«Главное, кто под флагом, а не какого цвета флаг»
Во главе колонны весь маршрут прошла политическая активистка и пенсионерка Галина Логацкая. Она постоянно ходит на все акции, может остановиться возле сотрудника в штатском или синего буса и начать их отчитывать. Говорит, пыталась общаться и с участниками провластного митинга, но там не нашла поддержки.
— Я с 2003 года хожу на все акции — с тех пор, как столкнулась с судами и поняла, насколько у нас несовершенна система, созданная Лукашенко. С 2010-го я стала ходить наблюдателем на выборы, чтобы своими глазами увидеть, как это происходит. Я поняла, что есть правовой тупик, ведь на жалобы наблюдателей приходят отписки.
Галина пришла на митинг с фанатским красно-зеленым шарфиком «Беларусь» — нашла его после одной из акций протеста. Женщина говорит, что ее очень беспокоит обсуждение символики — проблема раздута.
— «Фашисты», «флаги» — что к чему? У нас человеческая жизнь ничего не стоит
Неважно, с каким флагом ходить, при чем тут символы! — возмущается она
В колонне встречаем Ольгу, ей 62 года, на акцию она пришла с собачкой Евой. Женщина рассказывает, что еще до пенсии она работала индивидуальным предпринимателем и была не согласна с политикой страны.
— Я за свободное будущее наших детей. Вы знаете, у нас же раньше не было никакой информации, только телевизор смотрели. А когда соцсети стали развиваться и я увидела, что творится на самом деле, я поняла, что нас обманывают. А сейчас все стало еще более напряженным.
Пенсионерка говорит, что за будущее страны переживать не стоит, несмотря на возможный спад в экономике в случае смены власти.
— Мы выходим не за кусок колбасы, мы хотим большего, чтобы нас уважали, чтобы за людей принимали. Ради такого можно и отказаться от материального благополучия. Это нужно, чтобы потом наши дети жили хорошо. Никто ничего разваливать не собирается! Это даже смешно!
Мы уточняем, важна ли для пенсионерки символика, как она относится к бело-красно-белому флагу.
— Главное, кто под флагом, а не какого цвета символика. Она не характеризует людей, — отвечает Ольга.
Женщина с фотографией Максима Знака — Татьяна, до пенсии она была экономистом, говорит, что не имеет к адвокатам никакого отношения, но хочет, чтобы они были свободны.
— Мы едины, они такие же белорусы, как и мы, — говорит она, рассуждая о протестных и провластных митингах.
Колонна дошла до площади Якуба Коласа. Там протестующие пенсионеры возложили цветы к памятнику, а Галина Логацкая закончила встречу стихотворением поэта и попросила сделать фото на память.
История Даниила
15-летний Даниил пришёл к психологу со своими родителями, которые всерьёз опасались за будущее сына. До окончания школы оставалось всего два года, а сын «как был шалопаем, так и остался».
Проблемы с дисциплиной у Даниила начались ещё в начальной школе, точнее, именно тогда это стало острым поводом для беспокойства взрослых. Родителей то и дело приглашали в школу. То он разбил люстру, то с кем-то подрался, то спрятал учебники одноклассников… Поначалу родителей Даниила всё это шокировало: ведь до школы это был очень хороший ребёнок. Бывали, конечно, и в детском саду проблемы, но ведь это же мальчик! Все мальчики хулиганят!
У Даниила было всё, о чём только может мечтать ребёнок: большая комната, кучи игрушек, поездки в Диснейленд, квадрациклы-мопеды и т.п. Родители хотели дать своему ребёнку всё самое лучшее, поэтому много работали ради его благополучия и большого будущего.
Ближе к подростковому возрасту Даниил начал бунтовать даже против требований отца. Он словно бы потерял авторитет в его глазах. Так, к примеру, подросток стал уходить и приходить тогда, когда ему вздумается. В 12 лет Даниил начал баловаться с сигаретами, а в 14 он впервые пришёл домой подвыпивший.
Родители просто «с ума сходили»: единственный ребёнок, которому они постарались дать всё, выбрал кривую дорожку и закончиться это может чем угодно! Они испробовали разные способы, пытались его чем-то заинтересовать, отбить от плохой компании, замотивировать на что-то хорошее, но результат всегда был один. Даниил всё воспринимал в штыки и открыто протестовал против их попыток изменить ситуацию.
