Сначала было слово
Само слово «робот» появилось позже, чем устройства, которые можно называть роботами. Оно происходит от чешского слова «robota», означающего «тяжёлая работа» или «принудительный труд». Этот термин связывают с чешским писателем Карелом Чапеком (1890-1938), который впервые использовал его в 1920 году в своём романе «R.U.R.: Универсальные роботы Россума».
Слово «робототехника» впервые употребил Айзек Азимов (1920-1992) в рассказе «Хоровод» (1942), вошедшем в знаменитую серию «Я, Робот». В этом произведении он определил три правила, касающиеся поведения роботов и взаимодействия с людьми: эти правила позже будут названы тремя законами робототехники.
Ещё не роботы
Мысли о промышленном роботе или, по крайней мере, о человекоподобных созданиях или автоматических устройствах, которые будут служить людям, существуют уже давно. Они присутствуют в мифах, историях и сказках. Некоторые исследователи считают, что всё началось с инженера Герона Александрийского, который жил в первом веке до нашей эры. В числе его идей были система автоматического открывания дверей храма с помощью энергии зажжённого алтарного огня и устройство, преобразующее пар во вращательное движение.
Самые ранние применения механических автоматов, которые были прародителями роботов, дошли до нас в греческих драматических произведениях. При этом реального воплощения этих идей до сих пор найти не удалось. Одно из объяснений такого положения вещей заключается в том, что греческая наука в целом не ценила практические приложения научных достижений. Социально-экономического механизма, который вознаграждал бы практическое воплощение изобретений, в Греции просто не существовало.
Позже, в 9 веке, Багдадский халиф решил собрать все греческие тексты, которые были сохранены монастырями и учёными во время падения эллинской цивилизации. В результате появилась книга «Наука о хитроумных механизмах», где были описаны и изображены более сотни устройств. В отличие от эллинов арабы были заинтересованы в создании комфортной окружающей среды для человека, а не только в драматической иллюзии, как греки. Поэтому их главным вкладом в развитие робототехники стало практическое применение идей греческих мыслителей.
Эпоха Возрождения освежила интерес к греческому искусству и науке. Одним из заинтересованных интеллектуалов был Леонардо да Винчи. Он пытался проверить греческие конструкции и завершить мысли. Кульминация создания механизмов пришлась на 18 век, когда швейцарские мастера построили несколько автоматов, сконструированных как человекоподобные куклы. Встроенные в них механизмы заставляли этих пра-роботов действовать очень естественно. Среди самых известных автоматов того времени — Писец, Рисовальщик и Дама-музыкант.
Робот-писец и его механизм
Автоматы для радости и развлечения создали почву для использования подобных устройств в промышленности. Одним из тех, кто вдохновился работами да Винчи в 20 веке, был Никола Тесла. Он стал одним из величайших изобретателей эпохи промышленной революции, создав новаторскую модель лодки-робота.
Тесла также был одним из первых, кто увидел прямую аналогию между машинами и человеком в их механизмах, чувствах и управлении. Он рассматривал роботов не как игрушки, а как сложные интегрированные системы, которыми они и являются.
Четвёртое поколение — после 2000
В 2010-х годах в робототехнической промышленности произошла ещё одна революция, в результате которой роботы оказались там, где их уже давно представляли: работающими бок о бок с человеком.
Коллаборативные роботы или «коботы» — это машины, которые работают в непосредственной близости от человека или непосредственно с операторами. В прошлые годы роботы должны были находиться строго на карантине вдали от людей, чтобы свести к минимуму вероятность того, что большая, тяжёлая промышленная машина причинит вред, выйдя из строя или сломавшись.
Более качественные, безопасные и лёгкие материалы, а также гораздо более совершенные сенсорные технологии, которые могут подсказать роботу, где находится он сам и его партнёры-люди, открыли эру роботов человеческого масштаба, предназначенных для совместной работы с людьми.
Другая важная инновация в этой области, автоматизация, также позволила создать этот тип тесного сотрудничества между человеком и роботом. С помощью программного обеспечения автоматизация выполняет всё более мелкие детали рабочего процесса. Алгоритмы, учитывающие различные обстоятельства в процессе, могут корректировать действия в реальном времени для достижения заданных результатов.
Современные роботы работают в тесном контакте с людьми
Например, в то время как робот, управляемый компьютером, будет выполнять точную серию движений и действий в последовательности с регулярностью в доли секунды, кобот, ожидающий человека, чтобы передать ему объект для обработки, может использовать свои датчики и программирование, чтобы понять, что его партнёр-человек остановился, чтобы попить или сходить в туалет, и потянется за объектом только тогда, когда ему это предложат.
После десятилетия разработок коботы заняли своё место в производстве. По одной из оценок в мире работает около 40 000 коботов, что представляет собой рынок стоимостью около 1 млрд долларов в 2021 году, а в 2030 году прогнозируется рост до 11 млрд долларов.
Промышленные роботы 2020-х внешне мало чем отличаются от тех, что были на протяжении последних 50 лет. Однако вблизи датчики стали лучше, эффекторы — точнее, а материалы зачастую гораздо удобнее. Но это всё ещё шарнирно соединённые отрезки жёсткого материала с инструментом на конце и шарнирами по всей длине, обеспечивающими движение по нескольким осям.
Отличия сегодня заключаются в том, чего вы не видите. Данные, облачные вычисления и технологии Интернета вещей (IoT) означают, что каждый вход, действие и выход (от целого завода, отдельного устройства или части устройства) может записывать информацию о своей работе и предоставлять отчёт о ней.
Все эти данные дают производственным предприятиям гораздо больший контроль над качеством, техническим обслуживанием и производительностью и могут быть переданы в другие отделы, партнёрам, поставщикам, клиентам и заинтересованным сторонам, находящимся на другой стороне улицы или по всему миру. Они формируют инфраструктуру «умной фабрики», глобальный производственный мозг, который может улучшить способ производства на макроэкономической основе, способствуя экономии денег, времени и окружающей среды планеты.
Викторианский расцвет
Производители вибраторов быстро смекнули, куда двигать бизнес, и завалили рынок всевозможными устройствами на любой вкус и кошелек: от модных электрических до ручных и в виде насадок для пылесоса. Разумеется, все это продолговатое великолепие скрывалось за какой-нибудь благородной ширмой: их продавали в качестве тех же массажеров, например
На рубеже веков рекламу механизма можно было встретить в любом месте: обрати внимание на формулировки
А в музее антикварных вибраторов (есть и такой) в Сан-Франциско до сих пор красуется вот этот экземпляр – тоже выступающий под эгидой кампании по снятию головной боли.
Ради исторической справедливости отметим, что по поводу зарождения вибраторов есть и другое мнение. Колумнистка TheGuardian Ферн Риделл утверждает, что в викторианской Англии никакой нужды в «массажах таза» не было
Дамы благополучно получали свою порцию пароксизма с мужьями: считалось, что женское сексуальное удовлетворение в семейной жизни – важное условие для рождения ребенка. Аргументируя это, Риделл ссылается на книгу 1860 года TheArttoBegettingHandsomeChildren – там подробно рассказывалось о том, что сегодня вы обычно читаете в MAXIM или Men’sHealth
Следовательно, барышни знали что такое оргазм, или могли узнать, а потом, властно ткнув пальцем в книгу, потребовать описываемое от мужа. Поэтому шельмовать между ног неповоротливой машиной им не было никакого резона. Кому из двух женщин верить – решайте сами.
Вибраторы: начало
Во второй половине XIX века английским женщинам начали массово ставить диагноз «истерия» – заболевание, от которого девушка становится крайне раздражительной, страдает от «ноющей боли в тазовой области» и начинает отравлять жизнь окружающим. Строго говоря, мужчины и раньше догадывались, что с определенной периодичностью в женщину вселяется маленький дьявол, и даже придумали пару способов по изгнанию нечистого – гидропроцедуры, например, – но массовой «истерия» стала именно в викторианскую эпоху.
Сейчас эту болезнь называют другим словом, но суть и методы излечения за 150 лет особо не поменялись. Как рассказывает Мэйнс, пациентки с таким диагнозам приходили к врачам на сеансы специального «массажа тазовой кости». Массаж продолжался до тех пор, пока у пациенток не случался приступ… ну, тогда это называли «истерический пароксизм»
Поскольку довести девушку до пароксизма в XIX веке было ничуть не проще, чем в XXI, у врачей на больных истерией уходило очень много времени и, что важно, сил
В 1869 году изобретатель Джордж Тейлор соорудил инструмент, который рекомендовал всем врачам такого профиля поставить себе в кабинет. Девайс назывался Manipulator и представлял с собой стол с отверстием посередине, куда утыкался расположенный под столом фаллический прибор. Вся эта конструкция работала на пару, стоила дорого и нуждалась сразу в трех операторах: двое рулили инструментом, а третий следил за женщиной. Вскоре куча эпигонов скопировала идею и принялась совершенствовать громоздкий механизм. Вот популярное изображение одного из вибраторов того времени. Согласись, сегодня бы эта штука украсила любую стимпанк-вечеринку.
За десять лет до конца 19 века стареющий доктор Грэнвиль сочиняет отправную точку для домашних вибраторов. Устройство большое, громкое и страшное (см. схему внизу), но его можно хранить дома и хитрым способом заряжать от электричества. Хотя сам Грэнвил в одной из своих книг позже сознался, что вкладывал совсем другой смысл в новинку – он делал массажер для мужчин. Вращающейся штукой удобно водить по напряженным мышцам, скажем, спины или по виску, чтоб снять напряжение. У женщин, как выяснилось, на детище Грэнвила были совсем другие взгляды, и они приспособили девайс под свои – не менее напряженные – мышцы.
Спустя пару десятков лет мир пошел навстречу электрофикации – от розетки работали уже швейные машины, вентиляторы, чайники и тостеры. В 1902 втором году к этой славной когорте присоединился именно тот, о ком ты подумал. Предположительно, электровибратор появился в доме даже раньше, чем утюг – вот он, настоящий народный инструмент.
Смерть
Кили умер в своем доме в Филадельфии от пневмонии 18 ноября 1898 года. Его завещание было признано завещанием 1 декабря, и он завещал все свое состояние в размере около 10 000 долларов своей вдове, Анне М. Кили, которая была назначена его душеприказчиком. В завещании не упоминается его двигатель.
Кили похоронен на кладбище West Laurel Hill в Бала Синвид, штат Пенсильвания .
Первое собрание акционеров Keely Motor Company после его смерти состоялось 20 декабря 1898 года. Чарльз С. Хилл, поверенный его вдовы, заявил, что секрет Кили не существует в рукописной форме, но что Кили предположил перед своей смертью, что изобретатель Томас Бертон Кинрейд из Бостона был единственным человеком, который смог успешно продолжить свою работу. Затем Хилл объявил, что у него есть секрет, который он передаст только одному человеку. Этот секрет, по его словам, имел «характер, чтобы воодушевить акционеров и побудить их оставить все в руках Кинрейда на один год». Джон Дж. Смит, один из директоров компании, был назначен совещаться с Хиллом, и позже сообщил, что секрет, рассказанный ему Хиллом, «сильно воодушевил акционеров», но не раскрыл никаких дополнительных деталей.
В январе 1899 года Кинрейду было доставлено 20 больших упаковочных ящиков в его лабораторию на Ямайка-Плейн , Бостон, в которых, как утверждается, находилась материальная часть двигателя Кили. Кинрейд сказал, что он часто говорил с Кили о принципах своего изобретения и сказал, что, по его мнению, он знает об этом больше, чем любой другой человек. Он должен был продолжить эксперименты Кили по просьбе мистера и миссис Кили. Однако 6 мая 1899 г. было сообщено, что Кинрейд прекратил все работы над двигателем Кили и должен был вернуть все машины и записи компании Кили. Он заявил, что больше не хочет иметь ничего общего с мотором из-за дурной славы, вызванной отчетом Philadelphia Press, и когда его спросили, считает ли он мотор мошенничеством, просто ответил, что не пришел к такому выводу и решил сделать никаких дальнейших расследований.
Расследование Philadelphia Press
19 января 1899 года в The Philadelphia Press была опубликована иллюстрированная статья, в которой подробно рассказывалось о расследовании, проведенном газетой мастерской Кили, в которой пресса утверждала, что расследование явно доказало, что мотор Кили был «заблуждением и обманом» и что это предполагалось таинственные силы были результатом обмана.
В расследовании, которое длилось неделю, помогали инженер-консультант профессор Карл Геринг , доцент кафедры физики Пенсильванского университета, профессор Артур В. Гудспид, профессор экспериментальной психологии Пенсильванского университета Лайтнер Уитмер и доктор М.Г. Миллер, которые контролируемые землеройные работы. Инженер-электрик Кларенс Б. Мур, сын миссис Блумфилд Мур, был наблюдателем. Ученые подтвердили отчет подписанными заявлениями.
Сфера под лабораторией
В мастерской Кили подняли полы и сняли кирпичную стену. Внутри стены они обнаружили механические ремни, соединенные с бесшумным водяным двигателем двумя этажами ниже лаборатории. В подвале находилась трехтонная сфера сжатого воздуха, которая пропускала машины через скрытые трубки высокого давления и переключатели. Было обнаружено, что стены, потолки и даже сплошные балки имеют скрытые трубы. Журналисты все задокументировали фотографически, чтобы не оставлять никаких сомнений. Геринг и Гудспид придерживались мнения, что трубы и большая стальная сфера в подвале указывают на использование обычных сил и возможный обман, и Геринг сказал в своем подписанном заявлении, что Кили, вероятно, солгал и обманул, и был удовлетворен тем, что использовал сильно сжатый воздух для питания его демонстраций.
На заседании правления Keely Motor Company 25 января 1899 г. президент Б. Л. Акерман выступил с заявлением, опровергающим сообщение Philadelphia Press . В заявлении утверждалось, что трубки, упомянутые в отчете, были отброшены Кили за несколько лет до этого, и что во всех его экспериментах с 1887 года использовались только сплошные провода. Было заявлено, что до того времени Кили работал над теорией эфирной или парообразной силы и использовал трубки для передачи этой силы, но после 1887 года он был убежден, что открыл то, что он называл «вибрационной симпатией». Скрытый электрический провод, обнаруженный в мастерской Кили, был описан Акерманом как остатки проводов охранной сигнализации и никоим образом не связан с силой, используемой двигателем Кили. В заявлении опровергались все утверждения о том, что Кили был самозванцем, и заявлялось, что ни в одном из результатов, которые, как утверждал Кили, получил полученный результат, не было никакого обмана.
Первый робот
Зарождением первого промышленного робота можно считать коктейльную вечеринку 1956 года в Коннектикуте. Одним из гостей на этой вечеринке был Джордж Девол, который двумя годами ранее зарегистрировал патент на машину под названием Programmed Transfer Article. Однако он не был уверен в том, как на самом деле можно использовать эту машину. Другим гостем был Джозеф Энгельбергер, инженер космической промышленности, очень любивший научную фантастику и книги Айзека Азимова. Предприниматель Энгельбергер и новатор Девол очень хорошо дополняли друг друга, и вскоре после коктейльной вечеринки двое мужчин основали компанию Unimation, название которой представляет собой сочетание слов «универсальный» и «автоматизация», придуманное Деволом при оформлении патента.
Робот подает напитки сооснователям компании Unimation Деволу (справа) и Энгельбергеру (слева)
Год спустя Энгельбергер основал компанию Consolidated Controls Corp. в попытке сохранить свою бывшую команду из Manning, Maxwell, and Moore, после того как MM&M ликвидировала аэрокосмическое подразделение, которое возглавлял Энгельбергер. Затем Энгельбергер убедил Нормана Шафлера, генерального директора Condec Corp. (материнской компании Consolidated Controls), финансировать разработку изобретения Девола. В итоге Condec приобрела Unimation в 1960 году и купила патент Девола, когда он был окончательно выдан.
Пока патент Девола находился на рассмотрении, команда из шести человек приступила к воплощению его идеи в жизнь. Сначала они решили создать механическую руку с пятью степенями свободы. Позже она превратилась в шестиосевую машину, которая имитировала человеческое плечо, локоть и запястье. Она имела автономную гидравлическую систему, работающую при давлении 6,9 мегапаскалей (1 000 фунтов на квадратный дюйм).
Новаторам пришлось изобрести системы управления и памяти, а также цифровые оптические энкодеры для определения положения валов. Прототип весил около 1 360 килограммов. Это выглядело чудовищно, но робот мог поднимать детали весом до 45 кг. Более поздние модели могли работать с предметами в пять раз тяжелее. Unimate был и приземистее, и шире, чем средний рабочий: его высота составляла 1,6 метра, ширина — 1,2 метра, а глубина — 1,5 метра.
На видео из Университета Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган, где находится Unimate, показан робот в действии.
Оригинальный Unimate не имел языка программирования, но позволял программировать работу. Для этого пользователь перемещал головку машины в нужное место, и датчик положения фиксировал положение. Повторяя этот процесс, можно было записать последовательность действий, которую Unimate затем мог воспроизвести. Когда компания Unimation приобрела робота Виктора Шейнмана Vicarm, она также приобрела язык программирования робота, VAL. Начиная с 1973 года, VAL стал частью промышленных роботов Unimation.
Источники[править]
- .
- Мозг Эйнштейна: такой ли уж он особенный?.
- Posthumous interests: legal and ethical perspectives. — Cambridge University Press, 2008. — ISBN 978-0-521-87784-8., Chapter 4, p. 144
- Body bazaar: the market for human tissue in the biotechnology age. — Crown Publishers, 2001. — ISBN 978-0-609-60540-0.
- Кто «украл» мозг Эйнштейна и что с ним происходило.
- Diamond MC, Scheibel AB, Murphy GM Jr, Harvey T,»On the Brain of a Scientist: Albert Einstein»,»Experimental Neurology 1985;198-204″, Retrieved February 18, 2017
- Relics: Einstein’s Brain (1994) (2006-08-03). Проверено 16 июня 2010.
- О том, как украли мозг Эйнштейна и что сним потом происходило.
Последователи
Тревитик был первым, но не единственным, кто пытался поставить паровую машину на колеса. Джордж Стефенсон, работавший кочегаром на рудниках и в совершенстве изучивший имевшиеся там паровые машины, тоже решил создать собственный паровоз.
Работа над постройкой локомотива длилась десять месяцев. Первое испытание паровоза Стефенсона состоялось 25 июля 1814 года на путях рудника в Килингворте близ Ньюкасла. Паровоз в тот день провез состав из восьми груженых вагонов весом 30 тонн со скоростью около семи километров в час. После успешных испытаний паровоз начал регулярную перевозку грузов. В последующие годы Стефенсон построил еще несколько моделей паровоза, улучшая раз за разом его конструкцию.
Тревитик разработал проект боевого корабля с металлическим корпусом и паровым двигателем, плавучий паровой насос для осушения залитой местности (он намеревался использовать его в Голландии), проект устройства парового отопления жилых помещений
Наряду с улучшением механической части паровоза Стефенсон занялся усовершенствованием рельсового пути, чтобы повысить его надежность и устранить тряску. В 1816 году он получил патент на усовершенствованный им рельсовый стык, что позволило значительно смягчить удары при проходе через него колес подвижного состава.
После этого Стефенсон занялся постройкой первой в мире железной дороги общественного пользования Стоктон — Дарлингтон. День ее открытия, 27 сентября 1825 года, считается днем основания железных дорог. Тогда при огромном стечении зрителей паровоз, ведомый Стефенсоном, повез состав из 38 вагонов, часть из которых была загружена углем и мукой. А 21 вагон был оборудован сиденьями для публики.
Упадок и возрождение вибраторов
К 1920-м годам большая часть вибраторов (или массажеров, если придерживаться версии Риделл) исчезла из свободной продажи. Мэйнс объясняет, что, возможно, это связано с порно – в еще немых, но уже откровенных фильмах женщины частенько пренебрегали мужчинами в пользу такого прибора. Например, в картине Widow’sDelight девушка саботирует свидание с парнем, а потом идет в спальню, достает вибратор и предается, собственно, delight. И это с прибором, который, вообще-то, лечит мигрень! На глазах у изумленных зрителей-мужчин! Немыслимо. Поэтому вибраторы довольно быстро перебрались из медицинских кабинетов и магазинов в почтовые конверты, а оттуда – в укромные места их обладательниц (ну или просто в шкафы).
Около 40 лет вибраторы были в опале и обзавестись легально ими было тяжело. На виду их не было, но за это время они мутировали в сторону современных аналогов: карты давно раскрыты, так что нечего маскировать. Например, вот популярный в 40-х вариант; узнаются знакомые черты, не правда ли?
Из подвала электрические дилдо вышли в раскованных 60-х. Тогда же и запатентовали вибратор на батарейках – по сообщениям очевидцев, он скорее напоминал анатомически верный половой член, чем гладкую палку. Рынок вновь захлестнули дрожащие фаллосы, но, в отличие от конца XIX века, они уже никуда не уйдут – больше некого стесняться и нет нужды называть оргазм «приступом пароксизма».
Сейчас одна только компания GoodVibrations продает более 160 разновидностей своей продукции. Вибратор теперь умеет воспроизводить музыку и может заменить брелок и флешку. Его делают в виде Обамы и меча Дарта Вейдера. Из маленького, всеми затюканного инструмента, вибратор превратился в сверхпопулярную бытовую технику – уж точно популярнее наших любимых консолей. Так что если вы увидите под своей кроватью рельефный продолговатый предмет, необязательно кидаться на жену, сожительницу или подругу с претензиями. А если не увидите – ну что ж, как минимум один вариант подарка на грядущее 14 февраля и 8 марта у вас уже есть.
Много изобретений и мало денег
Потерпев неудачу с продвижением своего паровоза, Тревитик в 1812 году сконструировал компактную паровую молотилку. Она исправно работала в течение многих лет, после чего была выставлена в одном из лондонских музеев, где и хранится до сих пор.
По заказу морского ведомства Тревитик соорудил паровую землечерпалку для углубления дна Темзы, разработал проект парового судна и участвовал в неудавшейся прокладке тоннеля под Темзой.
Вся эта деятельность приносила мало доходов, и в поисках новых заказов он знакомится с владельцем серебряных рудников в Перу, прибывшим в 1813 году в Англию. Многие шахты этих рудников с увеличением глубины разработок заливала вода. Тревитик охотно согласился руководить постройкой паровых насосов для шахт и даже вложил в дело имевшийся у него небольшой капитал.
Через год требуемое число паровых машин было готово и отправлено в сопровождении английских механиков в Перу. Понадобилось почти два года, чтобы они прибыли на место. Только в 1816 году была успешно запущена одна из машин, но остальные из-за неопытности механиков пустить в работу не удавалось. Получив известие об этом, Тревитик отплывает в Южную Америку. По прибытии он быстро запускает все насосы, и добыча серебра резко возрастает.
Благодаря этому Тревитик завоевал настолько огромный авторитет у местных горнопромышленников, что губернатор провинции даже предложил отлить его статую из серебра. Однако у изобретателя не сложились отношения с руководством компании, он вынужден был покинуть рудники и некоторое время разъезжал по Перу, обучая местных горнопромышленников «европейским» приемам работы.
После смерти руководителя компании серебряных рудников он возвращается к прежней работе и становится главой предприятия. Дела компании шли хорошо, но в 1821 году в Перу, тогда испанской колонии, вспыхивает восстание против испанцев. Заодно повстанцы разгромили оборудование рудников, и Тревитик лишился всего состояния (и едва не лишился жизни).
Именно опыты Тревитика подтолкнули изготовителей рельсов заменить чугун на железо. Рельсы из сварочного железа впервые применил в Англии инженер Никсон в 1803 году. К 1820-му производство железных рельсов в Англии было уже хорошо освоено
Он покидает Перу и переезжает вначале в Чили на медные рудники, а затем в Коста-Рику. Здесь он изучает работу местных рудников и вместе с компаньоном проводит изыскания новых месторождений серебра и меди, которые он собрался разрабатывать. Для этого Тревитику был необходим капитал. Чтобы достать его, он после десятилетнего пребывания в Южной Америке решает вернуться в Англию. Но на родине Тревитика ждало разочарование: денег достать не удалось. И он снова начал заниматься изобретательской деятельностью.
Тревитик разработал проект боевого корабля с металлическим корпусом и паровым двигателем, плавучий паровой насос для осушения залитой местности (он намеревался использовать его в Голландии), проект устройства парового отопления жилых помещений. Но и эти, и другие его проекты по разным причинам так и не были реализованы.
Конец жизни Тревитик прожил в бедности. Он даже вынужден был обратиться в английский парламент с просьбой о финансовой помощи. Перечислив в своем прошении все свои важнейшие, по его мнению, изобретения, он завершил просьбу словами: «Проситель, однако, надеется, что его важные изобретения и усовершенствования не останутся не вознагражденными английской нацией, тем более что он до сих пор не получал ничего за убытки, которые он сам и его семья терпели благодаря тому, что он истратил свое состояние для общественного блага».
Крик о помощи не был услышан, и вскоре, 22 апреля 1833 года, создатель первого в мире паровоза умер. Похоронили Тревитика на кладбище для бедняков. Впоследствии место захоронения затерялось.
Но все же о достижениях великого изобретателя не забыли. В Кэмборне ему поставили памятник, в Дартфорде, где он умер, установили мемориальную доску, посвященную последним годам его жизни. А в Кардиффском университете библиотека названа его именем.