Финансы и политика
За первые восемь месяцев 2022 года инвестиции Китая в Россию составили $450 млн, увеличившись на 150%. В 2023 году их совокупный объём превысил $50 млрд. Такие данные приводит Минвостокразвития. При этом, как ранее сообщила генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфань, объём китайских инвестиций на Дальнем Востоке превысил $13 млрд, что считается хорошим показателям, но все-таки, по мнению большинства экспертов, недостаточным в свете глобальных планов российско-китайского сотрудничества.
Ни один из открытых источников не публикует статистики прямых нефинансовых инвестиций (ПИИ) в Дальневосточный регион, однако в общероссийских масштабах это довольно скромная цифра менее 1 млрд долларов – по объёмам ПИИ Китай не входит и в первую двадцатку стран-партнёров РФ. Даже с учетом поступивших инвестиций из Гонконга через офшорные компании доля китайского капитала не превышает 2,5% от всех иностранных инвестиций в Россию. Такой оценкой делится кандидат экономических наук ДВФУ Анна Брезицкая. А ведь именно ПИИ отражают долговременную экономическую заинтересованность иностранного инвестора. В отличие от портфельных, не рассчитанных на участие в управлении активами, они подразумевают контроль над компанией, когда инвестор заинтересован в том, чтобы привести её к успеху, и вкладывает деньги в развитие.
Финансовые отношения между Китаем и Россией значительно отстают от политических и экономических отношений между двумя странами, заявил доктор Ван Вэнь, декан Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете, вице-президент школы «Шелковый путь» университета Жэньминь в интервью порталу HSE University.
«Например, объём взаимных инвестиций между двумя странами очень мал. Среднегодовой объём прямых нефинансовых инвестиций Китая в Россию не превышает 1 миллиарда долларов США, что составляет менее 1% от иностранных инвестиций Китая. Прямые инвестиции России в Китай составляют всего более 10 миллионов долларов США, менее 0,1% от иностранных инвестиций Китая», — цитирует источник Ван Вэня.
Корень проблем г-н Вэнь видит в том, что «механизм поддержки финансового сотрудничества между Китаем и Россией еще не совершенен, и двум странам не хватает инструментов предотвращения рыночных рисков и достаточных механизмов обмена информацией и надзора».
С этой оценкой согласен профессор, академик РАН, руководитель центра азиатско-тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, профессор Восточного института — Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета Виктор Ларин.
«Китайский бизнес и хотел бы инвестировать на Дальнем Востоке, но есть два препятствия: инвестиционный климат и незнание реальной ситуации в России вообще и в Приморье в частности. Пока опасения перевешивают энтузиазм», — комментирует он.
Новые контакты
— В чём проявляется устойчивость экономических контактов Приморья в новых условиях?
— Одним из крупнейших успехов нужно считать развитие отношений с Китайской Народной Республикой. Через Приморский край проложены и действуют международные транспортные коридоры «Приморье-1» (Суйфэньхэ –Владивосток – Восточный) и «Приморье-2» (Хунчунь – Зарубино). По ним через порты юга Приморского края перемещаются крупные объёмы внутренних китайских товаров провинций Хэйлунцзян и Цзилинь на юг КНР. Эти проекты они были включены в концепцию развития приграничных территорий субъектов Дальневосточного федерального округа еще в 2015 году. В 2016 году концепция их развития была утверждена Правительством Российской Федерации. В 2017-м году во время рабочего визита в Москву Председателя КНР Си Цзиньпина был подписан Меморандум о сотрудничестве в данном направлении. По «Приморью-1» в 2019 году в направлении Владивостока и Восточного было перевезено около 7,6 тысячи. китайских контейнеров. По «Приморью-2» из Хунчуня в Зарубино — 3,8 тысячи. Проекты работали в повседневном режиме до начала пандемии. Сегодня, после снятия всех карантинных ограничений они активно развиваются. Губернатор Приморья Олег Кожемяко подчеркивает, что Курс на Восток, заявленный Президентом – это реальность, продиктованная международной обстановкой и закрытием западных границ. И сегодня это направление требует масштабной работы в ключевом регионе Дальнего Востока. Губернатор держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики.
Порты Приморья играют важную роль в экономике региона. Фото: АиФ/ Александр Колегов
— Это транзит китайских товаров в Китай. Каков интерес России?
— От таможенного сопровождения транзита бюджет России всё время получал доходы. Кроме того, китайская сторона оплачивала проводимые работы и использование инфраструктуры, загрузку портов и железнодорожных линий. В конце концов создавались новые рабочие места для граждан Российской Федерации и конкретно — приморцев. Также в крае хорошо работает на развитие экономики госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края».
— А именно для Приморского края эффект от подобных мероприятий имеется?
— Валовый региональный продукт Приморья по итогам 2022 года вырос на 15%. Только вдумайтесь в эту цифру! Рост внешнеторгового оборота составил 22%. Инвестиционные программы в рамках Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития приблизились к сумме 115 млрд рублей. В Приморский край приезжали 3 миллиона туристов, а это приближается к показателям 2019 года, когда все границы были открыты, несмотря на то, что ещё далеко не все транспортные маршруты сегодня функционируют, в том же объёме. Тут радует, что в крае в полном мере реализуется госпрограмма «Развитие туризма Приморского края».
Рынок компенсировал дефицит.
На место одних партнёров пришли другие. В итоге взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, и Индией, странами СНГ и Юго-Восточной Азии.
— То есть международной изоляции России не случилось?
— Практика показала, что уход с российских направлений крупнейших и привычных международных транспортных компаний был лишь временным, и, кстати, не столь уж серьёзным затруднением. Порты не остались пустыми. К причалам пришли суда других компаний-перевозчиков и с избытком заместили выбывших участников рынка.
Уже осенью 2022 года из столицы Дальневосточного округа возобновилось международное авиасообщение.
— На место одних пришли другие. Рынок компенсировал дефицит?
— Именно так. Причём пришли компании и представители государств, контакты с которыми прежде были незначительны. В итоге взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, и Индией, странами СНГ и Юго-Восточной Азии. Начали налаживаться и развиваться торгово-экономические контакты с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Кстати, сестра лидера последней прямо заявила, что КНДР «всегда будет стоять в одном окопе с армией и народом России».
Вот это и называется – «Курс на Восток»!