Но в 15 лет с Даниилом произошло нечто такое, что напугало даже его. Как-то вечером компания, с которой он дружил, решила отомстить одному парню. Конфликт, как и часто бывает, был из-за девчонки, и всё бы ничего, если бы стычка не переросла в групповое избиение. Избитого парня госпитализировали в тяжёлом состоянии, по словам врачей, ещё несколько ударов в живот и спасать было бы некого.
Участников драки быстро вычислила полиция. И, хотя Даниил не участвовал непосредственно в избиении, ему тоже пришлось выдержать несколько многочасовых допросов у следователя. Ситуация была серьёзная, поскольку доказать его непричастность было крайне тяжело.
Наверное, впервые за много лет Даниил испугался настолько серьёзно, что честно рассказал о своей проблеме родителям, и те решили воспользоваться ситуацией, чтобы исправить сына, вернуть его на прямой путь. Так семья попала в наш центр.
Какие эмоции вызывает подростковый кризис
У родителей
Родители переживают подростковый бунт непросто, им приходится приспосабливаться к тому, что ребенок растет, и общение с ним переходит на новый этап. В связи с этим могут возникнуть:
- Гнев. Иногда поведение бунтующего подростка может казаться грубым, неуправляемым, неуважительным, что заставляет взрослых злиться.
- Страх. Родитель чувствует, что ситуация как бы выходит из-под его контроля. Раньше, чтобы пресечь нежелательное поведение, было достаточно просто сделать замечание, теперь же подросток отказывается реагировать. Родитель боится, что он «наломает дров».
- Чувство вины. Взрослый может решить, что он «плохой родитель», раз ребенок его не слушает, перечит, а иногда и откровенно грубит.
У подростков
Подростку тоже приходится нелегко. Ему необходимо привыкать к себе новому. Его одолевают:
- Растерянность. Ребенок еще не до конца понимает, какой он, чем ему хочется заниматься и на каких людей равняться. Из-за этого он не знает, что ему с собой делать, и кого слушать.
- Раздражение. Подросток пытается разобраться в себе, а на него со всех сторон сыплются советы (иногда напоминающие директивы): одевайся вот так, общайся с теми, оценки получай такие. Родители и педагоги искренне желают добра, но их слова воспринимаются подростками как нотации. Как следствие, они злятся и отказываются следовать советам, даже если они разумные.
- Чувство одиночества. Подросток впервые столкнулся с новыми переживаниями, и ему кажется, что они уникальны, а потому никто не может его понять. Из-за этого он замыкается в себе.
Историческое прошлое
По словам Томаса Хайна, слово «подросток ‘Фактически не использовался до 1941 года, когда Популярная наука журнал использовал его впервые. Несмотря на то, что в 1950-х годах появилось множество публикаций, пытающихся объяснить эти изменения в подростковом возрасте, историки начали анализировать это явление только в двадцатом веке. Изучение подросткового бунта не имеет определенных категорий, поскольку ученые выделили множество причин этой поведенческой эволюции в обществе.Теодор Росзак был одним из первых историков, проанализировавших восстание подростков 1950-х годов. По словам Росзака, это отдельное движение можно сравнить с «Романтическое движение » или даже «Ренессанс », Поскольку люди в те периоды времени боролись за независимость так же, как и молодежь его общества. В его книге «Создание контркультуры », Росзак заявил, что в то время восстание подростков было не чем иным, как фазой, через которую периодически проходит каждое общество. Другими словами, это стремление к идентичности подростков можно объяснить тем, что они являются частью общества. Уильям О’Нил предположил, что американцы в 1950-х годах были глубоко затронуты такими событиями, как Вторая Мировая Война и Холодная война что молодежью того времени просто пренебрегли, и это привело их к бунту. Джеймс Гилберт согласился с О’Нилом в том, что люди, выросшие во время Второй мировой войны, особенно пострадали и испытали влияние того, что они были воспитаны военным поколением. Гилберт также добавил, что средства массовой информации способствовали этому явлению, прославляя преступность среди подростков фильмами, музыкой и журналами. Трудно определить, в какой степени средства массовой информации сыграли роль в стимулировании некоторых всплесков преступности среди несовершеннолетних в пригородах. В.Т. Лхамон обсуждает, как сила подростковой культуры поначалу не была очевидна для тех, кто нажился на ней. В конце концов общество осознало, что изменения в манерах, ценностях и стилях — это не просто тенденция, а растущее выражение подросткового бунта против того, что подростки считали консервативными идеалами, с которыми они не соглашались. По словам Лхамона, молодежная культура была и остается тем, что имеет больший контроль в обществе, чем многие думают. Многие историки приписывают источник восстания американских подростков множеству различных факторов на протяжении многих лет, таких как экономический рост, эффекты военного времени, потребление средств массовой информации и Соединенные Штаты становится все более конформистским, политически консервативным и нетерпимым.
