«каждая мегатонна взрывов уносит 10 тысяч жизней»: андрей сахаров

Пост-святой: андрей сахаров

Глазами барнаульцев

В Барнауле в честь Андрея Сахарова в 1991 году названа одна из главных площадей. Событие было приурочено к 70-летней годовщине со дня рождения академика.

Об этом удивительном человеке помнят в Алтайском крае. Владимир Овчинников, который в конце 80-х был народным депутатом СССР, рассказывает:

Еще вспоминается его выступление с трибуны, когда зал пытался его захлопать и даже встал. Эти кадры попали в хронику. За моей спиной сидел Герой Советского Союза, тогда еще политик Руслан Аушев, почему-то вместе мы не встали, не захлопывали этого мужественного человека. А он выстоял на трибуне и закончил свое выступление, несмотря на шипящий и хлопающий зал. И еще запомнились похороны с миллионным митингом в Лужниках, когда ветер и мокрый снег не помешали собраться москвичам.

Затем группа демократически настроенных барнаульцев обратилась в горисполком с просьбой о присвоении площади у Дворца спорта имени Андрея Сахарова. Что и было сделано.

А известный алтайский правозащитник Константин Емешин вспоминает:

– Это был великий физик. Уникальный, талантливый человек. Я бывал в Академгородке в Новосибирске. Слышал, как там восхищались им ученые. И он же выступал за то, чтобы остановить ядерную гонку. Я помню, как это было. До сих пор еще расхлебываем последствия испытаний на Семипалатинском полигоне… 

И довелось мне побывать в Нижнем Новгороде, некогда он назывался город Горький. Там местные жители гордятся тем, что этот человек жил у них в ссылке.

Вот таким был академик Андрей Сахаров – человек эпохи.

короткая + быть человеком цитаты ⇑

короткие цитаты

Не катастрофа или болезнь, застой — худшее, что может случиться с человеком

короткая Успех Вдохновляющий Правда

Развернуть ⇕

Полноценный человек находится в равновесии между мужским и женским началами.

Развернуть ⇕

Наибольшее удовлетворение в жизни — это делать что-то большее, чем вы сами.

короткая Жизнь Счастье Вдохновляющий

Развернуть ⇕

На самом деле нет предела тому, что можно делать. Потому что возможности можно постоянно расширять.

Развернуть ⇕

Гендеру придается слишком большое значение. Мы должны видеть людей как людей.

Развернуть ⇕

Успешный человек означает, что вы совершенны во всех отношениях.

короткая Один лайнер Успех

Развернуть ⇕

Первая и самая главная ответственность человека — стать счастливым существом.

короткая ответственности радость

Развернуть ⇕

Что вы делаете, зависит от вас, но вы должны делать это осознанно. Вот что значит быть человеком.

короткая сознание

Развернуть ⇕

На просторах космического пространства вы подобны песчинке.

короткая реальность

Развернуть ⇕

Если не каждый день, хотя бы раз в месяц, оценивайте, становитесь ли вы лучше?

Развернуть ⇕

Если бы внутри вас не было принуждения, вы бы не отклонились от пути Божественного.

Развернуть ⇕

Люди, которые не нарушают созданных ими самими границ, останутся в их ловушке.

Развернуть ⇕

сознательно или неосознанно, большинство людей сформировано дружбой и отношениями, которые они поддерживают.

Развернуть ⇕

Как только вы приехали сюда как человек, выживания почему-то недостаточно.

Развернуть ⇕

Нет такого понятия, как общество. Есть только отдельные люди

короткая общество

Развернуть ⇕

Все инструменты, созданные людьми, являются меньшими инструментами, чем сама человеческая система.

Развернуть ⇕

Все в этом существовании уступит вам, только если вы уделите этому существенное внимание. короткая существование

короткая существование

Развернуть ⇕

О науке

Академика Андрея Сахарова недаром называют человеком эпохи. Его жизнь и деятельность неотделимы от исторических процессов второй половины ХХ века. 
Он был публичным и открытым человеком. Многочисленные его интервью, которые он давал как журналистам-соотечественникам, так и зарубежным, интересны и сегодня. Его часто цитируют.

О себе самом Сахаров как-то сказал:

И действительно, его жизненный путь – яркий, необычный. Андрей Сахаров родился в Москве в семье преподавателя физики Дмитрия Сахарова, автора многих научно‑популярных книг. Его мать Екатерина Алексеевна, дочь дворянина и потомственного военного, была домохозяйкой.

