Когда мир открывается малышу
Итак, как развивается зрение младенца? Начнем с момента рождения.
- Первый день: новорожденные различают свет и движущиеся фигуры.
- Первая неделя: кроха не может фиксировать взгляд дольше, чем на 3-4 секунды.
- Один месяц: малыш выделяет из размытого пространства яркие и крупные предметы и недолго следит за ними глазами.
- Два месяца: ребенок фокусирует взгляд, но не рассматривает предмет, а скользит по нему глазами.
- Три месяца: малыш осознанно останавливает взгляд на большом предмете недалеко от него, особенно если это яркий предмет, и заинтересованно смотрит.
- Четыре месяца: умеет следить глазами за качающимися игрушками над своей кроваткой.
- Пять-шесть месяцев: узнает родителей и обретает способность видеть мелкие предметы и следить за ними.
Болезни глаз новорожденных
Патология зрения у детей первых месяцев жизни появляется в связи с неправильным внутриутробным развитием. Отрицательно действуют на здоровье малыша инфекции, перенесенные матерью в период беременности. Некоторые болезни глаз выявляют сразу после рождения, другие — при последующих осмотрах.
Косоглазие
Глазки косят у всех детей до 3 месяцев жизни. Но если косоглазие остается, то необходимо срочно принимать меры. Причины возникновения патологии связаны с:
- наследственной предрасположенностью;
- близорукостью;
- инфекционными заболеваниями;
- большими нагрузками на зрительный аппарат.
Определить косоглазие можно по тому, как двигаются глаза. У некоторых чересчур быстро, у других они стоят на месте. Видно, что один глаз стоит на месте, а другой двигается. Поэтому косоглазие можно определить визуально. Дети жалуются на плохое зрение, боли. Изображение двоится, потому ребенок быстро устает, когда рассматривает книжку, рисует. Болезнь успешно излечивается в некоторых случаях, но иногда требуется хирургическое вмешательство.
Врожденная миопия
У детей первого года жизни диагностируют миопию, или близорукость. Возникает она во внутриутробном состоянии. Ее определяют сразу после рождения малютки по изменениям в размере глазного яблока, форме. Оно овальной формы, слегка втянуто. На наличие миопии у младенца указывает то, что он щурит глаза, пытаясь рассмотреть предмет вдали.
Слепота
Зрительная функция отсутствует у детей тогда, когда происходит атрофия зрительного нерва в результате поражений нервной системы во внутриутробном развитии, перенесенных интоксикаций и инфекций матери. При асфиксии во время родов происходит поражение зрительного центра головного мозга. И тогда ребенок видит, но мозг не воспринимает и не анализирует увиденное.
Опущение верхнего века
Различают частичное и полное опущение верхнего века у новорожденных. Поражается как один глаз, так и оба. Связана болезнь с наследственностью. Определяют и нейрогенную природу заболевания. Определить нарушение можно по тому, как ребенок глядит вверх. Он сильно задирает голову, чтобы рассмотреть подвешенный предмет.
Младенческая дальнозоркость
Определить патологию как можно раньше можно только при обследовании остроты зрения. Ребенку приходится с трудом различать предметы, расположенные вблизи. Он напрягает зрение, у него появляются головные боли, повышается утомляемость. Чтобы остановить развитие дальнозоркости, необходимо обратиться к офтальмологу. Иногда вовремя проведенной коррекцией исправляют нарушение. Используют для этого очки.
Нистагм или бегающие глазки
Если возникают проблемы с фиксацией взгляда у детей, то это говорит о серьезном заболевании — нистагме. Ребенок не в состоянии контролировать движение глазного яблока. Обычно это связано с развитием дистрофических процессов в сетчатке органа, атрофии зрительного нерва. Очень часто страдают от нистагма новорожденные. Нарушение проходит самостоятельно, но если поражена центральная нервная система, то это может стать причиной многих офтальмологических заболеваний.
Врожденная глаукома
Встречается дефект зрения редко, и диагностируется сразу же при измерении внутриглазного давления. К основным признакам болезни относят:
- учащенное моргание;
- увеличение размеров глазного яблока;
- слезотечение;
- светобоязнь.
При своевременно выявленной глаукоме зрение можно восстановить. В некоторых случаях болезнь грозит полной слепотой.
Можно ли как-то наладить контакт
Крохотный комочек – это самое дорогое, что есть у родителей. Они ждали его 9 месяцев, а может даже всю жизнь. Поэтому оттягивать время налаживания контакта с ним еще на несколько долгих недель, им вряд ли захочется. Да и нужно ли, тем более что сделать это можно чуть ли не с рождения.
Знаете, в каком возрасте Вам удастся привлечь внимание малыша? В любом, главное, правильно к нему подойти и помочь ему сосредоточиться. Известно, что в первые 60 дней от роду ребенок способен разглядывать вещи, которые находятся на расстоянии 20 – 25 см от его головки. Почему? Говорят, что именно такое расстояние разделяет его и маму при кормлении грудью
Почему? Говорят, что именно такое расстояние разделяет его и маму при кормлении грудью.
К слову, читайте как увеличить лактацию при грудном вскармливании.
А это значит, что если приблизиться к нему ровно на столько, есть все шансы попасть в поле его зрения. И не стоит беспокоиться о том, что в эту самую минуту он Вас четко не увидит. Специалисты говорят, что это произойдет уже к 3 месяцам.
С каждым новым днем малыш растет и развивается, а, значит, получает все больше сведений об окружающем его мире
80% из них приходит к нему благодаря его глазам, но это совсем не значит, что нужно игнорировать важность тактильных ощущений маленького человечка
Поглаживания, массажи и нежные мамины прикосновения, как средство налаживания контакта в том числе, никто не отменял.
Интересно знать:
В вертикальном положении даже самые маленькие дети способны фокусировать взгляд. Поэтому чаще берите их на руки, держите на расстоянии 20 – 25 см от своего лица и помогайте им изучать окружающий мир. Пусть даже сейчас он составляет для них исключительно мамины глаза. Не рекомендуется вешать игрушки в кроватку крохи непосредственно перед его лицом. Идеальный вариант – на уровне грудной клетки сбоку или за ножками. Разговаривая с малышом, нужно следить за своей мимикой. С какого времени? Всегда. Дело в том, что улыбки и доброжелательность во взгляде многое ему говорят и нередко могут стать причиной капризов и плача. Специалисты советуют чаще играть с малышами в «гляделки». Даже с самыми маленькими. Просто потому, что, таким образом, мама налаживает контакт со своим малышом, а сам он имеет возможность получше ее разглядеть.
Больше всего на свете новорожденные и карапузы любят разглядывать лица
С усами или без, с бородой, в очках, с высоким лбом или пухлыми губами – неважно. Главное, видеть новые очертания, изучать их и угадывать среди них родные
Уже в 1,5 месяца ребенок может различать объемные и плоские предметы, а в 2,5 месяца – вогнутые и выпуклые. В первые недели после рождения кроха способен видеть лишь белый и черный цвет, что обусловлено притупленностью его зрения
В 3 месяца он умеет различать желтый и красный. Через месяц-два – все остальные.
Я, Лена Жабинская, с нетерпением жду Вас здесь снова!
Пока-пока!
Реакции ребенка на звук
Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй — третий день, но это совершенно не так!
С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.
Совершенно удивляет факт, что новорожденный умеет отличать голос человека от любого другого звука, т.е. в ребенке заложен врожденный рефлекс способности слышать. Быстрей и лучше всего среди других голосов кроха начинает узнавать материнский голос, который разговаривал на протяжении беременности.
Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на:
- интонацию;
- темп речи;
- тембр голоса;
- погремушки;
- разные звуки.
Это выражается в
:
- в двигательной активности ножек и ручек;
- поворотах головы;
- поиске источника голоса глазами;
- замирании;
- вздрагивании;
- плаче;
- прислушивании.
Повторяем, если первые дни ребенок не реагирует на посторонние звуки, это еще ничего не значит. В любом случае, если вас это настораживает и пугает, всегда можно обратиться к врачу.
ФАКТ.
Слышит младенец одинаково и когда бодрствует и когда спит
К концу третьего месяца ребенок осознанно поворачивает голову на любой звук — погремушку или голоса.
Как проверить слух
Если вас беспокоит то, что ребенок не слышит, вы можете проверить его слух. Через 3 — 5 дней после рождения незаметно похлопайте (естественно без фанатизма ) рядом с ухом ребенка — ребенок должен моргнуть или проявить любую другую реакцию. Погремите погремушкой справа или слева от головы ребенка — он повернет в сторону звука голову. Если ребенок никак не реагирует на звуки, то необходимо обратиться к врачу.
Резкая реакция на звуки – это нормально
Многие детки в первые недели жизни при громких, резких звуках вздрагивают, плачут, у них могут появиться судорожные движения. Так же отреагировать младенец может и от вполне спокойного голоса, прозвучавшего совсем рядом, неожиданно. Но такая реакция не говорит о его «неадекватности»
. Наоборот, это указывает на совершенно нормально развитый слух.
Такие же реакции могут проявляться на любые незнакомые обстоятельства не только на первых неделях жизни, но и почти до наступления школьного возраста. Это свидетельствует на то, что у нормально развивающихся младенцев очень высокий уровень чувствительности к внешней среде. Поэтому разговаривать с новорожденным ребенком нужно спокойно и ровно.
Лучше всего младенцы различают высокую тональность, прислушиваясь к детской звонкой песенке или погремушке. Младенцы с удовольствием слушают разговорную спокойную речь, иногда замирая или стараясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха в период бодрствования включайте детские песенки, читайте стишки и просто больше разговаривайте с младенцем.
К началу второго месяца жизни у ребенка исчезнут судорожные движения, реакция на голос будет выражаться более упорядоченными и равномерными движениями. Появляется четкая реакция на темп речи. Понаблюдайте:
- как только темп речи мамы убыстряется — движения ребенка ускоряются;
- мама переходит на спокойную, размеренную речь – движения также становятся более плавными, ровными и ритмичными.
Если ребенок чем-то сильно увлечен (играет с игрушкой, рассматривает по сторонам интересные и новые ему предметы), он может также не реагировать на любые посторонние звуки, это вполне нормальное явление, дети просто абстрагируются, поэтому не нужно переживать.
Проблемы со слухом
Если во время беременности женщина переболела корью, краснухой или принимала токсические препараты, алкоголь или наркотические средства, то у ребенка может быть такое заболевание как тугоухость или глухота. Чтобы не допустить у ребенка потерю слуха, необходимо помощь и рекомендации специалиста.
- (как видит и что видят новорожденные дети);
- (это одно из радостных событий)
Когда новорождённый начинает слышать и видеть? Вот основной вопрос любопытных родителей после рождения малыша. Специалисты с радостью делятся информацией и считают, что мамы и папы должны знать об этом, чтобы предупредить и предотвратить нарушения в развитии своих детей.
Как и что видят новорожденные?
Чтобы не волноваться из-за кажущихся проблем, родителям нужно понять особенности строения работы зрительного аппарата малыша. За то, что человек видит, отвечают не только глаза.
Принятая этим органом информация передается в участки головного мозга. Тут происходит ее интерпретация и формирование картинки. Реакция на свет появляется еще до рождения.
Первые изображения, по мнению ученых-медиков, дети видят спустя несколько минут после рождения. Но все объекты размыты. Это является защитной реакцией. Нервная система малыша очень слабая. Большой поток информации может нанести вред организму. Не до конца развитое зрение защищает от избытка визуальных раздражителей.
Новорожденный неспособен четко фокусироваться на конкретном объекте. Это связано с тем, что его глаза начинают постепенно привыкать к новой атмосфере. Спустя некоторое время у малыша появляется способность видеть объекты, расположенные на расстоянии до 20 см. Но предметы все равно видятся нечеткими, лишенными контраста. Острота зрения варьируется в пределах 0,005-0,015%. Узоры и цвета не воспринимаются.
Что и как видит ребенок в 1 месяц, зависит от строения его органов зрения. Глазные яблоки младенца занимают гораздо меньшую площадь, чем у взрослого. Лучи, несущие картинку, попадают за сетчатку.
Слезные протоки у месячного малыша еще не сформированы. Поэтому слезная жидкость отсутствует. Тонкая роговица насыщена кровеносными сосудами.
Все это делает глаза новорожденного уязвимыми к инфекциям, воспалениям. Патологический процесс становится преградой для развития зрения. Вопрос, что видит ребенок в 1 месяц, волнует многих родителей. Взгляд младенца в этом возрасте уже становится осмысленным. Малыш может следить за крупными предметами, расположенными на расстоянии до 60 см.
Все объекты ребенок видит в черно-белых красках. По мере роста и развития перечень зрительных восприятий пополняется другими цветами: сначала красным, желтым, а ближе к трехмесячному возрасту – синим, зеленым и прочими оттенками.
По мере взросления зрение развивается и совершенствуется. Полностью зрительный аппарат ребенка формируется лишь к 6-7 годам.
Как проверить зрение у грудничка в домашних условиях
Чтобы определить, как чётко ваш малыш видит окружающий мир, можно произвести некоторые простейшие исследования в домашних условиях. Учитывайте, что в первые несколько месяцев жизни зрение грудного ребёнка значительно отличается от такового у новорождённых, а домашнее исследование не является достоверным на сто процентов. Для того чтобы получить полную информацию о состоянии глаз младенца, нужно обратиться к детскому офтальмологу.
Любимая игрушка малыша отлично подойдёт для фиксации взора
Чтобы проверить зрение у малыша, вам понадобится:
- большая карточка с изображённым на ней крупным предметом, например, шариком или квадратом;
- источник света, который будет расположен так, чтобы предмет не отбрасывал тени;
- любимая игрушка или погремушка ребёнка.
Возьмите в правую руку карточку с изображённым на ней предметом и поместите её перед малышом на расстоянии от сорока до шестидесяти сантиметров, чтобы ребёнок успел сфокусировать взгляд
Когда вы заметите, что его внимание полностью сосредоточено на карточке, попробуйте медленно передвигать её в разные стороны: влево и вправо, вверх и вниз. Если малыш следит за движением картинки, это является вариантом нормы. При потере концентрации попробуйте провести исследование ещё несколько раз, меняя картинки на другие формы и предметы
Если же и в этом случае ребёнок не может отследить движение объекта, это первый звоночек о том, что необходимо посетить офтальмолога и педиатра
При потере концентрации попробуйте провести исследование ещё несколько раз, меняя картинки на другие формы и предметы. Если же и в этом случае ребёнок не может отследить движение объекта, это первый звоночек о том, что необходимо посетить офтальмолога и педиатра.
Другое исследование включает использование любимой игрушки. Расположите её напротив малыша, закрывая поочерёдно его глаза руками. В тот момент, когда один глаз прикрыт, отодвигайте погремушку из поля зрения, наблюдая за реакцией грудничка. Если он начинает плакать, так как игрушка исчезла из области его видимости, то это может свидетельствовать о нарушениях зрения какого-либо глаза. Для уточнения диагноза обязательно обратитесь к врачу.
РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Многие дети школьного возраста от природы дальнозорки. В большинстве случаев они не нуждаются в очках. Дети обычно могут приспособиться, используя свои фокусирующие мышцы, чтобы ясно видеть вблизи и вдали. С возрастом глаза детей растут и удлиняются, а дальнозоркость часто улучшается сама по себе. Значительная дальнозоркость, однако, может привести к косоглазию и амблиопии («ленивый глаз»), если ее не исправить.
Соблюдение режима экранного времени помогает снизить риск развития близорукости и цифрового напряжения глаз. Исследования показали, что близость к работе — включая экранное время — может быть связана как с близорукостью, так и с цифровым напряжением глаз. Подумайте о том, как защитить глаза ребенка от компьютера. В частности, введите правило 20-20-20: смотреть вверх от экрана каждые 20 минут и фокусироваться на расстоянии не менее 20 футов (6 метров) в течение 20 секунд.
Три не столь очевидных признака детских проблем со зрением: 1) Быстрая потеря интереса к деятельности, требующей интенсивного использования глаз, 2) Потеря текста при чтении и 3) Поворот головы, чтобы посмотреть на что-то перед собой. Если вы наблюдаете один или несколько из этих симптомов у ребенка, запишите его к офтальмологу.
Плохое зрение, проблемы с фокусировкой, резкие движения глаз и косые глаза не вызывают нарушений в обучении. Неспособность к обучению вызвана проблемами с тем, как мозг обрабатывает то, что он видит или слышит, а не дефектными глазами.