«Подростки безответственные»
Кто, будучи подростком, не слышал фразу «Вот я в твоем возрасте…» или «Ну что ты как маленький!»? Последнее обычно говорят в каких-то «чувствительных» ситуациях: когда не получается справиться с чем-то условно не сложным или постоять за себя.
Журналисты пишут, что инфантильными подростков делают гиперопека и вседозволенность: из-за того, что нам «всё преподносят на блюдечке», мы ничего не умеем и не развиваемся как личности. Советы по борьбе с «инфантилизмом» дают довольно своеобразные: заставляйте своих детей заниматься спортом и выходить из зоны комфорта.
Слышать такие определения досадно. Если мы что и стараемся делать — так это вести себя как взрослые! Мы хотим отвечать за себя, хотим принимать решения. Конечно, мы не со всем можем справиться. Но кто может справиться со всем? Мы все знаем взрослых людей, которые годами не могут сходить к стоматологу, научиться убираться в квартире, вовремя платить по счетам или готовить себе дома полезную еду. Почему-то к ним общество относится нормально, хотя у них было больше времени, чтобы «повзрослеть».
В моменты, когда что-то не выходит, любому человеку хотелось бы слышать слова поддержки, а не осуждение или насмешку. И дело тут вовсе не в возрасте.
Настя Травкина, научная журналистка, автор книги о развитии мозга Homo Mutаbilis:
«Ответственность можно рассматривать в двух разных контекстах. Один — нейробиологический, связанный с обыденным пониманием ответственности (за себя, свое здоровье, быт и т. д.) и исполнительными функциями мозга. Второй — философский, в котором мы размышляем о природе ответственности.
Чтобы быть ответственным, нужно уметь планировать свои действия и видеть их долгосрочные последствия, контролировать свои эмоции и импульсы, в том числе в стрессовых ситуациях, выбирать отложенное вознаграждение (например, быть здоровым в старости) вместо сиюминутного удовольствия (например, курить в молодости). Все эти функции выполняет префронтальная кора — часть мозга, появившаяся в ходе эволюции человека как вида позже других частей. Как и в общей эволюции, у каждого человека ПФК созревает позже других структур мозга, в частности ее самая „разумная“ дорсолатеральная часть: полностью связи в ней формируются в среднем к двадцати пяти годам.
Это не значит, что она не работает до этого возраста. Скорее, она работает не полностью эффективно. На концентрацию, планирование и контроль подростки тратят больше ресурсов мозга, чем взрослые, то есть им в разы труднее нести такую меру ответственности, которая для взрослого кажется легкой.
ПФК участвует не только в планировании, но и отвечает за контроль эмоций. В норме у взрослого человека именно эта часть мозга оценивает ситуацию и купирует непродуктивную тревогу, страх, неуместный гнев или влечение — и принимает более рациональные решения, несмотря на стресс. Однако даже у взрослых людей чрезмерный стресс или эмоции „заглушают“ голос контролирующих частей ПФК — поэтому не рекомендуется принимать решения „на эмоциях“. У подростков из-за недостаточной зрелости ПФК хуже справляется с этой задачей в волнительных ситуациях, которые не влияют на поведение взрослых. То же происходит с угрозами и руганью: в конфликтной атмосфере подростки хуже концентрируются и запоминают учебный материал.
Каким бывает бунт
Бунт случается в жизни практически каждого подростка, со стороны его поведение кажется родителям абсолютно неуправляемым и они недоумевают, кто же внезапно подменил добродушное и послушное чадо. Ребенок всем своим видом и поведением отрицает правила и авторитеты – он буквально превращается из ребенка во взрослого человека, и это непростой этап.
Бунт может быть вызван сразу несколькими причинами:
- Поиск новой идентичности
- Попытка отстоять свое право на самостоятельность
- Желание самостоятельно управлять своей жизнью
- Желание быть принятым своей социальной группой
- Поиски внимания и одобрения.
Проявления бунта также могут быть самыми разными и зависят от каждого отдельного человека. Протест может быть направлен против слишком жестких правил в семье и требовательных родителей. Или наоборот против отсутствия четких границ и вседозволенности (тогда ребенок желает убедиться, что родителям он не безразличен). А бывает и так, что неуравновешенное поведение – это крик о помощи, когда ребенок пытается сообщить, что он очень страдает.
Для родителей подобный период в жизни детей не самое простое испытание, поэтому вместо того, чтобы подавить ребенка, важно понять, что с ним происходит и попытаться помочь. Важно понять, что взрослеющему подростку просто необходимо противостояние с родителями, это буквально часть его нормального взросления
Так он может ощутить границы, нащупать собственные и при необходимости суметь отстоять их. Обе стороны – и дети, и родители – должны помнить, что в этот непростой этап они просто заново изучают друг друга, а не враждуют «до первой крови»
Важно понять, что взрослеющему подростку просто необходимо противостояние с родителями, это буквально часть его нормального взросления. Так он может ощутить границы, нащупать собственные и при необходимости суметь отстоять их
Обе стороны – и дети, и родители – должны помнить, что в этот непростой этап они просто заново изучают друг друга, а не враждуют «до первой крови».
Но, к сожалению, так бывает не всегда. В реальной жизни родители чаще подавлены, растерянны и просто не знают, как им правильно поступить. И тогда у подростка просто нет возможности устроить бунт и правильно прожить период взросления. Это чревато определенными последствиями для психики.
Часто родители сопротивляются и просто не дают ребенку возможности проявить самостоятельность. А бывают чрезвычайно спокойные подростки, которые боятся бунтовать, потому что их перестанут любить родители.
Если подросток не пережил этап бунта в детстве, ему придется прожить его во взрослой жизни. Как правило, это происходит гораздо сложнее и «больнее», чем в нужное время. В этом этапе взросления есть довольно важный смысл – он учит выстраивать границы и говорить «нет»
Но важно помнить, что это всего лишь этап, а не конечный пункт сепарации
Что такое подростковый нигилизм?
Если нигилизм в широком понимании — это про отрицание любых смыслов, то подростковый нигилизм — это, скорее, про поиски своих собственных. Сам термин относится к довольно продолжительному периоду взросления, который отличается протестностью и бунтарством. Возрастные границы его размыты — от 10 до 19 лет включительно, в редких случаях — старше. Поэтому, если ребенок в восемь лет начинает проявлять бунтарские качества, этого не стоит пугаться.
Подростковый нигилизм проявляется по-разному, в зависимости от психофизических характеристик, социальных условий жизни. В числе общих признаков для всех:
Нестабильное эмоциональное состояние.
Радостное возбуждение резко сменяется слезами или добрый и заботливый ребенок внезапно проявляет неуважительное отношение к близким.
Эксперименты с внешностью.
Интерес к пирсингу, татуировкам, вызывающему макияжу, непривычный гардероб.
Кардинальная смена увлечений.
Например, тихоня и примерный школьник начинает проявлять интерес к тяжелой музыке или рэпу с обилием ненормативной лексики.
Смена круга общения и друзей.
Подтягивается вслед за предыдущим признаком. Обычно именно в этом возрасте появляются так называемые «плохие» компании. При этом совместное времяпрепровождение ребят кажется окружающим взрослым бессмысленным и бесцельным.
Подростковый бунт у взрослых
Рано или поздно бунт все равно настигнет человека. Если он не имеет возможности прожить его с родителями или другими близкими, то он найдет им «заменителей». Это вполне нормально и лучше пережить этот опыт, чем не пережить.
Самый распространенный прием переноса подросткового бунта во взрослую жизнь – попытки прожить его в отношениях с партнером. В таком случае партнер очень похож на одного из родителей и происходит попытка «переиграть» отношения из прошлого.
Человек может сам того не осознавая проверять границы и установки партнера, и в итоге это часто приводит к разрыву. Чтобы сохранить отношения, обоим требуется проделать серьезную работу, возможно даже понадобится помощь психотерапевта.
Сложность начинается, когда в паре встречаются два инфантильных человека, которые просто бунтуют по очереди и не могут обеспечить друг другу столь нужную поддержку.
Важно: показателем несепарированности может выступать и слишком затянувшийся подростковый бунт. Опознать его можно по следующим показателям:
- У человека есть определенная личность, которую он очень ненавидит
- Человек протестует против системы и при этом даже не рассматривает компромиссы.
- У него появилось острое желание радикально изменить что-то в собственной внешности.
- Он чаще грубит пожилым родителям и даже проявляет жестокость.
- Любые советы и мнения он воспринимает слишком агрессивно
- Он чаще переживает сильные перепады и вспышки эмоций.
Если что-то подобное вы заметили за взрослым человеком (или за собой) очевидно, вы переживаете период бунта. И это не всегда плохо, значит человек понимает, что ему необходима эта стадия.
Но есть и более тревожные симптомы, которые говорят о том, бунта в жизни человека и вовсе не было и он сидит глубокого внутри:
- Симптомы депрессии
- Перманентное чувство вины
- Сдерживание эмоций и переживаний
- Склонность к зависимостям
Если подобные симптомы очень затянулись, лучше обратиться за помощью к психологу.
Сепарация завершается одновременно с наступлением принятия
Важно не путать принятие со смирением, это принципиально разные вещи. У успешной сепарации есть несколько условий
Первое: важно признать, что процесс отделения не завершен и у вас все еще тесная эмоциональная связь с родителями. Второе: определите стороны своей жизни, на которые вы можете смело опереться прям сейчас
Затем выделите слабые, над которыми еще требуется работа
Второе: определите стороны своей жизни, на которые вы можете смело опереться прям сейчас. Затем выделите слабые, над которыми еще требуется работа.
Третье: признайте, что в жизни есть место несбывшимся надеждам и ожиданиям, и это нормально. К сожалению, многие родители так и не признают своих повзрослевших детей
Это больно и неприятно, но эту работу очень важно проделать и завершить
Четвертое: отделите ваших реальных родителей от ваших представлений о них. Возможно, вы наделяете их несуществующими качествами, это плохо.
Почему ребёнок протестует и бунтует?
В каждом кризисном периоде разрушается привычная ситуация развития. Раньше ребёнок мог только ходить по стенке или решать несложные задачи, но наступает кризис: он хочет большего и ему кажется, что он готов к большему. Особенно это видно в подростковом возрасте. Ребёнок уже считает себя взрослым, хотя ещё остаётся ребёнком. У него появляются новые потребности, которые хочется реализовать резко и сразу. Но к этому не готовы родители, потому что привыкли к другому прежнему ребенку. Они уже знают, как себя с ним вести и не готовы меняться. Ребёнок пытается достучаться до родителей и протестует. Других способов ребенок может просто не знать. Из-за того, что желания есть, а способностей ещё мало, ребёнку сложно найти адекватный способ заявлять о себе. Протесты кажутся самым адекватным, по крайней мере, их хорошо замечают родители и другие люди.
Что кричат вслед пенсионерам те, кто с ними не согласен, и как те к этому относятся
Окружающие к маршу относятся по-разному. Сначала из кафе-магазина «Лакомка» выходит женщина в голубом пальто и, увидев протестующих, кричит им: «Вы — невероятные». В этот же момент из заведения выходит другая женщина и кричит в толпу: «Вы — скоты!». Достойный материал по исследованию риторики противодействующих сторон.
За два часа протеста мы встретили всего четверых, активно выступивших против: кто-то кричал оскорбления, кто-то говорил, что протестующие продают страну, кто-то выкрикивал: «Фашисты!», кто-то спрашивал: «У вас что, пенсия маленькая?».
Татьяна работала технологом на предприятии, сегодня она вышла на митинг, потому что не согласна с нынешней политикой страны. Говорит, что с жалостью относится к тем, кто оскорбляет протестующих.
— Такие люди не интересуются историей своей страны, ничего не смотрят, кроме БТ, ничего не читают. Для них Беларусь, наверное, началась в 1945 году, а лучше — в 1918-м. Если бы они поинтересовались историей, у них, может быть, что-нибудь в голове поменялось.
Сама Татьяна читает новости в телеграме, говорит, что телевизор не смотрит из принципа.
Еще две женщины, которые захотели остаться анонимными, высказались об обвинениях от сторонников Лукашенко. Обе одеты очень стильно, выглядят хорошо, говорят, что раньше работали проектировщицами. Пенсия хоть и маленькая, но им хватает.
— Да дело не в пенсии! Наше поколение привело Лукашенко к власти, за это мы чувствуем вину перед своими детьми и внуками. Мы виноваты, что все эти 26 лет молчали. Мы никогда не простим властям все то, что происходило на Окрестина в первые дни после выборов. Мы, как граждане Беларуси, — за то, чтобы иметь права. А наши права каждый раз попирают, мы больше этого терпеть не можем. Хотим, чтобы наши дети жили в свободной и прекрасной Беларуси, поэтому мы выходим на улицы.
Тех, кто был активно против, мы видели всего несколько человек. В то же время колонну часто встречали сигналами машины, из окон выглядывали люди, прохожие показывали в поддержку знак V, две автомобилистки остановили на проспекте машины и подарили бабушкам цветы и конфеты, прохожие принесли воды.
Две молодые девушки, увидев проходящих по Октябрьской площади протестующих пенсионеров, говорят: «Очень вдохновляет, старики с нами!»
Как понять, что бунт затянулся
Не только полная покорность говорит о несепарированности, но и затянувшийся бунт! В себе эти черты не всегда легко заметить, но на них могут обратить внимание ваши близкие:
С этим списком всё понятно: он напоминает подростковое поведение, и лучше разобраться (например, с помощью психолога), что действительно происходит.
Но есть и другой перечень черт, который косвенно указывает на то, что бунта в вашей жизни не было — и при этом он всё еще под запретом и заперт глубоко внутри. Это могут быть:
Если такие симптомы затянулись во времени, лучше пойти к психологу и разобраться, что стоит за ними.
Алексей, работает в сфере финансов, дочери 4 года
«Если участников акций протеста станут лишать родительских прав, это только повысит градус недовольства — детей брать с собой перестанут, но протестовать будут еще сильнее», — уверен финансист Алексей.
«Мы переехали из Бреста, близких родственников в Минске нет. Услугами няни не пользуемся, потому что не хотим оставлять дочь под присмотром малознакомых людей
Несколько раз брали ее с собой на митинги».
Он уверен, что протестующие ведут себя крайне осторожно: «На акциях в основном образованные интеллигентные люди. К тому же проходят митинги на широких проспектах, пространства много, всегда можно отойти. Что касается действий силовиков, то пока, кажется, не было случаев, чтобы забирали родителей с детьми»
Что касается действий силовиков, то пока, кажется, не было случаев, чтобы забирали родителей с детьми».
Однако в последнее время, по словам Алексея, ситуация меняется, выходить на протесты становиться все опаснее, протестующих массово задерживают. Мужчина принял решение, что в ближайшее время будет участвовать в митингах один.
Между тем Алексей уверен, что дети должны знать, какую гражданскую позицию занимают их родители: «Если нам сейчас не удастся что-то изменить, то, может быть, это получится у них».
Особенности подросткового развития
Пубертатный период считают одним из самых сложных в развитии ребенка. Во время переходного возраста ребенок начинает превращаться во взрослую личность. Это отражается на всех сторонах жизни подростка, влияет на анатомо-физическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное развитие и т. д. Подростковый возраст также отражается на учебной, трудовой и игровой деятельности.
Так как во время пубертатного периода меняется вся жизнь ребёнка, его психика тоже подстраивается, старые устои ломаются и появляются новые. Учиться становится сложнее из-за более серьёзных требований, повышенной нагрузки и новых предметов. В результате ребенок вынужден учиться мыслить глубже, обобщать и приводить аргументы.
Также у ребенка меняются принципы, мировоззрение, определенная общественная позиция, положение в окружении. В домашнем кругу его мнение становится более весомым, наряду с этим предъявляются новые требования, которые с каждым годом становятся все серьезнее.
Интеллект подростка при повышенной школьной нагрузке становился все более совершенным. Возникают невиданные ранее модификации характера, он начинает мыслить, анализировать ситуации, рассуждать и так далее. Период созревания детской личности напрямую связан с половым созреванием, из-за чего ситуация значительно осложняется.
Как родителям реагировать на детские бунты и протесты?
Реагировать гибко. Пробуйте разные способы: будьте мягкими, строгими, запрещайте, идите на компромисс. И старайтесь аргументированно объяснять свою позицию. Только не говорите, что вы все делаете ради ребёнка. Рассказывайте о себе, о том, почему вы реагируете именно так.
Разговаривать до и после. Во время конфликта разговаривать бессмысленно: вас не услышат. Но после обязательно нужно мягко, но настойчиво обсудить ваше общее поведение и постараться выработать стратегию на будущее.
Принимать как есть. Это все равно будет и пройдёт. И начнётся снова. Главное не убить друг друга за кризисный период. Когда вы понимаете, что определённые вещи не в вашей власти, то можно не тратить на них силы.
Отдыхать. Без этого никак, вам ведь тоже нужны силы. Заботьтесь о себе, пусть здесь работает принцип «сначала надень кислородную маску себе, потом ребенку».
Обращаться за помощью. Кто-то может лучше вас реагировать на протесты, или помочь вам с другими делами, пока вы работаете с ребёнком. Это не обязательно должен быть специалист, может какой-то родственник лучше находит контакт с ребёнком в любом состоянии.
Не осуждать.
Если вам надоело бунтовать
Можно сказать, что сепарация завершается там, где появляется принятие. Это слово может вызывать внутренний протест: в нашей культуре под видом принятия часто «продают» идею покорности, безусловной любви и всепрощения — особенно по отношению к родителям. Но принятие не равняется смирению плюс терпению.
Первое условие успешной сепарации: необходимо признать, что отделение не завершено, а с родителями до сих пор существует сильная эмоциональная связь. Если вы раздраженно подумали: «Да нет у меня никакой связи, задолбали со своими родителями, мне с ними уже всё ясно!» — это тоже признак сильной связи с ними.
Второе. Нужно понять, какие опоры есть у вас в жизни прямо сейчас, на что можно полагаться: от материальных (работа или источник дохода, «подушка безопасности», комфортное личное пространство) и социальных (как близкие люди, которые могут дать помощь и поддержку, так и «слабые» социальные связи) до личностных (опыт и навыки, личные качества, знание себя и умение заботиться о себе).
Третье. Признать и отгоревать несбывшиеся надежды и ожидания. Головой мы понимаем, что прошлое не изменить, но надежда всё-таки это сделать или, по крайней мере, дождаться компенсации, сильна. Очень трудно отказаться от ожидания, что мама и папа всё-таки смогут принять и полюбить ребенка каким он есть.
Трудно согласиться с тем, что родители, возможно, никогда не смогут понять и поддержать ваш жизненный выбор, что в вашей жизни может и не случиться теплых семейных обедов по выходным, совместных поездок на рыбалку с отцом или эмоциональной близости с матерью.
Психотерапия помогает осознать свой сценарий взросления, отплакать несбывшиеся надежды и освободить место для чего-то нового. В том числе — для партнера, которому больше не нужно быть похожим на взрослого из прошлого.
Четвертое. Отделить реальных родителей от «интернализированных объектов» вашей психики — то есть от собственных субъективных представлений о них. Необходимо осознанно проанализировать эти представления и отпустить те, которые не имеют отношения к объективным качествам и причинам поведения конкретных людей, которым случилось родить и воспитать вас.
И, наконец, пятое: то самое принятие.
Психологические изменения
Психологические изменения, которые проявляются в виде
размышления о воздействии мысли на поведение и о поведении, меняющем
жизнь. В данном периоде у детей появляются рассуждения взрослого уровня.
Подростки, достигшие таких мыслительных способностей, умеют думать
более комплексно, абстрактно и гипотетически. Они способны мыслить с
позиции возможностей и реалистически размышлять о будущем. В этом
возрасте развивается весьма утонченный образ мышления, который
характеризуется выше перечисленными особенностями.
Хотелось бы обратить внимание на то, что психологическое развитие
ребенка происходит не в вакууме, стимулируется или тормозится под
воздействием окружающего мира. Опекающие подростка лица структурируют
среду и разрешают его проблемы, а дети через диалог и наблюдения учатся
воспринимать мир и решать собственные проблемы
С учетом вышеизложенного, хочу порекомендовать родителям научиться
уважать мнение своего ребенка. Думаю, что здесь уместны варианты общения
с детьми «на равных», так как стоит помнить, что чаще всего
подростковость приходится на возрастной кризис сорокалетних родителей. И
то и другое поколение находится в возрастных кризисах: у одних — все
впереди, у других — большая часть уже позади. А этой почве возникает
конфликт «отцов и детей». Подростки как бы оспаривают родительский
авторитет и власть на фоне «переоценки жизненных ценностей» самих
родителей.
Подобное сочетание резко повышает степень угрозы развития у родителей
психологических заболеваний. Как отмечал в своих воспоминаниях Марк
Твен: «Когда мне было15лет, мне казалось, что нет никого на свете глупее
моего отца. По возвращении же в отчий дом спустя несколько лет, я
поразился: насколько же мой отец поумнел за это время». Однако подобные
изменения отношений родителей с возмущенными подростками происходят лишь
в тех случаях, когда родители способны изменить опекающий стиль
воспитания на отношения равноправного партнерства со своими взрослеющими
детьми.
Открытое письмо родителям подростков
Я понимаю, что не принято печатать статьи всех, кто пожелает, но все-таки прочтите мое письмо, быть может, оно вас заинтересует.
Как с ним разговаривать
Говорить с ребенком надо, ему требуется живое участие, понимание, что его любят и за него волнуются, но делать это терпеливо. Не стоит давить на подростка, требовать, чтобы он беспрекословно выполнял распоряжения родителей, это только усугубит ситуацию. Посмотрите на своего ребенка. Прядь волос упала на лицо, закрыв глаза, на лоб низко надвинут капюшон. Это тоже сигнал: не трогай меня!
Поэтому не приближайтесь к ребенку, говорите с ним на некотором расстоянии, не пытайтесь заглянуть ему в глаза, прямой взгляд он воспримет как агрессию. Спокойно сядьте на стул, такая поза покажет, что родители не хотят доминировать, они пытаются общаться на равных. Не принесут пользы обвинения, крик. Нужно говорить искренне, четко задавать вопросы и выдвигать свои требования, не пытаться лгать.
От подросткового бунта чаще страдают матери. Отцы предпочитают все пускать на самотек в полной уверенности, что время все расставит на свои места. Но чем дольше родители будут ждать и пытаться решить проблему собственными силами, тем сильней подросток увязнет в болоте отчуждения. Главное помнить, что подросток — это личность, ищущая свое место в этой непростой жизни. Он хочет сам разобраться и сделать свои выводы, а не полагаться полностью на опыт родителей.
Переходный возраст подростка — сложное время для всей семьи. Преодолевать его нужно всем вместе, не оставляя ребенка одного.
Подростковый возраст — испытание для обеих сторон. Для родителей — это проверка эффективности их воспитания. Но куда сложнее приходится самому ребенку. Подростку предстоит отделиться, оторваться от родительской модели поведения и найти собственную. Этот эмоционально тяжелый процесс необходим ему, чтобы стать личностью.
Говорят, этот период похож на ощущения, которые переживают женщины во время климакса. То же чувство недоверия к собственному телу, эмоциональному состоянию, ощущение неизвестности и психологической напряженности. И все это на фоне необходимости соответствовать мнению окружающих о самом себе.
Мозг: Строится
В подростковом возрасте развивается область мозга, называемая префронтальной корой. Это часть вашего мозга, которая находится позади вашего лба. Элкинд объясняет, что это ваш мыслительный центр и центр суждений, а это значит, что дети теперь могут развивать свои собственные идеалы а также идеи.
В то время как младшие дети не видят недостатков в своих родителях, подростки внезапно видят мир более реалистично. «Они создают идеал того, что родители должен быть, на основе родителей своих друзей, на средствах массовой информации родителей. Когда они сравнивают своих родителей с идеалом, они находят, что они хотят. Их родители не умеют одеваться, гулять, разговаривать; они смущают «, говорит он.
Все аргументы — они также являются результатом префронтальной коры на работе, говорит Элкинд. Когда ребенок превращается в подростка, мозг становится способным синтезировать информацию в идеи. Подростки хотят оттачивать свои новые навыки — и они склонны практиковаться на своих родителях «Может показаться, что они спорят ради спора. Но на самом деле они практикуют свои новые способности».