Эйнштейн). «Величайший урок в жизни заключается в принятии мысли о том, что даже дураки иногда бывают правы» (
Уинстон Черчилль).
Откуда берутся ярлыки?
Вспомним детский садик, там дети обязательно выделяли общих изгоев, которым тут же давали клички — «дурак», «растеряша», «ябеда», а потом уже в школе мы выделяли хулиганов, отличников и серых мышек. Все это перетекает и во взрослую жизнь, в любом коллективе обязательно находят того, кто выбивается из общего строя и также навешивают на него ярлык
Причем неважно, каким будет этот ярлык: «белая ворона», или «забитый», свою функцию общего осуждения он выполняет. Но если подумать, только ли отрицательную роль несут ярлыки? Можно посмотреть с другой стороны: ярлыки помогают быстрее нам делать суждения и заново не придумывать велосипед, то есть, имея в своей голове какую-то уже устоявшуюся схему, мы можем более быстро делать выводы о людях и вещах
Психологи объясняют навешивание ярлыков защитным механизмом психики
человека, а именно перекладывание собственных проблем на кого угодно, только не на себя. Например, человек, которому постоянно не везет с рабочим коллективом, связывает это то со злым начальником, то с завистливыми коллегами, при этом, никак не решаясь признаться самому себе, что это его собственная озлобленность на весь мир порождает такое отношение окружающих. Или еще один пример, мать никак не хочет принять невестку сына в свою семью, объясняя это тем, что она недостойна его, хотя на самом деле причиной этому является обычная ревность. Также ярлыки помогают переложить ответственность с себя на других, начиная связывать свои неудачи с плохим воспитанием в детстве, или травмами, которые нанес когда-то любимый человек. Такая же ситуация возникает и при соотнесении характера со знаком зодиака.
Многие настолько уверовали в гороскопы, что любой отрицательный поступок человека они связывают с особенностью его зодиакального характера: «Он козерог, поэтому такой упрямый», « Он рак и очень скромный». Особенно опасно внушать такие установки детям, они практически не оставляют им выбора вести себя по-другому, да и зачем, ведь и так известно, что львы злые, девы недоверчивые, а раки нерешительные, вот и приходится ребенку быть злым, недоверчивым или нерешительным.
Никто не хочет становиться жертвой чьих-то неправильных суждений. Чтобы избежать этого мы стараемся постоянно демонстрировать свою оригинальность, образованность и чувство юмора, и вот тут мы опять попадаем в ловушку — боязнь оценок. В средней мере эта боязнь присутствует у каждого человека, и это нормально, так как она помогает нам приспособиться к социуму — его нормам и ценностям. Но у некоторых эта боязнь может зашкаливать и порождать многие комплексы и фобии. Самый типичный пример этому — робость и стеснительность.
Ты никогда не задумывалась, почему застенчивые скромные люди больше всех подвергаются насмешкам и критике со стороны окружающих? В силу слабости своего характера они становятся прекрасным экраном для тех, кто с радостью вымещает на них свои собственные проекции (об этом уже говорилось выше, когда человек ищет в других свои же недостатки)
Еще одна разновидность оценочного страха — страх невнимания, когда человек жаждет этого внимания просто любой ценой, причем не столь важно, как он будет привлекаться хорошими или плохими способами
Следующей причиной, которая препятствует объективной оценке человека — это именуемый психологами эффект ореола
. Он заключается в приписывании человеку качеств в соответствии с нашим к нему отношением. Например, ты считаешь свою подружку Олю любящей женой и заботливой хозяйкой, и если она совершает поступок, который никак не сочетается с этими понятиями, например, заводит себе любовника, то ты начинаешь искать причины такого поступка не в ней, а в поведении ее мужа, или просто удивленно разводишь руками.
Стигматизация как форма отторжения
Мало быть хорошим, нужно ещё быть подальше от плохого. Многое вызывает отторжение, потому что классифицируется как что-то мерзкое, отвратительное, низменное. И здесь повторяется тот же самый механизм, что и вышеописанный.
Яркими примерами стигматизации на фоне отторжения к большому сожалению являются изнасилованные и бывшие заключенные. Мы не хотим знать деталей, видим лишь верхушку айсберга и относим человека к определённой касте или делаем выводы, на основе которых меняем отношение к человеку. Мужчина может отказаться от отношений, если узнает, что девушка была изнасилована. Посчитает это опасным для своей репутации, а скорее просто побрезгует.
Девушки нередко прекращают общение, как только узнают, что мужчина отбывал наказание в местах лишения свободы или был судим в принципе. В данном случае мы имеем параметр и по нему присваиваем человеку качественные характеристики. Подверглась изнасилованию — противная, мерзкая. Сидел — представитель низшего слоя. Без высшего образования — дурак.
Связанные цитаты
Вы не причисляете себя к классикам, люди классифицируют вас. Если мир еще не в том состоянии, когда можно просто сказать: «Эта музыка гейская, и это музыка», то это не моя вина, что ее классифицируют, это не вина участников группы, а потому, что люди победили. Пусть музыка остается музыкой, людьми, которым нужно что-то обозначить или что-то покритиковать.
Я не думаю много о возрасте. Люди есть люди. Какая разница сколько они лет или молоды? Это категория, а я не люблю категории. Это своего рода ярлык или ярлык.
Люди всегда пытаются классифицировать вас, особенно средства массовой информации, которые счастливы, если могут назвать вас художником определенного типа. Но спектр песен, которые я пишу и записываю, огромен.
Меня как лейбла не волнует пиратство. Я хочу, чтобы музыку, которую мы любим, услышало как можно больше людей. Чем большему количеству людей нравится наша музыка, тем лучше будет работать лейбл и артисты. Если кому-то действительно нравится то, что мы делаем, они найдут нас, купят наш винил или придут посмотреть, как артисты играют вживую.
Люди любят классифицировать. Людям нравится навешивать ярлыки не только на книги и фильмы, но и на все в жизни. Если люди хотят называть меня «литературным ужастиком», думаю, это нормально. То, что я пытаюсь сделать, это быть одновременно захватывающим и заставляющим задуматься.
Я не люблю вешать на себя ярлыки. Я знаю, что меня очень трудно классифицировать.
Если людям приходится навешивать на меня ярлыки, я бы предпочел, чтобы первый ярлык был человеком, второй — пацифистом, а третий — фолк-певцом.
Почему мы классифицируем и навешиваем ярлыки на артиста? Это верный способ упустить важное, противоречивое, то, что делает его или ее уникальным. Изучите ярлыки, которые вы навешиваете на себя
Каждый ярлык — это граница или предел, который вы не позволите себе переступить
Изучите ярлыки, которые вы навешиваете на себя. Каждый ярлык — это граница или предел, который вы не позволите себе переступить.
Имя — это ярлык, и как только появляется ярлык, идеи исчезают, и возникает поклонение ярлыкам и навешивание ярлыков, и вместо того, чтобы жить темой идей, люди начинают умирать за ярлыки… И последнее Что нужно миру, так это еще одна религия.
Вы же не хотите себя заклеймить.
Сумасшедшие — это мой народ? Действительно? Я думаю, это глупо. Это еще одна из тех мелочей. Положите кого-нибудь на гладильную доску и приложите к ним обжигающе горячий утюг, сделайте это по-настоящему хорошо: «О, вот кто такая Холли Хантер».
Женщины-писательницы должны знать лучше, чем классифицировать женщин, объединять их в маленькие группы, умных и милых.
Вам не нужно вешать на себя ярлыки, потому что это не высечено в камне. Это так изменчиво, и на детей оказывается такое сильное давление, чтобы они навешивали на себя ярлыки и говорили: «Вот кто я; это то, что мне нравится.
Для нас, как для лейбла, мы взяли на себя весь аспект бизнеса, связанный с отсеиванием людей, которым все равно, которые не понимают того, что вы пытаетесь сделать. Мы можем просто нанять и работать с людьми, которые это понимают — людьми, которые понимают, о чем этот проект. Когда ты работаешь на лейбле, ты просто надеешься, что кто-то подставит свою шею и будет работать на тебя. Большинство групп говорят: «Надеюсь, они это сделают. Надеюсь, они это прорекламируют». Но, будучи лейблом, мы точно знаем, что происходит.
Это лучшее, что есть в инди-лейбле, это похоже на семью. Если это крупный лейбл, они оказывают огромное давление на каждый сингл.
Влияние обиды на привычку навешивать ярлыки
Мы многое хотим, но мало что можем себе позволить. Ограничения могут быть физические (отсутствие денег, старость, плохое здоровье), а могут быть подсознательные (убеждения). Проще говоря мы чего-то не можем сделать, а тех кто может, относим к определённой группе.
Бабушки у подъезда часто сталкиваются с тем, что молодость уже ушла и многое стало недоступно. Поведение молодых девушек их раздражает. Всё те же короткие юбки, поцелуи с парнем на лавочке, прочие проявления здорового влечения к противоположному полу. Этого достаточно, чтобы сказать «вот же шл…а!»
Столкновение культур приводит к тем же неприятностям. Где-то женщине запрещено оголять тело, а где-то купальник вполне себе одежда. Когда первые приезжают в гости ко вторым, им кажется, что вокруг одни легкодоступные. И ведут себя с ними неуважительно, исходя из этого убеждения. Снова имеем параметр, классифицируем личность, но свои доводы ничем кроме этого параметра подкрепить не можем. Социальная стигматизация в действии.
А причина в том, что человеку по тем или иным основаниям свобода других людей не нравится. Если мне нельзя, то и тебе нельзя тоже. Если я не могу, то и ты не «моги». Всё, что выходит за рамки дозволенного и допустимого для одного, оборачивается навешиванием ярлыков для второго. Оголила ноги — шл..ха! Богатый — преступник и мошенник. Развелась с мужем — гулящая.
Зачем нам нужны названия?
Но есть и положительная сторона этого вопроса. Когда мы можем дать название чему-то в себе, это дает возможность почувствовать одновременно свою особенность и принадлежность к сообществу других таких же. Если в некоторых случаях рамки термина ограничивают наше восприятие себя и своих возможностей, то в других — ровно наоборот. Такой вот парадокс.
«Я мучилась бессонницей и тревогой, мое настроение было либо плохим, либо очень плохим, часто плакала. И убеждала себя, что это просто хандра и я себе что-то надумала. Муж считал, что это усталость, вот летом съездим в отпуск — и все пройдет.
Когда я все-таки дошла до врача и она диагностировала у меня депрессию, это стало огромным облегчением. Название, написанное профессионалом, как будто подтверждало — мне не показалось, мое состояние действительно не нормально, и мне на самом деле нужна помощь», — рассказывает Олеся, 33 года.
Слова моей знакомой повторяют то, что многие люди говорят, оказавшись в подобной ситуации. Диагноз в таком случае дает определенность, показывает направление лечения, рисует перспективы («да, это депрессия, но есть способы с ней справляться» или «да, быстрая возбудимость — особенность моей нервной системы, и мне нужно учиться техникам успокоения» и т.п.)
Все зависит от ситуации, личности, момента и состояния
И если вам все же важно отнести себя к той или иной категории, не превращайте ее в клетку для вашего Я. Оставляйте себе возможность быть разным, меняться и развиваться
Выводы
– Этологи, исследователи, которые изучают поведение животных в естественном окружении, обратили внимание на то, что в поведении представителей многих видов животных часто имеют место жесткие автоматические модели. Называемые жестко фиксированными моделями (паттернами) поведения, эти автоматические последовательности действий заслуживают особого внимания, поскольку они имеют сходство с определенным автоматическим (типа
щелк, зажужжало) реагированием людей
Как у людей, так и у животных данные модели поведения, как правило, приводятся в действие каким-то одним элементом информации. Эта единственная специфическая черта играет роль спускового крючка, она часто оказывается очень ценной, поскольку позволяет индивиду принимать правильное решение без тщательного и полного анализа всех остальных элементов информации в конкретной ситуации. – Преимущество такого стереотипного реагирования заключается в его эффективности и «экономичности»; автоматически реагируя на несущую основную информацию черту-«спусковой крючок», индивид сохраняет свое время, энергию и умственный потенциал. Недостатком такого реагирования является возможность совершения глупых ошибок, которые могут дорого обойтись. Реагируя только на отдельный элемент доступной информации (даже если этот элемент имеет ключевое значение), индивид с большей вероятностью совершит ошибку, особенно если он реагирует автоматически, без размышлений. Вероятность совершения ошибки возрастает еще больше, когда другие индивиды стремятся извлечь для себя выгоду, организуя дело таким образом (посредством манипулирования чертами, играющими роль пусковых механизмов), чтобы можно было вынудить «жертву» совершить желательные для них поступки в неподходящее для этих поступков время. – Механизм уступчивости (побуждение одного человека подчиниться требованию другого) можно понять, если учесть склонность людей к автоматическому, основанному на стереотипах реагированию. Представители большинства социальных групп «создали» набор качеств (или черт), играющих роль пусковых механизмов в процессе проявления уступчивости, то есть набор специфических элементов информации, которые обычно «сообщают» нам, что согласие с требованием вероятнее всего является правильным и выгодным. Каждый из этих элементов информации может быть использован в качестве орудия влияния, чтобы побудить людей согласиться с требованием.