1920
Как справлялись с менструацией в прошлом: женщины использовали особую впитывающую бумагу
Женщины так же использовали гигиенический пояс, но на этот раз согласились на одноразовые подложки. Как справлялись с менструацией в военное время? Медсестры Первой мировой обнаружили впитывающие свойства особой медицинской бумаги — они использовали ее для впитывания крови из открытых ран, но и для менструальной крови они вполне годились.
История менструации привела к созданию специальных салфеток
Вдохновившись этой идеей, Кимберли Кларк изобрела Kotex — первые одноразовые салфетки для менструаций.
Дама в красном: как женщины «ловили» кровь
Теперь о вопросах бытовых. Начнем с того, что у средневековых женщин менструации случались реже, чем у современных, — тут нашим подругам по несчастью можно даже позавидовать. Причин было несколько. Во-первых, хотя средний возраст полового созревания тогда не сильно отличался от сегодняшнего (между 12 и 14 годами), женщины достигали менопаузы раньше, часто уже в возрасте под тридцать. Во-вторых, регулярные месячные были не таким уж и частым явлением. Плохое питание и тяжелая работа приводили к гормональным изменениям, при которых менструации происходили не в каждый цикл или вовсе прекращались на долгий период, — об этом подробно рассказывают Карен Харрис и Лори Каски-Сигети, соавторы книги «Средневековое влагалище: исторический и истерический взгляд на все вагинальные явления в Средние века». Такое происходит и сегодня — как правило, у девушек с расстройствами пищевого поведения или у спортсменок, занимающихся бегом на длинные дистанции и гимнастикой. И, наконец, третья причина: в Средние века женщины рожали раньше и больше и дольше, чем сейчас, кормили грудью. Цикл просто не успевал восстанавливаться, как наступала следующая беременность.
Когда менструация всё-таки приходила, у средневековых женщин было два выбора (так же, как у нас сейчас): позволить крови покинуть тело и поймать её где-то снаружи или «запереть» поток внутри. Говоря современным языком, средневековые женщины могли использовать либо самодельную прокладку, либо какой-то тампон. Прокладки делали из обрезков ткани и тряпок. Хлопок лучше впитывал жидкость, но стоил дорого, так что использовать такую ценную ветошь могли только женщины из богатых семей. Дамам статусом попроще доставался лён или же шерсть. Последняя была сущим адом, если подумать, ведь натуральные ворсинки отталкивали жидкость, а ещё вызывали зуд и раздражение.
Франсуа Буше, «Туалет», 1742, Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
Как прокладка держалась на теле, если нижнее бельё (панталоны) были популяризированы лишь к 15 веку? Находки археологов свидетельствуют, что ещё в те времена, когда из исподнего дамы носили разве что рубашку, уже существовала какая-то специальная одежда, похожая на трусики — по сути, кусочек ткани, который можно было продеть между ног и завязать на поясе. Тампоны заменяли обычные веточки, на которые наматывали мягкую ветошь.
Ещё один вариант — распространенный во всей средневековой Англии и Франции вид болотного мха, сфагнус цимбифолиум, обладающий замечательной абсорбирующей способностью. Его использовали как «начинку» для менструальной прокладки, как туалетную бумагу и даже как перевязочный материал для раненных. «Народное» название мха — кровавый — так и появилось: растением затыкали раны на поле боя, и мох становился кроваво-красным.
Само собой, с такими незатейливыми средствами гигиены случались протечки. Возможно, именно по этой причине какая-нибудь влиятельная женщина однажды ввела моду на красные нижние юбки — она, кстати, держалась веками. Алый цвет пикантно выглядывал из-под верхнего платья при ходьбе и выполнял свою главную работу — маскировал пятна и потеки, если что-то случалось на публике.
Краски пришли!
Как реагировали на месячные и как справлялись с гигиеной в русской деревне? Прежде всего, надо поминать, что средней, «сферической в вакууме» русской деревни не существовало. Свои обычаи были на западе, на севере, на юге и на востоке — часто в соседних губерниях бытовые ухватки серьёзно различались, в том числе потому, что в разных местах русские деревни находились под влиянием разных финно-угорских и тюркских местных народностей, а ещё — различался климат и, вследствие, доступные ресурсы. Можно говорить только о самых распространённых обычаях и бытовых привычках.
