«Приличный стриптиз»: история бурлеска от начала до наших дней
Впервые бурлеск упоминается еще в рукописях эпохи Возрождения, но тогда так назывался вид комической поэзии. Бурлеск как шоу появился гораздо позже — в середине XIX века, когда спрос на массовые развлечения только зарождался, а кино и телевидения еще не существовало. Тогда Лидия Томпсон, танцовщица и по совместительству продюсер, придумала комедийное шоу под названием «Британские блондинки». Танцевальные номера включали в себя смесь комедийного и эротического. Правда, тогда девушки появлялись на сцене относительно одетыми.
Чем дальше, тем сильнее акцент смещался на визуальную составляющую: костюмы, хореография, пластика становились для постановки первостепенными. Бурлеск уже не равнялся на театральные представления. На сцене царила аура обольщения и кокетства.
В 1960-х по всему миру гремела сексуальная революция, на время остановившая развитие жанра. Лозунг «Больше тела, меньше шоу» превратил бурлеск в то, с чем его принято путать: в стриптиз. Конечно, он никогда не воспринимался как элитарный вид досуга, но обилие полуобнаженных тел в бурлеске всегда смягчалось акцентом на хорошо поставленное яркое шоу — в этом их основное отличие.
История возникновения
Жанр бурлеск стал популярен в США в середине XIX века, а первой постановкой в этом стиле стало шоу Лидии Томпсон (Lidia Thompson) «Британские блондинки» (1868 год).
Изначально в бурлесковых театральных постановках на сцене появлялись девушки, одетые в , и кружевные панталоны. Такие спектакли сочетали в себе сюжетную линию, дополненную легким стриптизом с элементами . Диалоги и монологи актеров содержали в себе эротический и шутливый подтекст, таким образом, бурлеск являлся в некотором роде эротической комедией. При этом визуальной составляющей шоу всегда уделялось намного больше внимания, чем смысловой
Было важно показать как можно больше красоты, актеры работали над своими движениями, жестикуляцией и мимикой, чтобы создать на сцене атмосферу обольщения
С наибольшим развитием бурлеск-шоу стали все сильнее приближаться к стриптизу. Девушки, участвовавшие в них, во время представления снимали с себя все больше одежды, и в итоге стало допустимым оставаться на сцене только в маленьких трусиках. На грудь актрисы надевали накладки, закрывающие только соски. Часто эти накладки были украшены кисточками, которые вращались во время исполнения танцев. Так, бурлеск превратился в форму стриптиза, но более кокетливого, утонченного и пикантного. Уже тогда в бурлеске появились свои звезды, ими были Темпест Сторм (Tempest Storm), Бетти Пейдж (Bettie Page), Лили Сент Кир (Lili St. Cyr), Джипси Роза Ли (Gypsy Rose Lee) и другие.
В 1960-х годах – в эпоху сексуальной революции – истинный бурлеск начал терять свою былую популярность
. Сначала в жанр пришел лозунг «меньше шоу, больше тела», а затем на смену ему пришли намного более откровенные шоу с элементами порнографии. Кокетство постановок стало постепенно угасать, все меньше внимания уделялось утонченному соблазну. И, хотя множество клубов еще украшали вывески со словом «Burlesque», сам он, фактически, был уже мертв.
История слова
Из сочетания трёх языков (французского, английского и итальянского) произошло это слово, которое на всех языках означало «пародию», «шутку». Итогом того, что означало в переводе слово «бурлеск», – вызов у зрителей смеха.
С пародиями и шутками это очень хорошо понятно. Для этого используются смешение стилей, варианты изложения текста, преувеличение и смещение контекста в сторону нелепости ситуаций. А как этой шутливости добивается бурлеск? Используя всё перечисленное выше, этому виду шоу удаётся о серьёзных вещах говорить в комической форме, доходящей до шутовского представления.
Ляля Бежецкая, королева русского бурлеска / neferjournal.com
Развлечение трубочистов и богачей: как появился бурлеск
Бурлеск — шоу или литературное произведение, в котором что-то копируют, преувеличивают и высмеивают. Так его определяет словарь Collins. Слово произошло от французского burlesque — «комичный» и итальянского burla — «шутка».
На сцену бурлеск пришёл из литературы. В Европе XVII века так называли жанр комической поэзии. Считается, что само слово придумал флорентийский поэт Франческо Берни. В своих стихах он описывал обыденные вещи нарочито возвышенным слогом. Эти произведения Берни и окрестил «бурлесками» — «шутливыми стихами».
В Англии XIX века бурлеск процветал как самобытный театральный жанр. На сцене показывали полумузыкальные пародии на известные тексты — от греческих трагедий до Шекспира и «Тысячи и одной ночи». И актёрский состав, и публика были очень разношёрстными. Некоторые очевидцы описывали представления как «смесь простаков, которые с отсутствующим видом хохочут над жалкими выходками актёров, и модных богачей». Профессор Университетского колледжа Лондона Генри Морли написал: «в Лондоне много полуинтеллектуального населения, которое, набравшись смелости, может попасть в театр. Среди них и золотая молодёжь, и трубочисты».
Бурлеск не только развлекал — он бросал вызов викторианскому обществу. Артисты нарочно одевались в костюмы с кучей оборок, рюшей и бантов и выходили на сцену с комично большими веерами. Так они высмеивали моду и вкусы высшего класса. Кроме того, бурлеск пошатнул традиционные представления о женщине. В то время она могла быть либо безропотной и скромной домохозяйкой, либо «падшей» распутницей. Бурлеск открыл новую женщину — дерзкую и свободную (в том числе от корсетов и длинных платьев, которые помогали хранить «нравственность» и «целомудрие»).
Особенности слова «бурлеск»
Заглянув в словари, многие поймут, из каких составляющих состоит бурлеск, что означает это иностранное слово. Любой источник даёт схожее толкование этой словесной конструкции. К бурлеску относили и поэзию, и драматургию, в которых была заявлена пародия. Позже бурлеск попал в театр.
В доказательство мысли о понятиях стоит привести хотя бы одну цитату из словаря. Этим источником стал популярный в последнее время справочный сборник русского языка, выпущенный под редакцией А. П. Евгеньевой.
В нём бурлеск представлен «пародийной поэзией, комический эффект которой достигается контрастом между темой и характером ее интерпретации…». И автор говорил, что пьеса с музыкой и комизмом в грубом стиле – это тоже бурлеск.
Кадр из фильма «Бурлеск», 2010 год
Салли Рэнд
Красавица-блондинка обрела известность в 1933 году. Еще подростком сбежав с передвижным театром, она продавала в очереди сигареты, а также подрабатывала танцовщицей и моделью. Один раз ее даже арестовывали за будто бы непристойный вид, впрочем, этот арест только привлек зрителей, которые хотели полюбоваться выступлением Леди Годивы, как она себя называла.
Салли стала известна благодаря танцам с огромными веерами и «танцу с пузырем» — приемом в эротическом танце, когда между зрителем и выступающим находится пузырь, не позволяющий разглядеть наготу артиста.
Впрочем, Салли никогда не выступала нагой — она всегда надевала костюм телесного цвета.
https://youtube.com/watch?v=zYeUx4kOQwI
«Акт любви к себе», «вызов патриархату», «фейковый эмпаурмент»: за что хвалят и ругают современный бурлеск
Ещё в 2014 году Дэйнти Смит, канадская танцовщица и основательница темнокожей бурлеск-труппы, cказала, что не считает это искусство постыдным для женщин.
В том же году американская исследовательница и журналистка Кей Сиблер усомнилась, что необурлеск всегда феминистский. В своей работе она упомянула неудачные и удачные примеры шоу. Первым стал маленький спектакль по мотивам «Алисы в стране чудес». Сценарий к нему написали феминистки. Роли сыграли женщины разных возрастов и комплекций, но все они были в сексуализирующей одежде — корсетах, пушап-лифчиках и чулках с подвязками (вещах, которые, по выражению Сиблер, «придумали мужчины для мужчин»). При этом никакого значимого посыла, кроме шуток о дилдо, со сцены не прозвучало. А проект не становится автоматически феминистским только потому, что его придумали и реализовали феминистки. По мнению Сиблер, в нём должен быть остросоциальный перформанс — протест против патриархальных стереотипов.
Некоторые исполнительницы включают такой протест в свои номера. Они не просто обнажаются на сцене, а стараются что-то донести до своей аудитории. Так, например, сделала танцовщица Поппи М. Черри. Она вышла на сцену в свадебном платье со скромно потупленным взглядом. А потом устроила энергичный стриптиз под песню D‐I‐V‐O‐R‐C‐E. Так она показала, что порой для женщины развод — более радостное событие, чем свадьба. Другой пример — артистка, которая прервала стриптиз, чтобы сменить тампон, и шокировала этим зрителей (заодно напомнив, что менструация — обычное дело для каждой женщины). Третий — номер бурлеск-артистки Дорис Ла Трайн «Рождение порнозвезды». Танцуя, она сделала на своём теле разметку чёрным маркером — совсем как пластические хирурги перед операцией. Зрители должны были задуматься, как женщин (особенно секс-работниц) заставляют менять свои тела в угоду патриархальным стандартам красоты.
Такие выступления Сиблер окрестила «андеграундным бурлеском». Только он в её понимании по-настоящему феминистский. В нём высказывание, креативность и политическая позиция женщины важнее, чем просто красивое тело. Он шокирует и разрушает ожидания аудитории (даже если она к этому не готова).
Сами бурлеск-артистки восторженно рассказывают о своём хобби. Даже обычный современный бурлеск они называют формой эмпауэрмента. Так, в 2020 году танцовщица Дотти Люкс сказала: «когда я просто стою на сцене, это уже феминистское заявление». А в 2021 году бурлеск-танцовщица Банни Д’Вин заявила, что в бурлеске женщина бросает вызов патриархату.
Когда бурлеск обсуждают простые интернет-пользователи, мнения разделяются. Одни женщины честно пишут, что не видят в шоу никакого эмпауэрмента (или называют его «фейковым»). С их слов, это просто кучка белых женщин в красивых нарядах, которые раздеваются перед мужчинами. Другие защищают бурлеск — называют его творчеством, весёлым самовыражением, сатирой и контркультурой. Третьи не считают бурлеск проблематичным по сути, но боятся, что женщины в нём уязвимы — их могут заставить делать что-то, чего они сами не хотят. А в одном из таких обсуждений комментаторка написала: «Меня бесит, когда кто-то говорит, что я не могу делать то, что мне нравится, потому что это „нефеминистично“. Так же, как и когда кто-то говорит, что моё место на кухне».
Основы стиля бурлеск в одежде
Идеальным вариантом для юбки в данном направлении станет «карандаш», делающая походку своей обладательницы притягательной. Для платьев также действуют определенные ограничение – никаких свободных туник или свободных от линии груди подолов в стили «Бэби Долл». Обтягивающие или нежно льнущие к телу ткани, подчеркивающие все изгибы своей обладательницы.
Корсет
Вторая отличительная особенность именно этого направления – это корсет, умелое использование которого в образе придаст толику эротичности, но не вульгарности. К слову сказать, именно он поможет создать идеальные изгибы, если это необходимо.
Третья составляющая – это обувь на высоком каблуке
Балетки, военные ботинки и угги для последовательницы бурлеска – табу. Впрочем, умело подобранная пара лодочек или же ботильоны умело вытянут стройные ножки своей обладательницы. Но в отношении обуви не стоит забывать о грани стиля и вульгарности: особенно широкая подносочная часть пары в сочетании с чрезмерно высоким каблуком переведет прекрасную даму в абсолютно иную категорию дам.
Четвертым в последовательности, но не по значению, считается нижнее белье
Кружевные чулки, подвязки, тончайшие трусики и изящные бюстгальтеры, умело балансирующие на грани между невинностью и соблазна, должны стать обязательным предметом гардероба.
Пятое – это аксессуары
Игривые шляпки, нити жемчуга, перья экзотических птиц обязаны присутствовать.
И, наконец, не стоит забывать о зоне делькоте. Её следует подчеркивать, но не обнажать чрезмерно: игривый намек, соблазнительные окружности и тонкая невесомая вуаль создадут требуемый эффект недоступной соблазнительницы.
Собирая свой образ в стиле Бурлеск, стоит помнить о том, что с сего момента прекрасная дама будет всеми способами демонстрировать свою волнующую женственность, но лишь только демонстрировать.
Возрождение бурлеска
В 1990-х, казалось бы, исчезнувший из искусства бурлеск вновь начал набирать популярность. Большая заслуга в возрождении данного жанра принадлежит американской танцовщице и модели по имени (Dita von Teese)
. Именно она привнесла в свои постановки тот шарм, грацию и те атрибуты, которые были свойственны бурлеску XIX века. Свои шоу Дита строила на огромном количестве деталей, в число которых обязательно входили корсеты, огромные перьевые веера, соблазнительное кружевное белье и так далее.
К 2000-годам бурлеск снова оказался на пике популярности
Все больше звезд шоу-бизнеса обращали внимание на этот жанр, снимали клипы в стиле бурлеск и организовывали
В 2001 году на киноэкраны вышел мюзикл «Мулен Руж»
, рассказывающий об одноименном парижском кабаре и бурлеске XIX века. В поддержку его саундтрека также было снято несколько видеоклипов, наиболее ярким из которых является видео на песню «Lady Marmalade» в исполнении Pink, Кристины Агилеры (Christina Aguilera), Lil’ Kim и Mya.
В 2005 году еще одним подобным фильмом стал «Миссис Хендерсон представляет»
, рассказывающий об исторической фигуре — Лоре Хендерсон, купившей перед Второй мировой войной старый лондонский театр и восстановившей его.
Блейз Старр
Сама Блейз вспоминает, как попала в шоу-бизнес: «Мне было 15, я работала официанткой в магазине пончиков в Вашингтоне. Как-то ко мне подошел человек по имени Ред Снайдер. Он сказал мне, что я красавица и просто обязана попасть в шоу-бизнес. Я была уверена, что танцевать — это грех, но я умела играть на гитаре. Он сказал, что сделает меня звездой. Он попросил меня одеться ковбоем, сыграть на гитаре, а потом раздеться. Я никогда до этого не слышала о стриптизе.
Ред говорил со мной очень ласково, он убеждал меня, что раздеваются только самые красивые девушки. Когда ты ни разу никому даже свой пупок не показывала, мысль об обнажении пугает. Так что в первый раз я просто прикрыла себя ковбойской шляпой, которая на мне была. Но в конце шоу отшвырнула ее. Эмоции меня переполняли, я поняла, что в том, чтобы раздеться, нет ничего страшного».
Хотя ее нельзя назвать самой грациозной танцовщицей бурлеска, она, безусловно, одна из красивейших артисток «золотой эры» бурлеска.
Слово «бурлеск» в литературных произведениях
Элизабет Гилберт» не могла обойти стороной прекрасных представительниц, проявивших в себя в скандальном виде шоу.
Там же:
Эти предложения из произведения «Город женщин».
Иногда писатели заставляют на некоторые вещи посмотреть другими глазами, как это сделал У. Мор:
В 2014 году Дита фон Тиз стала главным украшением шоу легендарного Jean Paul Gaultier, которое состоялось в Париже / tsn.ua
Бурлеск основан на шутке и пародийности, но те, кто занимается созданием текста для выступления актрис, исполнительницы, которым приходится выступать на сцене, серьёзно подходят к тому действию, в котором они все участвуют. Даже шутки нужно заранее обдумывать, чтобы они имели успех у зрителей.
Ответ на пост «Почему мы так хреново живем»
Еду с работы замученный насмерть. Супермаркет, телега, в нее кладу рюкзак с ноутбуком. Телегу оставил в проходе, пока выбирал вискарик, забыл про нее. Взял, так думаю, чужую пустую и пошел за закусками. Приехал домой, накрыл стол и подумал, что неплохо бы под ужин кино посмотреть. А ноутбука нет. Прозрение, шок. Пока ехал, планировал, что бегу к охране, вызываем полицию, видеозаписи. Больше всего было грустно почему-то, что на меня как на отсталого все будут смотреть.
Приехал часа через полтора, в общей сложности, а телега стоит на том же месте и рюкзак с ноутом в ней. Ощущения круче оргазма.
Казахстан. Спасибо всем тем добрым людям, которые просто прошли мимо
(071/366) 9 февраля случился первый в истории стриптиз )
Понятное дело, что наверное дамы и до этого высвобождали свое тело из оков одежды, параллельно приплясывая (и мне кажется, что не только для своих мужиков, но и прилюдно), но первым в историю попал именно случай в Мулен Руж. 9 февраля 1893 года во время вечеринки парижской молодежи, одна девушка (то ли танцовщица, то ли из числа тусовки) во время шутливого конкурса красоты решила, что голая она непобедима. Говорят, после этого ее арестовали и оштрафовали.
Все, кто первый раз видит мои посты, просто знайте: я рисую каждый день по картинке связанной с каким-нибудь интересным событием, произошедшим в этот день, это длится уже больше двух месяцев и будет длиться целый год )))
Мало, мало, мало огня.
Три недели назад, аккурат на свое 40-летие, я загремела в больничку с предварительным диагнозом «воспаление легких». А вышла из неё уже с направлением в онкоцентр и полным отсутствием представления о том, как жить дальше. Да и «дальше» этого, как выяснилось, осталось очень немного.
Все проблемы среднего возраста, как то морщинки в уголках глаз, снижение активности мужа в постели и то, что любимое платье все ещё налезает, но больше не радует, резко отошли на самый последний план. Что же вышло на первый? Мысль о том, что в моей жизни в последнее время как-то маловато было секса-наркотиков-рокнролла и сожаление о том, что я не смогу из чистой вредности настаивать на том, чтобы внука назвали Пафнутий.
А если серьёзно, то, как в анекдоте, во мне поселилась бабка с бессмертными словами: «О каждом пожалеешь, о каждом!». Жалею: о невыпитом, потому что сейчас от глотка покрываюсь пятнами. О неувиденном, потому что времени все меньше. О недолюбленном, потому что муж на предложение секса вздыхает и обнимает с жалостью. А я ещё даже не лысая! Хотя, думаю, мне пойдёт.
О чем это я? Не ждите. Завтра не наступает. Выпейте. Обнимите кого-то рядом. Пусть даже совсем не идеального. Съешьте три торта разом или ведро икры. Разбейте старые чашки и купите красивые новые. Купите билет на концерт или на самолёт в Занзибар. Сшейте себе плащ вампира и примерьте, наконец, усы. Делайте безумные вещи, пока ещё есть время.
Новый вызов, разные тела: как и зачем возродили бурлеск
Новую жизнь в бурлеск вдохнули в 1990-е. Тогда в ночных клубах Нью-Йорка и Лондона стали показывать кабаре-спектакли и бурлеск-шоу. С одной стороны, это было ностальгией по классическому бурлеску с его зрелищными танцами и гламурными исполнительницами. C другой — попыткой присвоить себе «традиционную» и «элегантную» женственность, которую «разрушил» феминизм XX века.
При этом некоторые исследователи считают, что необурлеск, как в своё время викторианский, тоже бросил вызов обществу. Его традиционными атрибутами стали алые губы и экстравагантные костюмы с корсетами, перьями и блёстками. Но были и артистки, которые больше напоминали панков, чем девушек с пинап-открыток. Они красили волосы в яркие цвета и выходили на сцену с татуировками и пирсингом. Так или иначе, многие были полной противоположностью идеалу красоты тех лет — худым моделям с впалыми скулами. И одно лишь это придало необурлеску нотку протеста.
По словам канадской исследовательницы Ханны Диксон, необурлеск стал более инклюзивным. Современные бурлеск-артисты — не обязательно девушки с точёными фигурами (и вообще не обязательно девушки). Среди них есть и молодые, и совсем пожилые люди, и полные, и худые, и с ограниченными возможностями. Такой, казалось бы, здравый подход порой высмеивают в интернете. В 2022 году на Reddit возмущались, что современные бурлеск-артистки недостаточно красивые и слишком толстые. В треде даже запостили «шутку»: разница между бурлеск-танцовщицей и стриптизёршей — это 40 фунтов веса.
К счастью, аудитория современного бурлеска тоже изменилась. Теперь на шоу приходят не только мужчины, но и молодые девушки, бабушки и семейные пары. Многие из них узнали о бурлеске благодаря поп-культуре — например, одноимённому мюзиклу 2010 года с певицами Кристиной Агилерой и Шер. Плюс некоторые бурлеск-исполнительницы стали настоящими знаменитостями. «Королеву бурлеска» Диту фон Тиз, например, запомнили благодаря ярким и необычным номерам (вроде того, где она почти без одежды залезает в огромный бокал для мартини). О Дите регулярно писали Vogue и Cosmopolitan, она даже запустила собственную марку нижнего белья.
Оля Ёгидэ / Горящая изба
Бурлеск, который мелькает в кино и медиа, называют мейнстримным. Он далеко не всегда отражает ценности и смыслы, которые важны самому бурлеск-комьюнити. Но, по крайней мере, подогревает интерес к этому искусству. А значит, больше людей могут побольше узнать об этом искусстве.
Стиль бурлеск в одежде
Параллельно с развитием и популяризацией жанра сложился и характерный стиль в одежде, свойственный ему. У поклонниц бурлеска в почете узкие корсеты, кружевное белье, чулки, подвязки и пояса. Неотъемлемой частью шоу звезд жанра являются перьевые веера и другие атрибуты с перьями; костюмы обильно украшаются стразами. Они носят винтажные платья с пышными , меха, обувь на высоких шпильках, маленькие шляпки и кружевные или атласные перчатки.
В макияже звезд и приверженок бурлеска также доминирует ретро-характер. Это пин-ап стрелки на глазах, пышные ресницы, красная помада на губах, мушки и четко очерченные брови. Волосы девушки аккуратно укладывают сверху, а кончики завивают на щипцы или бигуди.
Образ дамы «Бурлеск»
Прежде чем начинать построение своего образа в рассматриваемом стиле, стоит оценить себя. Главное — это женственные изгибы, нежно очерчивающие линию груди, бедер и талии. И при этом не имеет никакого значения ни длина ног, ни пышное или худое телосложение.
Но кроме тела огромное значение имеет и характер женщины: игривая, манящая и абсолютно недоступная, как мечта об идеале. Чувственность и отдаленность — это те контрасты, что делают привлекательной представительницу прекрасного пола в глазах охотника.
И чтобы выстроить такой образ, необходимо верно подобрать одежду, макияж и прическу.
Основы стиля бурлеск в макияже подразумевают наличие гладкой, шелковистой и идеально тонированной кожи.
В этом отношении стоит присмотреться к королеве этого направления. Фарфоровая кожа мастерски подчеркнута яркими акцентами глаз и губ. К слову сказать, глаза должны быть подчеркнуты изящными стрелками и пышными ресницами, а на устах переливаться оттенками красной розы манящая улыбка.
Румяна? Их должно быть минимум и только в соответствии с рекомендациями по нанесению макияжа для зимнего типа дам.
Правила стиля бурлеск прическу регламентируют столь строго. Каждый день, в любой обстановке она должна быть безупречной. Лучащиеся светом локоны или идеально уложенный французский узел — выбор варианта зависит лишь от овала лица дамы.
К слову сказать, цветовой оттенок волос абсолютно не важен, как, впрочем, и их длина. Главное — быть идеально причесанной в каждую минуту своего существования.
История
Бурлеск возник ещё в античной литературе. Первым образцом этого жанра является Батрахомиомахия («Война мышей и лягушек») — пародия на Илиаду Гомера.
В Эпоху Возрождения раньше всего бурлеск возникает в Италии. Ранними образцами итальянского бурлеска можно считать Orlando riffato — ироникомическую поэму Франческо Берни (1541), являющуюся соответственной переделкой «Влюблённого Роланда» Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики (1545). Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшийся бурлеск, нашедший, наконец, свой основной объект — образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой Средневековьем и гуманистами «Энеиды». Такова «Eneide travestita» Лалли (1633), нашедшего себе многочисленных подражателей.
Во Франции наиболее ярким произведением этого жанра явилась знаменитая в своё время «Eneide travestie» Скаррона (1648—1653). Так как Скаррон прервал своё изложение на восьмой песне «Энеиды», то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен д’Ассуси со своим «Ravissement de Proserpine». Был и ещё целый ряд подобных попыток во французской литературе, но малоудачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера, попытка, сделанная Монброном (1758).
Начало немецкого бурлеска, в конце XVIII в., положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas». Erstes Märlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана (1779—1783), были ещё очень слабыми. Более удачный образец бурлеска дал лишь А. Блумауэр (1784—1788), вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за её пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов, яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона — обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды».
На английской почве Скаррону подражал в своём травестированном Вергилии К. Коттон; но важнейшим памятником бурлеска в Англии является «Гудибрас» Батлера (1669) — злая сатира на пуритан. Из других травестийных поэм можно назвать 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика (1735) и поэму датского поэта Гольберга (1754), травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды».
В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них — «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова (1791) и с продолжением Котельницкого (в 1801). Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова (1794) и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко (1795). Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. Напротив, поныне сохранила свою свежесть высокохудожественная украинская травестия — «Энеида» И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период от 90-х гг. XVIII столетия и до 20-х гг. XIX столетия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе («Энеіда навыварат» В. Ровинского; другой образец бурлеска — «Тарас на Парнасе» К. Вереницына).
В европейской литературе XIX века жанр бурлеска развития не получил. Особняком стоят бурлескные оперетты Оффенбаха — «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду».
Искусство XX века (экспрессионизм, сюрреализм, театр абсурда) вновь использовало опыт бурлеска. См. бурлескная комедия.
Панталоны, стриптиз и экзотика: как бурлеск шокировал и покорял США
Уже в 1840-х бурлеск-шоу были популярным развлечением в США. Артисты часто пародировали «высокую культуру» и веселили этим публику — знатную и не очень. В 1868 году в Нью-Йорк приехала знаменитая танцовщица и актриса Лидия Томпсон со своей бурлеск-труппой «Британские блондинки». Артистки произвели настоящий фурор и познакомили американцев с более раскованным стилем бурлеска. Участницы «Британских блондинок» носили лифы с глубоким вырезом и короткие облегающие панталоны. Они переодевались в мужчин, включая олимпийских богов. А ещё пели «непочтительные песни» и дерзко острили со сцены. Одни театральные критики считали это волнующим и красивым. Другие — «чудовищно неуместным».
Так или иначе, представления пользовались огромным спросом. «Британские блондинки» десять лет гастролировали по США, и со временем у них даже появились подражательницы. Новые женские труппы продолжали расшатывать общественные устои, писал американский профессор Роберт Аллен в своей книге об истории американского бурлеска.
Лучшая иллюстрация этих слов — рекламные плакаты шоу. На них художники изображали мир, которым правят женщины. Мужчин (обычно знатных и богатых) показывали беспомощными наблюдателями, порой даже жертвами. А женщин — властными и подчёркнуто сексуальными. Так, на афише труппы «Бон-Тон Бурлеск» пятеро мужчин-лилипутов танцуют у ног хористки-великанши. А она с улыбкой управляет ими, дёргая за верёвочки.
Оля Ёгидэ / Горящая изба
При всей смелости и новизне бурлеска, своя ложка дёгтя в нём тоже была. Многие шоу были откровенно расистскими. Публику заманивали диковинкой: «примитивными» женщинами из «экзотических» стран. Сценки, танцы и шутки в таких шоу были унизительными. И в целом темнокожим женщинам в бурлеске было нелегко. Им редко давали выступать. А те немногие, которым удалось пробиться, столкнулись с расистскими нападками в газетах. Вдобавок после Великой депрессии женщины стали уязвимее. Обеднев, они искали работу. И под видом бурлеска их нередко втягивали в стриптиз-индустрию.
Со временем бурлеск ещё сильнее прогнулся под патриархат и капитализм. К середине XX века из него пропала сатира. Перформанс в целом отошёл на второй план. А талантливые и самобытные исполнительницы превратились в объективированные тела, которыми развлекали мужчин. При этом власти вдруг озаботились нравственностью выступлений. В бурлеск-театры не раз врывалась полиция. Во время рейдов танцовщиц обвиняли в «оскорбительном поведении» и даже арестовывали.
На Западе набирало обороты женское движение. В 1960-х студентки-феминистки протестовали рядом с клубами бурлеска — призывали сжигать лифчики и бороться за равенство полов. Некоторые танцовщицы видели в этом угрозу для себя и своего образа жизни. Из-за этого они не причисляли себя к фем-движению. Хотя интерес к бурлеску угас не только из-за него. Порнография стала доступнее, и уже не нужно было идти в клуб, чтобы посмотреть на обнажённое женское тело. После 70-х про бурлеск постепенно забыли. Но, как оказалось, только на время.
История бурлеска – от комедии к современному стрип-спектаклю
Зародившись на театральных подмостках, этот стиль преподносил низкое высоким слогом, умело играя нотами юмора и сатиры. С середины девятнадцатого века актрисы, одетые в фривольные, маняще-эротичные наряды рассказывали своим зрителям о высоких чувствах аристократическим языком. Восхитительные танцы, изящная игра и роскошные женские тела в изумляющих сложных одеждах – все это приводила леди и джентльменов на представления, проходящие на грани актерского искусства и стриптиза.
Все изменилось в 20-х годах: стиль бурлеск перестает быть изящным перформансом, постепенно переходя в откровенные танцы. И в разгар «сексуальной революции» становится просто стриптизом, постепенно растрачивая свое очарование.
Новым рождением стиля бурлеск стало восхождение на театральных подмостках противоречивой, но столь манящей звезды – Диты фон Тиз. Именно её представления стали той отправной точкой, что заставила многих женщин приглядеться к этому новому направлению жизни и моды, оставляя позади агрессивно-сексуальный стиль «Вамп».
Бетти Роланд «Огненный шар»
Так называли Бетти за огненно-рыжие волосы, которые покоряли зрителей с первой минуты. У Бетти была нелегкая жизнь. Она и ее сестры хотели поступить в колледж, но из-за Депрессии их выбросили оттуда. Их отец больше не мог оплачивать для Бетти танцевальные классы, и она была вынуждена отправиться танцевать бурлеск, чтобы как-то помочь семье с деньгами. Были времена, когда из-за произвола полиции, которая боролась с аморальным поведением танцовщиц, она работала за ужин, а не за деньги.
Бетти ушла из бурлеска в начале 60-х, после того как вышла замуж, но письма фанатов приходят к ней до сих пор.