15 вещей, которые вы никому не должны

10 вещей, которые ты никому не должна

О старых и молодых бабёнках

«Отчего крадёшься ты так робко в сумерках, о Заратустра? И что прячешь
ты бережно под своим плащом?

Не сокровище ли, подаренное тебе? Или новорождённое дитя твоё? Или теперь
ты сам идёшь по пути воров, ты, друг злых?»

— Поистине, брат мой! — отвечал Заратустра. — Это — сокровище, подаренное
мне: это маленькая истина, что несу я.

Но она беспокойна, как малое дитя; и если бы я не зажимал ей рта, она
кричала бы во всё горло.

Когда сегодня я шёл один своею дорогой, в час, когда солнце садится,
мне повстречалась старушка и так говорила к душе моей:

«О многом уже говорил Заратустра даже нам, женщинам, но никогда не говорил
он нам о женщине».

И я возразил ей: «О женщине надо говорить только мужчинам».

«И мне также ты можешь говорить о женщине, — сказала она, — я достаточно
стара, чтобы тотчас всё позабыть».

И я внял просьбе старушки и так говорил ей:

Всё в женщине — загадка, и всё в женщине имеет одну разгадку: она называется
беременностью.

Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребёнок. Но что же
женщина для мужчины?

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он
женщины как самой опасной игрушки.

Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина — для отдохновения
воина; всё остальное — глупость.

Слишком сладких плодов не любит воин. Поэтому любит он женщину; в самой
сладкой женщине есть ещё горькое.

Лучше мужчины понимает женщина детей, но мужчина больше ребёнок, чем
женщина.

В настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет играть. Ну-ка, женщины,
найдите дитя в мужчине!

Пусть женщина будет игрушкой, чистой и лучистой, как алмаз, сияющей добродетелями
ещё не существующего мира.

Пусть луч звезды сияет в вашей любви! Пусть вашей надеждой будет: «о,
если бы мне родить сверхчеловека!»

Пусть в вашей любви будет храбрость! Своею любовью должны вы наступать
на того, кто внушает вам страх.

Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще женщина мало понимает в
чести. Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем
быть любимой, и никогда не быть второй.

Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую
жертву и всякая другая вещь не имеет для неё цены.

Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине
души только зол, а женщина ещё дурна.

Кого ненавидит женщина больше всего? — Так говорило железо магниту: «я
ненавижу тебя больше всего, потому что ты притягиваешь, но недостаточно
силён, чтобы перетянуть к себе».

Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.

«Смотри, теперь только стал мир совершенен!» — так думает каждая женщина,
когда она повинуется от всей любви.

И повиноваться должна женщина, и найти глубину к своей поверхности. Поверхность
— душа женщины, подвижная, бурливая плёнка на мелкой воде.

Но душа мужчины глубока, её бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина
чует его силу, но не понимает её.

Тогда возразила мне старушка: «Много любезного сказал Заратустра, и особенно
для тех, кто достаточно молод для этого.

Странно, Заратустра знает мало женщин, и, однако, он прав относительно
их. Не потому ли это происходит, что у женщины нет ничего невозможного?

А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я достаточно стара для
неё!

Заверни её хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет кричать во всё
горло, эта маленькая истина».

«Дай мне, женщина, твою маленькую истину!» — сказал я. И так говорила
старушка:

«Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»

Так говорил Заратустра.

О свободной смерти

Многие умирают слишком поздно, а некоторые — слишком рано. Ещё странно
звучит учение: «умри вовремя!»

Умри вовремя — так учит Заратустра.

Конечно, кто никогда не жил вовремя, как мог бы он умереть вовремя? Ему
бы лучше никогда не родиться! — Так советую я лишним людям.

Но даже лишние люди важничают ещё своею смертью, и даже самый пустой
орех хочет ещё, чтобы его разгрызли.

Серьёзно относятся все к смерти; но смерть не есть ещё праздник. Ещё
не научились люди чтить самые светлые праздники.

Совершенную смерть показываю я вам; она для живущих становится жалом
и священным обетом.

Своею смертью умирает совершивший свой путь, умирает победоносно, окружённый
теми, кто надеются и дают священный обет.

Следовало бы научиться умирать; и не должно быть праздника там, где такой
умирающий не освятил клятвы живущих!

ак умереть — лучше всего; а второе — умереть в борьбе и растратить великую
душу

Но как борющемуся, так и победителю одинаково ненавистна ваша смерть,
которая скалит зубы и крадётся, как вор, — и, однако, входит, как повелитель.

Свою смерть хвалю я вам, свободную смерть, которая приходит ко мне, потому
что я хочу.

И когда же захочу я? — У кою есть цель и наследник, тот хочет смерти
вовремя для цели и наследника.

Из глубокого уважения к цели и наследнику не повесит он сухих венков
в святилище жизни.

Поистине, не хочу я походить на тех, кто сучит верёвку: они тянут свои
нити в длину, а сами при этом все пятятся.

Иные становятся для своих истин и побед слишком стары; беззубый рот не
имеет уже права на все истины.

И каждый желающий славы должен уметь вовремя проститься с почестью и
знать трудное искусство — уйти вовремя.

Надо перестать позволять себя есть, когда находят тебя особенно вкусным,
— это знают те, кто хотят, чтобы их долго любили.

Есть, конечно, кислые яблоки, участь которых — ждать до последнего дня
осени; и в то же время становятся они спелыми, жёлтыми и сморщенными.

У одних сперва стареет сердце, у других — ум. Иные бывают стариками в
юности; но кто поздно юн, тот надолго юн.

Иному не удаётся жизнь: ядовитый червь гложет ему сердце. Пусть же постарается
он, чтобы тем лучше удалась ему смерть.

Иной не бывает никогда сладким: он гниёт ещё летом. Одна трусость удерживает
его на его суку.

Живут слишком многие, и слишком долго висят они на своих сучьях. Пусть
же придет буря и стряхнёт с дерева всё гнилое и червивое!

О, если бы пришли проповедники скорой смерти! Они были бы настоящей
бурею и сотрясли бы деревья жизни! Но я слышу только проповедь медленной
смерти и терпения ко всему «земному».

Ах, вы проповедуете терпение ко всему земному? Но это земное слишком
долго терпит вас, вы, злословцы!

Поистине, слишком рано умер тот иудей, которого чтут проповедники медленной
смерти; и для многих стало с тех пор роковым, что умер он слишком рано.

Он знал только слёзы и скорбь иудея, вместе с ненавистью добрых и праведных
— этот иудей Иисус; тогда напала на него тоска по смерти.

Зачем не остался он в пустыне и вдали от добрых и праведных! Быть может,
он научился бы жить и научился бы любить землю — и вместе с тем смеяться.

Верьте мне, братья мои! Он умер слишком рано; он сам отрёкся бы от своего
учения, если бы он достиг моего возраста! Достаточно благороден был он,
чтобы отречься!

Но незрелым был он ещё. Незрело любит юноша, и незрело ненавидит он человека
и землю. Ещё связаны и тяжелы у него душа и крылья мысли.

Но зрелый муж больше ребёнок, чем юноша, и меньше скорби в нём: лучше
понимает он смерть и жизнь.

Свободный к смерти и свободный в смерти, он говорит священное Нет, когда
нет уже времени говорить Да: так понимает он смерть и жизнь.

Да не будет ваша смерть хулою на человека и землю, друзья мои: этого
прошу я у мёда вашей души.

В вашей смерти должны ещё гореть ваш дух и ваша добродетель, как вечерняя
заря горит на земле, — или смерть плохо удалась вам.

Так хочу я сам умереть, чтобы вы, друзья, ради меня ещё больше любили
землю; и в землю хочу я опять обратиться, чтобы найти отдых у той, что
меня родила.

Поистине, была цель у Заратустры, он бросил свой мяч; теперь будьте вы,
друзья, наследниками моей цели, для вас закидываю я золотой мяч.

Больше всего люблю я смотреть на вас, друзья мои, когда вы бросаете золотой
мяч! Оттого я простыну ещё немного на земле; простите мне это!

Так говорил Заратустра.

Как найти грань между когнитивным искажением «долженствование» и здоровым чувством ответственности

К сожалению, чётких инструкций нет и придётся опираться на собственные ощущения.

В первую очередь, стоит осознать, готовы ли вы нести ответственность. И откуда у вас взялась сама мысль об ответственности.

Например, если мужчина сам пришёл к тому, что он должен финансово содержать семью, он готов ради этого работать и это его устраивает. Такой выбор можно назвать осознанным.

Но если он просто пошёл на поводу у родственников (в детстве ему твердили, что это единственно правильная модель семейных отношений) или у своей девушки, которая навязывает ему своё желание, — скорее всего, он находится под влиянием когнитивного искажения.

Ещё один пример — из детско-родительских отношений. Когда ребёнок маленький и полностью зависит от родителей, то они должны обеспечивать его всем необходимым (потому что они сделали выбор — родить его, и это их ответственность). Но когда ребёнок взрослеет и полностью сепарируется, он не должен обеспечивать родителей и ставить их благополучие выше собственных желаний и целей. Да, он может сознательно взять эту ответственность (в том числе по этическим соображениям), но если его заставляют, а он подчиняется, то можно сказать, что он под влиянием когнитивного искажения.

Вывод:

  • Совершая любой поступок, спрашивайте себя, почему вы это делаете.
  • В любой ситуации формула понимания долженствования такова: за любое своё решение несу ответственность только я, даже если кажется, что на меня давят извне.

Связанные цитаты

Я знаю одно: я бы хотел, чтобы люди делали более опасные мюзиклы, более смелые мюзиклы, а не просто попадали в ловушку, пытаясь понять, чего хочет публика, потому что вы обнаружите, что публика очень часто хочет того, что хорошо.

Я думаю, что Лена Данхэм, общественный деятель, — я ненавижу слово «бренд», но я собираюсь использовать его — это такой бренд, который так привязан к ее публичной персоне и «девушкам», но также и к этому прогрессивному подходу. политика, о которой она говорила больше.

Я не буду жаловаться на гастроли, потому что я действительно считаю, что публичный музыкант, жалующийся на то, что он публичный музыкант, просто абсурден

Типа: «Бу-у-у-у! Я должен стоять на сцене, и люди обращают на меня внимание!». Раньше мне нравилось быть анонимным литературным деятелем, а иногда и радиоведущим.

Раньше мне нравилось быть анонимным литературным деятелем, а иногда и радиоведущим.

Я хочу быть поп-публичным деятелем, своего рода культовым чуваком.

Я не в политике. Я действительно не публичный человек. Но я стараюсь быть немного более осведомленным о моем окружении.

Меня действительно интересует, как мы видим публичную фигуру, что делает публичную фигуру, что делает ее знаменитостью и как изображения делают политиков, поэтому я интересуюсь политикой, но на самом деле это интерес к имиджу.

Я нахожу огромную восприимчивость публики к теме «Откуда мы пришли и как мы сюда попали?» Люди жаждут и жаждут информации о нашем происхождении. Я чувствую ответственность как крупная фигура в этой области… донести до общественности знания о происхождении человека в доступной для них форме.

Публичная фигура писателя, писатель-персонаж, «культ личности» автора становятся для меня все более и более невыносимыми в других, а следовательно, и во мне самом.

Я понимаю, что когда ты становишься публичной фигурой, люди обращают на тебя больше внимания, но моя личная жизнь — это мое пространство.

Особенно в государственных школах Окленда, где, будучи белым ребенком, вы должны понять, собираетесь ли вы утонуть или выплыть в обществе, одним из основных способов оставаться на плаву было оставаться забавным.

В общем, когда у тебя есть успех на поле, ты более популярен, и у тебя есть та слава, которая с ним приходит. Вы понимаете, что больше находитесь на виду у публики, и вам нужно быть немного осторожнее в некоторых вещах, которые вы делаете на публике, и следить за тем, чтобы ваши слова были умными.

Мы должны придумать, как предоставить личную сферу нашим общественным лидерам. Мы не получим лучших людей в общественной жизни, если не сделаем этого.

Как общественный деятель, вы должны поддерживать определенную манеру поведения. У нас также есть ответственность перед общественностью, но, конечно, я не идеален. у меня много недостатков; мой муж может сказать вам это, даже мои друзья. Они знают, кто я.

Я американец, и в Америке мы до сих пор думаем о фигуристках как о маленьких девочках в красивых блестящих платьях — я очень много работал, чтобы изменить восприятие и образ фигурного катания, и я думаю, что проделал большую работу по мой конец, но в фигурном катании вкус должен развиваться.

Когда вы становитесь публичной фигурой, вы все еще думаете: «Это действительно не я; для меня есть нечто большее».

Об укусе змеи

Однажды Заратустра заснул под смоковницей, ибо было жарко, и положил
руку на лицо своё. Но приползла змея и укусила его в шею, так что Заратустра
вскрикнул от боли. Отняв руку от лица, он посмотрел на змею; тогда узнала
она глаза Заратустры, неуклюже отвернулась и хотела уползти. «Погоди,
— сказал Заратустра, — я ещё не поблагодарил тебя! Ты разбудила меня кстати,
мой путь ещё долог». «Твой путь уже короток, — ответила печально змея,
— мой яд убивает». Заратустра улыбнулся. «Когда же дракон умирал от яда
змеи? — сказал он. — Но возьми обратно свой яд! Ты недостаточно богата,
чтобы дарить мне его». Тогда змея снова обвилась вокруг его шеи и начала
лизать его рану.

Когда Заратустра однажды рассказал это ученикам своим, они спросили:
«В чём же мораль рассказа твоего, о Заратустра?» Заратустра так отвечал
на это:

— Разрушителем морали называют меня добрые и праведные: мой рассказ неморален.

Если есть враг у вас, не платите ему за зло добром: ибо это пристыдило
бы его. Напротив, докажите ему, что он сделал для вас нечто доброе.

И лучше сердитесь, но не стыдите! И когда проклинают вас, мне не нравится,
что вы хотите благословить проклинающих. Лучше прокляните и вы немного!

И если случилась с вами большая несправедливость, скорей сделайте пять
малых несправедливостей! Ужасно смотреть, когда кого-нибудь одного давит
несправедливость.

Разве вы уже знали это? Разделённая с другими несправедливость есть уже
половина справедливости. И тот должен взять на себя несправедливость,
кто может нести её!

Маленькое мщение более человечно, чем отсутствие всякой мести. И если
наказание не есть также право и честь для нарушителя, то я не хочу ваших
наказаний.

Благороднее считать себя неправым, чем оказаться правым, особенно если
ты прав. Только для этого надо быть достаточно богатым.

Я не люблю вашей холодной справедливости; во взоре ваших судей видится
мне всегда палач и его холодный нож.

Скажите, где находится справедливость, которая есть любовь с ясновидящими
глазами?

Найдите же мне любовь, которая несёт не только всякое наказание, но и
всякую вину!

Найдите же мне справедливость, которая оправдывает всякого, кроме того,
кто судит!

Хотите ли вы слышать ещё и это? У того, кто хочет быть совсем справедливым,
даже ложь обращается в любовь к человеку.

Но как мог бы я быть совсем справедливым! Как мог бы я каждому воздать
своё! С меня достаточно, если каждому отдаю я моё.

Наконец, братья мои, остерегайтесь быть несправедливыми к отшельникам!
Как мог бы отшельник забыть! Как мог бы он отплатить!

На глубокий родник похож отшельник. Легко бросить камень в него; но если
упал он на самое дно, скажите, кто захочет снова достать его?

Остерегайтесь обидеть отшельника! Но если вы это сделали, то уж и убейте
его!

Так говорил Заратустра.

Личная жизнь человека

1.       Вы никому не обязаны объяснять, как вы живете.

Сожительствуете ли вы с вашим бывшим партнером,  живете с вашими родителями или в разных концах страны, вам не нужно объяснять кому-то, с кем и почему вы так живете, если вы не хотите этого.

У вас есть свои причины, по которым вы находитесь в такой ситуации, и это никого не касается.

2.       Вы никому не обязаны объяснять ваши жизненные приоритеты.

У вас свое представление о том, что сделает вас и ваших близких счастливыми и довольными, что является вашим приоритетом. Так как мы все разные люди с разными ценностями, мечтами и желаниями, ваши жизненные приоритеты могут отличаться от приоритетов другого человека.

3.       Вы ни перед кем не обязаны извиняться, если не чувствуете себя виноватым.

Каким бы вежливым вас не воспитали, не стоит извиняться, когда вы не сделали ничего плохого. Если вы накричали на своего партнера или совершили ошибку на работе, в этом случае извинения являются уместными.

Но не стоит чувствовать, что вы должны извиняться за то, что настаиваете на своем, заботитесь о себе или просите то, что вы хотите.

4.       Вам не нужно никому объяснять, почему вам нужно остаться одному.

Вас может беспокоить, что вас посчитают грубым, асоциальным или замкнутым, когда вы отменяете планы, чтобы побыть одному и набраться сил, успокоиться или восстановиться. Желание побыть в одиночестве является абсолютно нормальным, естественным и необходимым для каждого человека.

5.       Вам не нужно соглашаться с чьими-то личными взглядами.

Только потому, что кто-то увлеченно делится с вами своими личными взглядами, не означает, что вам нужно сидеть и безропотно соглашаться со всем, что говорят. Если вы не разделяете чьего-то мнения, не стоит подавлять свои мысли и чувства и притворяться, что вы согласны с ними. Вполне нормально и даже полезно вежливо не соглашаться с кем-то вместо того, чтобы копить в себе несогласие и досаду.

6.       Вы не обязаны всем говорить «да»

Вы имеете право сказать «нет», когда нет веских причин сказать «да». Более того, многие успешные люди – это те, кто овладел искусством говорить «нет» всему, что не является приоритетом.

Примите доброту других людей и будьте благодарны, но не бойтесь вежливо отказать, если это отвлекает вас от ваших основных целей и приоритетов.

7.       Вы не обязаны никому объяснять свою внешность.

Вы можете быть худыми, полными, маленькими, симпатичными, высокими и каким угодно, но вам не нужно объяснять никому, почему вы так выглядите. Ваша внешность – это ваше личное дело, и она не должна определять вашу ценность.

Так я всё же кому-то что-то должен?

Иногда — да. Чтобы лучше разобраться в этой теме, следует рассматривать долженствование в совокупности с другими понятиями. Рассмотрим на примерах.

Ответственность

Родители несут ответственность за своего несовершеннолетнего ребёнка. Они должны его кормить, следить, чтобы он был в безопасности, заботиться о его здоровье.

Мужчина, который осознанно пообещал жене и детям, что они будут обеспечены всем необходимым, также взял на себя ответственность и не может отказаться от неё в любой удобный ему момент, оставив семью без средств к существованию.

Ненасильственное общение

Это умение уважительно выстраивать общение с собеседником.

Человек не отвечает за чувства и эмоции других людей, при этом можно сказать, что он должен общаться с ними уважительно — не переходить на оскорбления и не применять к ним психологическое насилие (игнорирование, манипуляцию).

Руководитель должен объяснять обязанности своим подчинённым и не должен кричать на них, даже если они чего-то не поняли.

Другая распространённая ситуация: пожилые родители задают взрослой дочери вопросы о том, когда она выйдет замуж и родит детей. Если девушке неприятно такое любопытство (и это нормально), то она должна пресечь его.

Но одно дело — нагрубить родителям: «Это вас не касается!» Другое — попытаться построить с ними здоровую коммуникацию: «Мама и папа, я вас люблю, но я не хочу это обсуждать, меня это ранит. Постарайтесь больше не задавать мне подобных вопросов».

Личные границы

Свобода поведения одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Когда подросток говорит родителю, что не должен перед ним отчитываться, то доля правды в этом действительно есть.

Многие родители считают, что если ребёнок живёт в их доме, то они могут себе позволить полностью контролировать его жизнь, общение и интересы. На самом деле, чем старше становится подросток, тем шире его личные границы. И пускать родителей в них или нет — его решение, которое родители должны уважать.

Другой пример — сотрудник должен подчиняться начальнику, но лишь до тех пор, пока руководитель не пересекает границ допустимого, например пока не переходит на личности.

Эмпатия

Когда супруги разводятся по инициативе одного из них, то инициатору, пожалуй, стоит (он не должен, но может попробовать) подумать о чувствах бывшего партнёра. Если тот тяжело переживает разрыв, то, возможно, стоит терпеливо выслушать его и предложить помощь.

Долженствование — это многогранное понятие, и категоричное «я никому ничего не должен» не работает.

Доверие

Хороший пример — брачный контракт между супругами. Многим кажется, что заключение такого договора — признак того, что люди не доверяют друг другу. На деле это отличный способ скрепить свои долженствования друг перед другом юридически.

Личная свобода и жизнь человека

8.       Вы никому не обязаны объяснять ваши предпочтения в еде.

Существуют продукты, которые вам не нравятся по разным причинам, включая вкусовые особенности и проблемы, связанные со здоровьем. Вам не нужно никому объяснять, почему вы предпочитаете определенную еду. Если кто-то докучает вам вопросами, почему вы едите или не едите определенные продукты, просто пожмите плечами и скажите, что вы лучше себя чувствуете, когда едите или не едите определенные продукты.

9.       Вы никому не обязаны объяснять свою интимную жизнь.

Если это происходит с другим взрослым человеком, давшим свое согласие, вы не обязаны объяснять где, когда и как вы ведете свою интимную жизнь. Вы можете ждать до брака или не иметь долговременных связей, но вам не нужно объяснять ваши сексуальные предпочтения кому-либо.

10.   Вы никому не обязаны объяснять ваш выбор карьеры или личной жизни.

Иногда обстоятельства вынуждают нас выбирать между работой и личной жизнью. Это не простое решение, и вы можете остановиться на карьере не потому, что вам нет никакого дела до семьи или социальной жизни, а потому что вы работаете над тем, чтобы обеспечить себе безопасность в будущем. В любом случае вы не обязаны объяснять, почему вы предпочли карьеру личной жизни или наоборот, пока вы уверены в том, что вы делаете и зачем вы это делаете.

11.   Вы не обязаны объяснять ваши религиозные и политические взгляды.

Это ваш личный выбор, и вы не должны объяснять, почему и во что вы верите. Если кто-то не может принять вас таким, какой вы есть, это их личные проблемы, а не ваши.

12.   Вы никому не обязаны объяснять, почему вы одни.

Выбрали ли вы одиночество преднамеренно или вынужденно – это никого не касается. Быть одиноким – это не расстройство личности. Вы свободны быть в отношениях или нет. Кроме того, вас определяет не только то, состоите вы отношениях или нет. Это всего один из социальных ярлыков, которые не должны никого волновать.

13.   Вы не обязаны идти на свидание только потому, что вас попросили.

Человек может быть привлекательным, приятным, и вы можете даже быть немного заинтересованы, но вы не обязаны идти с ним на свидание только потому, что вас попросили. Если глубоко в душе вы чувствуете, что не хотите встречаться с этим человеком, не нужно этого делать. Вы можете дать объяснение своему отказу, но сделайте это кратко и придерживайтесь своего решения.

14.   Вы никому не обязаны объяснять решение, связанное с замужеством.

Решили ли вы жениться и завести детей или не делать этого, является личным выбором каждого. Даже если вашей матери очень хочется внуков, ей стоит понять, что замужество является личным решением и не всем подходит. Ей нужно уважать ваше решение вне зависимости от того, как трудно будет это принять.

15.   Вы никому не обязаны объяснять ваши отношения.

Иногда люди могут неуместно комментировать ваши личные отношения. Вы можете услышать, что вы «не подходите друг другу», и должны найти кого-то другого. Но единственный, кому вы можете объяснить свой выбор партнера, это вы сами. Живите своей жизнью, и не стоит уходить или оставаться в отношениях только потому, что кто-то так сказал. Делайте ваши собственные ошибки, если придется, и учитесь на них.

3

Сказав эти слова, Заратустра умолк, как тот, кто не сказал ещё своего
последнего слова; долго в нерешимости держал он посох в руке. Наконец
так заговорил он — и голос его изменился:

— Ученики мои, теперь ухожу я один! Уходите теперь и вы, и тоже одни!
Так хочу я.

Поистине, я советую вам: уходите от меня и защищайтесь от Заратустры!
А ещё лучше: стыдитесь его! Быть может, он обманул вас.

Человек познания должен не только любить своих врагов, но уметь ненавидеть
даже своих друзей.

Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остаётся только учеником.
И почему не хотите вы ощипать венок мой?

Вы уважаете меня; но что будет, если когда-нибудь падёт уважение ваше?
Берегитесь, чтобы статуя не убила вас!

Вы говорите, что верите в Заратустру? Но что толку в Заратустре! Вы —
верующие в меня; но что толку во всех верующих!

Вы ещё не искали себя, когда нашли меня. Так поступают все верующие;
потому-то всякая вера так мало значит.

Теперь я велю вам потерять меня и найти себя; и только когда вы все отречётесь
от меня, я вернусь к вам.

Поистине, другими глазами, братья мои, я буду тогда искать утерянных
мною; другою любовью я буду тогда любить вас.

И некогда вы должны будете ещё стать моими друзьями и детьми единой надежды;
тогда я захочу в третий раз быть среди нас, чтобы отпраздновать с вами
великий полдень.

Великий полдень — когда человек стоит посреди своего пути между животным
и сверхчеловеком и празднует свой путь к закату как свою высшую надежду:
ибо это есть путь к новому утру.

И тогда заходящий сам благословит себя за то, что был он переходящий;
и солнце его познания будет стоять у него на полдне.

«Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек» — такова
должна быть в великий полдень наша последняя воля!

Так говорил Заратустра.

Страницы: 3

1

Когда Заратустра простился с городом, который любило сердце его и имя
которого было «Пёстрая корова», последовали за ним многие, называвшие
себя его учениками, и составили свиту его. И так дошли они до перекрёстка;
тогда Заратустра сказал им, что дальше он хочет идти один: ибо он любил
ходить в одиночестве. Но ученики его на прощанье подали ему посох, на
золотой ручке которого была змея, обвившаяся вокруг солнца. Заратустра
обрадовался посоху и опёрся на него; потом он так говорил к своим ученикам:

— Скажите же мне: как достигло золото высшей ценности? Тем, что оно необыкновенно
и бесполезно, блестяще и кротко в своём блеске; оно всегда дарит себя.

Только как символ высшей добродетели достигло золото высшей ценности.
Как золото, светится взор у дарящего. Блеск золота заключает мир между
луною и солнцем.

Необыкновенна и бесполезна высшая добродетель, блестяща и кротка она
в своём блеске: дарящая добродетель есть высшая добродетель.

Поистине, я угадываю вас, ученики мои: вы стремитесь, подобно мне, к
дарящей добродетели. Что у вас общего с кошками и волками?

Ваша жажда в том, чтобы самим стать жертвою и даянием; потому вы и жаждете
собрать все богатства в своей душе.

Ненасытно стремится ваша душа к сокровищам и всему драгоценному, ибо
ненасытна ваша добродетель в желании дарить.

Вы принуждаете все вещи приблизиться к вам и войти в вас, чтобы обратно
изливались они из вашего родника, как дары вашей любви.

Поистине, в грабителя всех ценностей должна обратиться такая дарящая
любовь; но здоровым и священным называю я это себялюбие.

Есть другое себялюбие, чересчур бедное и голодающее, которое всегда хочет
красть, — себялюбие больных, больное себялюбие.

Воровским глазом смотрит оно на всё блестящее; алчностью голода измеряет
оно того, кто может богато есть; и всегда ползает оно вокруг стола дарящих.

Болезнь и невидимое вырождение говорят в этой алчности; о чахлом теле
говорит воровская алчность этого эгоизма.

Скажите мне, братья мои: что считается у нас худым и наихудшим? Не есть
ли это вырождение? — И мы угадываем всегда вырождение там, где
нет дарящей души.

Вверх идёт наш путь, от рода к другому роду, более высокому. Но ужасом
является для нас вырождающееся чувство, которое говорит: «всё для меня».

Вверх летит наше чувство: ибо оно есть символ нашего тела, символ возвышения.
Символ этих возвышений суть имена добродетелей.

Так проходит тело через историю, становящееся и борющееся.

А дух — что он для тела? Глашатай его битв и побед, товарищ и отголосок.

Символы все — имена добра и зла: они ничего не выражают, они только подмигивают.
Безумец тот, кто требует знания от них.

Будьте внимательны, братья мои, к каждому часу, когда ваш дух хочет говорить
в символах: тогда зарождается ваша добродетель,

Тогда возвысилось ваше тело и воскресло; своей отрадою увлекает оно дух,
так что он становится творцом, и ценителем, и любящим, и благодетелем
всех вещей.

Когда ваше сердце бьётся широко и полно, как бурный поток, который есть
благо и опасность для живущих на берегу, — тогда зарождается ваша добродетель.

Когда вы возвысились над похвалою и порицанием и ваша воля, как воля
любящего, хочет приказывать всем вещам, — тогда зарождается ваша добродетель.

Когда вы презираете удобство и мягкое ложе и можете ложиться недостаточно
далеко от мягкотелых, — тогда зарождается ваша добродетель.

Когда вы хотите единой воли и эта обходимость всех нужд называется у
вас необходимостью, — тогда зарождается ваша добродетель.

Поистине, она есть новое добро и новое зло! Поистине, это — новое глубокое
журчание и голос нового ключа!

Властью является эта новая добродетель; господствующей мыслью является
она и вокруг неё мудрая душа: золотое солнце и вокруг него змея познания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Будь на релаксе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: