Уровень интеллекта
Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.
- Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
- Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.
Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.
Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.
Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:
- Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
- Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
- Высокий – стремление к модификации окружающей среды.
Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.
На уровень IQ влияют такие факторы:
- Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
- Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
- Здоровье.
- Страна проживания.
- Социальные факторы.
IQ в обществе
IQ в образовании
Долгое время IQ считался важным предсказателем академических достижений. Исследования показали, что более высокие показатели IQ часто коррелируют с лучшими оценками и результатами стандартизированных тестов в школе. В профессиональной среде определенные области, особенно требующие сильных аналитических навыков, такие как инженерия, наука и финансы, часто имеют более высокое представительство лиц с более высокими показателями IQ. Эта корреляция указывает на то, что когнитивные способности, измеряемые тестами IQ, такие как решение проблем, логическое мышление и быстрое обучение, ценны в этих сферах.
Роль IQ в личных достижениях
Роль IQ в личном успехе простирается далеко за рамки академических и профессиональных достижений. В общественном контексте высокий IQ часто рассматривается как предпосылка для успеха; однако это восприятие все чаще вызывает сомнения. Критики утверждают, что, хотя IQ может предсказывать определенные виды успеха, он не учитывает личные, социальные и эмоциональные компетенции. Например, эмоциональный интеллект (EQ) признается равно важным, особенно в ролях, требующих межличностных навыков, таких как руководство, управление командой и обслуживание клиентов.
Более того, успех в творческих областях, таких как искусство, литература и предпринимательство, часто зависит от черт, которые не измеряются непосредственно традиционными IQ-тестами, таких как креативность, устойчивость, мотивация и способность справляться с неудачами. Существует множество случаев, когда люди с средним IQ достигли выдающихся успехов в различных областях благодаря своей настойчивости, инновационному мышлению и социальным навыкам.
Связано: Что такое социальный интеллект: почему он так важен?
Визуально-пространственный интеллект
Отвечает за образное мышление, возможность представить себе полную картину происходящего (как говорил писатель Уильям Голдинг – «видеть внутри головы»), запоминать цвета и внешний облик предмета или явления.
Люди, у которых развит этот тип мышления, любят рисовать, ценят искусство, обладают ярко выраженным эстетическим вкусом и обладают хорошей памятью на лица; не страдают «географическим идиотизмом» в силу того, что легко запоминают то место, где уже один раз побывали, легко ориентируются в пространстве.
В рисунке они легко осваивают перспективу, видят объём, блики и рефлексы. Конечно же, это художники и графики, а также скульпторы. В сочетании с математическими познаниями люди с развитым «художественным видением» легко осваивают специальность архитектора или инженера, приобретают ценное умение легко читать карты и схемы.
Что такое IQ?
IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта) – количественный показатель уровня интеллекта в сравнении с уровнем среднестатистического человека. Среднестатистическим считается человек того же возраста и развития, как тот, у кого этот коэффициент измеряют. Получается, что IQ показывает не сам уровень интеллекта, а его соответствие или отклонение от нормы, т.е. среднего уровня.
Средний уровень IQ можно сравнить со средним ростом. Например, согласно исследованиям в Казахстане средний рост женщин – 164,4 см, мужчин – 177,5 см. Мы сравниваем рост человека со средним и даём оценку: если рост превышает средний показатель, то мы считаем человека высоким, и наоборот
При этом важно понимать, что этот средний уровень не является постоянным, а зависит от разных факторов. С определением уровня IQ примерно такая же ситуация
Социальный интеллект
Социальный интеллект включает в себя умение распознавать эмоции и намерения других людей, адаптироваться к различным социальным ситуациям и выстраивать эффективную коммуникацию. Обладатели высокого уровня социального интеллекта обычно легко налаживают контакты и взаимодействуют с разными типами личностей, умеют решать конфликты, успешно работают в коллективе, команде.
Роль социального интеллекта в межличностных отношениях
Социальный интеллект — это способность понимать и взаимодействовать с окружающими. Включает в себя следующие компоненты:
- Эмпатия. Способность понимать, разделять чувства других людей.
- Социальная компетентность. Способность строить, поддерживать отношения с другими людьми.
- Личностное понимание. Способность понимать собственные мысли, эмоции, мотивы.
Социальный интеллект нужен для успешной учёбы, работы, общения.
Признаками наличия у индивида развитого социального интеллекта можно считать:
- навыки активного слушания;
- чтение/распознавание невербальных сигналов, таких как жесты, мимика и тон голоса;
- уважительное отношение к мнению других; способность эффективно выражать свои мысли, чувства;
- умение находить компромиссы, решать конфликты;
- умение выстраивать гармоничное сотрудничество, качественные межличностные отношения.
Люди с высоким социальным интеллектом, как правило, лучше понимают других, поэтому они более успешны в учёбе, работе и других сферах.
Как развивать социальный интеллект
Развивать эмпатию. Эмпатия – это способность понимать и разделять чувства других людей. Чтобы развить эмпатию, необходимо:
чаще общаться с другими людьми, задавать им вопросы и пытаться понять их точку зрения;
обращать внимание на невербальные сигналы, такие как выражение лица, тон голоса, жесты;
развивать навыки слушания, задавая уточняющие вопросы, проявлять интерес к тому, что говорит другой человек.
Учиться устанавливать границы. Границы – это то, что отделяет нас от других, чтобы чувствовать себя комфортно в отношениях с другими людьми. Чтобы развить это умение, необходимо:
- учиться говорить «нет», отстаивать свои интересы;
- уважать личные границы других людей.
Учиться общаться. Коммуникация — это основа любых отношений. Чтобы улучшить свои коммуникативные навыки, необходимо:
- развивать навыки активного слушания;
- стараться выражать свои мысли и чувства ясно, лаконично;
- стремится разрешать конфликты мирным путём.
Учиться работать в команде. Это важный навык, который необходим для гармоничного взаимодействия с людьми в группе. Чтобы улучшить свои навыки работы в команде, необходимо:
- стараться сотрудничать с другими людьми, уважать их мнение и вклад в общее дело;
- уметь находить компромиссы; быть готовым к изменениям.
Развитие социального интеллекта требует времени, усилий, иногда серьёзной работы над собой. Однако это поможет улучшить отношения с другими людьми, повысить свою эффективность в учёбе и работе, а также стать более счастливым человеком.
Дополнительные советы для развития социального интеллекта:
- Практикуйтесь. Чем больше вы будете общаться с другими людьми, тем лучше вы будете понимать их, взаимодействовать с ними.
- Не бойтесь ошибаться. Все ошибаются, когда учатся чему-то новому. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому не позволяйте страху мешать вашему развитию.
- Учитесь у других. Смотрите на то, как эффективно выстраивают коммуникацию люди в вашем окружении, читайте книги, смотрите фильмы, анализируйте методы и способы, которые используют люди, чтобы эффективно социализироваться в социуме.
Вы понимаете и признаете, что многого не знаете
Надо не бояться признаться себе в том, что что-то не знаешь
Самые умные люди, как правило, способны признавать, что они не знакомы с той или иной концепцией. Пользователь Quora Джим Винер пишет, что умные люди не боятся сказать: «Я этого не знаю». Но при этом они готовы узнать и получить новые навыки.
Вывод Винера подкрепляется классическим исследованием американских профессоров социальной психологии Джастина Крюгера и Дэвида Даннига, опубликованным в журнале Journal of Personality and Social Psychology и сообщающем о том, что чем глупее человек, тем он более склонен переоценивать свои познавательные способности.
Проведенный учеными из Колорадо эксперимент доказал, что чем хуже человек осведомлен в той или иной области, тем больше он переоценивает свои интеллектуальные способности.
Сколько существует видов интеллекта
В общем смысле интеллект можно определить как когнитивную способность, которая позволяет человеку учиться на опыте, использовать рассуждения, решение проблем, абстрактное мышление и понимание сложных идей.
Это способность, которая позволяет людям адаптироваться к окружающей среде и выживать. Однако это определение интеллекта не является единственным и не разделяется всеми людьми, поскольку в настоящее время оно не считается единым понятием. Изучение интеллекта в психологии было и остается областью, вызывающей большой интерес и споры, и развивалось с самого начала его исследования.
Начало изучения человеческого интеллекта в психологии можно отнести к концу 19 века, хотя именно в 20 веке оно стало одним из центральных направлений этой дисциплины. Первый тест на интеллект был создан в 1904 году Бине и Саймоном с целью создания инструмента для измерения интеллекта, также они исследовали понятие умственного возраста.
Позже Стерн соотнесет понятие умственного возраста с хронологическим возрастом, способствуя тем самым разработке Терменом концепции интеллектуального коэффициента или IQ.
Что касается теорий интеллекта, то Спирмен одним из первых выдвинул одну из них — бифакторную теорию, согласно которой существует общий фактор или фактор G, который является общим и сквозным для всех задач, которые мы выполняем, и фактор S, который соответствует конкретным навыкам для данного вида деятельности.
Вместе с Кэттеллом и Хорном появляется новая точка зрения на интеллект, основанная на теории Спирмена, он предлагает, что люди обладают двумя видами интеллекта — текучим и кристаллизованным. Первое относится к способности приобретать новые знания и адаптироваться к новизне, а второе — к способности применять уже имеющиеся знания.
Хотя многие другие авторы продолжали исследовать интеллект и пытались установить различные виды интеллекта в психологии, в 1960-х и 1970-х годах исследования на эту тему потеряли интерес и застопорились.
Однако в 1980-х годах Говард Гарднер задался вопросом, сколько видов интеллекта существует, что привело к появлению теории множественных интеллектов, в которой он отвергает унитарную концепцию интеллекта и выделяет в общей сложности до восьми интеллектов, которые присутствуют у всех людей в большей или меньшей степени развития
Расширение определения интеллекта привело к включению в него эмоций и признанию их важности для умственных способностей. Популяризацией концепции эмоционального интеллекта мы обязаны Дэниелу Гоулману, который также провел множество исследований на эту тему
Итак, каковы виды интеллекта? В настоящее время можно выделить следующие 15 видов интеллекта:
- Логико-математический интеллект
- Лингвистико-вербальный интеллект
- Визуально-пространственный интеллект
- Телесно-кинестетический интеллект
- Музыкальный интеллект
- Внутриличностный интеллект
- Межличностный интеллект
- Натуралистический интеллект
- Эмоциональный интеллект
- Совместный интеллект
- Экзистенциальный интеллект
- Творческий интеллект
- Кристаллизованный интеллект
- Жидкий интеллект
- Общий интеллект или g-фактор
Две теории по структуре интеллекта
Существует много теорий по структуре, составляющим интеллекта и т.д. Предлагаем остановиться на двух, самых известных: Чарльза Спирмена и Реймонда Кеттелла (того самого, кто является автором одноименного 16-факторного теста). Рассмотрим обе теории.
Два фактора Чарльза Спирмена
Психолог Чарльз Спирмен еще в начале прошлого века выделил два главных, на его взгляд, фактора: G-фактор (от general – общий) и S-фактор (от special – специфический). Первый характеризует общий уровень интеллекта, второй – конкретные способности человека, особенности его мышления, восприятия и т.д., которые задействуются при решении конкретных задач.
Многие тесты на IQ, в частности, тесты Айзенка, обращаются именно к общему интеллекту. Попробуйте и наш онлайн-тест на коэффициент интеллекта!
Два интеллекта Реймонда Кеттелла
В свою очередь, Реймонд Кеттелл рассматривал следующие два вида интеллекта:
- Подвижный – включает такие характеристики, как способность задействовать логическое и абстрактное мышление, скорость восприятия, способность к обучению и т.д. Подвижный интеллект позволяет нам, используя накопленные знания и опыт, выходить за пределы того, что мы уже знаем/умеем, и решать качественно иные, новые для нас задачи. Данный интеллект достигает пика в среднем возрасте и потом начинает снижаться.
- Кристаллический или кристаллизовавшийся – это общая система накопленного опыта, знаний и т.д. и способность использовать данную систему для решения задач в соответствующей области. Такая «база» пополняется человеком на протяжении жизни, но обычно снижается с наступлением старости.
Иными словами, если перед нами встает некая задача и мы понимаем, что когда-то с подобной уже сталкивались, то мы задействуем кристаллизовавшийся интеллект. Если же непосредственно такого опыта у нас нет – то подвижный.
Как определить интеллектуальный уровень: коэффициент интеллекта
Интеллектуальный коэффициент, также известный как IQ, используется для измерения уровня развития умственной активности человека. Иногда он также применяется для сравнительной оценки умственных способностей животных. Даже для таких существ, как дождевой червь, исследователи разработали методы определения интеллектуального коэффициента.
Оценка IQ проводится через специальные тесты, которые помогают выявить разные факторы, включая:
- Уровень развития интеллекта по сравнению со среднестатистическим человеком того же возраста.
- Соответствие «интеллектуального возраста» человека его биологическому возрасту.
- Выявление наличия или отсутствия умственных патологий.
Разработка IQ-тестов представляет собой сложную задачу. Результаты этих тестов должны соответствовать «нормальному распределению» значений, известному как распределение Гаусса. Это означает, что у 50 процентов населения уровень интеллекта находится в диапазоне от 85 до 115 единиц, а у 25 процентов находится ниже 90 и выше 110. Значения IQ менее 70 считаются признаком умственной отсталости.
На что влияет уровень IQ?
Теоретически, можно предположить, что уровень интеллекта влияет на обучаемость, успех в карьере и, косвенно, на доход.
Стюард Ричи рассказывает, что небольшая зависимость есть. Люди с более высоким интеллектом быстрее и охотнее улучшают свои навыки, чаще становятся профессионалами, как следствие – у них выше доход. Но эта зависимость не идеальна: высокий IQ не гарантирует успех, если человек не приложит усилий. Кроме того, также важны личные качества: ответственность, активность, внимательность. Для каждой сферы деятельности существует свой набор важных качеств. Получается, что уровень интеллекта влияет на обучаемость и карьерный рост, но они не зависят только от него.
Стюард Ричи выявил ещё одну интересную закономерность: люди с высоким уровнем IQ живут дольше. Риск смерти у них ниже в три раза по сравнению с теми, у кого уровень интеллекта низкий. Объяснить эту зависимость сложно, но более достоверными выглядят две теории. Первая заключается в том, что у людей с высоким уровнем интеллекта выше доходы. Это позволяет им питаться правильно, получать качественные медицинские услуги, поддерживать нужный вес и уровень физической активности. Вторая – они быстрее и лучше анализируют, поэтому избегают опасных ситуаций. А если и попадают в них, то чаще выживают, потому что действуют более рационально.
Отношение к образованию
Традиционно школы почти исключительно делали упор на развитие логического интеллекта и лингвистического интеллекта (в основном чтения и письма). Хотя многие студенты хорошо себя чувствуют в этой среде, есть и те, кто этого не делает. Теория Гарднера утверждает, что учащимся будет лучше служить более широкое видение образования, в котором учителя используют различные методики, упражнения и действия, чтобы охватить всех учащихся, а не только тех, кто преуспевает в лингвистическом и логическом интеллекте.
Практическое применение теории множественного интеллекта широко варьируется. Он охватывает диапазон от учителя, который, сталкиваясь с трудностями ученика, использует другой подход к преподаванию материала, до всей школы, использующей MI в качестве основы. В общем, те, кто придерживается теории, стремятся предоставить своим ученикам возможность использовать и развивать все виды интеллекта, а не только те немногие, в которых они от природы преуспевают.
Гарвардское исследование 41 школы с использованием этой теории привело к выводу, что в этих школах царила «культура тяжелого труда, уважения и заботы; преподаватели сотрудничали и учились друг у друга; классы, которые привлекали учащихся через ограниченные, но осмысленный выбор и четкая ориентация на то, чтобы студенты могли выполнять качественную работу ».
Из школ, реализующих теорию Гарднера, наиболее известна школа New City School в Сент-Луисе, штат Миссури, которая использует теорию с 1988 года. Учителя школы выпустили две книги для учителей: Празднование множественного интеллекта а также Успех с множественным интеллектом и директор Томас Хёрр написал Стать школой множественного интеллекта а также множество статей по практическому применению теории. Школа также провела четыре конференции, каждая из которых привлекла более 200 преподавателей со всего мира и остается ценным ресурсом для учителей, заинтересованных в применении теории в своих классах.
Критика применения теории в школах бывает двух основных форм. Во-первых, оппоненты утверждают, что теория может привести к своего рода интеллектуальному релятивизму, в котором неудачи студентов объясняются как пример другого типа интеллекта, а не меньшего. Сам Гарднер сказал, что он никогда не намеревался утверждать в своей теории, что все люди одинаково одарены, а скорее, что определение интеллекта было слишком узким, чтобы охватить все типы интеллекта.
Второе серьезное критическое замечание состоит в том, что ошибочно утверждать, что кто-то может быть хорош в одном интеллекте, но не в другом. Эта критика в значительной степени основана на неправильном понимании теории: люди не обладают тем или иным интеллектом, но обладают разными уровнями способностей у всех интеллектов, и поэтому тот, кто преуспевает в одном, вполне способен преуспеть в другом или во всех. Вдобавок Гарднер считает, что для большинства видов деятельности требуется одновременное использование нескольких видов интеллекта — дирижер симфонии явно использует музыкальный интеллект, но также использует межличностные отношения для общения и управления группой и телесно-кинестетические, чтобы использовать свои руки и тело по порядку. проводить.
Понятие и суть
Интеллект — одна из самых обсуждаемых тем в психологии, в настоящее время нет единого определения того, что именно составляет интеллект.
Интеллект можно определить как набор общих когнитивных навыков для решения проблем, абстрактного мышления и рассуждений, как умственную способность, которая включает в себя способность понимать сложные идеи, приобретать знания в дополнение к способности учиться на опыте и адаптироваться к меняющейся среде интеллект включает в себя такие процессы, как:
- рассуждение;
- восприятие отношений и аналогий;
- вычисления;
- быстрое обучение;
- память;
- рабочая память;
- пространственные и математические навыки и т.д.
Интеллект был важной и спорной темой на протяжении всей истории психологии. Несмотря на значительный интерес к этой теме, все еще существуют значительные разногласия по поводу того, какие компоненты составляют интеллект. Помимо вопросов о том, как точно определить интеллект/понятие интеллекта), дебаты продолжаются и сегодня, и они включают такие темы, как возможность точного измерения интеллекта
Помимо вопросов о том, как точно определить интеллект/понятие интеллекта), дебаты продолжаются и сегодня, и они включают такие темы, как возможность точного измерения интеллекта.
В разные моменты новейшей истории исследователи предлагали несколько различных определений интеллекта.
Хотя эти определения могут значительно различаться, текущие концепции склонны предполагать, что интеллект подразумевает уровень способности делать следующее:
Интеллект включает в себя различные умственные способности, которые включают логику, рассуждение, решение проблем и планирование.
В настоящее время речь идет об обнаружении нейронных сетей, участвующих в интеллекте, что было сложной задачей из-за отсутствия консенсуса в отношении того, что составляет интеллект.
Широко признано, что существуют разные типы интеллекта: аналитический, лингвистический, эмоциональный, и это лишь некоторые из них, но нейробиологи до сих пор расходятся во мнениях относительно того, связаны ли эти интеллекты или существуют независимо друг от друга.
Несмотря на отсутствие единого мнения по поводу определения и причин интеллекта, исследования по этому вопросу играют важную роль в различных областях, таких как тесты, оценивающие интеллектуальные способности для отбора персонала или для выявления детей, которым может потребоваться дополнительная помощь в учебе.
Коэффициент интеллекта: методы определения
Есть несколько интересных способов определения коэффициента. Это тесты. Нам видятся примечательными следующие 5:
- Тест Айзенка. Позволяет определить нейропсихическую лабильность, экстраверсию и интроверсию с позиции интеллектуального развития.
- Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Методика применяется для определения того, какой является структура интеллектуальных способностей личности. Подходит для детей и взрослых.
- Тест прогрессивных матриц Равена. Используется психологами и не только для выявления степени умственного развития, а также для оценки логической деятельности личностей.
- Тест Векслера. Наиболее распространен в англоязычных странах, применяется для исследований умственной сферы людей.
- Тест Беннета. Это методика выявления механической понятливости, применяется множеством западных работодателей для оценки качеств потенциальных сотрудников.
Интеллектуальное развитие мужчин и женщин: есть ли разница
Издавна общество пронизывали устаревшие взгляды на женщин, рассматривая их как менее развитых и полноценных, чем мужчин. Старые традиции и законы препятствовали женщинам в участии во многих сферах, способствуя распространению мифа о низком интеллекте женщин. Этот миф призывал женщинам оставаться на «своем месте» и не вмешиваться в «мужские» дела.
Однако со временем эмансипация и уравнивание прав женщин и мужчин опровергли этот миф, показав, что женский интеллект не уступает мужскому. Даже более того, в некоторых областях интеллектуальной деятельности женщины могут преуспевать лучше мужчин.
Несмотря на это во многих областях мира остаются старомодные представления о женщинах, считающие их менее развитыми и второстепенными. Женщинам не разрешается занимать высшие должности, у них ограничены права наследования и владения имуществом, а в некоторых местах даже запрещено водить автомобиль. Эти убеждения о неполноценности женского интеллекта присутствуют в различных социальных слоях общества, включая и развитые страны. Эти люди зачастую придерживаются устаревших данных и мифов, а также религиозных доктрин, предпочитая игнорировать актуальные научные исследования.
Научные исследования, затрагивающие вопрос половых различий в развитии мозга, проводятся уже много лет. Несмотря на выявленные различия в структуре мозга между мужчинами и женщинами, они не играют определяющей роли в развитии интеллекта. Мужчины и женщины могут успешно выполнять одни и те же задачи независимо от этих различий.
Например, мозг мужчин имеет больший объем и массу по сравнению с мозгом женщин, но это не оказывает значительного влияния на их интеллектуальные способности. Исследования влияния гормонов на интеллект также неоднозначны: высокий уровень определенных гормонов может как повысить, так и снизить умственные способности.
Другие научные исследования выявили, что, несмотря на некоторые различия в размерах мозга мужчин и женщин, мужской мозг оказывается более уязвимым к нарушениям внутриутробного развития. Например, недостаточное питание матери во время беременности может оказать негативное воздействие на умственные способности младенцев мужского пола, но не окажет влияния на девочек.
Исследования также охватывали восприятие стереотипов, и они указывают, что в обществах, где на женщин оказывается психологическое давление и дискриминация, их уровень интеллекта действительно может снижаться по сравнению с обществами, где женщины рассматриваются как равные и уважаемые партнеры. Это связано с тем, что постоянные унижения могут активизировать эмоциональные реакции у женщин, в то время как способности мозга, ответственные за решение задач, остаются недоразвитыми.
Предрассудки также оказывают влияние через воспитание детей. С самого раннего возраста в традиционных обществах привыкают девочек к определенным видам деятельности, в то время как мальчиков воспитывают по-другому. Часто девочкам запрещают увлекаться наукой, такой как физика и математика, с предположением, что это не пригодится им в будущем. Из-за такого воспитания мозги мальчиков и девочек развиваются по-разному, и к определенному возрасту их способности действительно могут значительно разниться.
Как повысить IQ?
Методы развития простые и очевидные. Вот 9 рекомендаций:
- Тренируйте мозг и память. Хорошие примеры: решение математических задач, запоминание номеров телефонов знакомых и набор их без обращения к телефонной книге.
- Следите за питанием. С едой в наш организм поступают необходимые вещества. От некоторых зависит работа мозга. Если питание некачественное, вероятность проблем с умственной активностью будет высокой.
- Не перенапрягайтесь. Режим бодрствования и сна должен быть сбалансированным, должен подходить вам.
- Читайте книги. О полезности чтения говорить не стоит.
- Найдите интеллектуальное хобби или увлечение. Плюс – возможность делать интересные для себя вещи и «прокачивать» IQ.
- Осваивайте новое. Пример – изучение «симпатичного» иностранного языка.
- Смотрите познавательные фильмы. Комедии и боевики, триллеры – все это здорово, но в вашей недельной «афише» всегда должен быть какой-либо фильм, снятый, например, National Geographic.
- Попробуйте начать изучать то, что давно хотели. Может, в детстве вам нравились темы, касающиеся космоса? Тогда вперед к «звездам».
- Не давайте рутине «пожирать» себя. Меняйте привычки, делайте перестановки дома, ходите на работу разными дорогами.
Как повысить интеллектуальные способности ребенка?
Вот рекомендации, которые помогут развить детей:
- приучайте их к правильному питанию и регулярному выполнению физических упражнений;
- следите за тем, чтобы режим учебы, занятий и отдыха был сбалансированным. Умственное и физическое утомление негативно влияет на развитие неокрепшего организма;
- приучайте детей к чтению. Совсем не обязательно, чтобы их интересовали только книги из школьной программы;
- предлагайте во время совместного досуга интеллектуальные игры типа «Монополии», шахмат;
- запишите ребенка на курсы иностранного языка;
- предлагайте совместное решение разных интеллектуальных задачек, прохождение тестов на определение IQ.
Если все представленные советы во время практической реализации будут сочетаться с любовью и заботой о ребенке, он станет очень умным. И со временем все то, чему вы учили чадо, войдет в сферу его привычек.
Прочтите раздел «Как повысить IQ». Там представлены хорошие рекомендации. Вы сможете повысить показатель, если будете стремиться к тому, чтобы следовать им.
5. Первый тест IQ использовался в медицинских целях
Первые тесты для измерения интеллекта использовались в медицине как диагностический инструмент.
В 1905 году французские психологи Альфред Бине (1857-1911) и Теодор Симон (1873-1961) построили первый современный тест, цель которого заключалась в том, чтобы отличить умственно отсталых детей от детей со средним интеллектом, но ленивых. Он был предназначен для того, чтобы отсеивать недостаточно развитых детей перед поступлением в школу.
Тест Бине-Симона выявлял соответствие интеллектуальных способностей физическому развитию ребенка, а количество решенных заданий определяло его умственный возраст.
Что такое IQ?
Это число, которое колеблется от 0 до 200 (и выше), и это отношение, которое получают, сравнивая реальный и умственный возрасты человека. Проще говоря, IQ оценивает, насколько хорошо кто-то в своем возрасте может использовать информацию и логику для ответов на вопросы.
Измерение интеллекта — тема, которая часто вызывает споры среди педагогов и психологов
Можно ли измерить интеллект? И если да, то важно ли его измерение, если мы пытаемся понять, будет ли человек успешен в будущем? Например, Л. Готтфредсон в Scientific American утверждает, что IQ — единственный точный коэффициент, который может сказать, пригоден ли человек для работы или обучения
Так ли это?
Что влияет на наши умственные способности
Разнообразные исследования показывают, что главным фактором, влияющим на формирование умственных способностей, является генетика. Влияние воспитания, окружающей среды и случайных воздействий сравнительно невелико по сравнению с генетическими факторами.
Тем не менее внешняя среда также оказывает некоторое воздействие на развитие интеллекта. Это включает такие факторы, как уровень жизни в семье, образование родителей, стиль воспитания, доступность образования в школе (например, исследования в США показали, что ученики из крупных городов с более качественным образованием часто имеют более высокий уровень интеллекта по сравнению с учениками из маленьких сельских школ). Даже такие факторы, как семейный доход, размер/стоимость жилья и взаимоотношения между родителями, могут оказывать влияние.
Питание также может сыграть свою роль. Мозг потребляет значительное количество питательных веществ, и недостаток этих элементов может снизить его способность обрабатывать информацию.
Функции интеллекта и его происхождение
Можно сказать, что это качество является основополагающим в развитии Homo sapiens как вида и последующем появлении цивилизации. На заре развития человечества интеллект обеспечивал для него возможность выживания и оставления после себя потомства. Особи с более развитыми умственными способностями имели повышенные шансы на комфортное существование. Происхождение интеллекта человека во многом обусловлено адаптационной функцией. Известно, что приспосабливающиеся к различным условиям окружающей среды люди выживали лучше всех остальных. Со временем роль интеллекта несколько изменилась в связи с абсолютно другими целями и задачами, которые ставит перед собой современный человек. Данное качество сегодня служит для успешной самореализации, развития каких-либо способностей, зарабатывания уважения и получения высокого социального статуса. Без достаточного уровня интеллекта трудно представить себе быстрое развитие навыков и овладение новыми знаниями, необходимыми для достижения успеха в любой сфере деятельности. Характеристики наподобие силы, скорости и ловкости в текущей реальности отошли на второй план и перестали иметь первостепенное значение.
Среди ученых, которые обсуждают вопрос о том, что такое интеллект человека, в большей степени преобладает мнение о том, что условно это качество можно разделить по степени выраженности на три уровня.
- Низкий. С таким интеллектом люди имеют слабо выраженные умственные способности и при этом не могут в достаточной степени сопротивляться воздействию окружающей среды на свой внешний и внутренний мир. Реальность подавляет большинство их начинаний, потому как такие индивиды не способны адаптироваться к ней. Часто находятся на попечении у остальной более развитой части социума.
- Средний. Люди в данной категории имеют более высокий уровень психической активности, которого им достаточно для комфортного существования и умению приспосабливаться под различные обстоятельства. Хорошие мыслительные способности дают таким индивидам возможность найти свое место в мире, соответствующее их навыкам и потребностям.
- Высший. Считается, что люди на данном уровне не просто подстраиваются под окружающую их действительность, а самостоятельно изменяют мир вокруг себя в угоду собственным потребностям и желаниям. Высокие возможности интеллекта человека во многом способствуют раскрытию творческого потенциала.
При этом стоит отметить, что большинство индивидов находится на среднем уровне развития, что, по всей вероятности, продиктовано эволюционными соображениями.