Еще будучи подростком, показанные отцом опыты Андрей Сахаров воспринимал как ослепительное чудо. Любимым чтением его были научно-популярные, научно-фантастические, а позднее и «вполне научные» книги из отцовской библиотеки.

Андрей Сахаров писал:

В итоге он получил прекрасное домашнее образование, в школу пошел сразу в 7-й класс. Окончив ее, поступил на физический факультет Московского университета. Учился блестяще.

В сентябре 1942 года Сахаров был распределен в распоряжение Наркомата вооружения, откуда был направлен на большой военный завод в Ульяновск, где стал автором ряда изобретений в области методов контроля продукции. Затем сделал самостоятельно несколько научных работ, послал их в Физический институт АН СССР имени П.Н. Лебедева (ФИАН). В 1945 году поступил туда в аспирантуру, после защитил кандидатскую диссертацию.

В 1948 году Андрей Сахаров был включен в научно‑исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия, где проработал 20 лет.

Вместе со своим руководителем Игорем Таммом Сахаров стал одним из инициаторов работ по исследованию управляемой термоядерной реакции. Выдвинул идею магнитной кумуляции для получения сверхсильных магнитных полей и идею лазерного обжатия для получения импульсной управляемой термоядерной реакции. Сахаров – автор нескольких ключевых работ в космологии, а также по теории поля и элементарным частицам.

В 1953 году Сахаров защитил докторскую диссертацию и был избран действительным членом Академии наук СССР. Кстати, одним из феноменов научной деятельности Сахарова стало то, что практически все его научные достижения получили практическое развитие.

Сахаров о проблеме смертной казни

«Я считаю смертную казнь жестоким и безнравственным институтом, подрывающим нравственные и правовые устои общества. Государство, в лице своих чиновников …, присваивает себе право на самое страшное и абсолютно необратимое действо: лишение жизни. Такое государство не может рассчитывать на улучшение нравственной атмосферы в стране. Я отрицаю сколько-нибудь существенное устрашающее действие смертной казни на потенциальных преступников. Я уверен в обратном – жестокость порождает жестокость». ( смертной казни, сент., 1977)

«Я убежден, что общество в целом и каждый его член в отдельности, … несут ответственность за происходящие преступления. У задачи уменьшения и ликвидации преступности нет простых решений, и во всяком случае не смертная казнь является таким решением
Только длительная эволюция общества, общий гуманистический подъем, воспитывающий в людях глубокое преклонение перед жизнью и человеческим разумом, … внимание к трудностям и проблемам ближнего могут привести в будущем к снижению преступности и даже к полной ее ликвидации

Такое гуманное общество сейчас не более чем мечта, и только акты проявления гуманности сегодня создадут надежду на возможность ее осуществления в будущем
Я считаю, что принципиальная важность полной отмены смертный казни дает основания не рассматривать те возражения сторонников ее сохранения, которые основываются на частных, исключительных случаях». ( казни, 1977)

«Я убежден, что смертная казнь не имеет моральных и практических оправданий и представляет собой пережиток варварских обычаев мести

Мести, осуществляемой хладнокровно и обдуманно, без личной опасности для палача и без аффекта у судей, и поэтому особенно позорной и отвратительной». ( казни, сент., 1977)

«Особенно важна отмена смертной казни в такой стране, как наша, с неограниченным господством государственной власти и бесконтрольной бюрократии, с широко распространенным пренебрежением к закону и моральным ценностям. Вы знаете о десятилетиях массовых казней невинных, которые осуществлялись без какого-либо подобия правосудия …. Мы все еще живем в созданной этой эпохой нравственной атмосфере». ( комитет симпозиума по проблеме смертной казни, сент., 1977)

Сахаров о защите прав человека и правовом государстве

  • «Я убежден, что идеология защиты прав человека – это та единственная основа, которая может объединить людей вне зависимости от их национальности, политических убеждений, религии, положения в обществе …» (Воспоминания, т.1, с.471)
  • «Надо сделать нашу страну правовым государством, когда никто не сможет командовать судьей, следователем. … Мы обязаны стать страной убеждений, без преследования и насилия … Все это будет возможно только тогда, когда исчезнут основания для возрождения тоталитарного режима и бесконтрольной власти».
  • «Я убежден, что в условиях нашей страны нравственная и правовая позиция является самой правильной, соответствующей потребностям общества. Нужна планомерная защита человеческих прав и идеалов, а не политическая борьба, неизбежно толкающая на насилие, сектантство и бесовщину». ( к сборнику « Speaks», Нью-Йорк, 1974).
  • «Сейчас мы переживаем такой момент истории, когда решительная поддержка принципов свободы убеждений, открытости общества, прав человека являются абсолютной необходимостью. Альтернатива – капитуляция перед тоталитаризмом, потеря всех ценностей свободы, политическая, экономическая и нравственная деградация». ( парламентам всех стран, Конференции в   Хельсинки, г.)
  • «Задачи защиты свободы религии и прав верующих в СССР чрезвычайно актуальны и важны. Они занимают одно из центральных мест во всей проблеме прав человека как часть общей борьбы за свободу убеждений в тоталитарном государстве и благодаря массовому и нередко исключительно жестокому характеру религиозных преследований…». (Воспоминания, т.1, с.471).
  • «Гласная, ненасильственная защита прав человека – так, как эти права провозглашены Всеобщей декларацией прав человека ООН – является той идеологией, которая может объединить и объединяет в нашей стране в рамках демократического движения людей разных политических убеждений, национальностей, верований». ( «Монд», август 1978).
  • «Трудно дать инакомыслию арифметическую оценку. Это не партия, где получают членский билет, и не организация с определенным уставом. Дело не в этом, а в значении той информации, которой эти самоотверженные люди снабжали и продолжают снабжать весь мир, а также в психологическом перевороте, который был вызван их деятельностью во всех странах и в мире в целом». (Интервью газете «Монд», август 1978).
  • «Моральное, нравственное значение сформировавшегося в середине 60-х годов движения за права человека в СССР – при всей его малочисленности и подчеркнутой аполитичности – огромно. Оно изменило нравственный климат и создало духовные предпосылки для демократических изменений в СССР и для формирования идеологии прав человека во всем мире». ( Вашингтон Пост, февраль 1980)
  • «Неправильно, что диссидентское движение не оказало глубокого влияния на людей в СССР. Но это влияние носит не политический, а в своей основе нравственный характер … Я убежден, что предельно безответственно стремиться к политическим катаклизмам, к переворотам и интервенциям в современном противоречивом мире … Но совсем другое – активно влиять на нравственное самосознание людей, возвращать им веру в силу слова и права людей, возвращать им неискаженную историю их страны. … Люди, решившиеся громко сказать, что они думают и чувствуют, решившиеся поднять голос против несправедливости – разрывают заговор молчания, страха и равнодушия, и тем самым подготавливают почву для необходимых демократических, плюралистических преобразований в огромной инертной и развращенной стране – в стране, спиваемой дешевым ядовитым вином, сидящей без масла и мяса и молча принимающей Афганистан, судебные и бессудные расправы. Но все же миллионы тайно крутят ручки радиоприемников, ловя иностранные радиопередачи о своей стране и мире. Те же, кто открыто выступают за права людей идут на большие жертвы». ( вопросы итальянского журналиста агентства АНСА, 1980)
  • «Моим идеалом стало открытое плюралистическое общество с безусловным соблюдением основных гражданских и политических прав человека, общество со смешанной экономикой, осуществляющее научно регулируемый всесторонний прогресс. Я высказал предположение, что такое общество должно возникнуть как результат мирного сближения («конвергенции») социалистической и капиталистической систем и что в этом – главное условие спасения мира от термоядерной катастрофы». Академии наук СССР А.П. Александрову. Горький, октября 1980 г.

