Скорочтение: миф или спасательный круг в потоке информации

Как научиться быстро читать

Самые эффективные методики скорочтения

Виртуальная Школа скорочтения для взрослых Олега Андреева предлагает начать работу над собой с определения личной скорости чтения.

Для этого количество знаков текста следует разделить на время чтения и умножить на коэффициент понимания прочитанной информации. Необходимо взять в руки незнакомую книгу, прочитать одну страницу, с известным количеством знаков. Секундомером измеряют время чтения. При этом 45 секунд равны 0,75.

После этого надо ответить на десять вопросов по тексту. Если вам удалось ответить на 4 вопроса, коэффициент понимания будет равен 0,4. Если ответите на 7 вопросов, коэффициент равен 0,7.

Не стоит огорчаться, если скорость ваша получится не очень высокая. Двести знаков в минуту или 300-400, считается нормой для обычного человека.

Если вы читаете мало и редко, вам нет надобности изучать много учебников, этой скорости вам вполне достаточно. В мире много специальностей – швеи, повара, столяра, кузнеца, которые бывают успешными, счастливыми и без многочисленных книг.

Полезно составить график, на одной оси откладывать скорость чтения, а на другой – номер занятия.

После того, как вы научитесь просматривать текст, не возвращаясь к предыдущим знакам, с целью повторного прочтения, то есть избавитесь от регрессии, перейдем к исправлению темпа.

Обычные обыватели в одном темпе знакомятся с текстом о расходе стирального порошка, работе микроволновки и романом Толстого. Однако каждый текст требует индивидуального подхода. Темп для информации на этикетке мыла и художественного произведения выбирают разный.

Понаблюдайте за собой. Если у вас наблюдается артикуляция, то есть непредвиденная работа языком, ртом, губами, от этого надо учиться избавляться. Это сильно замедляет чтение, как и отсутствие концентрации на процессе.

Итак, следите за собой, старайтесь не бормотать, не шевелить губами, не двигать глазами в противоположном направлении и стараться охватывать сразу несколько слов.

Теперь составьте для себя новый алгоритм чтения незнакомой статьи. Составьте блоки алгоритма чтения:

  • Название текста;
  • Автор;
  • Источник;
  • Какой проблеме посвящена статья;
  • Факты, названия, параметры, приведенные в тексте;
  • Особенности, критика;
  • Новизна.

Заполнив, записав или запомнив эти блоки вы уже получите достаточно много информации о статье. Выделяя особенности и критичные места текста, вы их лучше запоминаете и осознаете. Отмечайте для себя, что нового вы получили от прочтения этой статьи.

Заполняя на занятиях ячейки блоков интегрального алгоритма чтения, вы приучаете себя смотреть на текст обдуманно и по-новому.

В лингвистике существует понятие избыточности текста. Дело в том, что каждый текст содержит слова, несущие полезную информацию и так называемую «Воду». Хорошо научиться отсеивать бесполезные слова от полезных.

Необычный способ чтения отвечает на этот вопрос. Если для себя найти ответы на запросы, прописанные выше, вы получите правильный алгоритм. Затратите энергию мозга при этом лишь на смысловую долю статьи.

Постарайтесь все части нового алгоритма как следует закрепить в своем сознании и подсознании, глубокой памяти. Повторите не меньше 5 раз.

Сформируйте у себя установку, как читать по-новому. Создайте образ в голове, в виде человечка, с названием на шапочке, автором в лице, источником в верхней части корпуса, проблемами в нижней. Человечек твердо опирается ногами на факты и в руках держит два чемодана с особенностями и новизной.

Нарисуйте своей рукой такой простой рисунок, подпишите все части. Один экземпляр такого рисунка поместите у себя на рабочем столе, чтобы он находился постоянно у вас перед глазами. Второй носите всегда с собой, просматривая в свободные минуты, по дороге на работу, в метро, автобусе.

Запомнив новый алгоритм прочно, читайте новые тексты, укладывая его части в знакомые вам блоки. Прочитав статью, надо подумать о ней, прикрыв глаза. Вы увидите в мыслях, все что вы прочли, уже расположилось в нужных клетках образа.

Путем многократного повторения у вас выработается прочная установка о правильном и быстром чтении, с выделением полезной информации. Этот рисунок сотрется из памяти, но останется новая программа умственных действий, более эффективная и полезная для вашей деятельности.

Рисунок для рабочего образа можете выбирать любой, важно, чтобы он был вам понятен и нарисован собственноручно. Упражняясь в новом алгоритме чтения, обводите в книге блоки разноцветными карандашами

Вы увидите, сколько информации полезной, на которую вы обратили внимание и сколько лишней, воды. Понятие избыточности – важный практический нюанс. 

Методика скорочтения

Как научиться не думать и не проговаривать. Этой методики можно
научиться максимум за 1-2 дня. Если этого не произошло, значит, методика не для
Вас. Смотрите на часы (секундная стрелка или цифры), постарайтесь в этот момент
ни о чем не думать, убирайте любые мысли в пределах 5 минут.

  1. На стандартном листе напечатайте любой текст.. Эта фраза повторяется на
    всем листе. В центре ставите зеленую точку (желательно фломастером). Смотрите
    только на точку, старайтесь принять только ту мысль, что напечатана. Через некоторое
    время на короткий промежуток Вы сможете увидеть ВЕСЬ ТЕКСТ. Вы на верном пути.
    При этом развивается и периферическое зрение.
  2. Медитация. Описывать лень. В Интернете найдете.
  3. Мне лично помог следующий прием. На вдохе представьте себе, что Ваша голова
    расширяется. В этот вомент Вы почувствуете, что мыслей-то никаких и нет. ЗАПОМНИТЕ
    это чувство. Старайтесь не задерживать дыхание — оно должно быть ровным и спокойным.
    Как только появилась мысль, снова на вдохе делаете тоже самое. Я думаю, за день
    Вы этому научитесь. Главное, что это упражнение можно выполнять практически
    везде.

Как только Вы это почувствовали, запомните это состояние и в
следующий раз при чтении вспомните его.

После того как у ВАС это получится (обязательно), хотя бы на
30 секунд берете любую книгу и говорите себе (после того как убрали мысли), что
Вы хотите от нее получить и собственно начинаете не читать, а просматривать слова
. Вы автоматически включаете канал эмоций (грубо говоря, срабатывает связь «мысли-медленно»
или «медленно-мысли»).

Чтобы собрать информацию, обрабатывать сразу ее сразу необязательно.
Просмотрев кусок текста до первой мысли, заметьте, сколько прочитали. В следующий
раз это время будет больше. Постарайтесь вспомнить, о чем шла речь. Если не помните,
ничего страшного. Это придет очень быстро. Мозг в подсознании работает намного быстрее.
Вам нужно только привыкнуть к этому. Научить не только принимать, но и отдавать
информацию Вашему сознанию. В таком состоянии без тренировки мозг быстро устает.

Как научить ребенка быстро читать и правильно?

Скорочтение для детей тоже существует, причем использовать технику следует сразу же, как только малыш готов к обучению навыка. В дальнейшем это поможет быстрее и легче воспринимать информацию, получаемую в школе.

Когда начинать обучение?

Приучать ребенка к чтению следует только после полноценного и самостоятельного анализа его состояния. Ребенок готов к обучению, если присутствуют следующие моменты:

Что такое депозит или депозитный счёт в банке? — здесь больше полезной информации.

  • Малыш владеет речью в полном объеме – он может говорить целыми предложениями, использует нераспространенные слова в разговоре со взрослым.
  • У него развит фонематический слух — хорошо ли малыш воспринимает слова на слух, может ли назвать начальную и последнюю букву в произнесенном для него слове.
  • У малыша нет проблем со слухом и произношением – все звуки в речи ребенка поставлены, сохраняется правильный темп предложений (ребенок делает акцент на ключевых словах в предложении).
  • Ребенок свободно ориентируется в пространстве – у него хорошо развит вестибулярный аппарат, он знает понятие «влево», «вправо», «вверх» и «вниз».

Получается, что научить ребенка читать и обучить его методике скорочтения можно только при отсутствии проблем в развитии. Не следует начинать обучение в раннем возрасте, если крохе это неинтересно – работа не принесет должных результатов, а обучение может вообще «встать».

Вас заинтересует эта статья — Как сделать презентацию на компьютере? Программы.

Пошаговая инструкция

Чтобы привить ребенку навыки скорочтения (обучать его в дошкольном возрасте этой технике в полной мере не рекомендуется), необходимо проделать следующие шаги:

Сделать чтение обязательным – важно читать самому, читать ребенку, писать малышу записки или поручения, которые он должен прочитать.

Воспользуйтесь диафильмами – на экране должна быть картинка с кратким описанием внизу.

Приобретите 2 одинаковые книги – одну читайте сами, вторую отдайте ребенку, чтобы он следил за прочитанным. Постепенно родитель должен увеличивать скорость чтения.

Практикуйте простое упражнение для проверки техники чтения – давайте ребенку какой-либо простой текст, а сами засекайте время

Потом считайте сколько слов малыш прочитал за минуту – предлагайте улучшить результат, нелишним будет введение поощрения.

Обучайте ребенка читать «про себя» — сначала прошептывая, потом не вслух прочитываются отдельные предложения (в соотношении 1:1).

Научившись быстро читать – только читать – ребенку необходимо воспринимать текст. Для этого помимо быстрого чтения вводят в обучение правильную расстановку переносов. Когда кроха попросту читает на скорость, он зачастую не воспринимает смысл прочитанного, поэтому слова должны быть прочитаны правильно – с правильной расстановкой ударения.

Выписывайте сложные ребенку слова для чтения – отдельным списком давайте ему их постоянно прочитывать. Постоянно выписывайте новые.

Изучайте скороговорки – это простые артикуляционные упражнения.

Возьмите текст из книги, выпишите его на листке бумаги или распечатайте с пропусками букв или целых слогов. Ребенок должен по смыслу угадывать следующее «неполное» слово. Если подобное чтение происходит с высокой скоростью, значит, ребенок будет готов к обучению стандартными методиками скорочтения.

Как только дошкольник научился быстро читать по представленным выше советам, ему можно предложить стандартные методики скорочтения, которые были описаны выше и преимущественно используются взрослыми.

Определите, какая техника ему дается проще – ее и используйте в первое время. По мере развития скорочтения меняйте методы более сложными вариантами.

– оцените статью, 2.48 / 5 (кол-во голосов — 21)

You need to enable JavaScript to vote

Повышение темпа

Начать необходимо с повышения темпа чтения. При этом нужно усваивать информацию, запоминать прочитанный текст. Есть несколько способов ускорения:

  • ежедневная практика;
  • переход от легкого материала к сложному;
  • использование закладки;
  • изменение отношения к чтению.

Уделять чтению время нужно каждый день. Даже 15−20 минут будет достаточно для того, чтобы ускорить свой темп. Не стоит отчаиваться, если за несколько недель не получилось добиться желаемого результата. Курс скорочтения рассчитан на месяцы и даже годы. Регулярно нужно замерять свой темп. Для этого можно с помощью таймера определить, сколько слов в минуту удается читать.

Обязательно нужно использовать закладку или палец для перемещения по строкам по мере чтения книги. С помощью инструмента можно задать темп, ведь глаза будут передвигаться вслед за линейкой. Указатель в этом случае действует на взгляд, как магнит.

КАК Читать 50 Слов в Секунду? УЗНАЙ 8 Секретов!

Watch this video on YouTube

Важно также изменить свое отношение к чтению. Это занятие должно рассматриваться не как тяжкий труд, а как отдых от всех обязанностей

Книги позволяют узнать что-то новое, расширить кругозор. Не стоит пересиливать себя и заставлять читать. Занятие должно приносить положительные эмоции, поэтому лучше делать перерывы и не ускорять темп, когда устали глаза или болит голова.

Как научиться скорочтению в домашних условиях

Чтобы не перезагружать свой мозг лишней информацией, заведите будильник минут на 20-30. И в это время только читайте, без регрессий, помня об избыточности текста, стараясь увидеть сразу несколько слов и передвигая взгляд быстрее вниз, по диагонали, по прямой, как вам удобнее.

Можно вести по краю книги кончиком карандаша или прижимая указательный палец.

Не отвлекайтесь в это время на телевизор, телефон, электронную почту, пейзаж за окном

Концентрируйте свое внимание на одном чтении. Погружение в содержание книги, сконцентрированное внимание играет важную роль в развитии высокой скорости усвоения информации. Старайтесь запоминать основные моменты, полезные мысли, новые, особенные факты

Если читать очень быстро, но ничего не запоминать, в таком чтении нет никакого смысла

Старайтесь запоминать основные моменты, полезные мысли, новые, особенные факты. Если читать очень быстро, но ничего не запоминать, в таком чтении нет никакого смысла.

Для , повторяйте по пять раз упражнения, заучивайте стихотворения, которые вам нравятся

Концентрация, развитие периферийного зрения и память – важные моменты, на которые следует обратить внимание, когда вы тренируете скорочтение в домашних условиях

Секрет великих людей

Правильный подход помогает повысить скорость чтения, с которой человек полностью понимает прочитанное. Школьная учительница и исследователь Эвелин Вуд была первой, кто начал обучать методу повышения скорости чтения, сначала в университете Юты. В 1959 году методика о том, как можно быстро научиться читать, была представлена в Вашингтоне. «Динамичное чтение» включает обучение чтению сразу нескольких слов и пониманию их с первого взгляда, а также развитие способности читать слова не только по горизонтали, но и по вертикали.

Вуд была достаточно минута, чтобы прочитать 2700 слов, разделяя характерные черты прочитанного на странице; не слева направо, не отдельных слов, а читая группы слов или полных мыслей, избегая непроизвольного перечитывания материала. Разрабатывая программы, она, в конечном итоге, установила методологию использования пальца или указателя, чтобы помогать отслеживать строки текста, исключив при этом вокализацию. Среди тех, кто изучал навыки скорочтения Вуд, был американский президент Джон Ф. Кеннеди, заядлый читатель. Впоследствии многие сотрудники Белого дома в администрациях Кеннеди, Форда, Картера взяли курс на программу скорочтения Эвелин Вуд.

Метод скорочтения, обнаруженный Эвелин Вуд, известен как мета-ориентирование (мета-гид). Техника включает использование визуального руководства или указателя, чтобы усилить фокусировку и помочь движению глаз. Он эффективно направляет наши глаза на место, где мы находимся в тексте, и помогает увеличить скорость чтения. Самым простым указателем является палец, с помощью которого можно проследить слова, что мы прочитываем. Утверждается, что мета- ориентирование уменьшает субвокализацию, тем самым ускоряя чтение. Формами мета-гидов могут быть ручка, карандаш или лист бумаги, который направляет зрение, охватывает слова, которые уже прочитаны, чтобы уменьшить отвлечение внимания и исключить перечитывание.

Самым быстрым читателем в мире был признан Говард Стивен Берг, благодаря передовым методам ускоренного обучения, как научиться читать быстро и правильно, которые он разработал, превращающие информационную перегрузку в информационные активы. Он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса 1990 года благодаря тому, что читает со скоростью 25 000 слов в минуту и пишет более 100 слов в минуту.

Считается, что те, кто способен прочитать 10000 слов в минуту, сохраняя при этом понимание и запоминание, относятся к категории аутистов, как Ким Пик – ученый-аутист, вдохновивший на создание персонажа Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя».

Методом для понимания прочитанного является процесс SQRRR или SQ3R, введенный американским ученым в области образования Фрэнсисом П. Робинсоном в книге «Эффективное исследование» 1946 года. Пять этапов: просмотр (survey), вопрос (question), чтение (read), повторение (recite) и обзор (review). Он предлагает эффективный и активный подход к чтению учебного материала. Был создан для студентов и во всем мире используется учащимися, чтобы лучше понять и запоминать, что они читают.

Как научиться скорочтению в домашних условиях?

Многие курсы скорочтения в своих программах отталкиваются от одних и тех же методов (что не удивительно, ведь в школе или до нее нам всем прививают один и тот же метод чтения, который и тормозит процесс). Приведем основные способы, которые помогут увеличить скорость чтения без потери в эффективности. Обучение технике скорочтения можно разделить на две группы: сначала надо избавиться от того, что мешает читать быстрее, а потом учиться наращивать скорость (это достигается в основном практикой). Рассмотрим базовые упражнения для развития навыка скорочтения.

Приобретаем нужные для скорочтения навыки и избавляемся от ненужных

1. Одним из основных препятствий на пути к быстрому чтению является субвокализация , т.е. привычка мысленно проговаривать текст про себя. В результате наш мозг, помимо зрительной, вынужден обрабатывать еще и речевую информацию,

Если субвокализация сопровождается бубнением вслух или движением губ (артикуляцией), избавиться от нее можно, зажав между зубами какой-либо предмет или аккуратно прикусив язык. Если же проговаривание происходит на уровне связок (но без выраженного произнесения звуков) и мозга, наилучшим способом подавления субвокализации станут специальные упражнения. Во время чтения человеку предлагается отбивать карандашом или пальцем определенный такт, произносить про себя скороговорки и стишки, напевать, считать до 20 — словом, делать то, что мешает произносить про себя текст. Развить навыки скорочтения поможет даже метроном (его можно купить или скачать в Интернете программу-метроном) и читать под стук механизма, периодически меняя частоту его ритма.

2. Другим «тормозом» в освоении навыка скорочтения выступают так называемые регрессии — возвратные движения глаз и перечитывание абзацев и предложений. Подсчитано, что в силу невнимательности или наличия трудных для понимания отрывков текста человек возвращается к прочитанному до 10-11 раз! Устранить проблему можно с помощью картонной закладки или, например, листа бумаги, которыми необходимо закрывать уже усвоенный материал.

3. Еще одной причиной небольшой скорости чтения является плохо развитое периферическое зрение, не позволяющее охватить одним взглядом объемные участки текста. В этом случае рекомендуется обучение вертикальному чтению, при котором, глядя в центр строки, человек будет видеть ее целиком и сможет переходить на следующую строчку как бы по вертикальной линии.

Тренироваться лучше всего на узких текстах (к примеру, газетных колонках) или таблицах Шульге, представляющих собой квадраты из 25 ячеек. В каждую ячейку вразброс вписывают цифры от 1 до 25, а затем с расстояния около 30 см, сосредоточив взгляд на центральной цифре, пытаются отыскать остальные по порядку.

Чтобы не привыкать к одной таблице, стоит нарисовать несколько или вместо цифр использовать буквы алфавита. Если таблица 5х5 станет для вас слишком легкой, количество ячеек всегда можно увеличить.

Увеличиваем скорость

Когда вы успешно избавитесь от привитых с детства тормозов, вы уже будете читать быстрее, чем раньше. Однако нет пределов совершенству, и техника скорочтения — не исключение. Так, чтобы дополнительно повысить

поверхностного чтенияусидчивость и непрерывность тренировок

Тренируясь, обязательно следите за тем, чтобы вы понимали смысл прочитанного. Если смысл стал от вас ускользать — немного сбавьте скорость, ведь от 100 добросовестно прочитанных, но не понятых страниц практической пользы немного.

Кстати, часто многие специалисты рекомендуют сочетать тренировки скорочтения с тренировками памяти. Некоторые упражнения мы приводим в статье, посвященной тому, как развить эйдетическую память.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении

Большинство упражнений для повышения скорости чтения подходят детей в возрасте 9–10 лет. Однако некоторые педагоги считают, что могут увлечь ребёнка и с более ранних лет.

Это не означает, что до 9 лет техники неэффективны. С младшеклассниками и детьми дошкольного возраста можно делать упражнения на развитие внимания, расширение поля зрительного восприятия, визуализацию прочитанного. Хорошая концентрация внимания и образное мышление помогут ребенку в дальнейшем, когда можно будет добавить специальные упражнения по скорочтению.

Таблица Шульте

Методику В. Шульте в настоящее время используют для развития периферического зрения, внимания, а также для улучшения краткосрочной памяти. На основе этого метода работают многие онлайн-тренажеры, засекающие время прохождения таблицы.

Кроме традиционных черно-белых также существуют и другие варианты — например, красно-черные таблицы Горбова-Шульте, часто применяющиеся при обучении скорочтению взрослых и детей. Принцип работы в этом случае тот же, что и с обычными таблицами — стараться рассмотреть все символы в графах целиком, используя периферическое зрение.

Расфокусировка

Это упражнение также помогает развить периферическое зрение. Суть его заключается в том, что нужно стараться удерживать взгляд на каком-то объекте вдалеке, но при этом видеть то, что происходит по сторонам.

Разновидностью этого упражнения является «Тибетская методика», описанная выше.

Чтение одним глазом

Этот способ поможет снять нагрузку с глаз и увеличить угол зрения. Суть упражнения проста: во время чтения требуется примерно на 15 секунд попеременно закрывать то один, то другой глаз.

Тест Струпа или «Назови цвет»

Это упражнение повышает концентрацию внимания. Здесь требуется смотреть на текст или карточки, представляющие собой названия цветов. Однако сами слова-названия цветов имеют другой цвет. Задача — глядя на слово, сказать, какого оно цвета, не произнося то, что написано.

Выделение главного в тексте

Попробуйте при чтение выделять главные моменты в тексте маркером — это поможет сосредоточиться на главном и быстро находить ключевые мысли.

Найди слово

Требуется выбрать какое-нибудь слово, а затем взглядом найти его на странице. Также можно посчитать, сколько раз встретилось это слово. Такое упражнение развивает внимательность, учит зрительному восприятию текста.

Найди отличия в картинках

Ещё одно упражнение на внимательность — на двух картинках, расположенных рядом, нужно как можно быстрее найти все отличия. Это упражнение развивает способность концентрироваться на мелких деталях и быстро находить их на странице.

Шторка

Текст закрывается сверху и снизу листами бумаги так, чтобы в поле зрения оставалась только одна строка, следует приступить к чтению, постепенно перемещаясь вниз. Упражнение полезно, когда требуется избавиться от привычки возвращаться по тексту назад.

Чтение «с моторчиком»

Это упражнение помогает увеличить темп чтения. Нужно взять книгу и начать читать вслух. Одновременно вращаем большие пальцы так, чтобы «моторчик» крутился. Направление вращения не имеет значения. Читаем «с моторчиком» 5 минут. Далее снова начинаем читать как обычно.
Можно использовать как игру, помогающую ускоряться или замедляться во время чтения.

Поворот книги

Помогает улучшить концентрацию внимания упражнение, где требуется постепенно поворачивать книгу под углом — на 45°, 90° и 180°. Также это способствует улучшению зрительного восприятия слов, что помогает быстрее схватывать суть текста.

Чтение наоборот

Возьмите любой текст и попробуйте прочесть его зеркально. При этом наблюдайте, часто ли вы отвлекаетесь, насколько трудно сконцентрироваться

Это упражнение полезно как взрослым, так и детям и помогает научиться дольше удерживать внимание на определённой задаче.

Заметки на полях

Эта методика схожа с выделением главного. В этом случае на полях книги, газеты или журнала вы можете делать пометки карандашом, выделяя важные мысли, оставляя краткие комментарии. С одной стороны, это замедляет темп чтения, но на практике очень хорошо помогает структурировать текст. В результате приходит навык быстрого понимания смысла по нескольким строчкам. Это помогает тратить меньше времени на усвоение информации в целом.

Таким способом пользовались многие известные люди, писатели. Это помогает быстрее вспомнить то, что уже было прочитано, не возвращаясь вновь к тексту. Поэтому взрослым такая привычка наверняка пригодится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Будь на релаксе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: