7 вещей, которые происходят в порно, а в реальной жизни

Мне 20 лет, и меня обманули: 6 родительских ценностей, которые оказались ложными — нож

Миф № 6. Будущее можно легко «испортить»

Нас учили

С самого детства нам прививают острое чувство ответственности за свое будущее, как будто каждое наше действие в подростковом возрасте фатально повлияет на всю нашу дальнейшую жизнь. Из-за этого кажется, что бросить университет, выбрать тусовки по выходным вместо похода в библиотеку или поехать в незапланированное путешествие — это катастрофа.

Нам в голову вдалбливали схему идеальной жизни, по которой надо двигаться, как по ступенькам: школа, университет, работа, семья, пенсия. Но если что-то пойдет не так, всё разрушится! Чувство гиперответственности за каждое решение сковывает. Мы боимся рисковать и менять свою жизнь, потому что кажется, что мы сразу сворачиваем с намеченного пути.

Оказалось

Нет никакого пути, а жизнь больше похожа на лабиринт, чем на лестницу. Нас ждут десятки крутых поворотов и тупиков. Мы можем бросить учебу, несколько раз сменить профессию, город, страну, влюбиться, создать семью и развестись (и даже не один раз) — и всё это нормально.

Миф № 2. Нужно получать только хорошие оценки

Нас учили

Вечная классика: «Ты должна получать только пятерки!». Мы растем, боясь совершить ошибку, ведь за это ругают родители, обзывают одноклассники и давят педагоги. Я помню этот ужас, когда на весь класс объявляют оценки и мне страшно не столько получить двойку, сколько увидеть осуждающий взгляд учителя и насмехающихся одноклассников.

Оценки для таких детей — способ выжить в собственной квартире, а не показатель стремления к знаниям.

Оказалось

Отличники страдают, когда строят карьеру, ведь «одни пятерки» — это иллюзия, которую нам создала школа. В реальной жизни эти оценки ничего не стоят, ведь их получают, исполнительно играя по чужим правилам. А умение играть не по правилам и придумывать свои не прилагается к красному диплому.

От давления оценок страдают и те, кто так и не добились дневника с одними пятерками. Они махнули на себя рукой — ведь никто не хвалит тебя за провалы и не говорит, что нормально чего-то не понимать. Такие люди ошибаются — но каждый раз боятся своих ошибок и избегают испытаний, которые они могут не пройти.

Никто не говорил, что стремиться надо не к оценкам, а к знаниям.

Родители не утешали нас тем, что оценки никогда не будут объективным показателем наших умений. Я была бы рада узнать это гораздо раньше.

Но годы давления не прошли зря: даже понимая ценность ошибок, я не перестаю себя за них осуждать. Да, благодаря фейлам я стала собой, но в то же время именно из-за них я не могу себя полюбить. До сих пор, даже получая оценки на факультативных курсах, где никто не будет меня ругать, я каждый раз волнуюсь, прямо как в школе, когда объявляли результаты контрольной.

Миф № 4. Получить диплом очень важно

Нас учили

Родители выпускников по-прежнему настаивают на немедленном получении диплома, ведь ребенок без вышки — это позор семьи и будущий бомж!

Если вам повезло, репетиторы и беспокойство начинаются уже в средней школе. Запихнуть несчастного подростка в вуз любой ценой — единственный смысл жизни каждого опекающего родителя.

Всю старшую школу я жила под давлением, зная, что должна куда-то поступить. Я не знала, что выбрать и что делать со своей жизнью, но была обязана принять судьбоносное решение — срочно! Ведь «экзамены не за горами», а я всё еще не определилась и от этого явно тупею. Каждый учитель считал своим долгом напомнить, что ЕГЭ — это страшно, скоро, неизбежно и в случае чего непоправимо. Дети, от этих баллов зависит не только ваша жизнь, но и рейтинг школы, зарплата учителя, честь директора и здоровье президента страны — всё это обязательно пострадает, если вы не вундеркинды!

Многие родители считают, что без высшего образования нельзя не только получить высокооплачиваемую работу, но и без стыда общаться с приличными людьми. Некоторые говорят, что когда-нибудь в трудную минуту оно выручит.

В итоге вместо мотивированных студентов вузы получают нас — ничего не понимающих бывших школьников, которые тратят свое время на ненужные дисциплины, сидя в аудиториях, как в тюрьме. Первокурсники еще ловят кайф от мысли, что они уже совсем взрослые, при этом абсолютно не соображают, что с этой взрослостью делать и куда движется их жизнь.

Мы хорошо усвоили уроки родителей: по данным ВЦИОМ на 2019 год, 42% молодых людей поступают в университет, веря, что высшее образование поможет получить хорошую работу. При этом конкретная специальность, по их мнению, роли не играет: главное — наличие «корочки».