Сами месячные в русской деревне называли чаще всего «красками». По понятным причинам — они длятся несколько дней, потому прямо-таки просят множественного числа, и они окрашивают (одежду). Бытовали и эвфемизмы, вроде «калину пошла давить». Во многих местах красный цвет в одежде девушки и женщины допускался только в том возрасте, когда у неё уже или ещё были менструации — то есть красная вышивка была обозначением фертильности.
Причём это касалось и мужчин: часто горожанки, выписывая из деревни бабушку сидеть с внуками, сталкивались с тем, что бабушки были категорически против красных рубашек или штанишек для маленьких мальчиков.
Поскольку мужская фертильность сохраняется дольше, то пожилые мужчины не отказывались от красного вовсе, а переходили к более тусклым его оттенкам. Вот почему советские дедушки так часто ходили в розовых рубашках. Всё это, конечно, давно не осознавалось и сохранилось в виде представлений о том, что прилично или неприлично в разные возрасты.
Если у женщины в русской деревне подрастала дочь — мать заранее готовила сарафан, рубашку или, реже, понёву с красным цветом в окраске. До поры дочери эта одежда не выдавалась. Заметив красные пятна на детской рубашонке девочки, мать отвешивала ей две пощёчины, румяня щёки — чтобы, мол, вся кровь не вышла, а затем выдавала одежду. Иногда в одежду полагалось впрыгивать с лавки, пока мать держит её распяленной. Такая вот короткая женская инициация.
Впервые увидев девочку в «красной» одежде, женщины деревни, особенно родственницы, подзывали её для небольшого угощения, а мамина кума — чаще всего крёстная девочки, но порой кумой звали женщину, с которой «покумились-посестрились» — дарила ей красные бусики или другой маленький подарок. Часто именно крёстная, а не мать, объясняла девочке, как соблюдать гигиену в её состоянии.
Естественно, во время менструаций девочки и женщины бегали подмываться в баню. Более того, вне бани это считалось опасно делать — она была особенным местом, со своей магией. Для защиты одежды пользовались пояском, которым прикрепляли между ногой старую вытертую-перевытертую рубашку или, реже, настолько же истрёпанное полотенце. Всё это старались стирать и использовать многоразово, притом хранить дома ткань с кровавыми пятнами запрещалось — не к добру.
Конечно, отбежать подмыться и перемениться было не по силам во время летней страды, когда от зари до зари каждый, женщина ли, мужчина ли, ломался в поле, спешно убирая урожай. Но нагрузка при этом была такая, что у многих девочек и взрослых баб месячные на это время просто пропадали. Самым крепким, увы, приходилось просто страдать, навёртывая на себя в жарищу дополнительные слои ткани и не имея возможности до позднего вечера обмыть себя водой.
Аптекарки и цирюльницы: кто лечил женщин и кого лечили женщины
Женщина, составляющая медицинское сочинение, — скорее редкость для Средних веков. Совсем иначе дело обстояло с врачебной практикой разных уровней. Как же была устроена женская сторона средневековой медицины?
Долгое время историки считали, что лечением женских болезней в ту эпоху занимались исключительно женщины и выхода за гендерную границу не было ни для целительниц, ни для пациенток. Лекарки не ограничивались родовспоможением — они ставили и «общие» диагнозы, назначали медикаменты, проводили хирургические операции. Мужчины в этот замкнутый мир не допускались. Сторонникам такого подхода Средние века представлялись золотым веком женской медицинской практики. Знания о строении женского тела и о методах терапии передавались от матери к дочери почти исключительно устно и на личном примере. Мужчины же получили доступ к этим сведениям лишь к началу Нового времени, до тех пор они довольствовались общим античным знанием.
В том, что женщины действительно занимались медицинской практикой, сомнений нет. Разнообразные специализации — тоже правда: в источниках упоминаются не только акушерки, но и хирурги и цирюльницы (представительницы последних двух категорий выполняли все несложные операции, требующие хирургического вмешательства в тело). Аптекарки занимались в основном приготовлением лекарств. Среди «врачей» выделяли «образованных» и «эмпириков» — увы, где обучались первые, неясно. Были даже женщины — знатоки терапии конкретных заболеваний, например, в Венеции первой половины XIII века практиковала специалистка по болезням глаз.
Но мнение о женской монополии поставили под сомнение на рубеже ХХ и XXI веков — и это сделала та же Моника Грин. Работа с манускриптами о женском здоровье заставила ее задуматься: для кого предназначались подобные книги, написанные на латыни, а их было немало? Если предположить, что они могли понадобиться исключительно женщинам, следовало сделать вывод, что среди жительниц средневековой Европы было куда больше знатоков латинского языка, чем показывают другие источники. Если же считать, что эти рукописи могли читать мужчины, но исключительно ради теории, то неясно, для чего в книгах столько чисто практических советов, не проливающих дополнительного света на античное медицинское знание. Грин считает, что большая часть таких книг была написана мужчинами и принадлежала им. Женщины, впрочем, могли ознакомиться с этими сочинениями, но большинству из них требовалось, чтобы знающий латынь мужчина прочитал текст вслух и, возможно, перевел его. Дамы, способные читать на латыни, разумеется, существовали, но их было не так уж много.
При этом Грин не отрицает, что в медицинской практике в средневековой Европе было занято множество женщин: действительно, существовало немало опытных целительниц, хорошо владеющих практическими методами. Если дело касалось гинекологии, женщины обращались именно к ним. Некоторые фрагменты «Тротулы» позволяют предположить, что пациентки принципиально не хотели сообщать мужчинам о своих недомоганиях такого типа.
Когда придумали современные средства гигиены
Первые одноразовые прокладки практически одновременно выпустили немецкая компания Hartmann и американская Johnson&Johnson. Это произошло в последнее десятилетие XIX века. Товар называли «гигиенические салфетки для дам» и «полотенца для леди». Но месячные уже тогда были стигматизированы. Женщины стеснялись покупать столь интимную вещь и продолжали мастерить прокладки самостоятельно из подручных средств.
Первые успешные прокладки выпустили только в 1921 году. Их сделали из нового материала — древесной целлюлозы. Изначально её использовали для перевязки ран во время первой мировой войны. Материал был мягкий, достаточно тонкий и хорошо впитывал влагу. Сёстры милосердия приспособили его для менструаций. А затем компания Kimberly-Clark запустила производство одноразовых прокладок. Новинку назвали нейтральным словом Kotex. Благодаря этому женщины смогли покупать прокладки без стеснения.
Самоклеющийся нижний слой появился на прокладках только в 1970-х. До этого женщины крепили самодельные или фабричные прокладки с помощью специального пояса на пуговицах. Другие носили резиновые трусы, защищавшие одежду от протечек.
Производить тампоны начала фирма Tampax в 1931 году. Они были очень похожи на современные: стерильная прессованная вата с ниточкой в центре. Вводить тампон нужно было с помощью картонного аппликатора. Эту конструкцию компания Tampax подсмотрела у производителей вагинальных лекарств.
Примерно в тот же период придумали вагинальные чаши. Но их изготавливали из довольно жёсткого материала. Комфортно расположить такую чашу внутри было трудно. Поэтому популярностью они не пользовались.
Чем пользовались женщины в России
На Руси материалы, которые использовали женщины, могли сильно отличаться по областям. Вместо прокладок брали бересту, мох, овечью шерсть и даже сено. А вот поддерживать чистоту было проще, чем в Европе, — обычно во всех дворах были бани.
В России XVIII–XIX века женщины носили специальные «порты» — плотные длинные панталоны. Такие впитывающие трусы в комплекте с пышными юбками защищали от протечек.
В СССР прокладок и тампонов не было. Женщины делали гигиенические средства из марли и ваты. Или использовали для этих целей небольшие куски ткани. Например, старые простыни, порезанные на лоскуты нужного размера. После использования ткань кипятили, гладили и хранили до следующего месяца. Первые прокладки начали продавать в 1970-х. Но они были не очень удобными, поэтому женщины продолжали использовать марлю и вату.
Привычные нам прокладки и тампоны известных мировых брендов появились на полках магазинов только после распада Советского Союза. Тогда и появилась реклама, где завуалированно описывали удобство новых средств гигиены и демонстрировали их впитывающие свойства с помощью загадочной синей жидкости. Зато женщины смогли выдохнуть и убрать подальше вату и марлю.
️ Вся правда о месячных
Средние века
В Средние века ситуация не слишком улучшилась. Слов «месячные» и «менструация» не существовало, а сами женщины в этот период считались грязными и опасными. Появление месячных ассоциировалось с дьяволом, а потому нередко общение с женщиной сводили к этот период к минимуму, чтобы не случилось чего-то нехорошего.
Средние века – период, когда чума и лепра были распространенными заболеваниями, уносящими жизнь за жизнью. Месячные тоже стали считаться в какой-то период опасными: с женщинами в период менструации предпочитали не общаться, чтобы не заразиться той самой лепрой.
Сами же женщины продолжали искать способы обеспечить себе хоть какой-то комфорт во время месячных: в ход шли всевозможные кусочки ткани. Некоторые никаких прокладок не использовали, а просто давали крови возможность свободно вытекать.
Для того чтобы живот при менструации меньше болел, а сами месячные были менее обильными, использовалось еще одно средство, быстро ставшее популярным: дохлую высушенную жабу, подвешенную на веревочке на талии. Неизвестно, каким образом это должно было работать, но многие жабу все же привешивали. На шее они носили мешочки с лекарственными травами с приятным ароматом – это тоже должно было облегчать состояние при месячных.
Слева направо: губка для контрацепции; вагинальный душ; лечебный тампон; презерватив кишечника животных. Вагинальные спринцевания были мерой контрацепции, заключающейся в промывании влагалища женщины после полового акта. Тампоны представляют собой небольшие прокладки из ворса или другого материала, которые использовались женщинами на протяжении веков и предназначены для введения во влагалище, чтобы остановить кровоток во время менструации. Губка представляет собой устройство, состоящее из небольшой натуральной или синтетической губки (иногда пропитанной уксусом или лимонным соком), которую вставляют перед половым актом в качестве барьерного метода контрацепции. Презервативы впервые начали использовать в 16 веке. Первоначально сделанные из льна или кишечника животных, теперь они сделаны из латекса.Getty Images
1800
Ничего не изменилось. Менструация в средневековье игнорировалась женщинами, никаких особых приспособлений создано не было. Немецкий доктор в 1899 году писал: «Это совершенно омерзительно — кровить на свою сорочку, а затем носить ее от четырех до восьми дней, это может легко привести к инфекциям».
Да, некоторые женщины действительно использовали «менструальные ткани», но история менструации содержит сведения, что большая часть женщин не могли себе позволить такое дорогое удовольствие.
При этом женщинам «в эти дни», к примеру, запрещалось работать на фабриках, особенно пищевых, — считалось, что они могут «отравить» продукты.
ХХ век
В ХХ веке произошли действительно впечатляющие изменения. В начале века о тампонах и прокладках женщины и не мечтали – из-за табуированности темы они не были готовы покупать гигиенические средства в магазинах и справлялись своими силами.
Демонизированию менструаций способствовала и псевдонаука: в 1919 году некий профессор Шик (Schick) опубликовал статью, в которой говорилось о присутствии в менструальной крови неких менотоксинов — ядовитых компонентов, которые могут отравить еду, вино и погубить растения. Страшно подумать, но кто-то верит в идеи профессора Шика и Плиния Старшего и по сей день.
Санитарный пояс Kotex, один из нескольких предметов из Музея менструации, в доме основателя коллекции Гарри Финли в Нью-Кэрроллтоне, штат МэрилендGetty Images
Первая мировая стала периодом, важным для развития медицины. Коснулось это и менструальной гигиены – санитарки придумали использовать для прокладок целлюлозу. В дальнейшем этой идеей воспользовалась фирма Kotex, которая начала выпускать целлюлозные прокладки. Тогда же компания Johnson & Johnson переработала товар от Lister’s Towels и выпустила прокладки под новым названием. Чтобы женщины не стеснялись покупать их, была придумана особая схема: нужно было взять упаковку с витрины и бросить монетку в специальный ящик.
Тогда же появились в продаже и первые тампоны. Они, впрочем, были пока далеки от совершенства, и женщины предпочитали прокладки за надежность. Так продолжалось до 1931 года, пока Эрл Хаас не изобрел ватный тампон с аппликатором. Идею он позаимствовал у своей подруги, которая придумала нечто подобное самостоятельно. Кстати, Хаас не ограничился созданием тампонов, в дальнейшем он придумал еще и диафрагму – средство женской контрацепции.
Getty Images
Тампоны в дальнейшем претерпели немало изменений: к середине ХХ века появился тампон без аппликатора, которым было действительно удобно пользоваться. Тампоны становились всё более и более популярными – главным образом это было связано с их компактностью, а также с простотой использования. Но в судьбе тампонов не всё было гладко: в 70-х компания Procter & Gamble выпустила «самый впитывающий тампон в мире». Идея воспользоваться таким средством весьма заманчива, но сейчас мы знаем, что длительное использование тампонов чревато синдромом токсического шока. Всему свое время, и использовать тампоны нужно в соответствии с инструкцией, а не «как можно дольше».
Менструальные чаши кажутся недавним изобретением, но в действительности первая появилась еще в 1930 году: несмотря на активную рекламу популярными эти резиновые изделия не стали.
Getty Images
Сейчас же мы можем пользоваться и прокладками, и тампонами, и чашами, а для удобства выпускаются еще и менструальные трусы, которые полезны. Кроме того, есть способы, которые могут остановить месячные на время или навсегда — про них мы написали целый материал.
Дела королевские
У самых знатных дам для решения проблем с месячными имелось ещё больше возможностей. Из исторических документов известно, что уже для Елизаветы I, правившей Англией в конце XVI века, личные портные разработали и сшили три гигиенических пояса, которые поддерживали тканевые прокладки. К викторианской эпохе это изобретение переняли уже многие богатые люди.
Конечно, в промышленных масштабах такие пояса не выпускали. Их изготавливали в соответствии с индивидуальными параметрами, которые могли замерять только личные портные. Это понятно: часть тела, требующая подробных замеров в данном случае, довольно интимная.
Изготовление пояса для месячных было делом непростым и требовало особых умений, что прямо пропорционально сказывалось на его цене. Дороговизна не позволяла обзавестись такими гигиеническими приспособлениями всем желающим.
А как у других народов?
Жительницы севера — шведки, норвежки, финки, саамки и многие другие — самостоятельно делали что-то вроде прокладок из очень нежной части бересты, снятой тонкой стружкой, овечьей шерсти и, конечно, сухого белого мха. А вот сухой травой, как бывает в фэнтези, практически никто и нигде не пользовался — она выразительно шуршала бы и трещала бы при ходьбе, а женщины старались не обращать внимания мужчин на своё состояние. Ведь мужчины довольно агрессивно к нему относились.
На Карпатах (Венгрия и Украина) во многих местах считалось, что задерживать вытекающую кровь очень вредно для организма — ведь это, мол, дурная вытекает, так и отравить себя недолго. Притом в ходу были довольно короткие юбки. Никого особо не смущали девушки с кровавыми потёками по ногам, хотя, конечно, из гигиенических соображений (какими их тогда представляли) к ним не особо приближались. Конечно же, девушки то и дело вытирали себе ноги и старались не присаживаться, чтобы не запачкать кровью одежду и лавки. Нельзя сказать, что им удобно жилось в эти дни.
Таких же взглядов придерживались, как ни странно, в Викторианской Англии. Врачи уверяли, что вытекающая кровь — попытка организма избавиться от накопившихся ядов. Каким образом женщина умудрялась столько яда выработать за месяц, оставалось только гадать.
Впрочем, некоторые врачи, заметив, что у тяжело работающих крестьянок и грузчиц месячные то и дело пропадают, высказывали предположение, что яд в организме есть у всех, но у мужчин он выходит с мускульной работой и рабочим потом, а леди приходится избавляться другими способами… Как видим, теории вроде современных шлаков и токсинов были популярны и в старые времена.
В общем, нежные викторианские дамы кровь не останавливали тоже, только со стороны это было труднее заметить, чем у горянок из Карпат. Кровь впитывалась в развесистые панталоны и нижние юбки, а на случай, если бельё не справится, одежду в дни регул надевали тёмную, немаркую, тем более, что коричневая ткань вообще была очень популярна для ежедневных нарядов.
Однако панталоны распространились только в девятнадцатом веке. А до того женщины Англии, практически как в России, пользовались менструальными поясами — удерживали ими между ног какую-нибудь ткань. Кстати, сохранились менструальные пояса Елизаветы I. Они сделаны из чёрного шёлка.
Индийки (некоторые) и цыганки тоже пользовались в гигиенических целях нижними юбками. Только они их подворачивали на манер шаровар — если шаровары делать из юбки, то в паху образуются мягкие толстые складки ткани, отлично задерживающие и впитывающие кровь и притом не натирающие нежных мест и не ограничивающие подвижность.
Китаянки пользовались простёганными прокладками из неокрашеного шёлка или мягкими сортами бумаги — для гигиенических целей продавались толстые рыхлые листки, и использовались они не только в туалете. Японки тоже складывали бумагу, только штанишек они не носили, и им приходилось сочетать этот способ с гигиеническим поясом.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке местами использовались менструальные подушки, набитые шерстью — женщины буквально сидели на них весь день, давая подушкам впитывать кровь, а затем уничтожали в огне. В Средней Азии в преддверие влагалища помещали шарики мытой овечьей шерсти или надеялись на многослойность одежды: от подмывания до подмывания (которые часто происходили в холодных ручьях или арыках) лишнее впитается в нижние штаны.
Менструальные чаши
Приспособления, которые сейчас считаются одними из наиболее удобных и безопасных для использования во время месячных – менструальные чаши, были придуманы тоже в XIX веке. Тогда они не прижились по единственной причине: материалом для изготовления был металл, который не может подстраиваться под индивидуальные параметры тела.
Более, чем на сотню лет такой подход отмели, но позже к нему вернулись, и успешно доработали прекрасную идею. Мягкие силиконовые менструальные чаши сейчас используют в огромном количестве стран, так как это гигиеническое изделие действительно надёжно и безопасно.
Святая анорексия: как женщины жертвовали здоровьем ради веры и независимости
Люди Средних веков во многом отличаются от нас, и отношение к здоровью — не исключение. Для нашего современника здоровье — чаще всего безусловное благо, и сегодняшняя медицина нацелена на то, чтобы поддерживать это состояние как можно дольше, а от болезней избавляться максимально быстро и эффективно. В христианских обществах той эпохи здоровье не было самоцелью. Его могли воспринимать либо как средство, помогающее человеку воплощать в жизнь божий замысел, либо и вовсе как помеху на пути к спасению души. Существовало представление о том, что физическое страдание очищает душу от греха, а потакание желаниям тела, напротив, ввергает ее во грех.
В результате возникли многочисленные практики умерщвления плоти. Вот лишь некоторые методы: воздержание от телесных удовольствий (например, сна, секса или употребления алкоголя), ношение власяницы, самобичевание. К ним прибегали и монахи, и — реже — миряне, и мужчины, и женщины. Но ряд историков считает, что некоторые методы были гораздо популярнее среди женщин, чем среди мужчин. Речь о строгих пищевых ограничениях вплоть до полного отказа от еды.
В 1980-х несколько исследователей параллельно изучали эту проблему.
Уже в юном возрасте они проявляли необычное отношение к пище, отказывались от нее, слабели и теряли вес. Разница современной нервной анорексии и ее средневековой ипостаси, по мнению Белла, заключается только в цели, ради которой человек лишает себя пищи. Если при первой это достижение «идеального» образа тела, то при второй — надежда на приближение к Богу. Ученый пришел к выводу, что обретенный таким образом контроль над своим телом позволял этим женщинам выйти из-под контроля общества и церкви (а значит, и мужчин, которых общество наделило властью), чтобы коммуницировать с Богом напрямую. Реакция окружающих на голодание была непредсказуема. Женщину, отказавшуюся от пищи, могли считать кандидаткой в святые, но могли и обвинить в том, что ее поведение подсказано дьяволом.
Не все приняли книгу Белла благосклонно, один критик даже назвал ее «чтивом в академической обложке». Претензии были и к работе со статистикой, и к самому решению применить диагностические критерии психиатрии ХХ века к ситуации Средневековья
Тем не менее Белл определенно был одним из первых, кто смог привлечь внимание ученых к практикам отказа от пищи в религиозной жизни женщин тех времен
Кэролайн Уокер Байнум в книге Holy Feast and Holy Fast: The Religious Significance of Food to Medieval Women (1987) рассматривала эту проблему скорее с культурологической точки зрения: исследовательницу интересовало, какую роль пища играла в жизни средневековой женщины и каким символическим значением обладала для христиан. Она считает, что приравнивать подобное поведение к современному понятию анорексии не стоит — это медикализирует средневековые практики, сложившиеся в совсем иных обстоятельствах. При этом Байнум согласна с исходной точкой рассуждений Белла: действительно, в женских жизнеописаниях строгие ограничения или отказ от пищи встречаются куда чаще, чем в мужских.
Высшее общество
Представительницам элиты во время критических дней было однозначно легче, чем их менее богатым согражданкам. Начало первой менструации у девочки считалось знаменательным событием, но со стороны родителей всегда вызывало сильную тревогу за здоровье ребёнка
И тому было много предпосылок: подростки в этот период становились возбудимыми, слезливыми, часто наблюдались головные боли и пр., поэтому внимание семейного врача было сосредоточено на девочке-подростке
С началом месячных всё становилось проще: благородные дамы вполне могли позволить себе оставаться в такие периоды дома, не ходить в гости и не принимать гостей у себя. Поэтому ситуации, когда хозяйке дома «не здоровится», происходили очень часто, что вызывало к женщинам отношение, как к более хрупким и уязвимым созданиям. Считалось, что прочтение книг и усиленная мыслительная деятельность способны привести к нарушению менструальных кровотечений, поэтому заниматься умственным трудом в этот период не рекомендовалось.
Большинство европейских врачей в XIX веке справедливо считали, что ходить целый день в пропитанном кровью одеянии – крайне негигиенично и опасно для здоровья, так как это провоцирует развитие инфекций и других опасных гинекологических болезней. Благосостояние позволяло пользоваться кусками материи, которые впитывали в себя выделения. Такие куски постоянно заменялись на другие, а использованные стирались, высушивались и применялись повторно.
Использовать ткань в том качестве, в котором позже стали применять обычные прокладки, мешало банальное отсутствие женских трусиков. Широкие длинные панталоны, появившиеся в гардеробе богатых дам XIX века, не могли ничего зафиксировать, поскольку обладали довольно просторным кроем.
Наши предки
В России в XIX веке к началу месячных были приурочены определённые традиции и обряды, такие как торжественное надевание на девушку-подростка свободного сарафана или понёвы (особой широкой юбки). Этот ритуал был символичным: он означал, что у девушки начались критические дни и теоретически она уже готова к материнству.
Стыдились по поводу явных признаков месячных выделений тогда гораздо меньше, чем сейчас, потому что признаки такого явления встречались повсеместно. Нередко рядом со встающей девушкой можно было услышать булькающий звук, но никто над этим не потешался и не смеялся. Наоборот, хорошие друзья могли помочь и заботливо вытереть красный след соломой или мхом.
Самые аккуратные девушки старались обезопасить себя от подобных казусов, поэтому заправляли между ног сзади наперёд подол длинной нательной юбки (благо, что классическая одежда россиянок XIX века предполагала несколько слоёв подолов). Кстати, именно по этой причине самым распространённым цветом верхних юбок был красный – это была своеобразная страховка от возможных «неприятностей».
Девочка, девушка…
В разные эпохи начало овуляций и месячных воспринималось по-разному
В силу того, что до определённого периода истории скрыть такое важное событие было проблематично, оно становилось достоянием всей семьи. Если в средневековье это считалось тяжёлым моментом, поскольку девушка в глазах общества низвергалась от ангела к грешнице, то уже в XIX веке ситуация улучшилась
Если бы в то время девушки так рано были бы готовы к деторождению, как сейчас, то не исключено, что в большинстве своём они рожали бы первого ребёнка в период с 10 до 15 лет, особенно в некоторых странах, культура которых очень благосклонно относится к ранним бракам.