У детей также может быть катаракта: врожденная или приобретенная. Без надлежащего лечения она приводит к развитию иногда необратимых аномальных связей мозгом и глазом. Хорошая новость заключается в том, что катаракта часто обнаруживается во время скрининга глаз при рождении или при последующих осмотрах у офтальмолога.
Синий свет от цифровых устройств не опасен для глаз детей. Но время, проведенное перед экраном, должно быть ограничено в конце дня, чтобы предотвратить проблемы со сном от синего света. Не покупайте очки, которые активно рекламируются как защита глаз от синего света — их эффективность не доказана.
Фотографии помогают диагностировать проблемы с детским зрением
«Красный рефлекс» или отражение вспышки камеры от сетчатки — вот те тревожные звоночки, на которые следует обратить внимание. Белое, желтое или черное отражение в одном или обоих глазах является также аномальным и может быть предупреждающим признаком наличия заболевания глаз.
Дальтонизм гораздо чаще встречается у мальчиков, и эти симптомы могут быть трудно обнаружить. Родители могут заметить проблему только тогда, когда ребенок изучает цвета. Одним из симптомов является неспособность различать оттенки одного и того же или сходного цвета. Чаще всего это происходит с красным и зеленым или с синим и желтым оттенками.
Методы проверки слуха у младенца
Еще один волнующий вопрос, как проверить слух у новорожденного? В домашних условиях для звуковых игр с месячным ребенком подойдут погремушки, колокольчики, музыкальные инструменты, металлические и деревянные ложки, шуршащие бумажки, любые трещащие коробочки и так далее. Само собой, сразу «оркестр» излишен. Новые «инструменты» нужно вводить постепенно по мере привыкания малыша к «пройденному материалу». Медленно перемещайте яркие и звучащие игрушки во всех направлениях (влево-вправо, вниз-вверх, ближе-дальше, а также в разном темпе).
Если ребенок отвлекается, займитесь чем-нибудь другим, а потом вновь вернитесь к занятиям, подбирая темп в зависимости от реакции малыша. Помните, что когда ребенок начинает слышать голоса, он непрерывно познает окружающее его пространство. Желательно, чтобы этот бесконечный процесс познания был, по возможности, всегда окрашен положительными эмоциями.
Полноценное психическое развитие малыша невозможно без глубокого развития музыкального слуха. Новорожденные карапузы охотно слушают музыку, предпочитая мелодичную и спокойную: это может быть инструментальная или вокальная, классическая или современная музыка, народные песни, и, конечно же, особое место в этом ряду занимают детские песенки – потешки, песни из мультфильмов и колыбельные. Когда малыш бодрствует, в его комнате может звучать негромкая и ненавязчивая музыка.
Почему новорожденный плохо слышит звуки и голоса, что может привести к потере слуха?
Согласно статистике, численность детей с нарушениями слуха увеличивается. Причин тому огромное число:
- Плохая генетика. Если отец и мать, или другие родственники крохи страдали нарушением слуха, то в 50 % – это наследует малыш и начинает слышать звуки очень плохо.
- Курение, распитие алкогольных напитков во время беременности. Даже небольшие дозы алкоголя могут привести до потери слуха у ребенка. То же самое касается и сигарет.
- Употребление лекарственных препаратов.
- Быстрые или напротив, продолжительные роды, использование гинекологических щипцов.
Смотреть видео по теме публикации:
Когда новорожденный здоров, то он в состоянии не только научиться слышать звуки, но и начинает различать, делить их на любимые и нет. Помимо этого, увлекшись любимой игрушкой, малыш может не услышать ничего вокруг. Это естественно и бояться этого не надо.
Привет, друзья!
Я, Лена Жабинская, рада приветствовать Вас на своем блоге! Многие молодые родители сталкиваются с ситуацией, когда привезенный из роддома малыш практически не реагирует на окружающие его звуки. Он не плачет, не поворачивает на них головы и, кажется, будто совсем их не замечает. Что это: патология или норма?
Оказывается, ответить на этот вопрос без труда может современная педиатрия. Причем не просто ответить, но также объяснить, когда начинает слышать новорожденный ребенок, почему и как. Ввиду особой значимости и увлекательности темы, сегодня мы об этом и поговорим.
Пожалуй, слух – это одно из самых загадочных явлений. Сегодня уже никто не сомневается в том, что он появляется еще в утробе. Примерно на 16 – 17 неделе беременности крохотный малыш начинает улавливать отдельные звуки, музыку, голоса. Изначально, мама этого может и не замечать, однако на более поздних сроках беременность проигнорировать эту способность ей точно не удастся: услышав знакомую речь, ребенок начнет толкаться!
Самое интересное, что память о прослушанных мелодиях и стихах в утробе, останется даже после рождения ребенка. Лучшее тому подтверждение – его повышенная активность при прослушивании стихов, сказок, музыкальных композиций, наконец, голосов родных и близких.
Когда они начинают видеть
На 30 неделе беременности малыш начинает отличать свет от темноты, при нахождении мамы под прямыми лучами солнца кроха может уловить рыжеватое расплывчатое пятно.
В первые дни после рождения грудничок видит неясные силуэты предметов, находящихся вблизи. Через сколько дней дети начинают видеть — зависит от времени родов. Недоношенные дети отводят глаза от света. Дети, появившиеся в срок интересуются яркими источниками света.
До 14 дней глаза ребёнка слабо реагируют на происходящее вокруг. Новорождённый видит белесоватые пятна округлой формы, не воспринимает происходящее сбоку и сзади. Зрительные возможности новорожденных ограничены на 30˚ вправо и влево, на 10˚ вверх и вниз.
Первые чувства
Информация о том, когда именно ребенок начинает видеть, весьма противоречива. Существует мнение, что в первое время после рождения дети полуслепые и полуглухие. Однако это не совсем так. Действительно, зрение младенца, который еще недавно был в утробе матери, отличается от чувства годовалого малыша, но это и понятно.
Природа позаботилась о том, чтобы новорожденный постепенно адаптировался к окружающей его действительности. Только представьте: после темного и приятного места, с приглушенными звуками, ребенок оказывается в ярком кричащем мире.
Такой резкий переход — серьезный удар по детской психике. Именно поэтому природа позаботилась о том, чтобы нейронные связи, соединяющие нервные окончания глаз с мозгом, у только что появившегося на свет ребенка были развиты слабее, чем у взрослого человека.
Что это дает малышу? Когда новорожденный появляется на свет, он видит не предметы, а их очертания. В первые дни после рождения ребенок не различает цвета, не может определить объем предметов.
Все, что он в силах понять — светло сейчас или темно.
Наверняка вы сами замечали, как ваш малыш начинает жмурить глазки при ярком свете. Новорожденному трудно фокусировать взгляд, его глазки постоянно перемещаются с одного предмета на другой.
Однако это ненадолго. Уже очень скоро ваш малыш поймет, какие преимущества он обретет со своими новыми чувствами. Когда же следует ждать перемен?
Когда начинает видеть новорожденный: особенности зрения грудничка
Когда начинает видеть новорожденный: особенности зрения грудничка
Ребенок начинает видеть еще внутриутробно, находясь внутри маминого живота. Американские исследователи направляли луч яркого света на живот мамы и замеряли реакцию ребенка. Плод смыкал веки, морщился, пытался отвернуться от источника раздражающего света, ярко демонстрируя, что не желает видеть этого.
Встречается мнение, что новорожденный — это белый лист бумаги, который ничего не слышит, и не видит. Но это далеко не так.
В этой статье вы узнаете как и когда начинает видеть новорожденный, что и с какого расстояния видит кроха.
Когда новорожденный начинает видеть — На что они любят смотреть?
Самый любимый объект изучения новорожденного — это… Человеческое лицо! Особенно любимым для него будет лицо мамы и папы. Вот и дайте им такую возможность, поглазеть на ваши лица. Есть что-то в них такое… необыкновенное и притягательное. Играя в «смотрелки» со своим ребенком, вы можете вдруг обнаружить, что малышу больше нравиться разглядывать именно папино лицо. Почему? Просто потому, что у него более отчетливое очертание, а еще если и борода с усами имеется, это добавляет ему контрастности. По приоритету после лиц, любимым предметом разглядывания могут стать черно белые картинки (узоры или фотографии).
Новорожденные в своем выборе рассматриваемых предметов, весьма привередливы. Так например, если мама все время показывалась малышу в очках, а потом сняла их, он может даже отвернуться, как бы переваривая произошедшие изменения: «Что произошло с этой картинкой?» Это еще раз дает подтверждение тому, что новорожденные могут хранить картинки и лица родных в своей памяти.
Развитие зрения в первый месяц жизни
Все описанные выше анатомические структуры глазного яблока, как и острота зрения, продолжают своё развитие и после рождения ребёнка.
Острота зрения новорождённого составляет приблизительно одну десятую от таковой взрослого человека. Ребёнок в этот период способен различать контуры крупных предметов с небольшого расстояния.
Цветовое восприятие в первые дни жизни снижено. Строение сетчатки новорождённого подразумевает наличие палочек и колбочек на периферии. В центральной же зоне (жёлтом пятне), на которой строится изображение предмета, при рождении их очень мало. В течение первого месяца жизни палочки и колбочки постепенно перемещаются к центру, вследствие чего ребёнок начинает различать яркие красные и оранжевые цвета.
Палочки и колбочки — специализированные светочувствительные клетки сетчатки
Формирования единого образа предмета на основе изображений на обеих сетчатках (бинокулярного зрения) при рождении ещё нет. Полноценная картина мира в виде пространственных образов у ребёнка в течение первого месяца отсутствует.В это время мозг только привыкает к поступлению разных сигналов с двух сетчаток.
Размер глазного яблока при рождении меньше, чем у взрослого. В первый месяц жизни отмечается особенно бурный рост анатомических структур: хрусталика, стекловидного тела.
Роговица новорождённого имеет более выпуклую форму, нежели у взрослого. В связи с этим несколько изменено преломление света в разных её участках. У новорождённых может наблюдаться размытое изображение предмета на сетчатке глаза. Причина в этом случае — разная кривизна роговицы, или астигматизм.
Рост роговицы может приводить к транзиторному астигматизму
Зрительный нерв — проводник информации от сетчатки в головной мозг — также меняется в этом возрасте. Основной процесс — формирование миелиновой оболочки нервных волокон.
В возрасте одного месяца новорождённый может следить за движущимся предметом и фиксировать взгляд на неподвижном.В этот период у ребёнка можно заметить явление косоглазия — отклонение зрачка от центральной оси. Однако до шести месяцев специалисты считают его вариантом нормы.
Кровоснабжение сетчатки в этот период имеет одну важную особенность: у новорождённого сосуды сильнее развиты в носовой части, чем в височной.
Сосуды сетчатки у новорождённого сильнее развиты в носовой части
Когда новорожденный начинает видеть и слышать: особенности развития
Врач-педиатр Зиновьева Н.А. 27.11.2015
Состояние малыша сразу после рождения вызывает у молодых родителей ряд вопросов и опасений. Почему он плохо реагирует на шумы — например, не просыпается, когда в соседней комнате работает пылесос? Почему не замечает, когда кто-то входит в комнату? И вообще, все ли в порядке и когда новорожденные начинают видеть и слышать? На самом деле, как правило, реальных поводов для беспокойства нет, и сейчас мы выясним почему.
В мамином животе комфортно, тепло и темно, и вдруг малыш попадает в новый мир, полный движения, света, красок, звуков. Природа очень мудра: она защищает едва родившегося человека от стрессов, связанных с резкой «сменой обстановки». Развитие всех функций (зрения, слуха, двигательной активности) должно происходить естественным образом, в течение нескольких месяцев. И насколько правильно это происходит, в ряде случаев может сказать только опытный врач.
Частые вопросы
Как видят новорожденные дети?
+
Дети видят все в черно-белом спектре, а острота их зрения не позволяет подробно рассмотреть предметы. Цветное зрение появляется к концу первого месяца жизни, а видеть более-менее четко он начнет к детскому саду.
Почему у всех новорожденных синие глазки?
+
Это связано с количеством пигмента в радужной оболочке. У новорожденных его слишком мало, поэтому у всех детей этого возраста глаза серо-синие.
Какие проблемы со зрением могут быть у ребенка?
+
Основные из них — катаракта, глаукома, ретинопатия, нарушение моторики глазных мышц, закупорка слезного канала.