7 смертных грехов: список с описанием каждого

7 смертных грехов с точки зрения психолога

Перечень грехов для исповеди

Богословская наука, отвечающая на вопросы о грехах, называется аскетикой. Она дает определение преступных страстей и способы избавления от них, а также рассказывает, как обрести любовь к Богу и ближнему.

Аскетика похожа на социальную психологию, так как первая учит побеждать смертные грехи, а вторая помогает справляться с дурными наклонностями в обществе и побеждать апатию. Цели наук фактически не отличаются. Главная задача всей христианской религии — умение полюбить Бога и ближнего своего, а отречение от страстей — средство достижения истины.

Верующий не добьется ее, если будет подвержен греху. Совершающий преступление видит только свое Я и собственную страсть.

Православная Церковь определяет восемь основным видов страстей, ниже приведен их список:

  1. Чревоугодие, или обжорство — неумеренное потребление пищи, унижающее человеческое достоинство. В католической традиции сюда относят и распутство.
  2. Блудное любодеяние, которое привносит в душу похотливые ощущения, нечистые помыслы и удовлетворение от них.
  3. Сребролюбие, или своекорыстие — страсть наживы, ведущая человека к притуплению ума и веры.
  4. Гнев — страсть, которая направляется против кажущейся несправедливости. В христианстве этот грех есть сильное побуждение против своего ближнего.
  5. Печаль (тоска) — страсть, отсекающая всякие надежды на обретение Бога, а также неблагодарность за предыдущие и настоящие дары.
  6. Уныние — психологическое состояние, при котором человек расслабляется и начинает жалеть самого себя. Тоска является смертным грехом в православии оттого, что это депрессивное состояние сопровождается ленью.
  7. Тщеславие — страстное стремление к обретению известности среди людей.
  8. Гордость — грех, функция которого в принижении ближнего и дерзостном выставлении себя в центр всего мира.

На заметку! Термин «страсть» в церковнославянском языке переводится «страдание». Греховные деяния мучают людей сильнее, чем тяжелые болезни. Преступный человек вскоре становится рабом дьявольских страстей.

Семь смертных грехов

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth). Также см. краткую историю греха (на английском языке).

Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.

Название и синонимы Англ. Пояснение Заблуждения
1 Гордыня, гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие. Pride, vanity. Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
2 Зависть. Envy. Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже). Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность.
3 Гнев. Anger, wrath. Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
4 Леность, лень, праздность, уныние. Sloth, acedia, sadness. Избегание физической и духовной работы.  
5 Алчность, жадность, скупость, сребролюбие. Greed, covetousness, avarice. Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.  
6 Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство. Gluttony. Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.  
7 Сладострастие, блуд, похоть, распутство. Lust. Страстное желание плотских удовольствий.  

Самым вредным из них однозначно считается гордыня. В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к грехам (например, чревоугодие и похоть). А согласно одному социологическому опросу, «популярность» смертных грехов выглядит следующим образом (в порядке убывания): гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, сладострастие, леность и алчность.

Интересной может показаться статья «7 смертных грехов и здоровье», рассматривающая влияние этих грехов на человеческий организм с точки зрения современной науки. Ну и, конечно, дело не могло обойтись без «научного» оправдания тех природных свойств человеческой натуры, которые попали в список наиболее худших.

Смертные грехи как пороки (страсти)

Исходя из все сказанного выше для верующего человека просто жизненно необходимо разобраться с тем, какие же грехи самые тяжелые, какие из них могут быть названы смертными? Первое, что здесь нужно отметить, это разное понимание не только самих грехов у православных и католиков, но и разной меры наказания за них. Например, у католиков есть учение о чистилище: если человек недокаялся в чем-то на этом свете, он может «отработать» небольшие прегрешения в чистилище. Православие выступает против чистилища, считая это учение дающим ложную надежду человеку, расхолаживающим его. Согласно православию, человек после смерти лишается воли, он не может волевым усилием исправить себя, как это было возможно при жизни. Известно выражение: «В чем застану – в том сужу», которое является аграфой, то есть – изречением Иисуса Христа, не вошедшим в Евангелия, но сохранившимся в предании (2). Согласно православному учению, единственный способ облегчить участь умершего – действия живых (молитва за усопшего, милостыня за него, добрые дела, церковные требы и т.д.).

Что же касается учения о смертных грехах, то католичество считает таковыми такие злодеяния, при совершении которых выполняется три условия: грех «касается серьезной материи», «совершен с полным осознанием» и «с полным согласием». «Серьезность материи определяется десятью заповедями», – указывает католический катехизис (3). А вот как это построение дает католический молодежный катехизис: смертный грех «является таковым, если посягает на значимые ценности и тема самым направлен против жизни или Самого Бога (напр., убийство, богохульство, прелюбодеяние и т.п. и если совершен с полным осознанием и полным согласием» (4).

При этом традиционно считается, что у католичеством выделяется 7 смертных грехов:

– гордыня,

– жадность,

– гнев,

– зависть,

– похоть,

– обжорство,

– лень.

Эти грехи зеркально отражают семь основных добродетелей, эту систему приписывают то Тертуллиану, то Григорию Богослову. Однако мы видим разницу между этой семеркой и теми грехами, которые названы в моложеном катехизисе: убийство, богохульство, прелюбодеяние. Мы можем сделать вывод о том, что в катехизисе речь идет о конкретных греховных поступках, а во втором – о греховных наклонностях (пороках). Из-за чего порой возникает путаница. Семь смертных грехов обсуждаются в трактатах и изображены на картинах и скульптурных украшениях католических церквей. «Семигрешие» плотно вошло в западную культуру. Например, известна картина «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», приписываемая голландскому художнику Иерониму Босху.

Еще до разделения Церкви на православие и католичество появилось и другая концепция, в которой – восемь основных греховных пороков. Автором этой концепции стал святой Евагрий Понтийский. Он выделял следующие пороки:

– чревоугодие,

– блуд,

– алчность,

– уныние,

– гнев,

– лень,

– тщеславие,

– гордыня.

Как отмечает Е. Холодов, «ранее Евагрия таковая схема (с твердой установкой именно восьми пороков) у христианских писателей не находится» (5), впрочем, как отмечает тот же исследователь, предтечей этой концепции были другие святые и христианские богословы, среди которых называются: Ориген, Климент Александрийский, Григорий Нисский, Макарий Египетский.

Считается, что православная церковь идет за Евагрием, называя основными 8 представленных пороков, у католичества – семь. Но подчеркнем – речь всё-таки идет о греховных пороках, наклонностях, страстях, а не о конкретных деяниях, которые, вероятно, и следует называть собственно смертными грехами.

Смертные грехи и чакры где связь?

1. Грех первый — чревоугодие

Начнём с того, что в исконном списке под названием «смертные грехи», каждый расположен от чревоугодия к гордыне не случайно. Каждый соответствует одной изосновных семи чакр астрального тела человека. Как раз чревоугодие – самая нижняя чакра «муладхара», Исток.

И как раз сейчас многие проживают странные состояния, когда ощущается непонятное совершенно безконтрольное чувствоголода. Причём любая еда не приносит насыщения и удовлетворения. Бросается внутрь словно в топку.

И гнетущая физическая тяжесть потом вкупе с душевным самоедством. Которое неприятным внутренним шёпотом внушает, что мы, дескать, не на том пути совсем и только возомнили себе просветление. А на самом деле ни разу не преуспели на пути к осознанию.

2. Грех второй — прелюбодеяние

Следующая чакра – «свадхистхана», Зарод. (Я пишу и славянское название чакр, я их больше использую.) С ней вообще забавно. Хотя кому как, конечно. Около года назад массово начали приходить энергии, «открывающие» эгрегор так называемой в религии «похоти» и «прелюбодеяния».

И многих начало так ощутимо «колбасить» в совсем недвусмысленной плоскости. Интенсивность была разная, в соответствии с задачами Души. Кто-то стремительно вовлекался в какие-то новые интимные романтическиеотношения с накалом страстей. А кого-то просто обдавало жаром в причинных местах и характерными ощущениями в ситуациях, на первый взгляд, совсем неподобающих – в очереди к кассе, в кинотеатре, на рабочем месте. Причём, объект неожиданного «воздыхания» мог быть совершенно спонтанный. Тем большую это вызывало ошарашенность.

Общность этих проявлений, однако, была такова, что каким бы ни был путь проживания сворачивания данной программы, при условии достаточного уровня осознанности даже в самых щекотливых случаях семьи в итоге оставались целыми. Доверие было сохранено, тайны не раскрыты, чувство вины не образовывалось. В общем, всё уходило, будто и не было.

Более высоковибрационные люди такие «приливы» использовали для активации творчества. Ведь сексуальная энергия это энергия воплощения и созидания прежде всего. Шикарный случай, который нельзя упускать.

3. Смертный грех третий — алчность

«Манипура», чакра Жива — третья чакра и соответствующая ей программа алчности в своём сворачивании воплотила не совсем ожидаемый, но, если разобраться, логичный опыт.

Многие сейчас испытывают ощущение смятения в виду своей не востребованности. Отсутствия реализации в социуме, ощущения своих талантов, но при этом неумении воплотить их так, чтобы получать с них финансовую отдачу.

С другой стороны это всё соседствует с апатией к тому, чтобы гнаться за «медалями». И с истинным ощущением, что как раз то, что «по Душе» и есть правильно. Все эти метания между возвышенным «Творцом» и приземлённым алчным «Мамоной» с итоговым «Я не соответствую, я не такой, как хотелось бы», и есть характерные признаки протекания вселенского процесса закрытия трёхмерной задачи третьей чакры.

4. Смертный грех четвертый — ложь

Ложь, как ментальное искажение четвёртой чакры – «анахаты», Перси, тоже обозначена не наглядно, а завуалированно. Закрытие негативной программы сердечной чакры обозначается болью. Тяжестью по утраченному, в виду воспоминанийвсяческих разочарований, а часто и вовсе без причины, на первый взгляд.

Здесь не менее серьёзно всё, так как под неосознаваемым всплывает огромный слой пережитых потерь в прошлых воплощениях. От потерь здоровья, возможности жить с родными людьми, потерь первой любви. До потерь детей вследствие их гибели, близких людей и так далее.

Ложь в том, что на самом-то деле правильно всё.

Всяческие утраты были необходимы для роста Души в условиях максимального отдаления от Света. Они были выбраны самой Душой. Но остались прописями в матрице на уровне сердца как раз.

И вот с этим состоянием связаны два момента. Во-первых, что энергия уже поднялась до этой чакры – это хорошая новость, а во-вторых, что как раз из-за неприятия жизни образуется блок. И она не может идти выше, это и вызывает боль.

Благостное проживание этого процесса как раз состоит в том, чтобы настроить себя на принятие того, что вообще-то всё всегда хорошо. Во всём есть смысл и всё есть выбор Души. Что смерти нет и нужно благодарить Жизнь за все её проявления, так как всё в ней и есть мы сами.

Грехи в православии против ближнего

Любите ближних и врагов, умейте прощать и не иметь желания отомстить. Почитайте старших и начальство, уважайте родителей. Обязательно выполняйте обещания и в срок возвращайте долги, не воруйте. Не покушайтесь на чужую жизнь, в т.ч. не делайте аборт и не советуйте этого другим. Не отказывайте в помощи людям, ответственно относитесь к работе и цените чужой труд. Воспитывайте детей в христианской вере, посещайте больных, молитесь как за наставников и близких, так и за врагов. Будьте милосердны и проявляйте любовь к животным и растениям. Не злословьте и не обсуждайте чужие грехи. Также не стоит устраивать скандалы, лицемерить и насмехаться над людьми. К грехам причисляется желание обольстить, ревность и развращение ближних.

Перечень смертных грехов с описанием их духовной сути

Многим из нас хочется быть хорошими людьми. Не совершать таких поступков, после которых было бы стыдно смотреть другим в глаза. Но вся история человечества полна фактами предательств и интриг, подлостей и лжи. Все прекрасно знают, как надо себя вести, чтобы пользоваться заслуженным авторитетом среди своего окружения. Однако не все могут себе позволить вести себя согласно общеизвестной морали.

Сразу отметим, что «смертный грех» не приведёт к казни за совершённые поступки. Так называют деяния, которые ведут к потере души и отлучением от Царства Небесного.

Своему происхождению термин обязан латинскому слову «peccata capitalia», которое можно перевести на русский язык, как «коренные грехи». В основном используется в православной и католической церквях.

  1. Гордыня, которую не стоит путать с гордостью. Не стоит считать себя центром Вселенной.
  2. Зависть, которая заключается в желании иметь то, что принадлежит другим. Можно завидовать чему угодно: богатству, красоте, успешности, недвижимости, чужой жене, таланту и т.п.
  3. Гнев.  Есть 2 вида гневного поведения. Один из них правильный. Он помогает личности проявить свой твёрдый характер и отстоять личную точку зрения. А второй, заставляет человека потерять душевное равновесие и натворить немало глупостей, наговорить обидных вещей сгоряча.

Продолжение списка

4. Уныние. Находясь в подавленном, апатичном настроении люди перестают проявлять заинтересованность в чём-либо. Перестают развиваться, как морально, так и душевно. От них нет никакого толка, пользы не приносят. Дружить с ними не интересно. А находиться в семейных отношениях даже опасно. Только не стоит путать с депрессией.

5. Алчность. Она имеет множество синонимов: корыстолюбие, стяжательство, мздоимство, жадность, сребролюбие, корысть и прочие. Проявляется в нестерпимом желании получать незаслуженные материальные выгоды и благо. В конечном итоге всё приводит к полной замкнутости и внутренней злобе, увеличению лишних забот. Может вызвать страх потерять своё нажитое, вызывает гнев.

Заключение

6. Чревоугодие или обжорство. Даже не говоря о том, что лишний вес крайне вреден для здоровья, объедание приводит к многим негативным поступкам. Принимая пищи больше, чем необходимо для существования, человек наносит непоправимый урон своему образу жизни. Ведь для того, чтобы много есть нужно иметь много денег. Что, в свою очередь, приводит к другим плохим чертам характера.

7. Похоть. Согласно написанному в Библии считается одним их самых распространённых пороков. Представляет собой незаконное желание и страсть к лицу противоположного пола. Причём не с целью продолжения рода, а только ради развлечения.

Подборка советов святых отцов в борьбе с грехом

 Отцы Церкви уделяли большое внимание борьбе с греховными поступками и помыслами. На эту тему они оставили много ценных замечаний

Преп. Антоний Великий:

«Зло прилепляется к нашему естеству, как ржавчина к меди или грязь к телу. Но, как не медник произвел ржавчину и не родители — грязь на своих детях, так и не Бог произвел зло. Он вложил в человека совесть и разум, чтобы он избегал зла, зная, что оно вредно для него и ведет к мучениям. Следи же за собой внимательно: увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не хвали его. Но тотчас представь перед собою смерть, и ты никогда не пожелаешь ничего худого».

 Совет заключается в том, чтобы тренировать совесть и разум в борьбе с порочными страстями. Совесть можно сделать более чувствительной, если размышлять о том, что грехи огорчают Бога и наносят вред нам и нашим ближним. Разум позволяет представить последствия греха ещё до его совершения. Несложно догадаться, что блуд ведёт к болезням, разрушению семьи и одиночеству.

 Макарий Великий:

 Мысль Макария заключается в том, что любой, даже очень опытный христианин, может встать на путь греха и потерять непорочность. Это происходит тогда, когда человек начинает надеяться на собственную святость и думает, что в редких случаях имеет право на маленький грех. Со временем совесть трансформируется настолько, что бывший святой превращается в грешника. Это как раз и случилось с Соломоном. Подробности о соломоновом грехе читайте в статье Виктора Глебова:

 Преп. Исаак Сирин:

Наказывать самого себя можно лишением личных удовольствий. Например, если у кого-то есть проблемы с просмотром порнографии, можно лишать себя на время удовольствия смотреть кино и выходить в Интернет. Некоторые ради очищения от физической или нравственной скверны отправляются в глухие места, лишённые благ цивилизации, чтобы побыть с Богом и его творением наедине.

 Авва Дорофей:

«Если у кого-нибудь хоть одна страсть обратится в навык, то она будет мучить его. Иногда человек совершает множество добрых дел, но один злой навык может превозмочь их все. Например, если у орла хоть один коготок запутается в сетке, то он весь попадет в неволю. Так и душа по причине одной страсти может попасть в руки врага. Потому не допускайте, чтобы хоть одна страсть обратилась в навык, но молитесь Богу день и ночь, чтобы не впасть в искушение.

Если же и окажемся побежденными по своей немощи, то понудим себя тотчас же встать, начнем плакать перед благостью Божией, будем снова бодрствовать и подвизаться. И Бог, видя наше доброе устремление, смирение и сокрушение сердечное, подаст нам руку помощи и сотворит с нами по Своей милости».

 Прав. Иоанн Кронштадтский:

«Наука наук — побеждать действующие в нас страсти. Великая мудрость, например, ни на кого не сердиться и ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло. Мудрость — презирать корысть и любить нестяжание, презирать лакомства и довольствоваться простой пищей, вкушаемой умеренно.

Мудрость — никому не льстить, но всегда безбоязненно говорить правду; мудрость — не прельщаться красотой лица, но уважать во всяком человеке красоту образа Божия. Мудрость — любить врагов и не мстить им ни делом, ни словом, ни мыслью.

Мудрость — не собирать себе богатства, но подавать милостыню бедным, чтобы приобрести сокровище на Небе. Увы! Мы чуть ли не изучили все науки, а удаляться греха вовсе не научились и, таким образом, часто оказываемся совершенными невеждами в нравственной науке. И выходит, что истинно мудрые были святые, ученики истинного Учителя-Христа, а мы так называемые ученые — невежды, и, часто, чем ученее, тем больше невежды, потому что не познали самого главного, а порабощаемся различными страстями».

 Старец Никон:

Отличие таинства Соборования от таинства Исповеди

Старательное запоминание грехов и даже самое усердное слежение за помыслами и поступками не даёт возможности полностью избавиться от всех грехов. Очень многие согрешения и порочные мысли так быстры и мимолётны, что кажутся незначительными и быстро забываются из-за духовной слепоты души.

Важно понимать, что на Исповеди следует говорить об осознанных грехах, а не просто перечислять весь список. А для забытых согрешений существует таинство Соборования или Елеосвящения

В нём под действием благодати Святого Духа человек избавляется от грехов, не сказанных на Исповеди по незнанию или забывчивости.

Свободная и чистая душа помогает выздороветь и больному телу. Это не означает, что Таинство Соборования можно совершать только над болящими или находящимися при смерти. Ведь при серьёзном рассмотрении внутреннего человека становится понятно, что мы все имеем нездоровую душу, а значит обязательно должны использовать все возможности для её очищения. Для любого христианина полезно раз в год приступать к этому таинству, по обычаю Чин совершается в Великом Посту.

Сколько страстей и чем они отличаются от грехов

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что страсть и есть порок, слившийся с самим человеческим естеством. Происходит это под влиянием постоянно совершаемого греха, который свивает в сердце своё гнездо. В результате человека не надо побуждать грешить. Он сам стремится к нечестию с неодолимой силой. По сути, это рабство греха.

Страстью также называется порочное желание, побуждающее человека к совершению целого ряда грехов. Так, святитель Игнатий Брянчанинов составил список из 8 страстей тех нечестивых поступков, к которым они побуждают.

Возьмём, к примеру, гнев. За ним следуют:

  • жажда мести;
  • ярость;
  • помрачение рассудка в порыве бешенства;
  • постоянный крик;
  • взрыв эмоций;
  • сквернословие;
  • ненависть;
  • насилие;
  • убийство;
  • злопамятность;
  • враждебность;
  • непрестанная обида;
  • клевета;
  • осуждение.

Список главных порочных страстей практически полностью совпадает со списком смертных грехов. Иногда к страстям добавляется непрестанная печаль.

Есть ли какая-либо принципиальная разница между грехами и страстями?

Да, есть. Если грех — это действие, то страсть — причина его совершения:

Смертным может быть любой грех, совершённый однократно, если человек не желает в нём каяться. Многие считают, что если блудить, злоупотреблять алкоголем, сквернословить и грешить как-нибудь ещё лишь изредка, то это и грехом не считается. Так человек становится на скользкую дорожку, на которой осознанное совершение нечестивых поступков приводит его к вражде с Богом.

Гнев

Грехи современности включают агрессию, без которой защита собственных границ затруднительнаGettyImages

С гневом, на первый взгляд, все понятно: никто не любит злобных истериков, и тебе такой быть, конечно, не надо. Но если сменить красивое, книжное слово «гнев» на его научный синоним, картина сразу поменяется. Вот послушай: агрессия – смертный грех! Режет уши? Если нет, значит, в старших классах ты прогуливала уроки биологии. И сейчас мы восполним этот пробел.

На самом деле агрессия свойственна всем животным без исключения, и сама по себе не деструктивна, а ровно наоборот. Без агрессии невозможна эволюция — иными словами, нас бы тут не было, если бы наши предки были милягами. И дело не в том, что их бы попросту съели. Именно внутривидовая агрессия вынудила нас расселиться по всей планете. Она же позволила нам выстроить сложную иерархию, а та, в свою очередь, позволила нам стать господствующим видом. Это же прекрасное чувство! Как видишь, определенным образом современные смертные грехи помогают тебе защищать свои личные границы. Агрессия не позволяет окружающим делать с тобой все, что им заблагорассудится. Как ты вообще собралась без нее жить? Главное, не переводить ее на близких людей по ничтожным поводам, давая волю ругани, оскорблениям и обидам.

Семь смертных грехов в искусстве и культуре

Многие века человечество ассоциирует семь смертных грехов с различными идеями и образами. Именно поэтому столь широко раскрыта тема в творчестве многих писателей, художников, скульпторов и других деятелей культуры и искусства. Причем, актуальна тема была в период средних веков, когда творили Данте, Марло, Босх, так и сегодня.

Разница только в том, что в современном искусстве больше внимания уделяется природному объяснению причин и последствий каждого из грехов, в то время как Божественная комедия Данте или картина изображения семи грехов Босха просто пропитаны мистикой.

Сегодня понимание греха у людей формируется под влиянием научных психологических и социологических обоснований

Но невзирая на это, смертные грехи продолжают оставаться объектом художественной фантазии, способным вызвать интерес людей и привлечь внимание, а потому библейские сюжеты активно используют в своем искусстве художники, ювелиры и дизайнеры

Среди последних работ следует отметить лондонскую выставку зеркал Барнаби Барфорда, рамы которых символизировали каждый из семи грехов. Зрителя заставляет задуматься виденье собственного отражения в зеркале, обрамленном столь метафорическими рамами.

Знаменитый мастер ювелирного искусства Стефан Вебстер создал коллекцию перстней с драгоценными камнями, символизирующих каждый из семи грехов.

А художница из Сербии БилянаДжурджевич создала серию реалистичных картин, отображающих сущность греховных поступков и пороков.

Лидер германского музыкального коллектива «DasIch»проиллюстрировал видение грехов на фотографиях, где он запечатлел собственное лицо, загримированное и искривленное в различных мимических позах.

Смертные грехи как тяжелейшие греховные деяния

А что же касается непосредственно смертных грехов как деяний, то один из самых авторитетных и относительно современных нам православных богословов святой Игнатий Брянчанинов выделяет следующие поступки: «Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида. Только один из этих грехов — самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием. Если человек впадет хотя однажды в один из этих грехов, он умирает душою» (6).

Добавим, что к убийству относится и аборт, причем муж, знавший о греховном намерении жены и не остановивший ее, так же повинен в убийстве. А волшебство есть любое призывание нечистых духов (начиная от гадания и заканчивая обращением к «бабкам», «экстрасенсам», колдунам-«целителям» и т.п.).

На практике именно классификация Игнатия Брянчанинова может быть признана самой полезной и действенной, потому что четко определяет ориентиры духовной жизни, те «красные линии», которые ни в коем случае нельзя пересекать, ибо за ними – духовная смерть. Таким образом, перечисление смертных грехов не является неким твердым догматом ни в христианстве, ни в католичестве, здесь нет навсегда утвержденного и «закрытого» списка. Ведь в христианстве важная не форма, а содержание, живая связь человека с Богом и Церковью, а не набор «механических действий».

Определить тяжелые грехи можно и еще одним способом – от обратного. Если взять десять заповедей ветхозаветных (Исх. 20.1-17) и заповеди блаженства, сформулированные Христом (Мф. 5.1-12; Лк. 6.20-23) – нарушение этих установлений и есть вражда против Бога.

Почему определенные грехи названы смертными?

рекомендуем к прочтению

  1. Молебен Господу Иисусу Христу
  2. Молебен Пресвятой Богородице

Еще в Ветхом Завете пророку Моисею Самим Богом были даны Десять Заповедей (Декалог). Сегодня они не раз истолкованы и пояснены Церковью и Самим Христом в Евангелии: ведь Господь Иисус заключил Новый Завет с человеком, а значит, изменил смысл некоторых заповедей (например, о том, чтобы чтить субботу: иудеи обязательно сохраняли покой в этот день, а Господь сказал, что нужно и людям помогать).

Сами названия смертных грехов также являются пояснениями к тому, как называется преступление той или иной заповеди. Первым такое название предложил великий святитель Григорий Великий, епископ Нисский, в 590 году.

Название смертные означает, что совершение этих грехов — преступление законов духовной жизни, которые подобны физическим: стоит шагнуть с крыши, и ваше физическое тело разобьется; стоит совершить грех прелюбодеяния, убийства — разобьется ваша душа. Отметим, что ставя запреты, Бог заботится о нашем духовном здоровье, чтобы мы не повредили духа и души, не погибли для жизни вечной. Заповеди позволяют нам жить в гармонии с собой, другими людьми, миром и с Самим Творцом.

Названиями грехов греховные поступки как бы формируются в группы под общим названием смертного греха, порока, из которого они вырастают.

Заключение

Подготовка к исповеди, её осуществление и участие в Таинстве Причастия является основой жизни христианина. Таинство Исповеди обязательно проходит в присутствии священника. Такая форма была установлена Самим Господом в Евангелии. Святые отцы говорили об исповеди, как о «втором крещении», поскольку к человеку возвращается благодать и чистота, данная новокрещенному. И здесь важны моральные усилия верующего в преодолении стыда, погружение и глубокое осознание собственной греховности, твердое желание исправиться.

В первые века христианства, кающиеся исповедали свои грехи перед всем собранием верующих. Это было связано с ожиданием конца мира и христиане хотели оставаться в мире с ближними и полностью очистить себя от всяких нечистых помыслов и поступков. Но в последствии и до ныне лишь иерею установлено быть свидетелем перед Господом за раскаяние христианина.

Приступать к Покаянию необходимо как можно чаще, чтобы одежда души оставалась всегда чистой и готовой принять Благодать Святого Духа. Не достаточно прибегать к Таинству раз или два в год на самые большие праздники. Даже если одолевают сомнения и слабая вера – и эти помыслы надо приносить на Суд Божий, чтобы внутренне укрепляться. За каждую душу постоянно идёт незримая битва, и любому нужна поддержка в этом нелегком сражении. Такую силу и даёт благодатная помощь Церкви.

Основой и движущей силой Исповеди всегда является осознание грехов и глубокое искреннее раскаяние человека. Этот процесс не прекращается, поскольку нужен каждодневный труд для исцеления язв души и очищению самого малейшего загрязнения. Без настоящего покаяния верующему невозможно исправить свою жизнь и укротить страстный нрав. Без помощи Церкви человек не способен самостоятельно понять, что же происходит в его душе. Ведь конечной целью бытия людей является обожание человеческой природы, установление диалога с Богом и стремление к горнему Царствию.

Такая высокая цель недостижима без помощи благодати Божией, через регулярное участие христианина в церковных таинствах, молитве и чтении духовных книг.

The following two tabs change content below.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Будь на релаксе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: