Матильда Кшесинская
Кшесинская — выдающаяся балерина и одна из наиболее влиятельных особ конца 19 века. Она играла главные роли в самых популярных театрах и регулярно отклоняла приглашения в труппы иностранных балерин, желая доказать, что русские танцовщицы совсем не хуже остальных.
Красоту девушки отмечали все: например, на выпускном вечере Императорского театрального училища, которое Матильда блистательно окончила, присутствовала царская семья. Весь банкет Александр III любовался девушкой, после чего произнёс крылатые и судьбоносные слова: «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!».
Личная жизнь танцовщицы окутана тайнами: считается, что два года она была любовницей Николая Александровича и даже получила от него особняк на Английской набережной.
Но страстный роман разрушила помолвка Николая с внучкой королевы Виктории. Однако, Матильда не перестала занимать значимую роль в царской семье, ведь состояла в близких отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимирович. Позже, по Высочайшему указу, её сын получил отчество «Сергеевич».
Спустя десять лет после рождения наследника девушка вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем — он усыновил мальчика и дал ему своё отчество. И явно неспроста ещё через пять лет двоюродный брат Николая II присвоил ей и её потомкам титул и фамилию светлейших князей Романовских-Красинских.
Советская эпоха и кинематограф
Советская эпоха оказала значительное влияние на развитие кинематографа в России. Это время было отмечено изменениями в идеологической и художественной концепции фильмов, которые стали отражать социальные и политические события.
Советская Россия была одной из первых стран, где кинематограф рассматривался как средство пропаганды и идеологической борьбы. Фильмы играли важную роль в формировании нового общества и воодушевляли граждан на достижение больших высот и улучшение жизни.
Советский кинематограф также прославился во всем мире благодаря своему художественному потенциалу. Многие советские режиссеры, такие как Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский, сделали выдающийся вклад в историю кинематографа, создавая фильмы, которые стали классикой мирового киноискусства.
В советской России было создано много киностудий, где снимались фильмы на разные темы — от военных драм до комедий и музыкальных фильмов. Картины, такие как «Броненосец Потемкин», «Солярис» и «Иван Васильевич меняет профессию», до сих пор считаются шедеврами советского и мирового кинематографа.
Все эти достижения советской эпохи оказали огромное влияние на дальнейшее развитие кинематографа в России и во всем мире. Советская эпоха стала золотым периодом в истории российской кинематографии и открыла новые горизонты для киноискусства в целом.
Сибирский пост-мортем
В России в XIX – в начале XX века фотографии пост-мортем не прижились. Впрочем, в стране фотографировали похороны императоров и печатали фотографии большими тиражами. Люди покупали их, чтобы повесить дома на стену, но это была дань почившему помазаннику Божию. Например, на картине «Не ждали» Ильи Ефимовича Репина в комнате на стене висит посмертный портрет императора Александра II, убитого народовольцами.
Но в Сибири, благодаря немецким переселенцам, обычай пост-мортем был распространен до 1990-х годов. У немцев была своя особенность фотографий пост-мортем – они наряжали детей и незамужних и неженатых молодых людей невестами и женихами. Этот обряд получил название Totenhochzeit, что буквально значило «свадьба покойников», – об этом пишет в статье «Обычай венчания покойников в Сибири» этнограф Татьяна Борисовна Смирнова. Делалось это из убеждения, что человек при жизни должен обязательно вступить в брак. Девочек одевали в белое платье, а на голову одевали венок. Если малышке было всего несколько месяцев, венок одевали на чепчик. Юношей, мальчиков и холостяков наряжали в костюм, на лацкан которого прикалывали «штраус» – букет жениха.
Портретная съемка в 19 веке
Именно художники-портретисты 19 века стали все больше приобщаться к фотографии. Первыми в этой сфере стали предприимчивые американцы. В 1840 году в Америке на Восточном побережье было открыто фотоателье.
Услуги фотографов-портретистов быстро становятся популярными и доступными практически всем слоям населения, за исключением самых бедных. Живопись при этом остается привилегией богатых.
Мама с сыном, фото 1855 г.Император России Николай II
Именно благодаря портретной съемке появилось такое явление как «культ личности». Ведь продавать портреты знаменитостей намного выгоднее, чем обычных людей.
Знаменитая актриса 19 века Сара Бернар в образе императрицы Феодоры
В эпоху развития фотографии оборудование было далеко от современных камер. При съемке требовалось много света и выдержки. Для портретных фото в ателье использовали стулья с подголовниками или специальные держатели для фиксирования головы.
Нельзя было двигаться, говорить или улыбаться, иначе снимок будет смазан. Поэтому все такие серьезные на старых фотографиях. Из-за яркого света и длительности процесс фотографирования юмористы того времени сравнивали с пыткой.
Фотостудия 19 века, процесс съемки
Еще более сложным делом было заснять детей
Ребенка держали на руках, отвлекали его внимание животными или птицами в клетках
При этом фотографы старались сделать так, чтобы матери на снимке как бы не было. Так появился странный жанр «спрятанная мама».
Снимок ребенка на руках у матери
Был еще один жанр – посмертное фото. На мой взгляд, жуткая традиция. Так как портрет написать при жизни было дорого, да и фотография была тоже недешевой, но все же более доступной, родственники делали снимки мертвых, как будто они живы.
Такой вот способ сохранить на память изображение умершего. Для этого мертвых устанавливали или усаживали в удобные естественные фото, делали макияж и снимали.
Развитие киноиндустрии в России
Киноиндустрия в России имеет богатую историю, начиная с начала 20 века. В это время были созданы первые киностудии и фильмы, которые сразу же получили популярность у зрителей.
Одной из первых киностудий была «Киевская фото-акционерная общественная биографическая ателье-фабрика» (Кино), основанная в 1896 году в Киеве. Данная студия активно работала в первые годы XX века и сняла множество короткометражных фильмов.
Затем киноиндустрия расширилась на Москву. Здесь с начала 20 века начали появляться новые киностудии и кинотеатры. В 1919 году в Москве была создана «Государственная акционерная общественная кинофабрика», позднее переименованная в «Мосфильм». Здесь были сняты первые полнометражные фильмы.
В 1920-е годы киноиндустрия в СССР начала развиваться в активном темпе. Появились новые киностудии, были открыты кинотеатры по всей стране. В это время сняты такие известные фильмы, как «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь».
Год | Событие |
---|---|
1927 | Выпущен первый звуковой фильм в СССР – «Донской роман» |
1935 | Создана кинокомпания «Ленфильм» в Ленинграде |
1936 | Появление цветного кино в СССР с фильмом «Весна» |
1941 | Великая Отечественная война привела к замедлению развития киноиндустрии |
1954 | Выпуск первого советского широкоэкранного фильма «Павлин с ейфелевой башни» |
1961 | Создана кинокомпания «Мосфильм» |
После периода войны киноиндустрия в СССР начала снова развиваться. В 1961 году была создана кинокомпания «Мосфильм», а в 1973 году – «Горький киностудия». В это время появились такие известные фильмы, как «Джентльмены удачи» и «Кавказская пленница».
В 1991 году после распада СССР и прихода экономических и политических перемен, российская киноиндустрия столкнулась с серьезными проблемами. Однако в последние годы она начала снова оживать и демонстрировать интересные работы.
Современная российская киноиндустрия зарекомендовала себя как богатая и разнообразная. Она производит широкий спектр жанров и форматов фильмов и пользуется популярностью как внутри страны, так и за рубежом.
Несколько значимых фото из России XIX века
Смотрю на эту фотографию и думаю, чем он отличается от нас сегодняшних. Потом понял, что действительно отличается. Дело не только в биографии знаменитого певца, но и в энергетике и жажде жизни, которая от него исходит.
Певец Федор Шаляпин
Нас трудно удивить новыми марками автомобилей. А вот старыми… Хотя первый автомобиль больше напоминает коляску, тем не менее это был гигантский шаг вперед, который позволил человечеству создать современные модели машин.
Первый российский автомобиль конструкции Е. А. Яковлева и П. А. Фрезе
Этот писатель был мастером русской словесности. Он не принял революцию и эмигрировал. Иван Бунин был и остался одним из величайших русских гениев.
Писатель И. А. Бунин
Характерные черты причесок
Мужские стрижки, как и костюмы, мало трансформировались на протяжении столетия. Короткие пряди завивали, также использовали прямой пробор. В среде высшего общества принято было носить гладкие укладки, искусственный, глянцевый вид придавался с помощью пудры, масляных составов. В середине 19 века принято было носить волосы средней длины, разделенные на боковой пробор. Сбоку на одной из сторон завивались пряди к лицу. Популярной была прическа а-ля пуританин с залысинами на висках, боковым пробором и аккуратной бородкой без усов.
Женские прически на короткие волосы представляли собой россыпь мелких завитков. Подобные укладки легко трансформировались с помощью накладных шиньонов. Сочетание с жемчужными нитями, диадемами придавало образу торжественный вид. Пользовались подобные стрижки успехом еще в начале столетия, когда модой правила античность. Как сделать мелкие кудри самостоятельно дома, мы можете прочесть на нашем сайте.
Прически гимназисток отличались скромностью и лаконичностью. Волосы зачесывались назад, собирались в косу или пучок. Помимо языков, барышни изучали искусство и домоводство. Собранные аккуратные укладки подчеркивали скромность, кротость учениц. Единственным аксессуаром, украшавшим локоны, мог быть темный бант. Подобные укладки не отвлекали внимания от занятий, закрытая форма позволяла полностью сосредоточиться на обучении, не отвлекаться на мечты о балах и новых кринолинах.
Рекомендуем прочесть: как сделать красивую прическу для бальных танцев и художественной гимнастики своими руками.
В Англии моду на прически диктовала королева Виктория. Аккуратно уложены волосы были символом целомудрия, послушания, для женщины отводилась роль «домашнего ангела». Основными обязанностями являлись поддержка порядка в доме, воспитание детей. В патриархальном обществе было недопустимо носить распущенные локоны. Пользовавшиеся успехом в период барокко и рококо светлые, золотистые волосы, в викторианскую эпоху считаются наделенные особой мистической силой.
Популярность завоевывают темные оттенки, барышням уже нет надобности высветлят и красить шевелюру. После античных причесок возвращается мода на более сложные модели. Локоны заплетались и выкладывались корзинкой, укреплялась с помощью проволоки. Сама же королева Виктория в молодости предпочитала простую укладку из двух косичек у висков.
В Российской Империи тенденции повторяли моду европейцев. Актуальны были пышные прически, разделенные центральным пробором. Волосы укладывались завитками разного диаметра. Пряди аккуратно убирали, придавая им глянцевое сияние. В пушкинские времена, датированные серединой века, использовали высокие шиньоны, волосы у висков оставались распущенными, завивались в тугие локоны.
Укладки серебряного века отличались пышностью и простотой. Конец 19 века связан с нарастанием в обществе недовольства дворянством. Мода также претерпевает изменения, игривые завитки заменяются аккуратно собранными прическами. Копна состояла из крупных, мягких локонов, укладывалась на макушке жгутом или плетением. Основной объем распределялся вокруг головы, прическа была подобием головного убора. Использовали замужние женщины, так как подчеркивала сдержанность, элегантность образа.
Модели 1870 по 1880 год отличались сочетанием собранных у лица локонов и ниспадающих прядок на затылке. Европейские прически подчеркивали замысловатые шляпки, мода на которые активно развивалась. Украшались брошами, лентами, перьями, диадемами. Выделяли красивую линию тонкой лебединой шеи, идеалы красоты 80 х годов актуальны и сегодня.
Бальные прически отличались более высокой формой, а также использованием пышных, нарядных аксессуаров. Актуальными были укладки с начесами, игривыми завитками на затылке. С помощью шиньонов и каркасной проволоки удавалось добиться желаемого объема. Открытая шея, декольте подчеркивала изящность осиной талии и пышные, необъятные кринолины. Собираясь на бал, не принято было оставлять локоны распущенными, всевозможные виды завитков позволяли придать симметрию непослушной копне.
Взгляды на новое искусство: борьба отцов и детей
В начале XX века фотография прочно вошла в жизнь практически всех слоев татарского населения. Исключение составляли лишь бедные семьи, которые не могли себе это позволить. Особенно охотно заказывали карточки на память представители интеллигенции, члены состоятельных буржуазных семейств. Между тем, среди богатых татарских купцов встречались и противники этого явления. Вспоминая о деде, известном купце Мухаметшакире Казакове, его внук Сальман Губайдуллин писал о том, как много раз незаметно пытался его сфотографировать. Но это очень сердило деда, изображения купец считал большим грехом, поэтому нет ни одной его фотографии. Иногда в одной семье существовали абсолютно противоположные взгляды на фотоуслуги. Например, у купцов Юнусовых старший брат Мухаметрахим часто фотографировался, младший Габделкарим категорически отказывался. «Помните меня без рисунка», — говорил он детям. Остальные члены его семьи достаточно часто заказывали свои фотоснимки. При этом Г. Юнусов был весьма образованным и разносторонним человеком. В начале 1910-х годов совершил путешествие по Европе, но даже там избегал фотообъективов.
Другие семейства из накопленных фотографий к этому времени начали составлять специальные фотоальбомы. Их обложки нередко были кожаными, декорированные бархатом и различными камнями. Они выпускались как в России, так и в Европе. Если в конце XIX — в первом десятилетии XX веков в татарских снимках преобладали художественные фотографии, коллективные или индивидуальные, сделанные, как правило, в салоне, то в 1910-х годах встречаются кадры из обычной жизни: на природе, на даче, за игрой в крокет и т. д. Хотя в некоторых семьях имелись фотографии из пикников, датируемые и концом XIX века. Тогда уже получила распространение моментальная съемка переносными камерами.
После 1905 года фотографирование не подвергалось ярой критике. Развитие буржуазной национальной культуры: книгоиздательства, газет и журналов, театра требовало новых форм подачи материала. Конкуренция вела к тому, что предлагаемая продукция отходила от существовавшего ранее минимализма и дополнялась новыми художественными изысками. Татарские газеты и журналы, книги начали публиковать различные фотографии в основном портреты известных общественных деятелей и писателей. Интересно, что предприниматели старались художественно оформить даже бланки своих торговых фирм. Это могли быть особые шрифты, зарисовки здания, медалей, полученных на различных выставках. Они старались даже обычный документ преподнести в современном виде. К примеру, бланк торгового дома братьев Яушевых, имевших свои представительства во многих городах, был дополнен видом пассажа, а рядом со зданием гуляли модно одетые горожане. Судя по всему, рисунок для бланка был сделан с фотографии.
Фотографировать мертвых – удобно
Появление изображений умерших людей было связано с изобретением дагерротипа. Его на рубеже XVIII—XIX веков изобрел француз Жозеф Ньепс, а затем и Луи Дагер. Получение изображения происходило с помощью медной пластины, покрытой йодистым серебром, которое реагировало со светом. Изображение проявляли парами ртути и закрепляли тиосульфатом натрия. Чтобы создать четкую картинку, нужно было чтобы объект сидел неподвижно от 15 до 30 минут. Метод был не из дешевых, но значительно дешевле, чем заказать портрет живописцу, и этот способ портретной съемки быстро распространился по Европе.
Вскоре и в Англии, и в Европе появился обычай делать портреты умерших людей. Изображение получалось качественным, ведь мертвые не двигались, а открытые глаза для придания «жизненности» мазали маслом. Обычай просуществовал в Европе вплоть до XX века.
Кому-то это может показаться отвратительным, но желание сохранить образ любимого человека существовало всегда. Недаром со знаменитых людей снимали посмертные маски, богачи заказывали портреты умерших, а барышни хранили локоны умерших женихов. Смерть была привычной, ее не боялись, о ней знали и к ней готовились.
Как пишет в статье «Пост мортем – мрачная черта Викторианской эпохи», сотрудник Эрмитажа Ольга Валерьевна Голубева, в Европе посмертная фотография быстро стала прибыльным бизнесом. Фотографы приезжали на дом или делали снимки в салоне. На ранних снимках мертвых фотографировали в полный рост и делали портретный снимок.
Взрослых часто фотографировали в гробу в окружении родных и близких, а покойным детям старались придать вид живых. Часто на фотографии мать держала умершее дитя на коленях, иногда в руки ребенку давали игрушку, «оживляя его», но чаще – фотографировали в гробике, украшенном кружевами и цветами. Взрослых покойников фотографировали стоя или сидя, используя специальные стойки для поддержания тела.
Иногда фотограф снимал покойного в окружении родных так, что его невозможно было отличить от них: покойника выдавал лишь цветок в руке, обращенный бутоном вниз, или темный цвет кожи на руках.
Богословские споры: Фахреддин — за, Баруди — против
«Теперь фотоснимок считается неизменной частью биографии человека. Возможно его значение (фотографии. — прим. ред.) в будущем возрастет еще больше», — отмечал ученый-богослов Ризаэтдин Фахретдин. Интересно, что и он сам, как только переехал в Уфу в 1891 году в качестве казыя Магометанского духовного собрания, первым делом сходил в фотоателье и получил свой снимок. В дальнейшем часто фотографировался с семьей. Обычно, снимки приурочивались к каким-то знаменательным событиям.
В редактируемый Р. Фахреддином, оренбургский журнал «Шура» нередко приходили письма с вопросами читателей о фотографии. Многих интересовало можно ли мусульманам фотографироваться и фотографировать? Однако очень часто авторы журнала сами не знали ответа на эти вопросы. Например, когда в 1908 году им написали о том, что знаменитый казанский мулла Галмиджан Баруди считает фотографию харамом (запретным), и интересовались мнением журнала по этому поводу, редакция «Шуры» ограничилась направлением читателя в журнал «Ад-дин ва эль-адаб». Как известно, это издание выпускалось самим Г. Баруди. Когда в 1909 году татары Екатеринбурга спросили о том, можно ли мусульманам открывать фотоателье, то они тоже не получили внятного ответа. Их перенаправили в Оренбургское магометанское духовное собрание, аргументировав это тем, что казыи более осведомлены в этом вопросе.
Таким образом, многие люди, в том числе образованные слои, находились в некотором замешательстве: можно или нельзя фотографироваться. Тот же Р. Фахретдин в частной жизни охотно фотографировался, но на широкую публику заявлять об этом и пропагандировать фотографирование решился не сразу. Наконец, в 1910 году на очередной вопрос читателей о допустимости фотоснимков для мусульман, редакция «Шуры» указывает на мулл, «которые вот уже около двадцати лет фотографируются по служебной необходимости». Следовательно, и для простых мусульман это не запрещено, заключают авторы журнала.
Продолжение следует
Лилия Габдрафикова
Справка
Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Колумнист «Реального времени».
- Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
- Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
- Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
- Область научных интересов: история России конец XIX — начало XX века, история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.
Фото обычных людей
Для того чтобы составить мнение об эпохе, нужно увидеть разные моменты общественной жизни. При этом фактически важна каждая деталь. В этом разделе будет немного рассказано о простых людях того времени.
Этот человек имеет свою лошадь и повозку, приспособленную для перевозки большой бочки керосина. Они давали ему постоянный заработок.
Перевозчик керосина — представитель одной из сотен профессий, которые все вместе обеспечивали экономическое развитие страны.
Перевозчик керосина
Вот фотография рабочих, которые вносят свой вклад в застройку Санкт-Петербурга. Без сотен тысяч таких людей было бы невозможным создание архитектурных шедевров этого города.
Каменщики в Санкт-Петербурге
Эта мастерица зарабатывает на хлеб продажей платков. Ей для этого не требуется киоск или прилавок. Носить на себе огромное количество прекрасных изделий для нее не в тягость, хотя, может, она уже просто привыкла.
Мастерица торгует платками и носками
Илья Репин (1844 — 1930)
Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.
Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника.
«Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.
Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).
«Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета…»
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903 год). Государственный русский музей. Художник: Илья Репин.
Знаменитые современники Репина на фото и в живописи: какими были в реальной жизни люди, чьи портреты писал художник.
Самые заметные фотографии 19 века
Появление фотографии было, так сказать, спровоцировано технологическим процессом. Рукотворные изображения уже не могли удовлетворять потребности стремительно развивающегося общества.
В самом начале фотография не рассматривалась как искусство, она была нужным дополнением, использовалась, например, при документировании городских пейзажей или для фиксирования образцов в ботанике.
Со временем фотография пригодилась путешественникам и историкам-исследователям. А использование ее в криминалистике в скором будущем приведет к появлению документа, удостоверяющего личность.
Позже фотография формируется в привычный нам статус развлечения, и начинается зарождение массовой культуры.
Несколько примеров известных снимков XIX века.
Фото рыбаков из г. Ньюхейвен, 1845 г.Пирамиды на плато Гиза, 1857 г.Древнегреческий храм Парфенон в Афинах, 1852 г.
Общие рекомендации по выполнению
Благодаря быстротечности моды 19 века женские прически регулярно меняли форму
Особое внимание уделялось шляпкам, порой они стоили дороже самого наряда. Отличительной особенностью моделей были собранные волосы, завивались в тугие завитки, укладывавшиеся особым способом. Открытая линия шеи, плеч смотрелась очень женственно, элегантно
И сегодня, чтобы достичь подобного эффекта, девушки создают изящные прически
Открытая линия шеи, плеч смотрелась очень женственно, элегантно. И сегодня, чтобы достичь подобного эффекта, девушки создают изящные прически.
Рекомендуем прочесть: обзор причесок с собранными волосами на разную длину, как убрать волосы пошагово.
Некогда использовавшиеся повседневно, в современном мире — это оптимальные модели для особых случаев
Уделив внимание деталям, даже самостоятельно можно создать яркий, неповторимый образ. Но для помпезных, праздничных образов все же лучше обратиться к профессионалам. Опытный мастер создаст настоящий шедевр, учитывая особенности внешности
Опытный мастер создаст настоящий шедевр, учитывая особенности внешности.
Как выполнить прическу в стиле 19 века:
- Локоны вымыть с шампунем, высушить феном и продуваемой расческой, придавая прикорневой объем.
- Разделить волосы центральным пробором.
- Обработать основную часть роста и кончики термозащитным средством. Завить с помощью конусной плойки.
- Локоны у висков уложить симметричными рядами
- Часть прядей собрать на затылке, сформировать высокий пучок, зафиксировать невидимками.
- Сбрызнуть прическу лаком, украсить подходящим декором.
Инструменты для выполнения прически:
- щетка с натуральным ворсом, продуваемая расческа, тонкий гребень для разделения пробора;
- средства для стайлинга — пенка, мусс, воск, гель;
- термозащитные средства;
- шпильки, невидимки, резинки;
- накладные шиньоны;
- аксессуары для волос.
Работа мусульманской «цензуры»: обезглавленная барышня
Фотографические изображения, утвердившиеся в Европе со второй половины XIX века, в жизни татар-мусульман получили массовое распространение в начале XX века. Связано это было как с более поздним развитием фотоуслуг в провинциальных регионах России, так и спецификой мусульманского мировосприятия. Как известно, в исламских культурах не приветствовалось традиционное изобразительное искусство. Религия запрещала изображать людей, животных и птиц. Одушевленные существа напоминали о языческом прошлом, во избежание невольного возврата к бывшим идолам, в исламе на протяжении многих веков отрицательно относились к живописи, а также к другим аналогичным художественным практикам. При жизни пророка Мухаммеда было уничтожено более 300 изваяний различных идолов, почитавшихся язычниками-арабами. Идеи запрета изображения живых существ укрепились в сознании мусульман в ходе противостояния с христианской культурой, где повсеместно присутствовали иконы, скульптуры.
Поэтому татары украшали интерьер и одежду замысловатыми узорами, нередко в них присутствовали цветочно-растительные мотивы. Уже в начале XX века желание следовать мусульманской традиции мировосприятия доходило до абсурда. В оренбургском журнале «Дин вэ магишат» («Религия и жизнь») реклама русских и иностранных фирм публиковалась после своеобразной «цензуры». На объявлениях швейных машинок «Зингер» была изображена девушка. Консервативные редакторы решили обезглавить красивую барышню-швею, дабы реклама соответствовала мусульманскому изданию. Этот факт потом стал предметом критики в казанском сатирическом журнале «Ялт-Йолт» в 1911 году. В целом, данная практика была довольно распространенной в Османской империи на заре ее истории. Турки отсекали головы у античных скульптур, изображавших человека. Но несмотря на меры по защите традиционных ценностей, изобразительное искусство, а вместе с ним и фотография, постепенно проникало и в мусульманскую среду.
Первые фотоснимки татар известны еще с 60-х годов XIX века, но это были скорее исключительные случаи. Например, на коллективной фотографии, сделанной в 1864 году в Санкт-Петербурге, запечатлены купцы И.Г. Юнусов, И.И. Апаков, Г. Усманов, М. Мустакимов. Все они представляли казанскую депутацию по разным общественным делам. Таким образом, в результате тесного взаимодействия с христианским миром высшие слои татарского общества приобщались к европейским новшествам, в том числе к искусству фотографии, гораздо раньше жителей отдельных мусульманских стран.
Конечно, в этом отношении, помимо русской культуры, ориентиром являлась Османская империя. С открытием в Стамбуле европеизированных военно-инженерных училищ, где впервые начали преподавать черчение и рисование, стало возможно появление первых мастеров изобразительного искусства. Уже с середины XIX века часть турецких художников проходила обучение в Европе, в Стамбуле были проведены первые художественные выставки, а в 1882 году открылась Школа изящных искусств — Sanayii Nefise Okul. Первые турецкие картины представляли собой в основном пейзажи, при этом они нередко были срисованы с фотографий. Появились и изображения людей. Например, в работах художников Осман Хамди бея, Шекер Ахмета паши. Конечно же, жители империи, особенно высшие слои, пользовались фотоуслугами.