«Надо нарисовать эскиз так, чтобы мастер выполнил его с наименьшим количеством правок»: о задачах ювелирного дизайнера
— В какой момент ты поняла, что всё-таки хочешь пройти обучение по новой специальности? Что к этому подтолкнуло?
— Если честно, создание бренда и выпуск первой коллекции были скорее капризом, чем рациональным шагом. Я вообще не понимала, взлетит мой проект или нет, и поэтому параллельно продолжала работать в найме.
А потом я увидела, что мои украшения нравятся людям, пошли продажи. Тут-то я и поняла, что для дальнейшего развития мне по-хорошему нужно образование в сфере ювелирного дизайна.
— Но ты же выпустила первую коллекцию своими силами и всё вроде как получилось хорошо…
— Не совсем. Когда я подготовила свои первые эскизы и пришла с ними к мастеру, он сказал: «Реализовать это невозможно». Оказалось, что да, я нарисовала красивую картинку, вот только не учла технические требования: мягкость серебра и его минимальную толщину в изделии, способ и место крепления камней…
Чтобы в будущем не допускать таких ошибок, я решила учиться. При этом я понимала, что проходить очное, полноценное обучение по изготовлению ювелирных украшений я не смогу — слишком долго и трудоёмко. Искала альтернативы.
И вот, найдя курс по ювелирному дизайну от Skillbox и прочтя его программу, я обрадовалась: «Это то, что нужно!» За пять месяцев обещали научить грамотной подготовке эскизов, работе с разными материалами и поиску клиентов.
А ещё меня привлекло то, что экспертами выступали практикующие мастера, глубоко погружённые в сферу, хорошо понимающие текущие тренды, рынок и технические возможности в изготовлении украшений.
— А как была устроена практика на курсе? Всё-таки ювелирный дизайн — прикладная специальность, и кажется, что не всё возможно реализовать в онлайн-формате.
— На самом деле так только кажется. В отличие от мастера-ювелира дизайнеру не нужно вручную паять и крепить детали. Наша задача — нарисовать эскиз так, чтобы мастер понял его и смог выполнить с наименьшим количеством правок.
На курсе именно этому мы и учились. Сначала нас познакомили с историей дизайна и развития ювелирного дела. Интересно, что с веками оно меняется гораздо медленнее, чем какое-нибудь машиностроение. Да, появляются новые технологии и инструменты, но камни, например, по-прежнему крепят вручную, как и сотни лет назад.
Фото: личный архив Юлии Черновой
А на практике мы уже выполняли конкретные задания: разрабатывали дизайн украшений и отрисовывали его. Нас учили графически правильно воспроизводить камни на бумаге, изображать украшения с разных ракурсов. Объясняли, для чего это нужно.
Мастеру недостаточно увидеть лишь эскиз фронтальной части изделия, он должен понимать, как оно выглядит со всех сторон.
Также мы учились учитывать нюансы носки: разбираться, не оттянут ли серёжки мочки ушей, не будут ли камни цепляться за волосы и одежду, продумывать, как защитить камни от скола.
А потом, после создания мудбордов, эскизов и полученных правок, уже готовили макеты украшений. Делали их из пластилина — так мы хотя бы примерно понимали, как изделие будет смотреться в реальной жизни.
— И всё это удалённо?
Кольца с тайниками и сервис украшений: как развивать ювелирный бренд сегодня
— Юлия, удалось ли тебе реализовать в коллекциях своего бренда какие-то задумки, родившиеся на курсе?
— Да, во время обучения я узнала, как проектируются изделия с подвижными элементами. Например, украшения-трансформеры, которые в одно движение можно превратить из повседневных в торжественные — спрятать драгоценный камень за специальным механизмом днём и раскрыть вечером. Или же украшения-конструкторы, где внутри одни камни или элементы можно заменять на другие в зависимости от настроения и случая.
Все эти приёмы я использовала в третьей коллекции своего бренда Lumare: в её рамках выйдут кольца с поворотным механизмом, позволяющим менять камень с прозрачного на цветной — и наоборот. Первое кольцо этой коллекции мы уже создали и запускаем в продажу.
А ещё я задумала сделать кольца с тайниками — эту идею я тоже почерпнула на курсе. Такие кольца были очень популярны в XV–XVI веках: туда клали что-то памятное от дорогого человека или же… яд.
Кольцо из новой коллекции Lumare с поворотным механизмомФото: Lumare
Кольцо из новой коллекции Lumare с поворотным механизмомФото: Lumare
— Круто, что в процессе учёбы ты не только получила новые знания, но и нашла вдохновение! Как ты сейчас продвигаешь свой бренд?
— Пока мы продаём наши изделия только через интернет: офлайн-магазины и площадки, как правило, требуют неподъёмную для небольших ювелирных брендов комиссию. Единственный выход из положения — ощутимо поднять цены на изделия, но пока я к этому не готова.
Радует, что клиенты всегда довольны нашими украшениями: за всё время не было ни одной жалобы на качество или внешний вид изделий.
Более того: сейчас мы развиваем новое направление — сервис украшений. Наши покупатели могут принести нам свои изделия для чистки. Всё-таки серебро — очень чувствительный к внешнему воздействию металл, за ним нужно постоянно ухаживать.
— А соцсети в продвижении задействуете?
— Да, конечно. Я активно веду странички в крупных соцсетях, а ещё стараюсь рассказывать о своём бренде и через публичные выступления. Например, читаю лекции про ювелирный этикет, стиль и легендарные украшения, окутанные тайнами и мифами.
Кроме того, недавно я выпустила подборку по некрупным, но интересным российским ювелирным брендам. Помимо других классных компаний, я включила туда и свою Lumare. Сейчас подборкой активно делятся и кто-то узнаёт о бренде именно оттуда.
— Ты довольна тем, как растёт твоё дело?
— Да. Бренд развивается плавно, но уверенно. К сожалению, пока у меня нет большого капитала, который я могу вложить в бизнес, чтобы ускорить процессы. Плюс я в проекте практически одна. Конечно, есть люди, помогающие с логистикой или съёмками, но всё остальное — на мне.
Но рост всё равно ощутим. Оглядываясь, я вижу важные этапы, через которые уже прошла. В первый год работы бренда я стабильно уходила в минус — из-за того что изначально неправильно рассчитала стоимость производства украшений.
Потом — обнаружила себя уже в следующем кризисе: себестоимость украшений отбивала, но всё ещё продавала изделия слишком дёшево. Пришлось повышать цены. Помню, мне было очень сложно решиться на этот шаг: казалось, что у такого маленького бренда никто не будет покупать по более высокому прайсу.
Коллекция Mare бренда Lumare Фото: Lumare
Коллекция Mare бренда Lumare Фото: Lumare
Коллекция Mare бренда Lumare Фото: Lumare
Коллекция Mare бренда Lumare Фото: Lumare
В итоге оказалось, что я переживала зря: клиентов Lumare совсем не испугали новые цены. Я увидела, что люди готовы платить за уникальность.
— Сейчас ты продолжаешь совмещать развитие бренда с работой в найме?
— Нет. Lumare я запустила в 2020 году, а уже в 2021 году уволилась: сначала ушла в декрет, а потом просто решила не возвращаться и полностью посвятила себя проекту.
Я заметила, что, когда мы не можем решиться на важный шаг, жизнь обязательно посылает нам «помощников», которые и выталкивают нас из зоны комфорта.
«Российские украшения очень ценят в мире»: как продвигать ювелирный бренд за рубежом
— В соцсетях Lumare указано: «Россия, Хорватия, мир». Почему в этом списке ты выделила именно Хорватию? Бренд частично базируется там?
— Не совсем. Всё производство по-прежнему находится в России, оттуда же мы и отправляем украшения по всему миру. Но сама я живу в Хорватии и стараюсь рассказывать о Lumare и здесь тоже. Часто приношу украшения на разные мероприятия, показываю их потенциальным клиентам. Организую лекции.
Сайт бренда LumareСкриншот: Lumare
Сайт бренда LumareСкриншот: Lumare
Сайт бренда LumareСкриншот: Lumare
Сообщество бренда Lumare во «ВКонтакте»Скриншот: страница Lumare Jewelry во «ВКонтакте»
— Как удаётся продвигать бренд в другой стране?
— Секрет прост: я много общаюсь с русскоговорящим сообществом, прихожу на разные встречи и анонсирую на них или в чатах свои лекции. Там я уже, помимо теоретической части, показываю и коллекции своего бренда.
Мне уже начали поступать международные предложения: недавно звали поучаствовать в ювелирной выставке в Милане.
К сожалению, пока у меня нет финансовой и логистической возможности приехать туда, но зато теперь появилась хорошая цель на будущее. Всё-таки Италия — центр ювелирного дизайна, где выставляются все лучшие бренды мира.
— А какое место на мировой арене занимают российские бренды и ювелиры?
— Я заметила, что отечественные ювелирные бренды и украшения очень ценят в мире. Как и драгоценные камни и металлы, из которых они сделаны и которые добыты в России, как и их огранку.
Так что к украшениям своего бренда я тоже вижу интерес за рубежом: у меня часто спрашивают про сайт, цены, просят показать побольше изделий. Но это бывает сложно: всё-таки большинство украшений находятся в России. С другой стороны, наши российские покупатели тоже не могут «потрогать» изделия и покупают всё онлайн, по фото и видео.
Раньше мне казалось, что никто не купит украшение, не померив его. Оказалось, что я ошибалась: если качественно и во всех ракурсах снять фото и видео, клиентам этого будет достаточно.
— О каком будущем для бренда Lumare ты мечтаешь? Какие у него клиенты, коллекции, доходы?
— Мечта — очень хорошее слово, потому что для меня Lumare — не столько коммерческая история, сколько проект, в котором я могу воплотить все свои задумки и желания.
Благодарности
Отдельное спасибо за подробные интервью:
Александру Гиршону, психологу, хореографу и автору тренингов;
Дмитрию Тарантину, директору центра «Открытый мир»;
Елене Заяц, зам. главного редактора журнала Story;
Ирине Коротыч, главе представительства косметической марки Meder Beauty Science & Spa;
Светлане Юровой, топ-стилисту и владелице «Студии 53».
И спасибо всем тем, чей опыт помог мне в работе над книгой:
Агнесса, украшения
http://yaagatha.livejournal.com
Александр Ефимов, ювелирные украшения
www.artefactorium.ru
Александра Золотарева, керамическая мастерская Sunflower Art
http://sdelanorukami.livejournal.com
Алена Абрамова, дизайнер, цветы из ткани
www.alenaflower.ru
Анастасия Арайс, дизайнер, художник
vandervelde.livejournal.com
Андрей Мякоткин, модели грузовиков, SIA A&N Model Trucks
www.an-modeltrucks.com
Анна Брагинская, дизайнер, украшения из бисера
http://annbraginsky.com
Анна Левина, фотограф
rallykisa.livejournal.com
Анна Мещерякова, миниатюра
air-reflection.livejournal.com
www.livemaster.ru/reflection
Анна Тиде, коллекционные медведи Тедди и азиатские шарнирные куклы
http://anna-tide.livejournal.com
Анна, батик
http://armeniaonsilk.livejournal.com
Виктория Козырь, художник, «Шерстяная ювелирка»
devochka-vika.livejournal.com
Виктория-V.S., скрапбукинг
www.handmade-by-vs.blogspot.com
Галина Ращупкина, украшения из камня
Елена Пашкина, украшения
http://amur-miay.livejournal.com
Елена Рупрехт, мастер по наращиванию ресниц
http://moi-resnichki.livejournal.com/
Елена Фоломьева, лоскутное шитье
http://folomyova.narod.ru
Елена, сумки, зонты, аксессуары
www.livemaster.ru/ihelen
Ира Зеликман, украшения
www.fleur-de-irk.com
Ирина Кириллова, скрапбукинг, мыловарение
slatki.livejournal.com
Ирина Рыбак, украшения из полимерной глины
www.livemaster.ru/irenka-r
Катерина Королева (Пчелка Майя), лэмпворк
www.maya-honey.ru
Ксения и Евгений Горбуновы, изделия из войлока
http://tilatila.ru
Лена и Ира, дизайн, игрушки, аксессуары
http://sim-sisters.livejournal.com
www.wix.com/simsisters/kimuka
Лена Федотова, дизайн моделей для вязания
www.ravelry.com/designers/elena-fedotova
Марьяна Брюханова, художница, руководитель творческой мастерской «Ирис»
http://maryna-maryanka.livejournal.com
Мила Киселева, иллюстратор, дизайнер украшений
hopeless-ya.livejournal.com
Настассия Ребкавец, украшения
vk.com/club29734035
Наталья Соколова, роспись по шелку, сумки
www.talasilk.com
Наталья Рецца, фотограф, художник
www.rezzabellum.com
Ольга Альмухаметова, проект «СупельГуд», игрушки и интерьер детской
www.livemaster.ru/bonitas
almuhametova.blogspot.ru
Роберто Эспинагоса www.espinagosa.com
http://openw.ru/people/roberto-espinagoza
Сабина, украшения
http://sabi-krabi.livejournal.com
Светлана Юрова, топ-стилист, владелица «Студии 53»
http://imidzh-studiya.com
Татьяна Ядыкина, украшения, аксессуары
http://taki-shtuki.blogspot.ru
http://vk.com/club12640399
Тийна Орасмяэ-Медер, врач-косметолог, создатель косметической марки Meder Beauty Science & Spa
http://mederbeauty.com
Юлия Романова, «Волшебный войлок»
http://julia-design.ru
Юля Гридина, пошив и аренда исторических и карнавальных костюмов
http://vk.com/club39056129
Яна Трофименко, игрушки и украшения