«Свету ли провалиться, или мне чаю не пить»
Это часть монолога безымянного героя «Записок из подполья», который он произносит перед проституткой, неожиданно пришедшей к нему домой. Фраза про чай звучит в качестве доказательства ничтожности и эгоистичности подпольного человека. Эти слова имеют любопытный исторический контекст. Чай как мерило достатка впервые появляется у Достоевского в «Бедных людях». Вот как рассказывает о своем материальном положении герой романа Макар Девушкин:
Похожие переживания испытывал в юности и сам Достоевский. В 1839 году он писал из Петербурга отцу в деревню:
Чай в царской России был действительно дорогостоящим продуктом. Его везли напрямую из Китая по единственному сухопутному маршруту, и путь этот занимал около года. Из-за расходов на транспортировку, а также огромных пошлин чай в Центральной России стоил в несколько раз дороже, чем в Европе. Согласно «Ведомостям Санкт-Петербургской городской полиции», в 1845 году в магазине китайских чаев купца Пискарева цены на фунт (0,45 килограмма) продукта составляли от 5 до 6,5 рубля ассигнациями, а стоимость зеленого чая доходила до 50 рублей. В это же время за 6–7 рублей можно было купить фунт первосортной говядины. В 1850 году «Отечественные записки» писали, что годовое потребление чая в России составляет 8 миллионов фунтов — правда, рассчитать, сколько приходится на одного человека, нельзя, так как этот товар был популярен в основном в городах и среди людей высшего сословия.
«Бесы» — лучшие цитаты
***
Что может быть глупее глупого добряка?
***
Нет выше счастья, чем собою пожертвовать.
***
Если хочешь победить весь мир, победи себя.
***
Есть вещи, о которых не только нельзя умно говорить, но о которых и начинать-то говорить неумно.
***
Молчать — большой талант.
***
Россия есть игра природы, а не ума.
***
Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту.
***
Мысль великая, но исповедующие не всегда великаны.
***
Когда весь человек счастья достигнет, то времени больше не будет, потому что не надо.
***
Нынче умные люди молчат, а не разговаривают.
***
В нашей странной России можно делать все, что угодно.
***
Нельзя любить то, чего не знаешь!
Про отношения с людьми
Вторую цитату отлично дополняет другое высказывание писателя:
Как говорится, из песни слова не выкинешь. Так и в этой цитате каждое слово на своем месте и невозможно выразить мысль точнее.
Отдавать там, где тебе не рады – пустая растрата. И это не значит, что с малознакомыми людьми нужно держаться на огромном расстоянии без улыбки и доброты. Речь скорее о том, кого можно пускать ближе, с кем быть откровенным, а с кем ни в коем случае не открываться до конца.
Собрав 3 цитаты вместе, получается вполне самостоятельная философия об отношениях.
Нам стоит сохранять открытость к миру и доброжелательность, но помнить о себе и собственной ранимости. А это значит только одно – строить отношения только с теми, кто близок нам по духу и искренен.
Порой вместо популярных психологических пособий полезно обратиться к трудам русских классиков, и ко многим вопросам подберется ключ. Достоевский улавливал самые легкие порывы души и показывал, насколько важен каждый наш мотив и решение.
Удивительно, но вопросы людей, их тревоги и страхи несильно сменились за последние 200 лет.
Каково псих. состояние Раскольникова до, во время и после убийства?
Какое может быть психическое состояние у человека, который собрался убить старуху-проценщицу, никому не нужную и только этим сделать доброе дело, избавив от злодейки свет? Человек, который доведен до отчаяния сложившимися обстоятельствами, жалкими условиями существования, бедностью, невозможностью помочь своим близким?
А вокруг него только жизнь с ее нищетой, жалкими трущобами Петербурга, грязь улочек и «вонь», «духота», господство денег и убогая жизнь людей? Как может он себя чувствовать, убедив себя, что делает хорошее дело и оправдывая таким образом свои поступки? Наверное, Родион Раскольников был в тот момент, до совершения преступления, наделен определенной решимостью, до деталей обдумал свои поступки.
На него влияют несколько обстоятельств. Это его жизнь в таких условиях, «тесной каморке», невозможность заплатить за обучение в университете; письмо от матери, где она сообщает ему, что Дуня собирается выйти замуж за Лужина; его встреча и разговор с Мармеладовым; сон Раскольникова. С одной стороны, Раскольников стремится помочь всем обреченным, сделав одно доброе дело, двизимый гуманной целью: «За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения.
Одна смерть и сто жизней взамен!».
С другой стороны — у него возникает теория, что люди делятся на две категории:
кровь по совести». И сам он не знает, к какой катеории принадлежит: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Какое у него состояние до его поступка?
Рекомендуем прочесть: Прожиточный минимум в нижегородской области в 2021 году 3 квартал
— он сам не верит, что может такое совершить: «Боже!
— воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп.
буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью. с топором. Господи, неужели?» Во время преступления Родион Раскольников выполнял задуманное, действовал по плану.
Его разум был во власти идеи и он все делал, как решил. Ему даже хотелось не раз уйти.
После совершения преступления им овладели страх, рассеянность. После преступления у главного героя романа что-то вроде «помутнения рассудка». Ему кажется, что все знают о том, что он совершил.
В конце концов, он готов признаться в содеянном. До совершения преступления Родион рассуждал:
Лучшие цитаты Достоевского
Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой.
***
Без великодушных идей человечество жить не может.
***
Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить.
***
Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.
Кстати, после этой цитаты рекомендуем прочитать притчу о мышиных проблемах.
***
Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит: «Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное.
***
Сластолюбие вызывает сладострастие, сладострастие – жестокость.
***
Созидается общество началами нравственными.
***
Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.
***
Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чем воздыхает.
***
Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.
***
Он был ласков с теми, которым делал добро, и особенно с теми, кому делал добрее.
***
Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.
***
Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения.
***
Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества.
***
Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?
***
Нелепости слишком нужны на земле. На нелепостях мир стоит, и без них, может быть, в нем совсем ничего бы не произошло.
***
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
***
Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
***
Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
Эта цитата Достоевского напрямую связана с зоной комфорта, о которой мы подробно рассказывали.
***
Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
***
Истина без любви – ложь.
***
Душа исцеляется рядом с детьми.
***
Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
***
В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
***
Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.
***
Разум – подлец, оправдает что угодно.
***
Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.
Кстати, некоторые приписывают эту цитату Достоевского Сергею Есенину.
***
Любить человека – значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.
***
В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно-полезно.
***
В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
***
Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
***
Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
***
Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
***
А это не просто известная цитата Достоевского, а совет выдающегося психолога и тонкого знатока человеческой души:
Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит, хороший человек.
***
Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
***
Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
***
Человек, умеющий обнимать – хороший человек.
***
Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
***
Если ты направился к цели, и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
***
Человек он умный, но чтоб умно поступать – одного ума мало.
***
Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
***
Жизнь задыхается без цели.
***
Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами.
***
Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
***
А это, пожалуй, самая известная и часто вспоминаемая цитата Достоевского:
Мир спасёт красота.
***
Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
***
Хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. Слог – это, так сказать, внешняя одежда; мысль – это тело, скрывающееся под одеждой.
***
Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека.
***
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
***
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Русский весьма часто смеется там, где надо плакать
Лучшие цитаты из произведений Федора Достоевского
***
Русский весьма часто смеется там, где надо плакать.
Человек ищет не столько Бога, сколько чудес.
Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим.
«Братья Карамазовы»
***
Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение.
Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что по смеху можно узнать человека, и если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей, то смело говорите, что это человек хороший.
«Записки из Мертвого дома»
***
Коли ты хочешь, чтобы тебя уважали, во-первых и главное — уважай сам себя.
Сколько зла можно устранить откровенностью!
Великодушное сердце может полюбить из жалости.
Говорят, сытый голодного не разумеет; а я, Ваня, прибавлю, что и голодный голодного не всегда поймет.
«Униженные и оскорбленные»
***
Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет.
«Село Степанчиково и его обитатели»
О нас самих
Говорят, что именно Достоевский смог первым прикоснуться к тому, что затаилось в глубинах смятенной русской души.
Писатель очень тонко подметил один неразрешимый парадокс:
У человека есть два варианта: быть открытым или быть холодным и отстраненным. В первом случае повышается вероятность «пораниться» о чужую злость, а во втором – причинить боль тем, кто рядом.
Многие из нас сталкивались с теми, кто, получив «попадание в цель», стал более закрытым, прагматичным и недоверчивым. Быть может, вы проживали это на себе. Я знаю людей, чей тяжелый опыт перенесся в настоящую жизнь.
Например, мужчина после тяжелого развода, в котором жена забрала все, что только можно, не смог до конца преодолеть это потрясение. В новых отношениях он всегда настороже и сам не замечает, как переносит обиду на свою избранницу.
Следующая цитата
Но реальный человек — это не герой авантюрных романов Жюль Верна или Дюма, где персонажи строго поделены на негодяев и достойных личностей. Реальный человек бывает разным. И от множества условий зависит, проявит он себя хорошим или плохим.
Кроме того, меняются и наши представления об этом. Один человек мог сто лет назад считаться плохим, а сейчас он для нас является благородным и возвышенным.
Поэтому, если попытаться определить хорошего человека, то стоит учитывать те черты, которые в нём доминируют и остаются неизменными. И если рассуждать с такой точки зрения, то вот какую характерную и оригинальную черту хорошего человека выделил Достоевский:
Определение Достоевского может показаться странным, но смех — это та черта человека, которую невозможно подделать; это сама часть нашей души. Вы не можете изменить свой смех, если будете смеяться естественно и свободно.
И если, например, кто-то смеётся фальшиво, мы сразу это понимаем. И такие люди не вызывают у нас симпатии. Равно как и те, у кого смех неприятный, или кто вообще не смеётся и является угрюмым и слишком серьёзным человеком.
А люди с красивым, звонким или заразительным смехом располагают к себе, поднимают нам настроение. С ними вместе посмеёшься и хорошо на душе становится.
Каждый суслик в поле агроном
Я терпеть не могу людей с «короной на голове». С самолюбованием. С огромной дистанцией. С пафосом и нарциссизмом. Мне импонируют те, кто не ставит себя выше остальных и умеет от души иронизировать над собой.
Я заметила, что задирают нос только те, кому не хватает признания от окружающих: те, кого не любили родители в детстве, те, с кем отказывались дружить, те, кого не принимали в компании, те, кто ощущал себя белой вороной, нищим, обездоленным. И теперь доказывает, что он — не такой.
Отличить хорошего человека от плохого по смеху: способ Федора Достоевского
Смех уже давно стал объектом изучения психологов, и многие исследования свидетельствуют о том, что он является отражением нашей внутренней сущности. Именно эту идею Достоевский использовал, чтобы обнаружить настоящего человека за маской социальной роли.
Роль смеха в психологии самосовершенствования нельзя недооценивать. Смех способен раскрыть наши наслаждения, страхи, комплексы, а иногда и самые глубокие тайны нашей души. Используя метод Федора Достоевского, мы можем использовать смех в своих целях — развиваться и самосовершенствоваться.
Итак, каким образом мы можем использовать смех для определения характера человека? Достоевский утверждал, что смех имеет две основные категории: искренний и притворный. Искренний смех отражает наши истинные чувства и эмоции, позволяя окружающим увидеть нас такими, какие мы есть. Притворный же смех используется для маскировки наших истинных намерений и создания иллюзии.
Чтобы понять, какой смех идет из нашего подсознания, а какой является лишь внешним проявлением, необходимо обратить внимание на несколько признаков. Искренний смех, как правило, несет в себе некоторую долю непредсказуемости и естественности
Он возникает в ответ на ситуации, когда мы действительно рады или наслаждаемся происходящим.
Притворный же смех может быть более предсказуемым и искусственным. Он часто наблюдается, когда мы стараемся произвести впечатление на окружающих или скрыть свои истинные эмоции. Этот вид смеха может быть сопровожден визуальными показателями, такими как напряженность мышц в области глаз и рта, неестественное движение губ или недостаток искренней радости в глазах.
Таким образом, использование метода Федора Достоевского позволяет научиться распознавать истинные эмоции человека через его смех. Это открывает новые возможности для понимания окружающих и себя самого, а также помогает развивать свое внутреннее состояние и достигать самосовершенствования.
Новое видео:
https://youtube.com/watch?v=playlist
Об уме и скромности
Однажды моей подруге повезло познакомиться с профессором медицины. Он, по счастливой случайности, был одинок и она горела желанием ему понравится. Но профессор не торопился звать ее на свидания, он был слишком занятым человеком.
Пока женщина искала к нему подходы и ключики, она обнаружила жуткое самолюбование, эгоцентричность и нарциссизм. И предпочла в итоге отказаться от такого ценного экземпляра в пользу парня попроще. Регалии, чины и звания — это еще не сам человек, а лишь его скорлупа.
Об умении любить
Однажды я попала под чары харизматичного мужчины и вела с ним по вечерам долгие разговоры через интернет. Он рассказывал, что с самого детства девчонки бегали за ним, записки в почтовый ящик подбрасывали, драки на заднем дворе школы устраивали.
Я спросила — любил ли он когда-нибудь. И он ответил, что нет. Мне как-то резко расхотелось становиться в эту очередь.
-
Сафари для жизни цитаты
-
Счастье в понимании матрены тимофеевны цитаты
-
Фейхтвангер цитаты и афоризмы
-
Цитаты из фильма большая перемена
- Гоголь об оптиной пустыни цитаты
Проблемы
Проблематика произведения весьма богата интересными и актуальными вопросами, которыми задаются многие люди.
Имена
- Марфа – в притче о Марфе и Марии сказано, что Марфа заботилась об обильном угощении, тогда как ее сестра слушала Иисуса, что было гораздо важнее. Так и жена Свидригайлова заботилась только о материальной стороне жизни в ущерб духовной.
- Раскольников – от слова «раскол». Раскольниками называли тех, кто отринул традиционные ценности и догмы. Этот термин стал общеупотребительным, когда раскололась православная церковь. Эта фамилия означает, что ее носитель отвернулся от всего, что дорого остальным людям.
- Софья. По библейской легенде так звали мать трех мучениц – Веры, Надежды и Любви. Их притесняла римская власть, потому что они были не язычницами, как все, а христианками. Это имя означает, что его носительница воспитывает окружающих и направляет их на правильный путь. Кроме того, это имя в переводе с греческого – мудрая.
- Разумихин. Эта фамилия означает, что ее носитель разумен. Так и есть в романе: друг выручает Родиона и поддерживает его своим крепким и рациональным умом.
- Заметов. Письмоводитель из полиции сразу же заметил странности в поведении Родиона и подозревал его в преступлении.
Основной темой произведения Достоевский выделяет удручающее положение общества, его угнетённость и моральную бедность. Весь роман пропитан размышлениями личности, поиском себя, заблуждениями и жизненными ошибками из—за удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.
Тематика книги разнообразна и многогранна:
- Закон. Автор рассуждает о законе, но имеет в виду не светский и государственный, а Божий закон. Именно по нему должны жить люди, иначе общество развалится и погрузится в хаос противоречий и взаимных обид. Правительство, конечно, тоже запрещает, но его власть не охватывает многие сферы, где необходимо регулирование. Например, закон преследует убийцу, но спокойно взирает на голодную смерть детей, спустя рукава наблюдает за развитием проституции, не трогает распоясавшихся ростовщиков.
- Справедливость. Единственный путь к справедливости – не насилие, а любовь. Родион пытался агрессией и убийством добиться перемен, но сделал лишь хуже. Зато смиренная и кроткая Соня действительно смогла помочь не словом, а делом. Везде, где бы она ни была, девушка восстанавливала гармонию взаимоотношений, проявляла отзывчивость и любовь. Это и есть залог восстановления справедливости. Насилие лишь плодит зло.
- Семья. Близкие люди – наш тыл и кров. Именно семья поспособствовала раскаянию Родиона, именно она помогла ему одуматься и жить дальше после трагедии. Она же давала Соне силы и стимул жить. В объединении людей автор видел спасение для всего мира.
- Любовь. Эта добродетель – основа межличностных отношений людей. Она помогла Родиону вернуться к полноценной жизни и вылечить душу. Она же сохранила детей Катерины Ивановны, ведь Соня, повинуясь любви, делала все возможное, чтобы спасти их. Это чувство порождает все самое хорошее, что есть в человеке.
- Маленький человек. Большинство героев романа – маленькие люди. Все они теряют себя в большом городе и не могут найти в себе силы исполнить свои мечты, обрести смысл бытия. Они в безвыходном положении, и каждый из них по-своему барахтается в трясине, пытаясь вырваться.
Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни
Цитаты Достоевского о жизни
***
Всего труднее в жизни жить и не лгать… и… и собственной лжи не верить, да, да, вот это именно!
***
Жизнь есть боль, жизнь есть страх, и человек несчастен. Теперь все боль и страх. Теперь человек жизнь любит, потому что боль и страх любит. И так сделали. Жизнь дается теперь за боль и страх, и тут весь обман…
***
Запомните мой завет: никогда не выдумывайте ни фабулы, ни интриг. Берите то, что даёт сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок! Никакое воображение не придумает вам того, что даёт иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь, уважайте жизнь!
***
Случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена. Да и что самому прежде невдогад было, так вот здесь, как начнешь читать в такой книжке, так сам все помаленьку и припомнишь, и разыщешь, и разгадаешь.
***
Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
***
Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.
***
Жизнь, везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле нас будут люди, и быть человеком между людьми и оставаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастных ситуациях, не уныть, и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача её.
Не тот мир и другой меч
Первые слова, которые прозвучали в момент Рождества, пастухи услышали от ангелов: «Слава в Вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение». То есть были проповеданы мир и благоволение – доброжелательство. Но в то же время в Евангелии сказано: «Не мир принёс, но меч». Как это совместить? Дело в том, что мир, обещанный Богом, это не нынешние перемирия, когда все терпеть друг друга не могут, но сражения на время прекращают. Мир, обещанный Богом, это вечный покой и безмятежность. Если Бог нас оставляет, то сатана непременно нас одолеет, потому что он – самый талантливый ангел. Но если Господь с нами, то мы непобедимы, потому что Он сильнее сатаны.
Когда Господь посылал апостолов, то сказал: «Посылаю вас, как овец среди волков». Апостолов ненавидели и гнали все. Человек, который отказывается от Бога, остаётся пуст. И ему надо чем-то заполнить эту пустоту. Заполняя ее мирскими пристрастиями, он становится преступником вслед за прародителями, которые первыми преступили заповедь Божию. И ещё вокруг него – общество грешников. И ещё – огромное количество падших ангелов. В общем, целая мафия, такая вот большая криминальная группировка. Когда Господь родился, падшие ангелы забеспокоились. Сатана не дал Христу родиться в нормальных условиях, а потом ещё убил четырнадцать тысяч младенцев. Вот он – меч, а вовсе не такой меч, который подразумевают «борцы за веру» – например, крайние исламские группировки.
Закон гордости
Но больше всего нас подводит гордость: «Ой, мы победили, мы на Олимпиаде победили». Как у Хомякова: «Мы Божий меч, мы – божий щит, у нас закон, у нас пророки». Перед революцией владыка Антоний Храповицкий говорил, что вот сейчас мы завоюем Константинополь, переселим турок в Турцию. У нас будет от Кавказа до Яффы полоска русской культуры; мечталось, что Московский патриарх будет Вселенским, а Константинопольский – у него викарием. А что в итоге получилось? Народ побежал к большевикам. А потом то же самое повторилось с большевиками. «Нам нет преград», и проект Дворца Советов, который самые его руководители называли «штурмом неба». Но, стоило большевикам для планируемого дворца взорвать Храм Христа Спасителя, как в Германии к власти пришёл Гитлер. И, что характерно, на крыльях, фашистских самолётов которые потом начали бомбить СССР, были кресты. То же характерно и для нынешнего времени. У нас есть представители духовенства, которые расслабились, и готовы привыкнуть и к благополучию и к подаркам. Но нам неполезен покой. На то и щука в море, чтобы карась не дремал. И беспокойство нам полезно, чтобы мы были внимательны.
Смысл названия
Название как нельзя лучше подходит к содержанию романа, отражает основные события, вокруг которых разворачивается сюжет – преступление Родиона и наказание за него. Противоправное деяние уже в заголовке противопоставляется каре, описание которой занимает львиную долю объема. Логическое ударение читатель делает на втором слове, которое как бы перечеркивает первое и предрекает расплату за грех. Автор сознательно разрушает интригу, признаваясь уже вначале, что его герой – убийца, что его удел – разоблачение. Но суть романа – не детективная линия, а философская «начинка»: что бы ни сделал человек, как бы он ни прятал свои преступления, кара все равно настигнет его, ведь она исходит не от земных судей, а от того светлого или доброго, что в заложено в каждом из нас неведомой созидательной силой, сотворившей всех людей.
Кроме того, оно отражает не только главное, криминальное преступление – убийство старушек, но и другие людские пороки, которые с моральной точки зрения можно считать преступлениями. Например, пьянство Мармеладова, работа Сони, «тёмные делишки» Свидригайлова и многое другое. Каждый герой получает свою кару, ведь от судьбы не уйти.
О чем повествует автор? Об этом Многомудрый Литрекон расскажет в двух словах. Роман начинается с размышлений главного героя – Родиона Раскольникова о том, хватит ли у него духа совершить преступление. В его голове возникла теория для определения сильных и слабых людей, тварей дрожащих и право имеющих, как он сам их называет. Одной из возможных жертв он выбирает старуху-процентщицу, взимающую слишком высокие проценты с нуждающихся клиентов.
На волне своих размышлений Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы топором, но до этого он создал для себя судьбоносную оплошность – забыл закрыть дверь, в которую вошла сестра убитой. Такая случайность заставила героя убить и вторую жертву.
После этого моральное состояние Раскольникова редко приходило в норму. С ним то и дело пытались поговорить и родственники, и друзья, однако толкового разговора добилась только Соня, которой и признался герой в содеянном. Невыносимые муки и терзания Родиона заставляют его сознаться в убийстве всенародно. Спустя несколько месяцев после его признания состоялся суд – он был приговорен к ссылке в Сибирь. Соня уезжает с ним. В эпилоге он переживает внутреннюю борьбу и духовно перерождается, взяв в руки Библию.
«Если Бога нет, то все позволено»
Самые важные слова у Достоевского обычно произносят не главные герои. Так, о теории разделения человечества на два разряда в «Преступлении и наказании» первым говорит Порфирий Петрович, а уже потом Раскольников; вопросом о спасительной силе красоты в «Идиоте» задается Ипполит, а родственник Карамазовых Петр Александрович Миусов замечает, что Бог и обещанное им спасение — единственный гарант соблюдения людьми нравственных законов. Миусов при этом ссылается на брата Ивана, и уже потом другие персонажи обсуждают эту провокационную теорию, рассуждая о том, мог ли Карамазов ее выдумать. Брат Митя считает ее интересной, семинарист Ракитин — подлой, кроткий Алеша — ложной. Но фразу «Если Бога нет, то все позволено» в романе никто не произносит. Эту «цитату» позже сконструируют из разных реплик литературные критики и читатели.
За пять лет до публикации «Братьев Карамазовых» Достоевский уже пытался фантазировать о том, что будет делать человечество без Бога. Герой романа «Подросток» (1875) Андрей Петрович Версилов утверждал, что явное доказательство отсутствия высшей силы и невозможности бессмертия, наоборот, заставит людей сильнее любить и ценить друг друга, потому что больше любить некого. Эта незаметно проскользнувшая реплика в следующем романе вырастает в теорию, а та, в свою очередь, — в испытание на практике. Измученный богоборческими идеями брат Иван поступается нравственными законами и допускает убийство отца. Не выдержав последствий, он практически сходит с ума. Позволив себе все, Иван не перестает верить в Бога — его теория не работает, потому что даже сам себе он не смог ее доказать.
Техники и методы определения характера через смех
- Тип смеха
Первым шагом является определение типа смеха. Веселый, искренний смех, пробирающий до мурашек, обычно говорит о доброжелательном и открытом характере. В то время как смех, оскорбляющий или неприятный для других людей, может указывать на ненависть или враждебность. Если человек смеется слишком громко и часто, это может свидетельствовать о неуверенности или попытке скрыть свою истинную сущность.
Интонации и тембр голоса
Помимо типа смеха, обратите внимание на интонации и тембр голоса человека во время смеха. Тонкие и мелодичные нотки говорят о ласковом и мягком характере, в то время как грубые и резкие звуки свидетельствуют о наличии агрессивности и нетерпимости
Если голос звучит подавленно или приглушено, это может указывать на наличие траурных событий или депрессивных состояний.
Физические проявления
Смех также легко заметить по физическим проявлениям: например, по движениям рта, глаз или всего тела. Если человек смеется вместе со всем телом, это может указывать на его открытость, спонтанность и положительную энергию. Если же смех сопровождается напряженными мимическими движениями, это может говорить о смешанном состоянии эмоций или неуверенности.
Помните, что каждый человек индивидуален, и его смех – это всего лишь один из множества факторов, определяющих его характер и личность. Достоевский не говорил о своих методах определения характера через смех прямо, но его произведения являются отличным источником, в котором можно найти подсказки и наблюдения за различными типами смеха. Используя эти техники и методы, вы сможете получить глубокий и богатый анализ человеческого характера, основанный на его смехе.
Русский либерализм
Отношение Достоевского к либералам сложно назвать пророческим. Однако можно смело утверждать, что за полтора столетия стандартный образ российского либерала ни в коей степени не изменился. Либерал Достоевского XIX века, по сути своей, ничем не отличается от либерала современного. Достоевский писал о своём отношении к либералам в своём романе «Идиот», но больше всего развил эту мысль, конечно же, в романе «Бесы».
Разбирать по косточкам цитаты не имеет смысла. Они скажут сами за себя.
«…русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию.
Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм…». Роман «Идиот», 1868 год
«Ненависть тоже тут есть, — произнёс он, помолчав с минуту; — они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся…». Роман «Бесы», 1872 год
Иллюстрации М.А. Гавричкова к роману Достоевского Ф.М. “Бесы”
Добудьте Бога трудом!
Цитаты Достоевского о Боге
***
Его нет, но он есть. В камне боли нет, но в страхе от камня есть боль. Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет Бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, все новое…
***
Добудьте Бога трудом!
***
Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого сначала его и до конца. Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий Бог, но всегда и у каждого был особый.
***
Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить…
***
Если бы как-нибудь оказалось… что Христос вне истины и истина вне Христа, то я предпочел бы остаться с Христом вне истины…
***
Тот, кто хочет увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви.
«Тварь ли я дрожащая или право имею»
Впервые Раскольников заговаривает про «дрожащую тварь» после встречи с мещанином, который называет его «убивцем». Герой пугается и погружается в рассуждения о том, как бы на его месте отреагировал какой-нибудь «Наполеон» — представитель высшего человеческого «разряда», который спокойно может пойти на преступление ради своей цели или прихоти: «Прав, прав „пророк“, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, и — не желай, потому — не твое это дело!..» Этот образ Раскольников, скорее всего, позаимствовал из пушкинского стихотворения «Подражания Корану», где вольно изложена 93-я сура:
Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй, Люби сирот и мой Коран Дрожащей твари проповедуй.
В оригинальном тексте суры адресатами проповеди должны стать не «твари», а люди, которым следует рассказывать о тех благах, которыми может одарить Аллах «Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа» (Коран 93:9–11).. Раскольников осознанно смешивает образ из «Подражаний Корану» и эпизоды из биографии Наполеона. Конечно, не пророк Магомет, а французский полководец ставил «поперек улицы хорошую батарею». Так он подавил восстание роялистов в 1795 году. Для Раскольникова они оба великие люди, и каждый из них, по его мнению, имел право любыми способами достигать свои цели. Все, что делал Наполеон, мог претворить в жизнь Магомет и любой другой представитель высшего «разряда».
Последнее упоминание «дрожащей твари» в «Преступлении и наказании» — тот самый проклятый вопрос Раскольникова «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Эту фразу он произносит в конце долгого объяснения с Соней Мармеладовой, наконец не оправдываясь благородными порывами и тяжелыми обстоятельствами, а прямо заявляя, что убил он для себя, чтобы понять, к какому «разряду» относится. Так заканчивается его последний монолог; через сотни и тысячи слов он наконец-то дошел до самой сути. Значимость этой фразе придает не только хлесткая формулировка, но и то, что дальше происходит с героем. После этого Раскольников уже не произносит длинных речей: Досто евский оставляет ему только короткие реплики. О внутренних переживаниях Раскольникова, которые в итоге приведут его с признанием на Сенную площадь и в полицейский участок, читатели будут узнавать из объяснений автора. Сам же герой больше ни о чем не расскажет — ведь он уже задал главный вопрос.