Зачем это нужно?
Светские и религиозные власти всегда боролись против плакальщиц. Древнеримские Законы 12 таблиц запрещали на похоронах причитать и расцарапывать щёки. Законы шариата тоже негативно относятся к рыдальщицам. Христианские святые порицали их деятельность, говоря, что это (как и любой сильный плач на погребении) противоречит христианской вере в воскресение мёртвых.
Несмотря на это, услуги плакальщиц так же востребованы, как и две тысячи лет назад. Руководитель киргизского научно-исследовательского центра «Айгине» Гульнара Айтпаева полагает, что поминальный плач имеет мощное психотерапевтическое действие. Именно поэтому воплениц так часто заказывают и в современной Киргизии.
Писатель Саманта Тетро считает, что плакальщицы оказывают семьям, переносящим утрату, неоценимую помощь. Даже в наше время посещаемость похорон — это признак социального статуса новопреставленного. Если его родственники хотят устроить пышную церемонию, то профессиональные траурщики будут очень кстати.
По мнению преподавателя кафедры психиатрии Медцентра Университета Тулейна Мэрилин Мендосы, рыдальщиков нанимают в случаях, когда родственникам неудобно прилюдно плакать по усопшему. Но вне зависимости от того, зачем приглашаются профессиональные скорбящие, Мендоса советует переговорить с ними до начала церемонии, чтобы обсудить с ними все нюансы.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
#истории #культура #общество #смерть #лонгриды #лигаавторов
Вопленицы Руси
На Руси, особенно в сельской местности, профессия плакальщиц (или, как их чаще называли, воплениц) была востребована и, в отличие от многих других стран, уважаема. Рыдальщицы участвовали в церемонии и до, и после похорон, и потом ежегодно посещали поминальные пиры.
Традиция зародилась ещё во времена язычества. По славянским поверьям, во время погребения миры живых и мёртвых находятся максимально близко. Вопленицы «помогали» душе перейти в царство мёртвых, чтобы та не осталась с живыми и не стала навью — злым духом. Именно для этого они читали особые магические заклинания.
Картина Василия Перова «Сцена на могиле»
Плач у них тоже имел утилитарную функцию. Громкие причитания отпугивали злых демонов, чтобы те не перешли границу мира живых. Чтобы ещё сильнее напугать тёмных духов, рыдальщицы распускали волосы, взлохмачивали их.
Плакальщиц нанимали как на похороны, так на другие события — свадьбы, проводы в армию. На свадьбах невесте полагалось плакать, горюя о завершении прежней жизни, но та не всегда могла это сделать, и на помощь приходили вопленицы. От них требовалось громче плакать и вопить, они раздирали себе волосы и били себе в грудь. Рыдальщиц обучали их ремеслу с раннего детства. Они умели не только рыдать, но и знать специальные речи и песни, подбирать интонации, иметь актёрские таланты, обладать даром слова.
Православная церковь называла грехом сильный плач, вопли и раздирания волос на погребении. По христианскому учению, у Бога все живы, а потому длительное горе, тем более проявляемое напоказ, не имеет смысла и осуждалось. На исповеди священники иногда спрашивали у женщин, не убивались ли они слишком сильно по усопшему. Приемлемой была лёгкая, умеренная скорбь.
Тем не менее, вопленицы в России работали почти до Октябрьского переворота. Максим Горький в своём очерке «Вопленица» рассказывает о профессиональной плакальщице Ирине Федосовой — частой гостье похорон или свадеб. Советская власть критически относилась к рыдальщицам, а революционный поэт Демьян Бедный раскритиковал их в своём стихотворении 1915 года «Плакальщицы». Сегодня в России почти невозможно встретить воплениц на погребении, хотя в северных регионах страны (Архангельская, Вологодская области) ещё живы исполнительницы похоронных причитаний.
Максим Горький и Демьян Бедный
Танцуют все!
Хотя это происходит и в других отдаленных частях Китая, эта практика наиболее распространена на Тайване.
Изображение взято из открытых источников.
Но даже там, в больших городах, ничего подобного не встретишь.
«Стриптиз на похороны находится в серой пограничной зоне между легальной и нелегальной деятельностью. Гораздо реже подобное можно встретить в мегаполисах, считает антрополог из Университета Южной Каролины Марс Московиц.
Цель эротического танца не только собрать публику (хотя и это, конечно, тоже), но и успокоить провожающих, поднять им настроение. То, что происходит на похоронах, зависит от конкретной группы людей. Как правило, шоу включает в себя специальные автомобили с прикрепленными к крыше шестами, танцующими на них стриптизершами, музыкой, фейерверком и неоновой подсветкой сцены.
Изображение взято из открытых источников.
Удовольствие недешевое, поэтому конечно эротические танцовщицы могут позволить себе не все.
Иногда танцовщицы снимают лифчики и трусики на глазах у возбужденной публики.
То и дело в связи с этой традицией вспыхивают скандалы.
Год назад, например, на похороны одного из тайваньских политиков были приглашены не только барабанщики и оркестр, но и 50 полуголых девушек, которые исполнили зажигательный танец на крышах автомобилей.
В ответ на нападки общественности семья погибшего ответила, что просто хотели почтить память погибшего, который любил повеселиться.
Изображение взято из открытых источников.
Если семья хочет соблюдать действующие законы и избегать публичного раздевания, они иногда вместо этого приглашают танцовщиц стриптиза в качестве чирлидеров.
Китайское правительство возмущено такой практикой. Они называют выступления нецивилизованными и подчеркивают, что те, кто приглашает стриптизерш на похороны, должны быть сурово наказаны.
Изображение взято из открытых источников.
Больше всего, конечно, их беспокоит публичное разоблачение, особенно в присутствии несовершеннолетних.
Так что власти наказывают и виновных, и организаторов такого сценария.
Неизвестно, чем это закончится, но китайское правительство поставило перед собой цель искоренить «вульгарный обычай».
Уникальные обычаи разных стран
- Япония: В Японии принято оставлять чаевые после посещения ресторана, так как они трактуются как оскорбление. Также, перед входом в дом или традиционную японскую гостиницу следует снять обувь.
- Индия: На свадьбу в Индии приглашаются не только близкие родственники и друзья, но и знакомые князей, а также несколько неизвестных случайных прохожих, чтобы добавить гостью и пышности мероприятию.
- Норвегия: В Норвегии принято вечером угощать морским горным уловом. Также здесь обычай почтить память своих предков, посещая их могилы на День Всех Святых.
- Германия: Здесь очень популярен обычай пить пиво. Оно является неотъемлемой частью культуры и социальной жизни страны. В Германии также принято отдыхать в банях и саунах.
- Бразилия: Здесь очень популярен танец самба, который стал символом страны. В Бразилии также распространен обычай играть в футбол на пляже и устраивать яркие карнавалы.
Каждый из этих обычаев уникален и отражает особенности культуры и традиций каждой страны. Изучение таких обычаев позволяет понять и уважать другие культуры и создает возможность погрузиться в атмосферу нового и непознанного.
Китайский оксюморон — веселые похороны
В русском языке словосочетание «веселые похороны» имеет ироничную окраску и используется в переносном смысле, когда говорят о вещах несовместимых между собой. В Китае данный оксюморон используется как раз в самом прямом значении. Похороны здесь очень часто напоминаются развеселое шоу с выпивкой, танцами и стриптизом.
В последний путь таким оригинальным способом провожают зажиточных граждан, а похоронные вечеринки характерны для больших богатых городов. Так что возникает яркая ассоциация с русским «похоже они зажрались»: просто выпивки и закуски уже оказывается недостаточно, чтобы привлечь людей для последнего поминовения усопшего, вот и приходится родственникам изворачиваться. А хлеб+зрелища еще со времен Древнего Рима — беспроигрышный ход для привлечения внимания народных масс.
Стоит отметить, что в Китае традиция веселых похорон возникла значительно позже. В исторических документах XVIII века впервые упоминается о том, что на церемонии погребения женщины могли разоблачаться для публики, то есть устраивать стриптиз. Есть также версия, что современные увеселения на похоронах в Китае берут начало в ритуалах плодородия, в рамках которых тоже исполняли эротические танцы во время погребения, что символизировано продолжение жизни и воплощение души усопшего в его потомках.
Откуда он возник.
По одной из теорий, стриптизерши на похоронах должны расшевелить толпу — большая толпа означает, что покойный был уважаемым человеком, и почтить его память пришло много людей.
По другой версии (которая, впрочем, не противоречит первой), эротические танцы играли роль своеобразного «ритуала плодородия».
Изображение взято из открытых источников.
Хуань Цзяньсинь, профессор университета провинции Фуцзянь, так комментирует эту традицию: «В некоторых местных культурах танец с элементами эротики можно рассматривать как воплощение желания умершего иметь много детей».
Считается, что традиция зародилась в 90-х годах прошлого века, с Тайваня, где местная мафия на тот момент полностью взяла в свои руки похоронный бизнес, но предлагала танцовщиц из своих клубов по сниженной цене.
Изображение взято из открытых источников.
Но в исторических отчетах упоминание о женщине появляется в храме уже во второй половине 18 века.
Европа: Память о покойных
В разных странах Европы существуют различные обычаи и ритуалы, связанные с похоронами и поминовением усопших. В некоторых из них особо выделяется участие в мероприятии самого гроба, на котором покойный доставляется к месту захоронения.
Один из примеров — традиция танцев на похоронах с гробом. Она практикуется в некоторых частях Европы, особенно в странах, где народные обычаи и традиции играют важную роль в жизни сообщества.
В таких странах, как Ирландия и Италия, этот обычай сопровождается танцами, песнями и музыкой, позволяя близким усопшего еще раз почтить его память и отдать последнюю должную честь.
Такие похороны с гробом являются особенным мероприятием, которое помогает воспоминаниям о покойном оставаться живыми и передается из поколения в поколение.
Несмотря на то, что танцевать на похоронах с гробом может показаться необычным, для многих людей это становится особым обрядом прощания и возможностью подчеркнуть его уникальность.
Страна | Особенности |
---|---|
Ирландия | Жизнерадостные песни и танцы, позволяющие выразить радость жизни покойного |
Италия | Танцы на улицах, чтобы проводить покойного с веселыми и яркими эмоциями |
Греция | Память усопших отмечается громкими гуляниями и народными танцами |
Польша | Обычай гробовых гуляний с музыкой и плясками, чтобы отпраздновать жизнь покойного |
Испания | Смешение горя и радости на мероприятии, чтобы отметить покойного |
Австралия: Связь с природой
Австралийцы имеют глубокую связь с природой, которая проявляется во всех аспектах их жизни. Они почти все свободное время проводят на свежем воздухе, занимаясь активными видами спорта или просто наслаждаясь окружающей природой.
Одной из самых популярных форм отдыха в Австралии является кемпинг. Почти каждая семья имеет собственную палатку или автокемпер и регулярно устраивает походы на природу. Кемпинг позволяет насладиться красотами австралийской природы и провести время наедине с собой.
Горы |
Пляжи |
Пустыни |
Австралия также славится своими национальными парками, которые являются настоящими уголками природы. Здесь можно увидеть уникальные виды растений и животных, редкие птицы и насекомых. Национальные парки предлагают различные маршруты для пеших прогулок, велосипедных прогулок и даже джип-сафари.
Интересно, что даже в городской среде австралийцы пытаются сохранить связь с природой. Во многих городах есть парки и сады, где можно отдохнуть от суеты и насладиться зеленью и цветами. Также в городах часто проводятся различные мероприятия, посвященные природе, такие как выставки растений, конкурсы садоводов и фестивали цветов.
Похоронные танцы не противоречат закону
Как бы там ни было, стриптиз на похоронах выглядит очень странно. Даже сами китайцы это отмечают. К тому же, гости, собравшиеся воздать почести умершему, часто забывают, зачем они собственно собрались. И церемония погребения перерастает в вечеринку.
Зажиточные китайцы, желая обеспечить своему родственнику или другу достойную загробную жизнь, зачастую не знают меры. Бывали случаи, когда катафалк с телом в гробу сопровождали машины с пилонами на крышах, на которых на протяжении всей дороги танцевали стриптизерши. По слухам, на похоронах одного из политиков Тайваня танцевали с полным разоблачением 50 девушек.
Традиция «веселых похорон» нравится далеко не всем китайцам. Общественность и власти считают ее вульгарной и даже оскорбительной. Однако стриптиз на поминках не является нарушением закона, поэтому официально его запретить не могут.
Тем не менее, полиция может свернуть подобную вечеринку, если обнаружатся факты нарушения общественного порядка. Однако, когда она проводится в закрытом клубе, представители правоохранительных органов ничего не могут сделать.
Китайские плакальщицы
В Китае ещё в третьем веке нашей эры на похоронах устраивали театрализованные и музыкальные представления у усопших с высоким социальным статусом. Актёры изображали почившего и показывали зрителям сцены из его жизни. В 756 году на погребения в Китае стали нанимать профессиональных плакальщиц (по другим данным, обычай устраивать ритуальный плач во время предания тела земле появился ещё раньше, в эпоху династии Хань). В Китае рыдальщиц нанимали и в тех случаях, когда родня не любила новопреставленного и не горевала из-за его смерти.
Они плакали, причитали, бились о пол и исполняли кусанг — особый похоронный вопль. Китайское правительство не всегда относилось к ним благосклонно, особенно озлобившись на них во время Культурной революции 1966-1976 годов. Погребальный плач сочли суеверием, назвали «феодальным пагубным ядом» и запретили. Роскошные проводы в мир иной стали признаком незаконно заработанных денег, и от них отказались.
В ту пору в стране не зафиксировали ни одного случая профессионального траура. Услуги плакальщиц стали снова востребованы позже, в период экономических реформ Дэн Сяопина, начатых в конце 1970-х. Вновь вернулась мода тратить огромные деньги на организацию погребений (у некоторых семей на это уходит их суммарный доход за несколько лет). Похоронный бизнес стал одним из самых прибыльных дел в Китае, и профессиональные рыдальщицы стали хорошо зарабатывать, хотя уважением в обществе не пользуются.
Предпохоронная трапеза в современном Китае Фото NPR
К середине 1990-х на один только восьмимиллионный город Чунцин приходилось около 100 тысяч рыдальщиц. В 2002 году городское правительство запретило им выступать на погребениях в черте города, за исключением ритуальных залов. Это нанесло сильный удар по их индустрии и вытеснило их на задворки и за город.
Сейчас в Китае и на Тайване плакальщиц почти нет в больших городах, в отличии от сёл. Обычно это женщины, уволенные с предыдущей работы. Они объединяются в крупные оркестры, где работают и их мужья или братья. Эти оркестры часто выступают днём на свадьбе, а вечером того же дня — на похоронах.
Нынешние панихиды в Китае впитали в себя элементы современности, что делает их порой сюрреалистичными. Когда вопленицы завершают вступление, погребальная церемония превращается в праздник с кинокомедиями, попсой, хип-хопом и танцами живота прямо возле гроба. На похоронах плакальщицы даже танцуют стриптиз. Одно такое выступление может принести им до 1000 долларов (средняя зарплата в Китае в 2020 году эквивалентна 878 долларам). Полиция борется с этим, штрафует и арестовывает как девушек, так и организаторов мероприятия.
Выступление китайской плакальщицы Ху Синлян
Рыдальщицы наших дней
Профессия плакальщиц существует и по сей день не только в Китае. Наиболее распространено сегодня это ремесло в Латинской Америке, где вопленицы известны с 17 века. Их услугами пользуются в современной Мексике, хотя с каждым годом спрос на них постепенно падает. Там их называют mariquitas — «божьи коровки». Обычно они зарабатывают около 600 песо (примерно 2150 рублей) на похоронах.
Семьи, неспособные заплатить плакальщицам, просто приглашают их на поминальную трапезу. Они приезжают в Сан-Хуан-Дель-Рио (штат Керетано) на День мёртвых и устраивают спектакль, плача и скорбя по какой-нибудь недавно скончавшейся знаменитости. Зрители воспринимают это как театральное или музыкальное представление.
Празднование Дня мёртвых в Мексике Фото Reuters
В Бразилии, где этот обычай известен со времён португальской колонизации, известна профессиональная рыдальщица Ита Роша. Она — частый гость на похоронах. В марте 2009 года женщина работала на погребении модельера и конгрессмена Клодовиля Эрнандеса, а в 1997 году — Принцессы Дианы. Плакальщиц используют и в других странах Латинской Америки.
Северная Албания — один из немногих регионов в мире, где рыдальщиками были мужчины (но только если и сам усопший — мужчина). Около десяти человек собирались у гроба, били себя в грудь и пели Gjâma e Burrave — мужскую похоронную песнь. Ислам запрещал албанцам-мусульманам рыдать на погребении, поэтому этим занимались албанцы-католики. При коммунистическом режиме такой траур запретили, но с начала 1990-х обычай возрождается.
Плач на похоронах в Албании, 1937 год Фото Reimer Schulz
Профессиональный траур встречается во многих регионах Индии, особенно в западном штате Раджастхан. Рыдальщиков там называют «рудаали». Индийская традиция не позволяла женщинам из высших каст проявлять излишнюю эмоциональность на похоронах, и потому там нанимали рудаали из низших слоёв населения. Они плакали и били себя в грудь, и их скорбь длилась до 12 дней. Сегодня в Индии рудаали встречаются всё реже.
В Британии возрождение профессионального траура началось в викторианскую эпоху, и плакальщиков тогда называли funeral mates — похоронные товарищи. Ещё их называли «немыми» из-за того, что они не кричали и не вопили, а молча шли в процессии. Их нанимали богатые семьи, чтобы визуально сделать погребение близкого человека более посещаемым.
За каждые похороны плакальщикам платили по 30-120 долларов, помимо чаевых. Обряд длится по 2-3 часа, и порой сотрудники посещали по две-три траурных церемонии за день. Фирма работала с усопшими всех религий, в том числе с христианами, мусульманами, буддистами, индуистами и иудеями. Рыдальщикам приходилось учитывать все тонкости ритуала в разных религиях, чтобы их не разоблачили.
Сотрудники фирмы прибегали к разным способам заставить себя рыдать об умершем. Зачастую они предварительно смотрели какой-нибудь грустный и депрессивный фильм о профессии почившего. Мужчины-плакальщики порой пересматривали фильм «Список Шиндлера», а женщины — «Титаник». Поначалу спрос на их услуги постоянно рос. Фирма даже отклоняла заказы, если похороны проходили слишком далеко, и туда было неудобно добираться. Однако со временем расходы стали слишком высоки, и в марте 2019 года компания закрылась.
В соседней Киргизии плакальщики существуют со времён тенгрианства и продолжают работать в наши дни. Есть два типа траурного плача — мужской («жоктоо») и женский («кошок»). Кошок исполняется и по радостным поводам, как-то свадьба или рождение ребёнка. За исполнение похоронного кошока профессиональные рыдальщицы зарабатывают по 2-4 тысячи сомов (1900-3800 российский рублей, при средней в Киргизии в 12 тысяч сомов).
Кто такие плакальщицы?
Плакальщиками называют людей, получающих деньги за то, чтобы они приходили на погребение скорбеть по усопшему. От них требуется плакать и участвовать во всех похоронных обрядах, даже если они не знали умершего лично (как чаще всего и бывает).
Плакальщиц почти всегда нанимают, чтобы:
- выразить печаль утраты, подчеркнуть, как почивший важен для окружающих;
- выделить статус покойника и его прижизненное социальное положение в обществе;
- громко оповестить окружающих о похоронах;
- помочь с эмоциональной разрядкой близким усопшего, особенно если они сами не могут плакать.
Рыдальщиками почти всегда работают женщины, мужчины в этом ремесле до сих пор — исключение. Так повелось из древности, когда считалось, что мужчине не следует проявлять сильных эмоций, а его скорбь должна быть тихой и сдержанной. Также такая работа в древнем мире, где для девушек почти не было рабочих мест, давала им чувство гордости за то, что и они тоже могут зарабатывать деньги.