Причины страха публичных выступлений
Почему же нельзя сразу перейти к способам устранения проблемы? Причины таких ситуаций бывают разные, а потому её установление становится одним из наиболее важных пунктов.
О чем следует сказать в первую очередь это воспитание
Некоторые люди были с детства приучены к тому, что громкий тон привлекает к себе много внимание, что является оттенком плохих манер. Когда человек выходит на сцену, его психика просто не позволяет перечить уставам жизни
Существует мнение, что голософобия связаны с инстинктами, когда в Древние времена на неправильные слова или поступки людей подвергали физическому насилию. Каждое движение отслеживалось обществом и критиковалось в положительную или отрицательную сторону. Или же просто нежелание пробовать выступать перед публикой приводит к отсутствию опыта, что просто не позволяет в дальнейшем выйти на сцену. Бывают же более тяжелые ситуации, когда неудачный выход испортил понимание о сцене на всю жизнь. Лишь один из десяти не испытывает страха перед выступлением, в то время как другие десять стараются себя перебороть. Без волнения вообще не обходиться ни одно выступление перед аудиторией, таких людей, страдающих боязнью сцены, называют глоссофобами.
Ученые сравнивают количество выделяемого адреналина, при выступлении перед аудиторией с его выделением, при прыжке с парашютом. Эту фобию не обошел лишь страх смерти, но для некоторых выйти на сцену намного ужаснее.
В норме боязнь произносить речи перед аудиторией со временем проходит. С каждым новым выступлением оратор волнуется все меньше. Боязнь может вернуться, если приходится обращаться к новой публике, в новых обстоятельствах. Но и тогда она исчезает достаточно быстро.
Но бывают исключения. Страх не проходит, а наоборот усиливается. Чаще такое встречается, если выступления проходили откровенно неудачно. Нередко глоссофобия формируется еще в школе. Наверняка у каждого был случай, когда учитель грубо высмеял ученика у доски на глазах всего класса. Кто-то переживает это спокойно, для иных это серьезная травма.
Травмирующий опыт может в дальнейшем расти, как снежный ком, а с ним и боязнь сцены. От страха спикер выступает хуже, в итоге боится еще больше. Получается замкнутый круг. Так что главная причина непроходящей глоссофобии – неудачный опыт.
Выделяют и такие факторы:
- Особенности характера и темперамента. Некоторые от природы не любят быть в центре внимания, отличаются низкой социальной активностью.
- Боязнь критики. Осуждение не по нраву никому. Страх перед публичными выступлениями внушается мыслью, что зрители поднимут на смех или отнесутся негативно.
- Внушаемость. Встречается, если много общаться с людьми, боящимися сцены.
- Болезни психики. Тревожное расстройство, депрессия, неврозы – эти отклонения усугубляют любые страхи, в том числе перед публичными выступлениями.
- Различные комплексы. Многие стесняются своего стиля одежды, прически, очков, низкого или высокого роста, полноты или худобы. Также навсегда отвратить от сцены могут дефекты речи: заикание, картавость, шепелявость и др.
Важно понимать: какая бы причина ни вызывала страх публичных выступлений, с ней можно справиться!
Как избавиться от страха публичных выступлений
Человеку со зрительным вектором нужно снять концентрацию внимания с себя и сосредоточиться на слушателе. Больше заботиться не о своих переживаниях, а о том, что хочет услышать аудитория. Больше погрузиться в эмоцию и смыслы, которые хочется передать зрителям.
А обладателю анального вектора необходим глубокий анализ прошлого опыта и хорошая подготовка по теме выступления. Страх опозориться имеет свою ценность — он заставляет постоянно совершенствоваться, является стимулом углубляться в тему, быть в ней экспертом.
Нужно также помнить о том, что в первый раз сложнее всего — так может проявлять себя страх нового. Второй, третий раз легче. Главное — не закрепить первый негативный опыт. А если он уже закрепился, нужно понять причины застревания в негативном прошлом опыте. Уже одно только это изменит к нему отношение.
Как же все это сделать практически?
Причины страха публичных выступлений
Страх иррационален, его нельзя преодолеть сознательным решением. Чтобы бороться со страхом, нужно понять его причины, скрывающиеся в бессознательном. Таких причин может быть несколько. Большинство из них лежат в свойствах психики людей с анальным и зрительным векторами (согласно терминологии с тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»).
Негативные проявления свойств анального вектора, которые могут обострять страх перед выступлением:
-
страх опозориться;
-
страх отрицательной оценки;
-
излишний перфекционизм, из-за чего человек все время ощущает себя плохо подготовленным;
-
нерешительность, трудность сделать первый шаг, начать что-то новое.
Для такого человека необычайно значимо прошлое, поэтому оно оказывает влияние на его настоящее.
Плохой первый опыт. Он мог случиться как дома, так и в школе или в садике. Когда не получилось выступить успешно в первый раз — забыл стихотворение на публике, потерял мысль во время доклада и не смог его закончить, не оправдал ожиданий. Такой опыт прочно откладывается в памяти человека с анальным вектором, сильно травмирует его и не вызывает желания повторять попытки выступать на публике.
Запрет на право на ошибку. Когда в процессе воспитания прививается мысль, что ошибаться — это плохо, что нельзя делать ошибки, за ошибку будешь наказан. Часто это бывает из-за того, что в школе детей ориентируют на оценки, и именно у детей с анальным вектором закрепляется страх совершить ошибку. Ведь быть лучшим во всем — его основное желание. В дальнейшем этот страх сковывает, лишает свободы действия.
Человек со зрительным вектором от природы обладает большой чувствительностью, эмоциональной амплитудой. Страх — это его первичная эмоция, с которой он рождается. В процессе воспитания он может развить свои чувства и научиться трансформировать страх в эмпатию, любовь. Если же его чувства не будут развиты, он останется в страхах. Одна из разновидностей страха — это социофобия, страх быть среди людей. На момент выступления этот страх особенно обостряется.
Когда обладатель зрительного вектора не реализует свои эмоции в жизни, он все равно чувствует, но его чувства сконцентрированы внутри, на себе. Он зацикливается на своих переживаниях, на том, как он выглядит. Может думать, что все видят, как он волнуется, как дрожат его руки, какой он непривлекательный.
Психотравмы детства в обоих векторах могут влиять на способность выступать перед публикой. Для зрительника такой травмой может стать травля и насмешки одноклассников, когда он выходил к доске. Из таких эпизодов возникает социофобия и боязнь сказать что-то не то.
На человека с анальным вектором будет влиять прошлый опыт, когда были приложены усилия, а их обесценили, раскритиковали или просто вовремя не похвалили. Ведь для него так ценна положительная оценка и похвала значимых для него людей. Он словно застревает в той ситуации и по-прежнему боится плохой оценки.
Между свойствами зрительного и анального вектора может быть внутренний конфликт. Первый тянет проявлять эмоции и находиться в центре внимания, а второй заставляет тормозить, избыточно шлифовать детали и чувствовать неуверенность, винить себя за ошибки.
Осознание своих свойств, особенностей их развития, правильная их реализация приводит к тому, что, находясь на сцене, в центре внимания, наконец, чувствуешь себя хорошо, знаешь, что хочешь сказать, и становишься способен реализовать весь свой потенциал. Поэтому важным шагом к успеху является не только понимание причин, но и использование своих сильных и учет слабых сторон.
Как преодолеть страх публичных выступлений?
Чтобы понять, какой способ избавления от страха публичных выступлений вам больше всего подходит, нужно определить причину возникновения ваших волнений и паталогических переживаний, граничащих с паникой. Еще раз перечитайте их и поймите для себя – боитесь ли вы насмешек из зала, незнания своего материала или думаете, что вы не на своем месте, страшно ли вам из-за неуверенности в себе или плохого опыта, лежит ли на вас груз ответственности или это просто чувство неизвестности.
Поняв природу страха, вы сами сможете научиться преодолевать его. Это может быть:
более детальная проработка материала и подготовка к возможным встречным вопросам из зала;
зачитывание текста перед зеркалом или запись на видео с дальнейшей работой над своими ошибками;
глубокое понимание важности и ценности вашего выступления;
оценка рисков – что будет, если вы не оправдаете надежд, как оратор, чем это грозит для вас и зависящих от вас людей, сможете ли вы выйти из этой ситуации с достоинством и без потерь;
консультация с психологом для купирования детских психологических травм, неуверенности в себе и негативного опыта с глубокой проработкой страха публичных выступлений.
Во время своего выступления найдите наиболее доброжелательное лицо среди слушателей и мысленно адресуйте всю речь ему. Такой позитивный контакт передастся на всю аудиторию, а вы сами почувствуете уверенность в себе и положительный отклик из зала. Не бойтесь быть в чем-то некомпетентным. Напротив, перенаправьте этот вопрос в зал и заведите дискуссию.
Основная цель публичного выступления – донести вашу точку зрения или материал до слушателей, которые изначально пришли к вам, чтобы с удовольствием вас послушать. Именно это должно вас успокаивать и не давать страхам ни малейшего шанса.
Как закрепить успех
Итак, мы немного разобрались в себе и своих свойствах, проанализировали плохой опыт, хорошо подготовились, выбрали хороший, по нашему мнению, момент и выступили. Теперь нужно проанализировать полученный опыт. Получилось ли сразу переписать плохой опыт, если такой был? Достаточной ли была концентрация на других людях? Сколько раз мы ошиблись и сбились с мысли? Получилось ли донести то, что хотелось сказать? Просто анализ. Разбор полетов, так сказать. Теперь нужно сделать выводы и повторить.
Выступать перед публикой в течение жизни приходится многим, независимо от того, есть ли у нас талант к этому или нет. Зная свои свойства, сильные и слабые стороны, любому человеку можно преодолеть страх выступлений и добиться успеха.
Вот как это получилось у слушателей тренинга «Системно-векторная психология»:
Методы, советы, рекомендации
Зрительному человеку можно отрепетировать выступление перед близкими или доброжелательно настроенными людьми. Перед зеркалом тоже неплохо, но не столь эффективно. Больше думать о том, как донести то, что хочется сказать, в какую эмоцию вовлечь. Это должно быть в ту нехватку, ради которой его пришли послушать. Войти в роль, вжиться в образ — это так у него хорошо получается! Полюбить своих зрителей, в конце концов.
Человеку с анальным вектором важно хорошо подготовиться и разбираться в теме. Собрать и проанализировать много материала, разложить у себя в голове все по полочкам
Подготовка очень важна, но стоит помнить о том, что избыточный перфекционизм, наоборот, мешает и нужно вовремя остановиться, а не цепляться бесконечно к качеству подготовки. Например, музыканты не играют перед самым выступлением, а дают себе время абстрагироваться, отдохнуть перед важным событием.
Хорошо сделать план выступления, шпаргалку тезисов. Составить текст с основными мыслями, чтобы не заплутать. И если так случится, что мысль сбилась каким-нибудь неожиданным вопросом или ситуацией, чтобы перед глазами всегда был общий план действий.
Не начинать с очень больших и ответственных мероприятий. Если страх уже есть, лучше не рисковать и начать с менее важных выступлений, например, с речи на дне рождения друга. Закрепить успех и потом перейти к более сложным заданиям.
Не стараться делать все «перфект». Дать себе право на ошибку. Каждый может ошибиться. Совершенства достигнуть невозможно.
Поначалу избегать экспромтов на сцене. Такие свойства, которые позволяют свободно импровизировать, находясь в центре внимания, есть не у всех, но этому можно научиться.