Что еще хуже, в самих вузах нас встречают взрослые с теми же самыми установками. Многие факультеты заманивают студентов своей «современностью», но по факту обучение не соответствует заявленному уровню. На первом курсе ты, воодушевленный, думаешь: сейчас меня тут научат всему и сразу! В итоге оказывается, что твой преподаватель последний раз работал по специальности 20 назад (и пользуется источниками тех же времен).

После первой же сессии я поняла, что вуз не дает нужных знаний и навыков и даже глупо требовать от него сделать из тебя профи. Зато университет дает знакомства и связи: никогда не знаешь, кем станут твои соседи по парте. Мне, например, недавно набила татуировку девочка из моей параллели.

Оказалось

Нас пугали ужасной жизнью без диплома на низкооплачиваемых должностях. Как вам реальность: низкооплачиваемые должности с дипломом? Однажды я работала в компании, где было всего два менеджера по продажам и десять упаковщиков, которые клеили стикеры на шоколадные батончики. Менеджерами были я и мой друг — оба ушли из университета, а все упаковщики были люди разного возраста и опыта с высшим образованием.

Два десятка лет в нас насильно впихивают информацию, с которой непонятно что делать. Только впервые оказавшись на реальной работе, мы сами начинаем учиться — наконец целенаправленно и осознанно, потому что именно практика указывает нам, где нужно подтянуть теорию. Когда в нас перестают вливать потоки информации, мы начинаем нуждаться в ней сами. У человека есть естественная потребность учиться — но по своей воле, а не насильно, как принято в нашей системе образования.

Не зря сейчас так популярна идея lifelong learning: учиться надо всегда и ради себя, а не пять лет и ради диплома. Курсы и допобразование так популярны как раз потому, что программа университетов не успевает за стремительно развивающимся рынком труда, особенно в сфере digital — а также потому, что мы хотим учиться сами, несмотря на все попытки системы образования отбить у нас это желание.

Может быть интересно

Высшее образование, полученное ради галочки, не гарантия хорошей должности, карьеры и даже успеха на одном-единственном собеседовании. Да, бывают фирмы, которые принципиально не берут без диплома, но есть тысячи других, где можно построить карьеру и без этого.

Кроме того, концепция «одна жизнь — одна работа» сильно устарела. Сомневаюсь, что среди двадцатилетних есть те, кто хочет всю жизнь отдать одной компании, даже если это будет Apple. Мои ровесники больше стремятся к собственному делу, фрилансу или проектной работе. Многие мои друзья занимаются «обычной работой», но только единицы хотят остаться на ней навсегда. Лично я делаю всё возможное, чтобы быстрее уволиться с административной должности и больше на нее никогда не возвращаться.

Психологический разбор сериала «Слово пацана»

В чём секрет популярности среди подростков?

Кадр из фильма «Слово пацана», реж. Ж. Крыжовников, 2023 г.

«Слово пацана» не просто так стал популярен, особенно среди молодёжи. Сериал — квинтэссенция всего, что завораживает и притягивает подростков: принадлежность к группе, возможность определять свой-чужой, становление личности, любовь и дружба. Про качество такого «становления» и таких «отношений» мы поговорим чуть позже. Добавьте сюда откровенные сцены драк и насилия, хорошо написанный сценарий, качественную операторскую работу и работу звукорежиссёра, харизматичных актёров — и вот перед нами качественная «конфетка».

Судя по отзывам в Сети, сериал больше интересует именно подростковую аудиторию. Люди старшего возраста чаще предпочитают не вспоминать и не ностальгировать по данному периоду советского прошлого. А детям, у которых не было опыта проживания в подобных условиях, видимо, интересно.

Действительно ли он романтизирует насилие и бандитскую жизнь? С моей точки зрения, да. Несмотря на то, что режиссёр в своих интервью говорит, что их идея была показать «уродство» таких отношений, получилось не совсем так, как планировалось.

Как сериал романтизирует бандитов и насилие?

Кадр из фильма «Слово пацана», реж. Ж. Крыжовников, 2023 г.

  1. Главные герои — симпатичные мальчишки, которые, безусловно, действуют «за добро и справедливость», пусть и только в отношении «пацанов». Но «пацаны»-то они смелые и честные, а не то что трусоватые «чушпаны».
  2. Сцены насилия регулярно перемежаются сценами беззаботного веселья в компании с более старшими ребятами — они не только дерутся, но и в футбол вместе играют, и у костра сидят, и даже спортом занимаются.
  3. «Один за всех, и все за одного» — бессмертный слоган, который вызывают симпатию. Они друг другу и защитники, и помощники, и вершители справедливости (за тебя отомстят. Пока ты «пацан», конечно).
  4. В финальных сериях (которые уже утекли в Сеть, но, возможно, что финал будет переснят) герои не особо «выносят урок» из произошедшего. Часть мальчишек попадает в колонию для несовершеннолетних, где они отлично проводят время под присмотром государства, один персонаж вынужден присоединиться к комсомольцам (при этом «насилие всё ещё решает»), ещё один персонаж умирает на руках у любимой женщины (заметьте, она его не осуждает за убийство и бежит из города вместе с ним).
  5. Взрослые в сериале показаны либо негативными, либо беспомощными персонажами. Мамы опускают руки и сходят с ума от переживания. Отец — в единичном экземпляре — появляется в середине сериала и всё время мечется между принятием и непринятием своих сыновей. Сотрудники милиции представлены тремя персонажам: молоденькой девочкой — инспектором ПДН (она честно пытается, но в одиночку не может вытащить этих пацанов), следователем, который спокойно избивает ребёнка валенком с кирпичом, и инспектором ПДН, которая силой изымает ребёнка из семьи. Учителя в кадре — жуткие «грымзы», которые только командуют и ругаются на героев. Есть ещё руководитель комсомольцев — скользкий тип, который вроде должен олицетворять «добрую сторону», но создаётся ощущение лицемерия в его словах. И главный герой — ветеран Афгана Вова Адидас, который из-за своих представленияй о чести и достоинстве регулярно тащит мальчишек в массовые драки с соседними группировками и идёт убивать только потому, что пережил унижение от другой банды.

Сериал действительно романтизирует бандитизм и насилие. Образы героев получились слишком привлекательными для подростков

Персонажи, безусловно, получились очень сложными и неоднозначными. Именно поэтому с подростками (да-да, фильм 18+, но это ничего не значит) необходимо проговаривать содержание данного сериала. Режиссёр очень ловко манипулирует сценами и диалогами, создавая одновременно ощущение правильности и неправильности происходящего.

Миф № 5. Поступать нужно сразу после школы

Нас учили

Популярная на Западе практика gap year (свободный год после школы) в России воспринимается как год тунеядства. Подростков пересаживают из-за одной парты за другую, не давая посмотреть на реальный мир, в котором им придется жить, когда эпоха оценок закончится. Я не знаю лично ни одного человека, который осознанно взял gap year — зато знаю тех, кто проводили его в армии или комплексуя, что не прошли конкурс.

Для родителей такой год — сплошной ужас. После школы я не поступила на бюджет и захотела попробовать на следующий год, но моя мама не позволила мне оказаться в списке детей, «за которых стыдно». В итоге свой gap year я все-таки получила (и даже не один) прямо посередине учебы, после второго курса, когда я меньше всего этого ожидала.

Родители не хотят обеспечивать ребенка, который вместо учебы решил «испытать себя и посмотреть мир». Почему-то это для них принципиально иное, чем поддерживать подростка, пока он учится. Наверное, большинство взрослых плохо относятся к gap year, потому что жили в то время, когда такого понятия даже не было.

Конечно, только обеспеченные люди могут позволить себе отправить ребенка путешествовать или хотя бы дать заниматься чем угодно (если сами избавились от устаревших стереотипов, конечно). А вот в бедных семьях отсрочить получение диплома на год означает отложить финансовую независимость. Подростки из таких семей часто начинают работать еще во время учебы, и если бы им дали свободный год, они бы, вероятно, не искали себя, а сразу вышли «к станку». Нехватка денег вообще ставит под сомнение экзистенциальные поиски: а кто их оплатит?

В лучшем случае в университете мы чувствуем себя не в своей тарелке. В худшем — как в тюрьме. Мы могли принять выбор родителей или же сделать его самостоятельно и ошибиться. Но не так страшно осознать неправильность собственного выбора, как лишиться возможности решать самостоятельно.

А родители сначала настаивают на поступлении, а потом на том, чтобы непременно доучиться до конца. Уйти из университета оказывается так же психологически сложно, как не пойти в него после школы — даже если ты осознал, что это было очень плохое решение. И ту, и другую инициативу у нас забирают, обычно со словами «Я лучше знаю, что для тебя будет лучше». В итоге четыре года в университете могут превратиться в те же годы «тунеядства», которым обещал стать the gap year. После них придется искать себя заново.

Оказалось

Ты не становишься отбросом общества, если не поступаешь в университет сразу после школы или если бросаешь вуз и твой gap year начинается позже. Гораздо эффективнее попробовать жизнь на вкус после школы, чтобы понять, нужно ли тебе вообще образование или в твоей будущей сфере надо сразу окунуться в практику, освоив базу, не требующую четырех лет зазубривания учебников.

Миф № 1. Полезно посещать тысячу кружков

Нас учили

От своих ровесников я часто слышу фразу: «Да я чем только в детстве ни занимался». Пользы из этих занятий почти никто не получил, а навык играть на контрабасе годится только для игры «Угадай, какой факт обо мне правда». Родители считают, что нам будет проще определиться со своим будущим, если мы будем ходить одновременно на танцы, футбол, английский, физику и в музыкальную школу. Столько всего попробовали, такое пространство для выбора!

В детстве меня отправили на танцы, чтобы я занималась «чем-то женственным». Забрали оттуда, потому что маме стало неудобно возить меня на тренировки и соревнования. Чего хотела я, так и не спросили. Мама не понимала, что я могу сама что-то хотеть или что-то знать о своих потребностях, ведь максимум, что хотят дети, — это конфеты вместо супа на обед.

Потом мама купила мне абонемент в фитнес-клуб и ругалась, что я туда не хожу. Теперь я понимаю: она хотела, чтобы ее ребенок занимался спортом, но она даже не объяснила мне, зачем он нужен.

Желание бесконечно развивать ребенка, как персонажа в компьютерной игре, иногда связано с собственной нереализованностью взрослых в жизни. Такие родители любят соревноваться с другими такими же, у кого ребенок круче, как будто у них турнир в The Sims. Вы знаете их детей: они послушны и исполнительны, с детского сада ходят на спорт, математику и в школу скорочтения, получают пятерки — и очень часто грустят.

Оказалось

Родители больше всего боятся, что мы ничем не будем заняты, ведь от безделья все проблемы. Они стыдят и пугают ничегонеделанием. Но как восполнять потраченные ресурсы, они и сами не знают — и потому не учили этому детей. Неумение отдыхать и чувство вины за передышку делают нас или несчастными трудоголиками, или саботажниками, которые отказываются от любой деятельности, пытаясь восполнить время детского беззаботного отдыха.

После многих лет отчуждения инициативы ты уже не хочешь ничего, кроме как погулять с друзьями, поздно ночью уснуть под сериал и проспать до обеда. Но оказалось, что во взрослой жизни не заводить будильник — это практически роскошь. Почему, зная это, родители отнимали у нас единственный период в жизни, когда можно быть свободным и беззаботным без риска жить впроголодь?

О чём сериал и что такое «казанский феномен»?

Говоря о периоде, отражённом в многосерийке, часто упоминается так называемый «казанский феномен». Дело в том, что сюжет действительно базируется на реальных фактах и героях. В основу сценария легла книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010» Роберта Гараева — журналиста, который несколько лет и сам был членом одной из казанских группировок. Именно личная история Гараева и стала основой для образа главного героя проекта.

На экране мы наблюдаем историю 14-летнего Андрея — интеллигентного юноши, не проявлявшего раньше интереса к «улице», бандам и жизни «по понятиям». Однако именно такие подростки, как Андрей, в Казани чаще прочих сталкивались с буллингом и насилием. «Чушпанов» — так киногерои называли тех, кто не принадлежит ни к одной из криминальных компаний, — били и травили, отнимали вещи и деньги.

В какой-то момент Андрей знакомится с Маратом, состоявшим в одной из группировок. Мальчик принимает решение тоже влиться в сообщество, потому что ему «надоело быть чушпаном». Вместе с главным героем зритель погружается в мир юношеского криминала и познает ту самую жизнь «по понятиям».

События разворачиваются в 1989 году. В это время в большинстве городов проблема уличного бандитизма была хорошо знакома жителям. Однако именно в столице Татарстана ситуация заимела такие масштабы, что навсегда вошла в историю как тот самый «казанский феномен».

Авиастроительный район, 1980 годы, Г. Котовский. Фото сообщества «Казанский феномен»

И действительно, такой всепоглащающей власти «улицы» над жизнью горожан не было больше нигде. Город был буквально разделён на районы, которые якобы принадлежали той или иной группировке. В ходу были так называемые «битвы за асфальт» — регулярные стычки между бандами за право владения территорией. Да и в целом методы казанских «пацанов» отличались особой жестокостью. Например, практиковались «пробеги»: участники группы просто бежали по улице и били всех, кого встретили по пути. В основном такие мероприятия нужны были для устрашения, однако это не делало их менее кровавыми: в ходе пробегов регулярно погибали люди.

Конечно, «пацанских» требований к ним было как будто бы меньше. Однако страдали они ничуть не меньше. В первую очередь, от обесценивающего поведения и постоянной угрозы собственной сексуальной неприкосновенности. Принуждением к интиму пугали и угрожали, а если изнасилование действительно случалось — «наказывали» и за него.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Будь на релаксе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: