Когда мы не верим в себя и свои способности в достижении задуманного
За помощью ко мне на консультацию обратилась семейная пара. Девушка из этой пары рассказала мне, что расстраивается из-за того что ее муж, умный и талантливый человек, в очередной раз получил должность заместителя руководителя в государственной компании. Когда это было в прошлый раз, спустя пару месяцев после назначения, он начал пить и ушёл в запой. Пил до тех пор, пока его не сняли с должности. Далее, были очередные поиски работы. Спустя некоторое время ситуация повторилась. Опять руководящая должность и, как следствие, очередной запой, после которого его опять уволили с работы.
Со слов мужа данная закономерность происходила потому, что он не считал себя достойным. Ему не хватало уверенности в себе. В результате нашей совместной терапии оказалось, что он отрабатывал словесную кодировку своей мамы, даже не осознавая этого.
Довольно часто в детстве мама повторяла фразу: «Никто в этом мире не сможет переплюнуть нашего папу». Она восхищалась им, имея ввиду что, папа был успешен, так как в течение многих лет занимал должность министра. И вроде бы слова мамы не относились к ребенку. Однако, так как наш парень ждал от мамы похвалы и не слышал этого, в его голове автоматически сохранилась установка:
Стоит отметить, что слова мамы он мог воспринять как угодно, но сформулировал их для себя именно так.
Или еще один пример. Мальчик хотел поразить маму своими изобретательскими способностями и, разобрав механические кухонные часы, не смог их собрать обратно. Когда его отчитывали, от нее он услышал, что не стоит ломать устройства, если ты не знаешь, как их можно обратно починить. А его внутренний голос сказал ему:
Почему ребенок слова мамы воспринял так? Потому, что в борьбе между сознанием и подсознанием выигрывает подсознание. А сознание очень грамотно и логично убеждает нас в том, что заложено в подсознании. Вот такая интересная игра нашего мыслительного процесса, из-за которой, порой мы сами не понимаем своих умозаключений и установок, но считаем, что они верны и нужно им следовать.
И вы, возможно, мне возразите в том, что это же детство. Неужели оно преследует нас по жизни? Не во всем. Вместе с этим, вы же не будете отрицать, что навыки, которые мы приобретаем в детстве, бывают довольно устойчивыми, независимо от того, что этот прекрасный период в жизни каждого из нас уже прошел и остался далеко в прошлом.
Остается только вытащить эту занозу из прошлого, почувствовать внутреннюю свободу выбора действий и позволить себе то, о чем мечтаешь. Вот только как ее вытащить? Этот вопрос нужно адресовать к специалистам по мыслительным процессам. К каким? Выбор за вами. Можно обратиться к психологам или психотерапевтам, а можно к тем, у кого были похожие проблемы, и они успешно с ними справились. В общем, решение данного случая аналогично решению, которое описано в примере предыдущего раздела.
Скажете, что справитесь сами? Возможно. Как сказал А. Эйнштейн:
Почему мы не делаем, когда хотим делать? Что мешает? Если действительно хотим
Понятно, что мы, скорей всего, назовём причины. Нам они будут казаться вескими. И даже, может быть, будем искренне уверены, что именно из-за них мы и не делаем того, что хотим.
Вот только на самом деле за этими «мешающими обстоятельствами» будут стоять страхи:
- Страх, что не получится.
- Страх, что кто-то будет недоволен.
- Страх кому-то не понравиться.
- Страх разочароваться в себе.
- Страх зависти.
Страх… в общем, самые разные страхи. Каждый может добавить свои — и не промахнётся.
А если обобщить, то страх того, чего ещё не случилось. А фактически — это страх неизвестности. А что такое неизвестность? Это ведь всегда — риск. И это — одна из причин, почему не делаем.
И тут многое зависит от характера. Кому-то нравится рисковать, кому-то — нет. Но согласитесь, друзья, в той или иной степени рисковать приходилось каждому. Конечно, ситуации у всех разные. Но — приходилось рисковать, однозначно! Любое новое дело — риск.
Малыш начинает учиться ходить. Риск, что упадёт? Риск. И падает. Поднимается и снова падает. И так много раз. Пока не начинает ходить уверенно. Потом бегать. И снова есть риск упасть. И падает. И не один раз, а много. Все ведь через это прошли, правда?
Интересно, а стращали ли кого-нибудь родители, например, или другие взрослые: «Ой не ходи! Ой не получится! Ты же не умеешь! Ой упадёшь! Ой ушибёшься!»?
Ведь все мы рисковали, но научились. Видимо, так сильно хотелось, что это желание было сильнее страха?
Вот и напрашивается вопрос — если сейчас, когда уже взрослые, не делаем того, что хотим, то почему?
Что мешает? Что останавливает?
А может, всё-таки делаем? И наша психика играет с нами? И «подсовывает» нам на сознательном уровне обманку? Потому что когда нам действительно хотелось научиться ходить, нас было не удержать. И — научились! То есть у каждого из нас есть этот опыт!
То есть вместо того, что, как нам кажется, мы хотим, мы хотим именно того, что делаем сейчас!
Уж по каким причинам мы этого хотим, другой вопрос. Тут можно разбираться. Но раз делаем именно это? Значит, хотим? Или так — получаем в результате этих наших действий именно то, что на самом деле хотим.
Может нам кажется неправильным это хотеть — то, что мы делаем и получаем в результате. Но ведь делаем же! Вспомним себя маленькими…
Да, пусть на сознательном уровне нам не нравится то, что сейчас. Да, на сознательном уровне оно нас может раздражать или ещё какие неприятные чувства вызывать. Сознательно — да, всё так и есть.
Но руководят-то нами — те наши глубинные установки, убеждения, принципы и привычки, в соответствии с которыми мы и поступаем. И за ними и стоят наши настоящие желания…
Понимаю, что, может, в этом неприятно сознаваться даже самому себе. Потому что хотеть надо чего-то эдакое! То, что престижно хотеть. Но…
А ещё есть у меня одно подозрение: мы не делаем потому, что хотим хотеть, а не делать. То есть хотим, чтоб наши желания были какими-то красивыми, приличными, одобряемыми. А то, что мы хотим (на самом деле), мы делаем уже. То, что мы, может быть, этим недовольны, может означать, что мы не соответствуем неким ожиданиям? Своим или чьим-то.
Другой вопрос, что, может быть, можно это делать как-то по-другому?
Знаете, есть такой выдающийся танцовщик Николай Цискаридзе. Выдающаяся во всех отношениях личность. Можете ради интереса посмотреть любое интервью с ним на ютубе. Впечатление своей глубинной личностной мощью производит неизгладимое.
Так вот, когда он был маленьким, он хотел быть не космонавтом и не знаменитым артистом, а воспитателем в детском саду. Сейчас он ректор академии русского балета имени Вагановой. Воспитывает детей. Вот так вот детское желание сработало.
К чему я клоню? А к тому, что имеет прямой резон разобраться, что же за желания «скрываются» за тем, что нам, может, и не нравится, но, тем не менее, мы это делаем.
Что же это за желания свои мы удовлетворяем? Может быть, не самым нравящимся нам образом? И что же такое важное для себя мы получаем, что продолжаем так себя вести?
И, может быть, найти там некое содержание, важное для нас? И подкорректировать малость свои привычные действия, чтоб это важное осталось, но в улучшенном варианте?опубликовано econet.ru. Галина Балахонская
Галина Балахонская
https://youtube.com/watch?v=-C-t1_vp9Pk
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Что стоит за нашими желаниями?
Если
человек чего-то хочет, это не значит, что он хочет именно этого. За желанием
может стоять нечто абсолютно другое. Например, за желанием замужества часто
стоит потребность в безопасности и заботе. Поиск родителя. Младенец, начиная от
трех месяцев с момента зачатия, чувствует, хотят ли его или нет
Ребенку важно
чувствовать себя желанным. Потребность, чтобы тебя хотели, потребность в
тактильном контакте реализуется в том числе в сексуальных отношениях
В
Ветхом Завете есть мысль о том, что Бог хотел нас еще до нашего зачатия. Но
когда нет такого опыта, принять это бывает тяжело
Очень важно прожить
этот опыт: насколько ты на самом деле желанен в этом мире. Как минимум в глазах
Бога
За
приготовлением еды тоже может стоять реализация разных потребностей. Когда
хозяйка готовит очень вкусно и красиво — это только чревоугодие? Нет. Это
забота, желание выразить любовь
Это потребность делать другому приятно или,
может быть, получить внимание, поощрение, одобрение
Полезно смотреть, какие дела мне нравится делать,
какие виды деятельности меня привлекают и почему, какие мои желания в них
реализуются.
Добрые и честные против эгоистов ✔️
«Подлинная доброта — светоч человеческой души и искренности, но и у доброты есть свои минусы, особенно, если рядом с вами эгоисты. Добрый человек может простить многое и помочь многим, но он редко сам прибегает к помощи других и уж тем более редко использует других ради достижения собственных целей. Эгоисты нередко прибегают к использованию людей в собственных целях: вы можете знать десятки примеров, когда добрый человек живет на грани бедности, а не самый приятный и честный, живет довольно хорошо
В этой связи важно понять взаимоотношения добрых людей с эгоистами: нужно уметь распознать тех, кто вас просто-напросто использует.»
«Кто-то скажет, что доброта должна быть бескорыстной — это так. Но если вы из раза в раз помогает кому-то, а взамен вам не достается ничего — это не доброта, а добровольная самоэксплутация в интересах эгоистичного человека. Чем дольше добрые люди молчат, тем больше будет эгоистов. Помните, как говорится: «Добро должно быть с кулаками», иначе мы все так и будем задаваться вопросом, почему честные и добрые живут не в тех условиях, которых заслуживают и уходят на тот свет раньше положенного, а эгоисты получают все».
Когда слишком много вариантов выбора для принятия решения в достижении результата
Довольно часто ко мне обращаются люди разного возраста с проблемой выбора профессии, которая была бы по душе. Странно, не правда ли, что при условии, что мы, имея столько возможностей, порой не видим очевидных для себя достойных путей, а если и видим, то почему-то сомневаемся в том, что этот путь и есть то, что тебе нужно.
Чтобы раскрыть данный случай прокрастинации, обратим внимание на людей послевоенного времени. Не случайно, но они были более целенаправленными в достижении своих желаний
В то далекое время было сложно о чем-то мечтать. Мечтали, чтобы мирное небо было над головой и чтобы было, что поесть. Возможно потому, что было мало информации о том, как живут люди за границей, в других городах и республиках. Единственное о чем можно было мечтать – это то, что было у соседа в твоем доме или то, что можно было увидеть у тех, кто живет в другом районе города или у тех, с кем работают твои родители.
Охват информации был довольно узким. Было понятно, что все или почти все решают люди со связями. И так как условно все мечты сводились к обладанию импортной одеждой, мебелью или копченой колбасой, то выбирать-то практически и не было нужно. Представить себе, что при желании ты не сможешь получить образование или не найдешь работу по диплому было не возможно. Средне — специальное, средне — техническое и высшее образование было абсолютно бесплатным. Найти работу по диплому также не составляло труда. Это все было гарантировано политикой государства того периода.
За неимением большого количества вариантов выбора люди меньше переживали и как следствие, реже испытывали ощущение внутреннего дискомфорта, проще относились к изменениям. Меньше информации – меньше расстройств, более приземленное восприятие окружающей действительности. Как следствие более спокойное восприятие себя и своего существования.
Я не причисляю себя к тем, кто хотел бы вернуть прошлое. Однако, с чем связано то, что людям того поколения было гораздо легче чувствовать себя по жизни уверенно? Связано это с тем, что сегодня, практически с младенчества, ребенок видит огромный разрыв в том, как живут люди в рамках одной страны (или дальнего/ближнего зарубежья). Регулярно с помощью СМИ наблюдаем колоссальную разницу в том, что себе позволяют обеспеченные люди. Мы начинаем с одной стороны на них ориентироваться, а с другой стороны понимать, что желаемого (то есть такого же социального уровня как у них) нам не достичь или если и достичь, то спустя длительное время и неимоверными усилиями. От этой мысли начинается апатия, руки опускаются.
Глядя на тех, кто сегодня «в шоколаде», мы начинаем лихорадочно думать о том, а почему этим людям все, а мне ничего? Чем же таким заняться, чтобы иметь то же самое, а может быть и больше? В этот момент мы понимаем что то, что в “наших руках” не приведет сразу к тому, что хочется. А через много лет нам этого уже, возможно, будет и не нужно. Да и уверенности в том, что все получится, как у этих людей, просто нет и возможности, которые ведут к этому результату, не настолько очевидны. Вот мы и сидим на своем «мягком месте» ровно в надежде на то, что «прилетит вдруг волшебник…» и появится внутренняя мотивация, и свершится чудо.
Как поступить в этом случае? Есть несколько вариантов решения этой задачи:
-
Большое количество вариантов выбора с одной стороны дает нам свободу, а с другой стороны их излишек вызывает тревогу и растерянность. Для того, чтобы проще к этим вещам отнестись, для начала желательно все же понять свою природную профессиональную направленность. Как? Для этого существуют специализированные тесты и методики, которые помогут узнать, чем по природе вам стоит заниматься. Ведь если реализовывать свое предназначение, то появляется внутренняя уверенность и желание идти в этом направлении, а вслед за этим и выполняемая деятельность перестает быть тяжким бременем бытия и, как правило, людям, которые «на своем месте» платят довольно хорошо.
-
Попытаться самому себе ответить на вопрос: что мне нужно для того, чтобы мне было комфортно жить? Составьте список того, что сделает вашу жизнь привлекательной для вас. Написав список того, что нужно, перечитайте и добавьте или вычеркните то, что считаете необязательным, а желательным. А после этого по каждому пункту определите, и запишите для себя перечень шагов для реализации.
-
Когда вы видите возможности но не решаетесь сделать выбор, тогда попытайтесь понять, с позиции какого возраста вы пытаетесь смотреть на эти варианты выбора. Если с позиции ребенка или подростка, то лучше проработать эти вопросы со специалистом, Потому, что речь идет об «эмоциональном подсознательном застревании», которое преодолеть самостоятельно довольно сложно.
Мы не виноваты в возникновении своих желаний
Что
говорят родители, когда ребенок что-то хочет? «Мало ли чего ты хочешь».
«Перехочешь». «Много хочешь — мало получишь». «Я тоже много чего хочу». Все эти
реплики направлены на обесценивание желания. Реплика «нет денег» гораздо лучше.
Она не бьет в желание, а откладывает его реализацию на потом. И ребенок
понимает: «Мои желания не плохие, они не делают плохо родителям».
Еще
есть одна ошибочная установка: «Нельзя ничего хотеть для себя. Надо хотеть
только то, что хочет другой. Потому что мама расстроится, будет недовольна,
папа рассердится. Поэтому я больше не буду ничего хотеть». А дальше это
упаковывается в альтруизм, антиэгоизм, православное служение ближним.
Мы не виноваты в возникновении своих чувств и
желаний. Это происходит непроизвольно. Невозможно
чего-то захотеть или испытывать эмоцию по волевому решению. Поэтому нет вины в
том, что пришло. Первая стадия возникновения страсти — прилог. Когда ко мне
приходит какое-то чувство, желание, оно просто есть. В этом еще нет греха. А
дальше вопрос в том, что ты как личность, как субъект будешь с этим делать. У
нас есть и право «чего-то не хотеть».
Сказ про «Иванушку-дурачка», который не так прост ✔️
«Что отличает умных людей? Они думают. Глупцы — это умные люди, которые не хотят думать, потому что думать не всегда приятно, не всегда можно прийти к четкому ответу — это тратит интеллектуальные и нервные силы, создается нервное напряжение. Что же делает «глупец», известный нам по сказкам, эдакиий Иванушка-дурачок? Он лежит на печи и буквально ни о чем не думает: поспать, да поесть — никакого интеллектуального напряжения. Его не заботят ни свои, ни чужие проблемы так сильно, как заботят сознательных и умных людей: они переживают, пытаются найти решение, решить внутренний конфликт и тратят уйму сил».
«Иванушка не тратит на это силы. Ведь если по честному, большинство проблем, о которых мы беспокоимся — пшик, они либо решаются сами собой, либо их решение не зависит от нас, а тем временем наибольший урон психике они наносят как раз тем, что мы ими крепко так озадачиваемся ими. И в этом «Иванушка-дурачок» обыгрывает даже самых умных из нас, он буквально оказывается умнее, сам того не подозревая, ведь не наносит вред своей нервной системе стрессом от напряженных интеллектуальных переживаний — одним из главных факторов старения.
Это, конечно же, не значит, что думать — плохо. Думать — полезно, но иногда и полезно быть «Иванушкой-дурачком», чтобы поберечь себя и на длинной дистанции оказаться умнее от того, что не думали о лишнем».
Как понять, что дело моё или не моё?
Что делать, если я занимаюсь своим делом давно, но будто оно не мое?
Звучит затейливо. Какие факты подтверждают мысль, что вы занимаетесь не своим делом? Возможно, у вас есть идеальное представление, какое дело по-настоящему дело. И вы можете сформулировать, чего не хватает делу, которым вы занимаетесь давно в сравнении с вашим идеалом. И что здесь можно изменить конкретно.
А еще, может быть, вы устали от рутинных задач и однотипных работ. И мечта о другом деле для вас является способом не признаться в этой усталости. Что-то вроде: «не я устал, просто дело не мое».
Важно разобраться, что именно приносит ощущение, что дело не ваше. Всегда ли так было или началось в какой-то момент? Есть ли негативное влияние у этого ощущения? По каким признакам вы признаете деятельность вашей? Был ли в вашей жизни период, когда эту или другую деятельность вы считали своей? Чего не хватает в текущей работе, чтобы вы считали ее своей? Можно ли это привнести в вашу деятельность? Может быть, существует какая-то другая деятельность, про которую вы думаете, что она ваша? . Порой мы можем попадать в ловушку мифа об идеальной работе, которая будет отвечать всем нашим потребностям
Однако это не всегда возможно. Иногда работа может быть просто работой, а потребности, которые в ней не реализуются, могут покрываться другими занятиями
Порой мы можем попадать в ловушку мифа об идеальной работе, которая будет отвечать всем нашим потребностям. Однако это не всегда возможно. Иногда работа может быть просто работой, а потребности, которые в ней не реализуются, могут покрываться другими занятиями.
Если же ощущение своего дела, как «не своего» оказывает негативное влияние, важно понять конкретные факторы, которые его вызывают, а также варианты их изменения. На личной консультации психотерапевт сможет помочь разобраться со страхами, понять, чего действительно хочется, и как начать двигаться в эту сторону.
Почему мы не слышим свои желания? Желания и этапы возрастного развития
Часто
мы не слышим свои желания из-за проблем раннего возраста, травм развития.
Элизабет Марчер, автор бодинамики (школа возрастной психотерапии), описала
возрастную периодизацию, какие структуры характера в каком возрасте должны
формироваться. В каждом возрасте есть своя задача развития. Если она решается,
формируется гармоничная структура характера. Если нет, то формируются перекосы.
Структура существования (3 месяца с
зачатия — 3 месяца после рождения) — формирование права на жизнь. Прежде чем
чего-то желать, человек должен жить
Для этого важно, чтобы ребенка хотели
Структура потребностей (1 месяц — 1,5
года) — осознание своих потребностей (витальных) и права на них. Я имею право
хотеть быть сухим, сытым, быть в тепле. Я знаю, чего хочу, и могу это получить.
Если до полутора лет нет этого опыта, когда другой различает, называет,
удовлетворяет мои потребности, когда мама недостаточно хорошо угадывает, что
хочет ребенок, или ребенок хочет одно, а мама игнорирует, у него формируется
понимание: «Никто не придет и не утолит мои потребности». Поэтому во взрослом
возрасте человек не знает, что он хочет: чай или кофе, картошку или макароны.
Ему все равно.
Структура автономии (8 месяцев — 2,5
года) — отделение ребенка от мамы. Появляются идеальные желания: исследование реальности,
следование за своими импульсами, возможность проявлять любопытство. Дети
начинают ползать, ходить, все открывать, хватать
Важно, чтобы ребенок получал
поддержку: «Ты имеешь право на свои действия, на свои желания». Но есть две
крайности: когда ребенку все можно, и родители не участвуют в его познании
мира; и когда они ничего не разрешают
В
этой же структуре формируется способность слышать и реализовывать свои
желания, переживать преодоление и успех. Если есть поддержка мамы, у
ребенка формируется здоровое отношение к собственным желаниям. Он хочет — он
идет. Она рядом, он в безопасности. Его не ругают за то, что он чего-то хочет,
ему помогают это реализовывать. Но это очень неудобно для родителей.
А
если мама все время останавливает ребенка, он делает все, чтобы сохранить
эмоциональную связь с ней. Ради этого он не будет ползать, плакать, когда
голодный. У таких послушных, тихих, удобных для взрослых детей возникают
проблемы с привязанностью, нет навыка совместной деятельности. Известны случаи,
когда структура потребностей настолько нарушена, что человек не слышит свое
тело: не чувствует высокую температуру, не распознает голод, жажду.
Структура воли (2–4 года). Формируется право на
утверждение себя в этом мире, способность ставить цели, решать задачи,
используя для этого свою внутреннюю силу.
Как помочь себе осознать свои желания на практике?
Упражнение
делается в парах. Один человек пытается прислушаться к своим желаниям и
озвучить, чего он хочет. Если вы не хотите что-то озвучивать, это нормально.
Задача — встретиться в себе со своим желанием. В диалоге это происходит
продуктивнее, чем наедине с собой. Особенно, когда много репрессированных
желаний. Второй человек говорит только одну реплику: «Чего ты хочешь?»
(говорить нужно включенно, принимающе, с искренним интересом). Первый участник
рассказывает. Второй говорит: «Спасибо!» Никаких комментариев, восторгов,
оценок.
Упражнение
нужно делать минут по десять в одну сторону. Примерно после третьей минуты
начинается ступор. Выдерживается пауза молчания, и упражнение продолжается. Как
правило, потом удается спуститься на некоторую глубину, когда начинают
приходить еще какие-то желания. Потом участники меняются ролями.
Первый шаг к пониманию своих желаний — признать
правду, позволить себе встречу с палитрой своих желаний. Сначала
встретится с теми, которые приносят радость, а потом с остальными,
репрессированными. Это работа не на один день. Может быть, правда будет в том,
что я не хочу кормить своих детей, не хочу ходить на работу. Я хочу тусоваться
по клубам, петь песни под гитару, пить пиво во дворе на лавочке. Но сначала
надо это признать, назвать вещи своими именами. А следующий шаг будет, что
делать с этим дальше.
Текст подготовила Дарья Смирнова
Посмотреть, послушать лекцию или прочитать ее полную расшифровку можно здесь
Познакомиться с собой
Начать
знакомиться с тем, что происходит внутри, бывает трудно
Важно назвать тех, кто
живет в нас, встретиться с ними. Как это сделать? Обнаружить в себе субъекта,
«хозяина»
Для этого нужно отделить себя от всего, что я могу назвать моим. Мое
тело, мои мысли, чувства — это не я. Если меня лишить руки, ноги, глаз или
чего-то еще, я все равно остаюсь собой.
Важно всем желаниям дать право голоса — возможность
проявиться. А
кому мы даем реализацию в поведении, кого выпускаем на первый план — это уже
авторское решение
Осознавать, встречаться, слышать — не означает идти и делать
все, что каждый из них хочет. Осознать и честно встретиться с правдой о себе
гораздо лучше для психического и духовного здоровья. Это честнее перед Богом и
перед собой.
С
«хорошими» желаниями, которые нам нравятся, обычно проблем нет. Проблемы
начинаются с социально неприемлемыми, табуированными желаниями, которые
считались плохими в семье или греховными в Церкви. С ними встретиться непросто.
Например, с тем, что ты в какой-то момент сознательно хочешь делать больно
другому человеку
Но это очень важно увидеть, осознать, и потом с этим
поговорить, узнать, что это желание хочет
Что нужно, чтобы реализовывать желания
Симонов
выделяет и дополнительные потребности, связанные со способом реализации.
Потребность в вооруженности, или компетентности. Чтобы
удовлетворять свои многочисленные потребности, человек должен быть вооружен
соответствующими способами и средствами. Мало осознать, что я хочу
Важно
понимать, что я могу это получить, я способен добиться
Когда
уровень вооруженности недостаточный («я не могу»), формируется неуверенность,
тревожность, озабоченность своим положением среди людей, ревнивое отношение к
успехам других, зависть, потребность в покровительстве и поддержке. А если «я
могу», я становлюсь уверенным, спокойным, независимым.
Потребность в преодолении препятствий на
пути к цели. Вспомните то счастье, когда вы чего-то очень сильно хотели, вам
казалось, что это мало возможно, но вы вложились, преодолели трудности, тревоги
и страхи и все-таки смогли. Эту потребность Симонов называет волей. Мы нередко
думаем, что воля — это когда я взял и себя заставил (воля как акт насилия). А
здесь воля — это потребность в преодолении.
Собаки научились тому, что удара избежать невозможно
Понятие выученной беспомощности было введено пятьдесят лет назад Мартином Селигманом. Он поставил эксперимент: у собак в закрытой клетке вырабатывали условный рефлекс на звук, после которого собаки испытывали удар током.
Ожидалось, что после открытия клетки собаки, услышав звук, будут выскакивать из нее. Однако они скулили, ложились и не пытались спастись бегством. Это навело Селигмана на мысль, что собаки «научились» не тому, что от удара током, следующего за звуком, надо спасаться, а тому, что удара избежать невозможно.
Исследователь уточнил эксперимент, он взял три группы собак: у первой группы не было возможности избежать удара током, собаки второй группы могли нажать носом на специальную панель, чтобы спастись от удара, третья группа была контрольная, ее током не били.
Когда потом собак поместили в вольер с низкими стенками, которые легко перескочить – предположения подтвердились. При подаче тока через стенки перепрыгивали собаки из 2-й и 3-й группы. Собаки из первой группы оставались в клетке, не пытались спастись.
Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя
– Как ситуации выученной беспомощности можно определить в жизни?
Ирина Рокотова
– Люди ничего не делают в ситуации, когда могли бы что-то сделать. Просто не предпринимают никаких попыток. Причем сторонний наблюдатель видит, что выход есть и даже не один, а человек, который, казалось бы, должен быть заинтересован в том, чтобы найти выход, ничего не делает.
Но если смотреть на ситуацию изнутри, то вариантов – не видно, или они не кажутся вариантами. Не видно и ресурсов, с помощью которых можно что-то сделать, не видно точек влияния, которые есть. Ты чувствуешь, что ничего не сработает, и сделать с этим ничего нельзя.
– Это состояние похоже на страх неудачи?
– Думаю, в большей степени это похоже на чувство безнадежности. Ощущение пассивности на телесном и эмоциональном уровне: такое всеобъемлющее чувство: «все плохо» и отсутствие импульса что-то сделать на уровне тела.
Важно еще и то, что у человека в этом состоянии отсутствует реакция на изменение ситуации. Почему? Это – важный и интересный вопрос
Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет.
А при выученной беспомощности нет ощущения, что нога уже не привязана. Почему с непривязанной ногой человек продолжает жить так же, как с привязанной? Что с человеком происходит такого, что он перестает замечать изменение контекста? Мне кажется, что в этом и есть самое интересное.
– Насколько такие ситуации встречаются в вашей практике?
– Достаточно часто. Мне кажется, что почти любой человек в каких-то областях своей жизни чувствует, что ничего сделать нельзя. Это может касаться чего угодно, отношений с родителями, поисков работы, каких-то личных отношений, возможности выйти замуж, похудеть, выучить английский, сделать карьерный рывок. Я бы не стала излишне обобщать, но думаю, что достаточное количество людей в отдельных ситуациях думают, что ничего не могут сделать.