Панталоны, стриптиз и экзотика: как бурлеск шокировал и покорял США
Уже в 1840-х бурлеск-шоу были популярным развлечением в США. Артисты часто пародировали «высокую культуру» и веселили этим публику — знатную и не очень. В 1868 году в Нью-Йорк приехала знаменитая танцовщица и актриса Лидия Томпсон со своей бурлеск-труппой «Британские блондинки». Артистки произвели настоящий фурор и познакомили американцев с более раскованным стилем бурлеска. Участницы «Британских блондинок» носили лифы с глубоким вырезом и короткие облегающие панталоны. Они переодевались в мужчин, включая олимпийских богов. А ещё пели «непочтительные песни» и дерзко острили со сцены. Одни театральные критики считали это волнующим и красивым. Другие — «чудовищно неуместным».
Так или иначе, представления пользовались огромным спросом. «Британские блондинки» десять лет гастролировали по США, и со временем у них даже появились подражательницы. Новые женские труппы продолжали расшатывать общественные устои, писал американский профессор Роберт Аллен в своей книге об истории американского бурлеска.
Лучшая иллюстрация этих слов — рекламные плакаты шоу. На них художники изображали мир, которым правят женщины. Мужчин (обычно знатных и богатых) показывали беспомощными наблюдателями, порой даже жертвами. А женщин — властными и подчёркнуто сексуальными. Так, на афише труппы «Бон-Тон Бурлеск» пятеро мужчин-лилипутов танцуют у ног хористки-великанши. А она с улыбкой управляет ими, дёргая за верёвочки.
Оля Ёгидэ / Горящая изба
При всей смелости и новизне бурлеска, своя ложка дёгтя в нём тоже была. Многие шоу были откровенно расистскими. Публику заманивали диковинкой: «примитивными» женщинами из «экзотических» стран. Сценки, танцы и шутки в таких шоу были унизительными. И в целом темнокожим женщинам в бурлеске было нелегко. Им редко давали выступать. А те немногие, которым удалось пробиться, столкнулись с расистскими нападками в газетах. Вдобавок после Великой депрессии женщины стали уязвимее. Обеднев, они искали работу. И под видом бурлеска их нередко втягивали в стриптиз-индустрию.
Со временем бурлеск ещё сильнее прогнулся под патриархат и капитализм. К середине XX века из него пропала сатира. Перформанс в целом отошёл на второй план. А талантливые и самобытные исполнительницы превратились в объективированные тела, которыми развлекали мужчин. При этом власти вдруг озаботились нравственностью выступлений. В бурлеск-театры не раз врывалась полиция. Во время рейдов танцовщиц обвиняли в «оскорбительном поведении» и даже арестовывали.
На Западе набирало обороты женское движение. В 1960-х студентки-феминистки протестовали рядом с клубами бурлеска — призывали сжигать лифчики и бороться за равенство полов. Некоторые танцовщицы видели в этом угрозу для себя и своего образа жизни. Из-за этого они не причисляли себя к фем-движению. Хотя интерес к бурлеску угас не только из-за него. Порнография стала доступнее, и уже не нужно было идти в клуб, чтобы посмотреть на обнажённое женское тело. После 70-х про бурлеск постепенно забыли. Но, как оказалось, только на время.
«Акт любви к себе», «вызов патриархату», «фейковый эмпаурмент»: за что хвалят и ругают современный бурлеск
Ещё в 2014 году Дэйнти Смит, канадская танцовщица и основательница темнокожей бурлеск-труппы, cказала, что не считает это искусство постыдным для женщин.
В том же году американская исследовательница и журналистка Кей Сиблер усомнилась, что необурлеск всегда феминистский. В своей работе она упомянула неудачные и удачные примеры шоу. Первым стал маленький спектакль по мотивам «Алисы в стране чудес». Сценарий к нему написали феминистки. Роли сыграли женщины разных возрастов и комплекций, но все они были в сексуализирующей одежде — корсетах, пушап-лифчиках и чулках с подвязками (вещах, которые, по выражению Сиблер, «придумали мужчины для мужчин»). При этом никакого значимого посыла, кроме шуток о дилдо, со сцены не прозвучало. А проект не становится автоматически феминистским только потому, что его придумали и реализовали феминистки. По мнению Сиблер, в нём должен быть остросоциальный перформанс — протест против патриархальных стереотипов.
Некоторые исполнительницы включают такой протест в свои номера. Они не просто обнажаются на сцене, а стараются что-то донести до своей аудитории. Так, например, сделала танцовщица Поппи М. Черри. Она вышла на сцену в свадебном платье со скромно потупленным взглядом. А потом устроила энергичный стриптиз под песню D‐I‐V‐O‐R‐C‐E. Так она показала, что порой для женщины развод — более радостное событие, чем свадьба. Другой пример — артистка, которая прервала стриптиз, чтобы сменить тампон, и шокировала этим зрителей (заодно напомнив, что менструация — обычное дело для каждой женщины). Третий — номер бурлеск-артистки Дорис Ла Трайн «Рождение порнозвезды». Танцуя, она сделала на своём теле разметку чёрным маркером — совсем как пластические хирурги перед операцией. Зрители должны были задуматься, как женщин (особенно секс-работниц) заставляют менять свои тела в угоду патриархальным стандартам красоты.
Такие выступления Сиблер окрестила «андеграундным бурлеском». Только он в её понимании по-настоящему феминистский. В нём высказывание, креативность и политическая позиция женщины важнее, чем просто красивое тело. Он шокирует и разрушает ожидания аудитории (даже если она к этому не готова).
Сами бурлеск-артистки восторженно рассказывают о своём хобби. Даже обычный современный бурлеск они называют формой эмпауэрмента. Так, в 2020 году танцовщица Дотти Люкс сказала: «когда я просто стою на сцене, это уже феминистское заявление». А в 2021 году бурлеск-танцовщица Банни Д’Вин заявила, что в бурлеске женщина бросает вызов патриархату.
Когда бурлеск обсуждают простые интернет-пользователи, мнения разделяются. Одни женщины честно пишут, что не видят в шоу никакого эмпауэрмента (или называют его «фейковым»). С их слов, это просто кучка белых женщин в красивых нарядах, которые раздеваются перед мужчинами. Другие защищают бурлеск — называют его творчеством, весёлым самовыражением, сатирой и контркультурой. Третьи не считают бурлеск проблематичным по сути, но боятся, что женщины в нём уязвимы — их могут заставить делать что-то, чего они сами не хотят. А в одном из таких обсуждений комментаторка написала: «Меня бесит, когда кто-то говорит, что я не могу делать то, что мне нравится, потому что это „нефеминистично“. Так же, как и когда кто-то говорит, что моё место на кухне».
Новый вызов, разные тела: как и зачем возродили бурлеск
Новую жизнь в бурлеск вдохнули в 1990-е. Тогда в ночных клубах Нью-Йорка и Лондона стали показывать кабаре-спектакли и бурлеск-шоу. С одной стороны, это было ностальгией по классическому бурлеску с его зрелищными танцами и гламурными исполнительницами. C другой — попыткой присвоить себе «традиционную» и «элегантную» женственность, которую «разрушил» феминизм XX века.
При этом некоторые исследователи считают, что необурлеск, как в своё время викторианский, тоже бросил вызов обществу. Его традиционными атрибутами стали алые губы и экстравагантные костюмы с корсетами, перьями и блёстками. Но были и артистки, которые больше напоминали панков, чем девушек с пинап-открыток. Они красили волосы в яркие цвета и выходили на сцену с татуировками и пирсингом. Так или иначе, многие были полной противоположностью идеалу красоты тех лет — худым моделям с впалыми скулами. И одно лишь это придало необурлеску нотку протеста.
По словам канадской исследовательницы Ханны Диксон, необурлеск стал более инклюзивным. Современные бурлеск-артисты — не обязательно девушки с точёными фигурами (и вообще не обязательно девушки). Среди них есть и молодые, и совсем пожилые люди, и полные, и худые, и с ограниченными возможностями. Такой, казалось бы, здравый подход порой высмеивают в интернете. В 2022 году на Reddit возмущались, что современные бурлеск-артистки недостаточно красивые и слишком толстые. В треде даже запостили «шутку»: разница между бурлеск-танцовщицей и стриптизёршей — это 40 фунтов веса.
К счастью, аудитория современного бурлеска тоже изменилась. Теперь на шоу приходят не только мужчины, но и молодые девушки, бабушки и семейные пары. Многие из них узнали о бурлеске благодаря поп-культуре — например, одноимённому мюзиклу 2010 года с певицами Кристиной Агилерой и Шер. Плюс некоторые бурлеск-исполнительницы стали настоящими знаменитостями. «Королеву бурлеска» Диту фон Тиз, например, запомнили благодаря ярким и необычным номерам (вроде того, где она почти без одежды залезает в огромный бокал для мартини). О Дите регулярно писали Vogue и Cosmopolitan, она даже запустила собственную марку нижнего белья.
Оля Ёгидэ / Горящая изба
Бурлеск, который мелькает в кино и медиа, называют мейнстримным. Он далеко не всегда отражает ценности и смыслы, которые важны самому бурлеск-комьюнити. Но, по крайней мере, подогревает интерес к этому искусству. А значит, больше людей могут побольше узнать об этом искусстве.
Развлечение трубочистов и богачей: как появился бурлеск
Бурлеск — шоу или литературное произведение, в котором что-то копируют, преувеличивают и высмеивают. Так его определяет словарь Collins. Слово произошло от французского burlesque — «комичный» и итальянского burla — «шутка».
На сцену бурлеск пришёл из литературы. В Европе XVII века так называли жанр комической поэзии. Считается, что само слово придумал флорентийский поэт Франческо Берни. В своих стихах он описывал обыденные вещи нарочито возвышенным слогом. Эти произведения Берни и окрестил «бурлесками» — «шутливыми стихами».
В Англии XIX века бурлеск процветал как самобытный театральный жанр. На сцене показывали полумузыкальные пародии на известные тексты — от греческих трагедий до Шекспира и «Тысячи и одной ночи». И актёрский состав, и публика были очень разношёрстными. Некоторые очевидцы описывали представления как «смесь простаков, которые с отсутствующим видом хохочут над жалкими выходками актёров, и модных богачей». Профессор Университетского колледжа Лондона Генри Морли написал: «в Лондоне много полуинтеллектуального населения, которое, набравшись смелости, может попасть в театр. Среди них и золотая молодёжь, и трубочисты».
Бурлеск не только развлекал — он бросал вызов викторианскому обществу. Артисты нарочно одевались в костюмы с кучей оборок, рюшей и бантов и выходили на сцену с комично большими веерами. Так они высмеивали моду и вкусы высшего класса. Кроме того, бурлеск пошатнул традиционные представления о женщине. В то время она могла быть либо безропотной и скромной домохозяйкой, либо «падшей» распутницей. Бурлеск открыл новую женщину — дерзкую и свободную (в том числе от корсетов и длинных платьев, которые помогали хранить «нравственность» и «целомудрие»).
Дафна Селф
Дафна – существенная и неповторимая фигура в мире моды, ее опыт в модельном бизнесе стал неотъемлемой составляющей ее жизни. Неудивительно, ведь она посвятила этому миру целых 70 лет и продолжает впечатлять своим стремлением не прекращать блестящую карьеру. Ее путь к успеху начался еще в юные годы, но обязанности материнства временно оттеснили ее от подиумов и фотосессий. Однако, по мере того, как ее дети выросли, страсть к моде и радость от работы на подиуме возродились в сердце Дафны. Сегодня она даже более активна, чем когда-либо, и этот жар и энергия только усиливаются со временем. В ее собственных словах отражается неистощимая сила и энтузиазм, который она вкладывает в свою работу.
Джилли Джонсон
В модной индустрии Джилли Джонсон заслуженно считается легендой. С момента своего дебюта в далеком 1975 году, она подняла планку смелости, не опасаясь показать свое тело без лишнего на страницах известной британской газеты Daily Mirror
Этот рискованный шаг привлек внимание бельевого бренда Janet Reger, который, увидев потенциал в Джилли, выбрал ее в качестве лица своей новой кампании. Спустя три десятилетия, руководство Janet Reger снова обратилось к Джилли, чтобы воплотить в жизнь новую значимую рекламную кампанию, продолжая предлагать стилизованное белье для современных женщин, которые стремятся выделиться и подчеркнуть свою индивидуальность
Джеки О’Шонесси
Ее жизненный путь изменился радикально, когда сотрудники American Apparel заметили ее за столиком в ресторане и сделали предложение стать лицом для новой рекламной кампании. Это было удивительно, учитывая, что ей уже исполнилось 60 лет! Несмотря на отсутствие опыта модели, Джеки смело вступила на подиум и стала символом бесконечной сексуальности, опровергая все стереотипы о возрасте в мире моды. Вдохновляя женщин со всего мира, она доказала, что страсть и элегантность не имеют срока годности, и красота может быть найдена в любом возрасте. Теперь, Джеки стала воплощением силы и уверенности, показывая, что возраст – это всего лишь число, а настоящая привлекательность внутри каждого из нас.