Сахаров о науке и ответственности ученых

  • «Ученый прежде всего – человек. И поэтому мораль, нравственные ценности важней всего – и в личной и в общественной жизни, и в научной работе». (Интервью корреспонденту газеты «Монд», август 1978)
  • «Я не вижу никаких оснований для переоценки значения науки, научного мышления, прогресса, научного образования. Серьезность и опасность стоящих перед человечеством проблем только увеличивают необходимость рационального, объективного и непредвзятого, т.е. научного подхода к ним. Эти проблемы … очень разнородны по своему характеру и причинам. Экономические и экологические трудности, истощение энергетических и сырьевых источников, загрязнение среды, угроза голода не могут преодолеваться без широкого и рационального использования достижений науки и технологии, без новых комплексных глубоких исследований, вне продолжающегося и расширяющегося всемирного научно-технического прогресса. При этом определенную роль должны играть меры социального характера …». (Ответы на вопросы корреспондента газеты «Стампа», 1979 )
  • «Социальные и международные проблемы – войны, духовный кризис, преступность и наркомания, терроризм, страх перед будущим, перед прогрессом порождены всем ходом исторического процесса, реальными противоречиями и трудностями неописуемо сложной современной жизни и в первую очередь основным конфликтом эпохи между тоталитаризмом и плюралистическим научно-демократическим направлением развития общества. Научное, рационалистическое мышление не несет никакой ответственности за эти проблемы, более того, оно необходимо для объективной оценки ситуации. Я думаю, что на протяжении более или менее длительного периода развития человечества противоречия этого рода будут существовать, взывая к разуму и гуманности, к альтруизму и мудрости. Это – великий экзамен, которое человечество держит на право существования». (Ответы на вопросы корреспондента газеты «Ла Стампа», 1979).
  • «Наука устанавливает истину, точней, стремится к всё более полному, точному и универсальному ее познанию. В этом смысле она едина. Использование науки – неоднозначно». (Ответы на вопросы корреспондента газеты «Ла Стампа», 1979).
  • «… международная интегрированность научного сообщества неизбежно выходит и должна выходить в еще большей степени за узко профессиональные рамки, охватывая широкий круг нравственных и общечеловеческих проблем». (ответственность ученых, 1981 г.)
  • «Мне кажется, что ученые – в силу интернационализации науки и относительной независимости должны быть способны встать на общечеловеческую, общемировую позицию – выше эгоистических интересов “своего” государства, “своей” нации, выше предрассудков “своей” общественной системы и ее идеологии – социализма или капитализма – все равно». (Письмо участникам встречи в Сорбонне, 1983 г.)
  • «Не следует … смешивать вопрос о добровольности с вопросом об ответственности. Мне кажется, что люди, занимающие видное и прочное положение, объективно ответственны не только за свои действия, что тривиально, но и за бездействие. В своем последнем обращении к академикам и членам-корреспондентам с призывом выступить в защиту репрессированных коллег по науке я исходил именно из этого». (Ответы на вопросы журнала «СССР: внутренние противоречия», апрель 1982)

О политике

Затем Андрей Сахаров стал активно выступать за прекращение испытаний ядерного оружия. Советской власти это казалось непонятным. А он написал статью о вреде ядерных испытаний, выступил (совместно с Курчатовым) против намечавшихся испытаний. Он был одним из инициаторов заключения Московского договора 1963 года о запрещении испытаний в трех средах (в атмосфере, воде и космосе), участвовал в работе Комитета по защите Байкала.

Затем появились первые обращения Андрея Сахарова в защиту репрессированных. Зачем ему было еще и это? Сам он объяснял это так:

– Я чувствую себя в неоплатном долгу перед смелыми и нравственными людьми: узниками тюрем, лагерей и психиатрических больниц, пострадавшими за свою борьбу в защиту прав человека.

В 1968 году он написал брошюру «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», которая была опубликована во многих странах. Сахарова отстранили от работы на «объекте» и уволили со всех постов, связанных с военными секретами.

Но, видимо, обойтись без него научное сообщество не могло. И правительство всё же это понимало. В 1969 году он вернулся к научной работе в ФИАН. Был зачислен в отдел института на самую низкую должность.

Но и это не стало для него препятствием, чтобы продолжать правозащитную деятельность. В 1975 году Андрей Сахаров написал книгу «О стране и мире». В том же году за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства Сахаров был удостоен звания лауреата Нобелевской премии мира.

И через год был избран вице‑президентом Международной лиги прав человека. Выступил за отмену смертной казни в СССР и во всём мире, против ввода советских войск в Афганистан.

В итоге последовала новая реакция власти. Его лишили всех правительственных наград и премий – ордена Ленина, званий трижды Героя Социалистического Труда и (постановлением Совета Министров СССР) лауреата Сталинской и Ленинской премий. Без суда сослали в город Горький, закрытый для иностранцев. Там ученый находился в условиях почти полной изоляции и под круглосуточным милицейским надзором. Провел три длительные голодовки. Сахарова насильно госпитализировали и кормили.

С началом перестройки ученый был освобожден из ссылки. Вместе с женой вернулся в Москву, где продолжил работать в Физическом институте им. П.Н. Лебедева. Теоретический отдел ФИАН, которым после смерти Тамма руководил академик Гинзбург, добился того, что Андрей Сахаров остался сотрудником (все семь лет на двери кабинета в ФИАН сохранялась табличка с его фамилией). Последние годы жизни Сахаров активно занимался правозащитной деятельностью. В марте 1989 года был избран народным депутатом СССР от Академии наук.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Будь на релаксе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: