Куртизанки, кокотки, уличные девки: история коммерческого секса через призму искусства

«позы» аретино — средневековая похабщина, ставшая классикой ренессанса

Соперница Коко Шанель

Эмилия Андрэ (впоследствии она называла себя Эмильеной д’Алансон) начала карьеру с цирковых выступлений. У нее был номер с дрессированными кроликами. С первых мгновений своего появления на арене девушка завораживала публику. Она была оригинальной во всем, начиная с платья из тафты ярко-розового цвета, который писатель Жан Лоррен описал как «малиновый лед». Но это еще не все. Своих кроликов д’Алансон тоже красила в розовый цвет и наряжала в кружева. Это было очень необычно для того времени.

Образ красавицы вдохновлял именитых художников и поэтов. Она изображена на полотнах Тулуз-Лотрека и Жюля Шере. Ей восхищался Марсель Пруст. О знакомстве с ней в своих мемуарах писал князь Юсупов.
Ее любовниками были, в частности, король Леопольд II, дворянин Жак д’Юзес и офицер Этьен Бальсан. Последнего она делила, кстати, с Коко Шанель.

У Эмильены интересная история отношений с Коко. Как-то, будучи в гостях у Бальсана, Коко примерила одежду знаменитой куртизанки. И утонула в складках: модельер была худенькой, а Эмильена — пышной, как все красавицы Прекрасной эпохи. Поговаривают, после этого раздраженная Шанель решила шить одежду только на таких, как она сама, и приложила все усилия, чтобы полнота вышла из моды. Так что не исключено, что современная мода на худышек — следствие того, что Коко Шанель нужно было устранить полную соперницу.

При этом Шанель восхищалась очаровательной Эмильеной. Когда она описывала парфюмеру Эрнесту Бо, чего она хочет от своих новых духов, она описала свои впечатления от д’Алансон. «Она пахнет хорошо, она пахнет чистотой», — сказала тогда Коко. Эрнест создал запах, который сегодня продается под названием «Шанель № 5». Одну из своих первых шляп Шанель создала специально для Эмильены.

д’Алансон официально ушла со сцены в 1906 году. Ее мужем был жокей Перси Вудланд.
Она посвятила себя разведению беговых лошадей, очень увлекалась скачками. Увы, это не было выгодным бизнесом. Очень скоро фамильные драгоценности и фарфор д’Алансон ушли с молотка. Она переехала в Ниццу, где скончалась в 1946 году.

P.S.

Эта статья была написана в 2021 году. Сейчас на дворе 2023 год, и я возвращаюсь к старой публикации, чтобы добавить любопытное дополнение. Недавно художница Анжела Джерих (к её циклу «Ёжики советского кино» мы уже обращались) опубликовала свою новую работу. Называется она «У берегов санатория «Кустодиев», и здесь Джерих объединила нескольких героинь (а также героев) Кустодиева. Две купчихи едят арбуз прямо в воде (на оригинальных картинах они пили чай, но арбуз там всё же присутствовал). Есть купчиха с шалью, только в оригинале шаль была поверх платья, а здесь — поверх купальника. А в руке вместо зеркала — тоже кусок арбуза. «Булочник» несёт кукурузу.Есть героиня полотна «Красавица». И есть «Русская Венера»! Без веника!Пожалуй, «Купальщицы» не хватает…

Альберто Джакометти. Каролина на белом фоне

Альберто Джакометти. Каролина на белом фоне, 1961

Работы Альберто Джакометти в послевоенные годы искусства характеризуются тонкими, подобными статуям изображениями мужчин и женщин. Они кажутся одинокими, изолированными. Долгое время любимой моделью Джакометти была его жена Аннет. Затем Джакометти встретил Кэролайн — настоящее имя Ивонн Пуаро — парижскую проститутку. Джакометти был очарован Кэролайн. В последние годы все его работы были сосредоточены исключительно на ее изображении

Во всех он рисует ее в его простом, похожем на эскиз стиле, но лицо детализировано, привлекая внимание: ее глаза широко раскрыты и смотрят на зрителя

Между архаикой и авангардом

В начале 1906 года Модильяни переехал в Париж и поселился на Монмартре — там же, где были студии у Пабло Пикассо и других пионеров современного искусства. В то время французский авангард активно использовал средства архаического и не европейского искусства, тем самым порывая с академической изобразительной традицией. Появился термин «примитивный»: в случае с искусством он подразумевает, что художники, подобно мастерам византийских икон и европейским ремесленникам, следовали многовековым традициям. Замок Ангкор в современной Камбодже, выросший в джунглях, ассоциировался с Храмом Соломона; африканская скульптура сравнивалась с искусством Древнего Египта. Модернисты были восхищены теми намеренно абстрактными формами, которые художники прошлого, не испорченные цивилизацией, придавали фигурам людей. Примитивизм считался репрезентаций основ искусства, его чистой красоты.


Кариатида, 1911/1912. (wikipedia.org)


Кариатида, 1913. (wikipedia.org)

Из экспедиций в Западную и Северную Африку, а также Индокитай археологи и туристы привозили многочисленные артефакты. Часть из них была представлена на всемирных выставках 1867-го и 1889-го в Париже. В 1882 году во французской столице открыт первый этнографический музей, где были представлены предметы искусства из Индокитая. Всё это сформировало лицо авангарда.

Модильяни в начале творческой карьеры находился под влиянием картин голубого и розового периодов Пикассо. Героями его полотен становились маргиналы, например, арестованные женщины и алкоголики, голодающие артисты. Модильяни и себя считал изгоем, одним из тех, чьи образы переносил на холст. На его ранние работы, помимо Пикассо, повлияло творчество Поля Сезанна, Поля Гогена, Теофиля Александра Стейнлена и Анри де Тулуз-Лотрека.

В 1909 году, после знакомства с Константином Бранкузи, Модильяни начал создавать скульптуры из камня. За свою короткую карьеру он выполнил около 25 работ. Стиль этих абстрактных удлинённых голов, во многом напоминающих африканские маски, впоследствии найдёт отражение в его живописных произведениях. Скульптуры Модильяни демонстрируют знание автора не только африканской традиции, но также культуры Кикладской и Шумерской цивилизаций.

Молодого автора даже выбрали для участия в Осеннем салоне 1912 года, что было большой честью. Биографы, учитывая финансовые трудности Модильяни, нередко задавались вопросом, как он мог раздобыть дорогие материалы. Предположительно, как и многие другие скульпторы того времени, он время от времени «брал взаймы» камень: Монпарнас в то время активно ремонтировался, на строительных площадках можно было найти достаточно известняка. Возможно, это совпадение, но серии голов Модильяни вырезаны из камня того же типа.

Перед началом работы над статуей Модильяни выполнял множество подготовительных рисунков, повторяя и варьируя тему кариатид. Чёткие, стилизованные контуры очерчивают аскетические и строго фронтальные фигуры, отражающие строгость и жёсткость архаической скульптуры. Чтобы усилить эффект чужеродности и загадочности, Модильяни сочетал разные традиции: вытянутые шея и голова, клиновидный нос, скрещенные на груди руки — из кикладской культуры; украшения для тела, заострённый подбородок, маленький рот с тонкими губами и миндалевидные глаза — из африканской; причёска — из египетской.
К 1914 году художнику, страдавшему туберкулёзом, пришлось отказаться от скульптуры: работа с мрамором и известняком была губительна для его лёгких.

Личное знакомство с «Русской Венерой» в журнале «Крестьянка»

Я познакомился с «Русской Венерой» в раннем детстве — благодаря журналу «Крестьянка», опубликовавшему цветную репродукцию картины на целую страницу. Журнал я откопал, когда был у бабушки. В «Крестьянке», и «Работнице», которых в советское время выписывали почти все родственники, юного читателя интересовали в основном детские и музыкальные странички. Но привлекали и репродукции шедевров живописи, публиковавшиеся почти в каждом номере. Именно оттуда я и узнавал имена некоторых знаменитых художников. В том числе и Бориса Кустодиева.Кто-то может сказать, что интерес ребёнка вызвало то, что на картине изображена голая тётя. Этот момент, безусловно, присутствовал, чего греха таить. Но был далеко не единственным.

Действительно, в первую очередь привлекала внимание пышная обнажённая дама, распустившая свои великолепные рыжие волосы, улыбающаяся тому, кто смотрит на полотно. Находящаяся вроде бы одна в бане, но стыдливо прикрывающая интимное место веником

Немного отойдя от темы скажу, что политика редакции советских журналов 80-х была верной: ничего нет зазорного в соседстве репродукций великих картин с присутствием обнажённой натуры и детскими страничками. Ничего страшного, если работы Ренуара или Рубенса посмотрит ребёнок. Никто не ставил тогда на таких изданиях «18+», и я в своей статье тоже не буду этого делать.

Вернёмся к картине. Помимо главной героини, всё, что её окружало на полотне, создавало какую-то необъяснимую волшебную ауру. Контраст светлого тела девушки с тёмными бревёнчатыми стенами, мыльная пена на полке, клубы пара, и особенно зимний городок за окном — прекрасная атмосфера, соединяющая реальность и сказку. Всем этим и привлекла «Русская Венера» малолетнего ценителя. И запомнилась на всю жизнь.

Карьера проститутки в Англии

«Карьера проститутки» — это серия из шести полотен английского художника-моралиста Уильяма Хогарта. К сожалению, картины были утрачены, сохранились только гравюры.

Хогарт рассказывает историю молодой девушки по имени Молл, которая приезжает в Лондон за хорошей жизнью и попадает в сети к сводне.

Уильям Хогарт, «В ловушке сводницы», 1732 год

Сначала судьба Молл складывается неплохо — она становится содержанкой у богатого торговца, но постепенно опускается на дно. Из красивого дома она попадает в дешевый бордель, затем в тюрьму и наконец умирает от сифилиса в 23 года, пока ее сводня ворует оставшиеся пожитки девушки.

Подобные истории были не редки: индустриализация и урбанизация европейских стран заставляли всё больше селянок мечтать о сытой жизни в большом городе, где юность и свежесть ценились неизменно больше, чем в родной деревне.

Могла ли девушка без приданого рассчитывать на выгодный брак, который бы избавил ее от тяжелого, безрадостного труда на ферме или в роли прислуги? Вряд ли. Однако беспечная жизнь на содержании у богатого мужчины виделась вполне реальной перспективой.

Для европейских женщин XVIII–XIX веков замужество было единственной возможностью для реализации. Ни о какой успешной карьере речь, конечно же, идти не могла — под запретом находилось большинство профессий, а те, что разрешались, оплачивались более чем скромно

Кроме того, работающая молодая девушка привлекала к себе пристальное внимание — ее заранее были готовы заподозрить в самом худшем

Проституция в самых разных формах действительно царила повсеместно — на нее имелся большой спрос. В буржуазном обществе считалось, что приличные женщины лишены сексуального желания, любовь к плотским утехам приписывали простолюдинкам. Для исполнения супружеского долга даже существовала специальная одежда — глухая сорочка из грубой ткани с прорезью в области гениталий и вышитым напутствием вроде «С божьей помощью». Такая одежда была нужна, чтобы консумировать брак, оставаясь при этом в рамках пуританской морали.

Женская сорочка для исполнения супружеского долга. Источник

Мужчины отправлялись за удовольствиями на улицу или в бордели, где один вид оголенных женских ног или выпрыгивающей из декольте груди вызывал у них зуд плоти.

Немецкий историк Иоганн Вильгельм Архенгольц, побывав в Лондоне, ужасался упадку нравов британской столицы и так описывал уличных проституток:

Идею Хогарта продолжили художники-прерафаэлиты, чуть снизив градус морализаторского пафоса и добавив романтического драматизма. У Уильяма Холмана Ханта на картине «Проснувшаяся стыдливость» молодая содержанка, сидя на коленях покровителя, внезапно осознает всю обманчивость своего положения. Хант наполняет пространство полотна всевозможными символами вроде часов под стеклянным куполом (часики тикают), кота, играющего с птицей (поиграет, поранит и бросит), отброшенной перчатки (выкинет как ненужную вещь) и текста лирической поэмы Альфреда Теннисона «Слезы, праздные слезы».

Уильям Холман Хант, «Пробудившаяся стыдливость», 1853 год

«Русская Венера» и её влияние

За прошедшие 95 лет «Русская Венера» не потеряла своей популярности. Её почти все знают, и она вдохновляет множество других художников, создающих свои варианты. И это не только копии картины, она изображается и в более оригинальных изделиях. Например, вот такие изразцы (https://vesta-ceramica.ru/)

Источник фото

Нашёл в сети даже брошь «Русская Венера»! Это, конечно, совсем уж пародийно выглядит…

Источник

Но вдохновляла она не только художников, но и поэтов! Существует целый ряд стихов, посвящённых «Русской Венере». Вот один из них, автор Галина Журба:

Об «на» жена — обнажена,А «на» наполнено соблазном,Непревзойдённостью опасно:Округлость, свет и белизна.

Струится золото волосВ изгибе шеи — смыслом млечнымИ мягко обнимает плечи,Дородность подчеркнув и рост…

Улыбка ясная легка,Ушат с водой, мочало с мылом,Здоровье, молодость и сила,Взлетает лебедем рука…

Клубится пар до потолка,И, Афродитою из пены,Явление её сквозь стеныРоссийской баньки — на века!

А это — Татьяна Юницкая

О, эта русская душа,Непостижимая умами, –Лишь только сердцем, не спеша,Восторга влажными глазами, –

Когда художник и поэт,Играя красками-словами,Напишет дочери портретС распущенными волосами:

Роскошна русая коса, –Исконно девичье богатство, –Горит, как золото, краса,Как шёлк неистовых вибраций!

Клубится пена, пар стоит:– Чем не Венера в русской бане?!..Стыдливость – красоты магнит…А за окном – несутся сани.

Итальянские куртизанки в образах библейских святых

Первым изображением куртизанки в европейском искусстве можно считать Марию Магдалину — библейскую героиню, последовательницу Христа. Ее образ объединяет разных женщин, встречающихся в Священном Писании: безымянную блудницу на пиру у Симона Фарисея, омывшую ноги Иисусу, отшельницу Марию Египетскую, а также одну из святых жен, присутствовавших на казни Спасителя, которая первая увидела его воскрешение. Неизменными атрибутами Марии Магдалины являются длинные волосы и склянка с благовониями. В сценах покаяния Магдалина чаще всего предстает полуобнаженной и молящейся, создавая амбивалентное впечатление соблазна и святости.

Доменико Тинторетто, «Кающаяся Мария Магдалина», 1598–1602 годы

В эпоху Ренессанса для образа библейской блудницы позировали блудницы настоящие, а именно — куртизанки, представительницы высшего класса в иерархии европейской секс-индустрии. В Италии их называли grande Puttana. Зачастую они не только обладали сексуальной привлекательностью, но и были прекрасно образованы и могли поддержать беседу на самом высоком уровне.

Вот как ее описывает немецкий исследователь Эдуард Фукс:

В 1998 году на экраны вышел фильм «Честная куртизанка», где роль Вероники Франко исполнила английская актриса Кэтрин Маккормак.

Кадр из фильма «Честная куртизанка», 1998 год, режиссер Маршалл Херсковиц

С одной стороны — Русская Венера, с другой — семейное чаепитие

Идея была, а вот такого большого холста найти не удалось — времена были сложные. Поэтому «Венеру» Кустодиев писал на обратной стороне полотна «На террасе», которое было создано ещё в 1906 году и изображало совместное чаепитие всей семьи художника.

«На террасе» (1906)

И как раз именно семья и помогала Борису Михайловичу спустя двадцать лет создавать «Венеру».Помощь жены подробно описывать смысла нет: за годы болезни она помогала мужу-инвалиду во всём, без неё ничего бы не было. Сын Кирилл, на тот момент уже окончивший Академию художеств, грунтовал холст, крепил его к раме, взбивал пену для изображения мыльных пузырей… И самым главным было участие дочери Ирины.

Семья Кустодиевых: сын Кирилл, супруга Юлия Евстафьевна, Борис Михайлович, дочь Ирина. Примерно 1923 год

Прекрасная цыганка

Каролина Отеро осталась в истории как Прекрасная Отеро. Она родилась в бедной испанской семье. В 10 лет ее изнасиловали, а в 12 девочка стала танцевать за деньги в различных кафе и борделях. Позже отправилась танцевать в Лиссабон, там стала изучать актерское мастерство. В 20 лет у нее уже был свой импресарио, а год спустя, в 1889 году, она произвела настоящий фурор на парижской сцене, став звездой популярнейшего варьете «Фоли-Бержер».

Новым знакомым она представлялась цыганкой из Андалусии. Этот экзотический образ вдохновлял многих художников того времени. Ее рисовал, в частности, Врубель. Современники вспоминали, что один взгляд ее огромных черных глаз заставлял мужчин онеметь. Другие отмечали стройную талию и красивую грудь Каролины. По легенде, архитектор, строивший гостиницу Carlton в Каннах, сделал купола в форме грудей Отеро.

Испанская куртизанка очень быстро обрела статус самой желанной женщины во всей Европе. Ее любовниками были королевские особы из разных стран: Англии, Испании, Сербии и Монако. Перед ее красотой не устояли литератор Габриель д’Анунцио и герцог Вестминстерский, великий русский князь Петр и император Николай II (описывают случай, как Отеро подавали на серебряном блюде «на десерт» в закрытом клубе на ужине в честь Николая II).

Каждый любовник одаривал ее драгоценностями или домами, замками. Из-за ее красоты погибло немало мужчин. Одни из них стрелялись на дуэлях, другие свели счеты с жизнью, не добившись ее благосклонности.

Официальными мужьями Прекрасной Отеро были итальянский граф Гиуглелмо, с которым она разделила брачное ложе в 14-летнем возрасте, и Рене Уэбб — английский промышленник, взявший ее в жены в 1906 году.

Каролина была очень богатой женщиной. Увы, у нее была страсть к азартным играм, и она довольно быстро проматывала свое умопомрачительное состояние. Как-то она, дабы помочь своему спутнику отыграться, отдала ему дорогие пуговицы со своего платья, положив их на стол вместо фишек. После этого во время игры ей пришлось придерживать свой наряд, чтобы платье не падало.

Умерла La Belle Otero в 1965 году в жуткой нищете. Она проиграла все свои миллионы и существовала на маленькое пособие, которое одно казино добровольно выплачивало ей в благодарность за те миллионы, которые куртизанка проигрывала у них когда-то.

Веник и интимное место

Реставрация породила мифы о картине. Дело в том, что при обследовании полотна применяли рентгеновские лучи, и с их помощью установили: оказывается, веник, которым Венера прикрывает интимное место (кстати, прикрывает не полностью) нарисован позже, чем вся картина.

В связи с этим в сети писали, что Кустодиев целый год думал, прикрывать героине полотна лобок, или нет. И что жена настояла на том, что прикрыть — надо. И художник смирился.

Но версия эта, скорее всего, миф. Во-первых, на «Красавице», другой знаменитой картине Кустодиева, написанной на десять лет раньше, никого это место не смущало (правда, растительность там не была прорисована). А во-вторых, если веник не планировался, то положение правой руки Венеры выглядело бы очень странно.

Но в книге Алексеевой, которую мы уже не раз вспоминали, есть несколько строчек, которые полностью проясняют историю дорисованного веника.

Вот и всё, самое логичное объяснение, и никакой конспирологии с цензурой от жены.

Единственная выставка

В 1914 году Монпарнас стал новым центром притяжения творческой интеллигенции. Художники жили в полуразрушенных мастерских в нищенских условиях. Модильяни часто посещал местные кафе, где за неимением денег ему приходилось расплачиваться рисунками. Много времени он проводил со своей любовницей Беатрис Гастингс, которая в качестве обозревателя The New Age писала о светской жизни в Париже.


Беатрис Гастингс, 1915. (wikipedia.org)

В 1916-м Модильяни окончательно переключился на живопись. На полотна он перенёс неотъемлемые детали его скульптурных образов: вытянутая шея, овал лица, подобный маске, глаза, лишённые зрачков. Последнее стало визитной карточкой портретов кисти Модильяни. Деталь, восходящая к эстетической дематериализации и стилизации, — признак самоанализа и душевного спокойствия. Это глаза, которые не лицезреют видимого, являются символом отказа от всего внешнего и качеством трансцендентности. Данная традиция заимствована из африканских и восточноазиатских произведений искусства.


Невеста и жених, 1915−1916. (wikipedia.org)

Модильяни был заядлым рисовальщиком и любил писать с натуры, хотя иногда мог использовать фотографию для уточнения деталей. Часто, сидя в кафе или на улице, он доставал бумагу и карандаш и начинал так называемую графическую гимнастику. Художник был признанным мастером скетча: за 15 минут несколькими штрихами он схватывал главное. Эти рисунки служили набросками будущих картин. Кроме того, Модильяни обменивал их на товары, когда не хватало денег.


Портрет Леопольда Зборовски, 1916. (wikipedia.org)

Примерно в то же время арт-дилер Леопольд Зборовски настоял на том, что Модильяни должен попробовать себя в написании обнажённой натуры. Он гарантировал, что найдёт покупателей, которых заинтересуют такие полотна. Своё слово Зборовски сдержал: немало картин приобрели коллекционеры Йонас Неттер и Роже Дютийоль, что помогло Модильяни отчасти улучшить финансовое положение.

Обнажённые женщины Модильяни наследуют классической традиции: от «Рождения Венеры» Боттичелли до салонной живописи 19-го века, от «Махи обнажённой» Гойи и «Большой одалиски» Энгра до «Олимпии» Эдуарда Мане. Что особенно чувственно в произведениях Модильяни, так это небывалая близость модели к зрителю и мощное присутствие телесности, не смягчённой никаким мифологическим нарративом. Стилизация силуэтов и формализация являются отсылками к архаичному искусству.

На своей первой (и единственной при жизни) персональной выставке в декабре 1917 года Модильяни выставил 20 полотен, представлявших обнажённых женщин. Этот цикл картин, сегодня считающийся самым известным в наследии живописца, произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Вокруг галереи собралась такая толпа, что пришлось вмешаться полиции. Стражей порядка возмутила не столько сама нагота, сколько физиологичность изображений. Под угрозой конфискации полотна пришлось изъять из экспозиции. Наученный горьким опытом, Амедео больше не писал обнажённую натуру — модели на последующих работах так или иначе были прикрыты.

Интересно, что обвинения в порнографии и тяготению к сексуализации искусства противоречат личности самого Модильяни. В 1918 году он и его партнёрша Жанна Эбютерн посетили знаменитого импрессиониста Пьера Огюста Ренуара. Вероятно, желая повеселить Модильяни, Ренуар заявил, что считает картину с обнажённой натурой лишь тогда законченной, когда у него появляется желание шлёпнуть её по ягодице. Итальянец шутку не оценил и отрезал: «Мне не нравятся ягодицы».

В последние два года своей жизни он в основном писал самых близких ему людей, прежде всего Жанну, свою возлюбленную. Под впечатлением приближения отцовства он впервые начал изображать детей.


Алиса, 1918. (wikipedia.org)

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907

Считается, что когда Пикассо впервые услышал о том, что публика пребывает в шоке от «Радости жизни» Анри Матисса, его первой мыслью было превзойти своего соперника. И в 1907 году он это у него получилось. До того, как картина была представлена публике в 1916 году, она успела не понравиться многим коллегам-художникам. Матисс, по-видимому, был взбешен и назвал ее «плохой шуткой». Женщины на картине раздеты и двумерны, их угловатые формы лишены традиционных ассоциаций женственности и красоты настолько, что смотреть на них почти неудобно. Стилистически «Девицы» относятся к «примитивному» искусству.

Двойная картина — доступна для посетителей

Главная картина «Русская Венера» находится в Нижегородском государственном художественном музее. Однажды музей был затоплен, и полотно пострадало. Восстановил картину Павел Иванович Баранов, реставратор высшей категории ВХНРЦ имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря. При реставрации использовался механический метод, а также растворители. Был изготовлен новый, стеклянный подрамник, причём установили его перпендикулярно стене. Благодаря этому посетители музея могут увидеть обе работы Кустодиева — и «На террасе», и «Русскую Венеру».

Нижегородский государственный художественный музей Источник фото

Анри Жерве. Ролла

Анри Жерве. Ролла,1878

Большая часть ранних работ Гервекса была основана на мифах и историях, которые чаще всего были больше, чем просто поводом рисовать обнаженных женщин. «Ролла» не исключение. Художник был очень любим Парижским салоном, но «аморальная» «Ролла» была жестко отвергнута публикой. Однако, получившийся скандал лишь увеличил популярность картины. На ее создание Гервекса вдохновило стихотворение Альфреда де Мюссе — в этой сцене молодой Ролла и проститутка Мари. Как и на многих картинах конца 19-го века, вывод о ее статусе проститутки следует исключительно из отсутствия на ней одежды.

Встреча с Ахматовой

Примерно в 1911 году Амедео Модильяни познакомился с Анной Ахматовой. Поэтесса приехала в Париж в 1910 году в компании мужа Николая Гумилёва, во французской столице они проводили свадебное путешествие. На одном эзотерическом вечере в мастерской врача Поля Александра на улице Дельта художник и поэтесса встретились. Между ними пробежала искра, правда, кажется, любовь, так и осталась платонической.
Их общий интерес к эзотерике, вероятно, лежал в основе того, что они считали главным в искусстве, а именно разработки универсального языка. Оба увлекались культурой Древнего Египта и вместе посетили египетский отдел Лувра. Под впечатлением от увиденного было решено, что поэтесса исполнит роль модели. В качестве образа выбрали египетскую царицу-танцовщицу и кариатиду. Модильяни создал более 15 карандашных рисунков Ахматовой.


Кариатида на коленях, 1911. (wikipedia.org)


Обнажённая , ок. 1911. (wikipedia.org)

Кстати, Модильяни был большим почитателем поэзии. (Возможно, это была ещё одна черта его характера, которая помогла ему сблизиться с Ахматовой.) По словам Ильи Эренбурга, он никогда не встречал художника, столь сильно любившего поэзию. Модильяни регулярно цитировал по памяти Данте и других поэтов. Он также написал портреты нескольких известных авторов, в частности, Блеза Сандрара, Гийома Аполлинера и Жана Кокто. Его любимым произведением были «Песни Мальдорора» графа де Лотреамона (Исидора-Люсьена Дюкасса), текст которых он неизменно имел при себе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Будь на релаксе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: